повышение доступности жилья;
увеличение объемов жилищного строительства
и модернизация коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
По каждому из этих приоритетных
направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых
должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти
меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм,
входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и
организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.
Обеспечение государственной поддержки
системы рефинансирования ипотечных кредитов будет осуществляться в соответствии
с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных
жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской
Федерации 30 июня 2005 г.
На протяжении всего периода реализации
второго этапа Программы осуществляются:
совершенствование и развитие нормативной
правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в субъектах
Российской Федерации;
широкомасштабное внедрение
организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных
мероприятий;
реализация подпрограмм и отдельных
мероприятий.·
Основные приоритеты реализации Программы и ее
подпрограмм на второй стадии могут быть уточнены по итогам реализации
мероприятий приоритетного национального проекта в
2006 - 2007 годах.
2.2.
Государственная
программа регулирования жилищных
проблем молодых семей
(Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей")
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 10 августа 2005 года N 1183-р, постановление Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865
Государственный Заказчик Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Основные разработчики подпрограммы: Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство
регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации, фонд "Институт экономики города.
Цель и задачи подпрограммы: основная цель
подпрограммы – государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых
семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных
условий. Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым
семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального
взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение
жилья или строительство индивидуального жилья; создание условий для привлечения
молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков
и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для
приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.·
Сроки и этапы реализации подпрограммы: 2003-2010 годы:
I этап - 2003-2005 годы;
II этап - 2006-2010 годы
Объем и источники финансирования
подпрограммы: общий объем финансирования подпрограммы в 2003-2010 годах за
счет средств федерального бюджета - 18,55 млрд. рублей. В 2006-2010 годах общий
объем финансирования подпрограммы составит: за счет всех источников
финансирования – 165 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального
бюджета - 16,5 млрд. рублей; за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов - 49,5 млрд. рублей; за счет собственных и заемных средств
молодых семей - 99 млрд. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации
подпрограммы: успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит
обеспечить жильем 181,7 тыс. молодых семей, а также обеспечит: создание условий
для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в
жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные кредиты изаймы, а также собственных средств
граждан; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
улучшение демографической ситуации в стране.·
Основные итоги реализации I этапа подпрограммы
Поддержка молодых семей в улучшении
жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.
Государственная поддержка молодых семей в
2003-2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем
молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, в соответствии с которой многие
регионы разработали свои программы улучшения жилищных условий молодых семей.
Разработка и формирование правовых,
финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых
семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были осуществлены в 2003-2005
годах. В этот период были проведены эксперименты на территории отдельных
субъектов Российской Федерации по отработке различных механизмов и форм
взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Было установлено, что наиболее
эффективно подпрограмма реализуется в тех регионах, где разработаны и действуют
схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности
использования сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика
Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).
На I этапе реализации
подпрограммы были разработаны 72 региональные программы.
В 2003-2005 годах 114 тыс. молодых семей -
участников региональных и муниципальных программ улучшили свои жилищные
условия. При этом за счет средств федерального бюджета, которые составили 2,05
млрд. рублей, молодым семьям было предоставлено 13,7 тыс. субсидий при рождении
(усыновлении) ребенка.
Вместе с тем в рамках реализации указанной
подпрограммы в 2003-2005 годах только в ограниченном круге субъектов Российской
Федерации были задействованы механизмы ипотечного жилищного кредитования, а в
большинстве регионов России не было условий для получения молодыми семьями
ипотечных жилищных кредитов.
Анализ результатов I этапа реализации
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, выявил
целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма
осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных
условий.
В соответствии с этой подпрограммой ее
участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке
нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения субсидии за
счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением
(усыновлением) ребенка. В скорректированной подпрограмме решение
демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается
как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой
семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Основные цели и задачи подпрограммы:
Подпрограмма "Обеспечение жильем
молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы (далее подпрограмма) направлена на реализацию одного из
приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное
жилье гражданам России", который предполагает формирование системы
оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в
приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату
первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на
приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью
подпрограммы является предоставление государственной поддержки
в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных
условий.
Участником подпрограммы может быть молодая
семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная
семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30
лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее -
молодая семья).
Основными задачами
подпрограммы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям
субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса
при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или
строительство индивидуального жилья;
создание условий для привлечения молодыми
семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или
строительства индивидуального жилья.
Основными принципами
реализации подпрограммы являются:
добровольность участия в подпрограмме
молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в
улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
возможность для молодых семей реализовать
свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении
жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Условиями прекращения реализации
подпрограммы являются досрочное достижение целей и задач подпрограммы, а также
изменение механизмов реализации государственной жилищной политики
Молодые семьи, имеющие право на участие в
подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа
2002 г. N 638, будут извещены об изменении начиная с 1 января 2006 г. механизма
реализации подпрограммы и о подтверждении исполнения в 2006 году обязательств в
соответствии с ранее действующими условиями и порядком.·
Ресурсное обеспечение подпрограммы:
Основными источниками финансирования
подпрограммы являются:
средства федерального бюджета
(софинансирование мероприятий подпрограммы);
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов;
средства банков и других организаций,
предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на
приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
средства молодых семей, используемые для
частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального
жилья.
Общий объем финансирования подпрограммы в
2003-2010 годах составляет 216,05 млрд. рублей.
На I этапе реализации подпрограммы
(2003-2005 годы) общий объем финансирования составил 51,05 млрд. рублей, в том
числе:
за счет средств федерального бюджета -
2,05 млрд. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных
за счет собственных и заемных средств
молодых семей 99 млрд. рублей.
Общий объем финансовых средств на
приобретение жилья молодыми семьями в 2006-2007 годах составит 57 млрд. рублей,
в том числе 40 процентов средств будет предоставляться в виде бюджетных
субсидий, а оставшаяся часть - в виде ипотечных жилищных кредитов или займов -
либо будет частично обеспечена собственными средствами молодых семей.
Объемы финансирования II этапа
подпрограммы (2006-2010 годы) приведены в приложении N 2.·
Механизм реализации подпрограммы:
Механизм реализации подпрограммы
предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении
жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том
числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного
кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального
жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у
любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения
(жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении
ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или
строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и
техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного
пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).
Субсидия может быть использована молодой
семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для
которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего
платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое
помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет размера субсидии производится
исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной
численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м
общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором
молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив
стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию
устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен
превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту
Российской Федерации, определяемую уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с
учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые
супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек,
включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1
молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при
расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где: СтЖ - средняя стоимость жилья,
принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв.м общей
площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с
требованиями подпрограммы;
РЖ - размер общей площади жилого
помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.
Размер субсидии составляет не менее:
35 процентов средней стоимости жилья,
определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов
софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 25 процентов -
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), -
для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов средней стоимости жилья,
определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов
софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 30 процентов -
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), -
для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.
Условием получения субсидии является
наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или
средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты
приобретаемого жилого помещения.·
Общая площадь приобретаемого жилого
помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера
субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения,
установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет
в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов
молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодым семьям предоставляется
дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
или местного бюджета в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при
рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для
компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или
строительство индивидуального жилья (условия участия субъекта Российской
Федерации в подпрограмме).
Средства федерального бюджета,
предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке
перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации,
отобранных для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов
бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета
на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные
соглашения заключаются при условии, что в бюджетах соответствующих субъектов
Российской Федерации и местных бюджетах предусмотрены средства для реализации
подпрограммы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|