В середине 30-х годов на территории Кыр гызстана
насчитывалось свыше 200 посёлков, имеющих благоустроенные улицы, парки, обще
ственные здания и площади с элементами ин женерно-технического обеспечения.
Вместо сыр цового кирпича стал применяться жжёный кир пич, что позволило
увеличить высоту домов до трёх этажей. В начале 30-х в годов во Фрунзе впервые
были построены 3-этажные жилые дома, что значительно повлияло на архитектурный
облик столицы.
В сёлах наряду с глинобитными жилыми домами было построено
большое число кошар, зер нохранилищ, телятников, коровников, овчарен, мельниц,
колхозных станов и т. д., что положи ло начало возникновению сельской
архитектуры Кыргызстана.
Позитивное влияние на развитие кыргызской архитектуры в
данный период оказало строитель ство отдельных общественных зданий. Был со
оружён ряд крупных общественных зданий в гг. Фрунзе, Ош, Кызыл-Кыя, Сюлюктю.
Родослов ную архитектуры общественных зданий принято связывать со
строительством первого крупного сооружения в столице — здания Совнаркома
Кыргызской АССР, осуществлённого по проек ту А. П. Зенкова в 1928. Используя
традицион ные элементы вост. архитектуры — купол, стрель чатые окна, декор,
полузамкнутые дворы, плас тику стен, А.П. Зенков создал выразительный образ
нового типа адм. здания с учётом местно го колорита. К числу наиболее заметных
столич ных общественных зданий, построенных в дан ный период, можно отнести:
Дом Правитель ства (1936), здание Кыргызского педагогическо го института
(1932), Музыкальной школы (1935), Дом Комвуза (Ю. Дубов). Архитектурно-худо
жественные особенности названных зданий сви детельствуют о тяготении к
стилизаторству и кон структивизму, в целом обусловленных идейны ми течениями советской
архитектуры тех времен.
Второй этап развития архитектуры и градост роительства
начался с'конца 30-х годов. Архи тектурно-градостроительной деятельностью в
Кыргызстане в эти годы, в основном, занима лись архитекторы из Москвы и
Ленинграда. Архитекторов-кыргызов по существу не было из- за отсутствия
архитектурно-строительных учеб ных заведений.
В 1939 Совет народных комиссаров Кыргыз ской ССР утвердил
первый градостроительный документ — Генеральную схему развития и ре конструкции
г. Фрунзе (арх-ры Н. Смирнов). Основные идеи генерального плана предусмат
ривали укрупнение планировочных элементов го родской застройки, реконструкцию
жилых квар талов, композиционные выделения главных го родских магистралей,
создание в юго-зап. час ти города промышленной зоны, новых бульва ров,
озеленённых пространств и др. В после дующие годы эти замыслы получили
частичное воплощение. Так, по проспекту Молодой Гвар дии (быв. ул.
Атбашынская), ул. Правды (быв. Кузнечная), были созданы новые бульвары,
организованы в Карагачевой роще Центральный парк культуры и отдыха, близ завода
им. Фрунзе — парк имени Фучика, создан сквер напротив Дома Правительства,
заложен Ботанический сад, за вершена реконструкция бывшего городского сада. В
архитектурном облике столицы весьма замет ную роль стали играть ул. Ленина
(ныне про спект Жибек жолу), Сталина (ныне проспект Чуй) и Пионерская (ныне
Токтогула).
На примере г. Фрунзе стало очевидно, что дальнейшее развитие
городов немыслимо без раз работанного генплана. Создание генеральных планов городских
населённых пунктов постави ло их развитие на рациональную плановую основу и
послужило прочной базой для кыргызского градостроительства.
В эти годы были выполнены первые гене ральные планы сельских
населенных мест. Пер вый проект колхозного посёлка им. Калинина Сокулукского
р-на был разработан в 1949 архи тектором Е. Писарским. Однако в проектах за
стройки городов и сёл были слабо учтены реги ональные, культурно-исторические и
природно- климатические факторы. Архитектурно-художественные проблемы затрагивались
поверхностно и трактовались чересчур упрощённо или в духе псевдоклассицизма.
Промышленные сооружения уступали по архитектурно-художественному качеству жилым
и общественным зданиям, но в отдельных случаях были созданы интересные
сооружения, например, здание шампанвинком бината на проспекте Мира.
Послевоенное десятилетие характеризуется пе реходом на
типовое проектирование и массовое строительство. Первая серия типовых
двух-трёхэ- тажных жилых домов была разработана архитекто ром А. М. Альбанским
в проектном институте «Кыргызпроект». В архитектуре домов была сделана попытка
учесть местные климатические особенности. Наряду с проектами местных
архитекторов в жилищном строительстве использовались проекты архитекторов
Узбекистана и Казахстана. В этот период практически во всех населённых
местностях возводились школы, клубы, библиотеки, больницы и торгово-бытовые
здания. Раз вернулось строительство курортов и санаториев на Ысык-Кёле, в
Ысык-Ате и Жалал-Абаде.
Архитектуру данного периода характеризуют кинотеатр «Ала-Тоо»
(1938, арх-ры В. Калм ыков), здание медицинского института (1939, арх- р Ф.
Стеблин), здание Дворца пионеров (1939—51, арх-ры Ф. Стеблин, В. Нусов), зда
ние Прокуратуры республики (1941, арх-р В. Верюжский), здание торгового
техникума (1954, арх. Е. Писарской), здание Гос. академиче ского театра оперы и
балета им. А. Малдыбаева (1955, арх. А. Лабуренко при участии П. Ива нова). Они
вобрали в себя типичные черты со ветской архитектуры, пластические и художест
венные поиски того времени.
В 50-е годы начали создаваться архитектур ные ансамбли.
Формирование первого архитек турного ансамбля — Советской площади, нача лось на
пересечении пр. Чуй и бульвара имени Крупской в 1951. Первый ансамбль был
образо ван зданиями горисполкома (арх. П. Иванов), Министерства сельского
хозяйства (арх. В. Ну сов), проектного института «Кыргызгипрострой» (арх-ры В.
Очинский, В. Афонин, И. Люб линский, В. Коновалов) и открытой площадью. Со
строительством с вост. стороны площади зда ния Кыргызской гос. филармонии и
памятника Манасу (1980,арх-ры А. Печёнкин и др., скульптор Т. Садыков) было
полностью завершено формирование этого ансамбля. Внешний облик ан самбля
сочетает в себе черты классической и мо дернистской архитектуры.
С конца 40-х годов началось возведение ком плекса сооружений
республиканской с.-х. выс тавки (ныне ВДНХ), расположенной в юж. час ти
столицы. В создании этого архитектурного ансамбля участвовали многие
архитекторы Кыр гызстана, среди к-рых К. Галиев, А. Пушкина, Е. Писарской, П.
Иванов, А. Нежурин, В. Лы- зенко и др. Архитектура выставочного ансамбля
вобрала в себя творческие поиски архитекторов в различных аспектах, что нашло
свое отражение в пластической трактовке образов павильонов и др. сооружений. К
архитектурным ансамблям этого времени можно отнести соцгородок (арх-ры М.
Милов., Е. Писарской), планировка к-рого базируется на градостроительных
теориях 50-х годов.
Определённую роль в повышении эстетичес кого уровня городской
среды сыграли возводи мые в этот период монументы и памятники, среди к-рых
можно отметить памятники генера лу И.В. Панфилову (1942, скульптор О. Мануй
лова, арх. В. Верюжский, снесён в 1980), па мятник Т. Я. Бегельдинову (1950,
скульптор И. Абакумов), памятник Ж. Боконбаеву (1948, скульптор О. Мануйлова,
арх. В. Верюж ский).
В 1955 произошел коренной переворот в истории советской
архитектуры с принятием спе циального Постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР об устранении излишеств в ар хитектуре и переводом всего строительства на
индустриальные методы. Начался новый этап в развитии архитектуры и
градостроительства Кыр гызстана. Обеспечение предельно экономичных
архитектурных решений зданий и сооружений за счёт сборных конструкций, жёсткое
нормирова ние, приоритет типового проектирования и застройки городов в виде микрорайонов
стано вятся основой гос. политики в области архитек туры и градостроительства.
В этот период не бывалый размах получило промышленное строи тельство,
значительно изменившее существую щий облик городов и регионов Кыргызстана.
Среди них наиболее крупные: столичная ТЭЦ, домостроительные комбинаты во Фрунзе
и Оше, обувная фабрика «Чолпон», камвольно-суконный комбинат, Кантский
цементно-шиферный ком бинат, автосборочный, электромеханический заводы,
полиграфический комбинат во Фрунзе, Ошский хлопчатобумажный комбинат, Майлуу-
Сайский электроламповый завод, Каиндинский завод электрокабелей, завод
листового стекла в Токмоке и др.
Особое внимание уделяется архитектуре села, характерным
примером укрупнения и преоб разования групп селений может служить посё лок
Купре-базар в Таласском р-не (1960), по вышается эстетика жилой застройки, обще
ственных центров, улучшается композицион ное построение и планировочная
организация (Центральная усадьба совхоза «Ала-Арча», Кыр гызской
машинно-испытательной станции, посёлков Курпульдёк Калининского, Бейшеке
Кировского, Терек-Суу Токтогулского, Жаны- Арык Карасуйского р-нов). По единому
генплану комплексно был построен экперимен тально-показательный посёлок
Орто-Алыш со вхоза «Аламюдюн», отобранный для реализа ции в результате
открытого республиканского конкурса Госстроем Кыргызской ССР и Союзом
архитекторов (авторы — арх-ры М. Ловушки на, К. Клименко). Рациональной
планиров кой, благоустроенными жилыми кварталами, развитым общественным центром
обладает по сёлок Токтогул, построенный в 1977. Проект посёлка для
гидростроителей разработан в про ектном институте «Кыргызпроект» авторской
группой: В. Умамбеков, К. Куделя, Р. Москин, К. Алыкулов и С. Лопатин. В 1978
году им была присуждена Гос. премия имени Ток тогула.
Курортное строительство развернулось в Ысык- Кёлской
котловине на основе проекта районной планировки, разработанного ЦНИИП градо
строительства (Москва) и республиканскими про ектными институтами (1972).
В начале 60-х годов в связи с переходом на индустриальные
методы строительства полностью было прекращено индивидуальное проектирова ние
жилых домов. Если раньше преобладала экспериментальная застройка жилых
кварталов, то теперь она велась в виде микрорайонов методом свободной
планировки. Была принята ступен чатая форма культурно-бытового обслуживания
жилых районов. За период с 1955 по 1965 разра ботаны 5 каталогов типовых
проектов жилых домов, на основе к-рых застраиваются жилые зоны городов и
посёлков городского типа. Под руководством арх-ра Е. Писарского в 70-е годы были
разработаны серии типовых проектов жи лых домов 98, 105, 106 серий с улучшенной
пла нировкой квартир. За широкое внедрение ти повых пяти- и девятиэтажных
крупнопанельных жилых домов серии 105 архитекторы Е. Писар ской, В. Седов,
инженеры А. Мозговой, А. Тэвс, А. Афонин, В. Анистратов в 1978 удо стоены Гос.
премии Кыргызской ССР в области науки и техники.
Игнорирование региональных культурно-ис торических традиций,
безликость, механистич ность в формировании архитектуры такого рода жилых
образований, несмотря на относительное улучшение комфортности проживания в них,
вызвала справедливые нарекания со стороны на селения.
Вместе с тем, определённые успехи были до стигнуты в
индивидуальном проектировании и экспериментальном строительстве жилых домов.
Интересную архитектурную трактовку имеют 102- квартирный жилой дом с Дворцом
бракосочета ния и кафе на 75 мест (1966, арх-ры В. Анд реев, Р. Ким), жилой дом
с магазином «Тысяча мелочей» (1974, арх-ры Е. Писарской, В. Ива нов, А.
Голованов, К. Токочев, С. Нургазиев).
Проектирование и строительство общественных зданий ведется в
3-х направлениях: типовое проектирование и повторное использование, продолжение
пластических традиций советской архитектуры и поиск новых индивидуальных ре
шений. Для массового строительства школ, детских садов и яслей, магазинов,
больниц и др., в основном, используются типовые проекты, раз работанные
местными архитекторами и централь ными проектными научно-исследовательскими
институтами Москвы, Ленинграда и др. респуб лик. Первая каркасно-панельная
школа на 1176 учащихся была построена в 1973 по проекту арх. Р. Кима и инж. И.
Снычкова, разработана и внедрена типовая серия детских дошкольных уч реждений
(арх-ры А. Цевменко, Л. Спектор). На основе повторного применения ранее
разработанных проектов построены кинотеатр «Россия» (1963, арх-ры С. Чечик, П.
Мочульский), драматический театр в Оше (1974, арх-ры Ф. Евсеева, М. Евсеева),
во Фрунзе: здание цирка (1976, арх-ры Л. Сегал, В. Шадрин, А. Нежу рин,
присуждена премия Совета Министров СССР), Дворец спорта (1974, арх-ры В. Кос
тин, В. Марунов), универмаг «Айчурек» (1974, арх-ры Б. Соболевский, Ю.
Пересветов), кино театр «Манас» (1970, арх. А. Головонов) и др.
Типология общественных зданий и сооруже ний в этот период
была значительно расширена и пополнена своеобразными архитектурными решениями.
Построены интересные по пласти ке с выразительным архитектурным образом му зеи
В. М. Фрунзе (1967, арх-ры Ю. Карих, Г. Кутателадзе), изобразительного
искусства (1974, арх-ры Д. Ырыскулов, А. Жекшенбаев, В. На заров, инж. А.
Юсупов), главный выставочный павильон ВДНХ (1974, арх-ры В. Лызенко, А. Не-
журин, присуждена премия Ленинского комсо мола Киргизии). Особенно выделяется
компо зиционный замысел и пластика здания Кыргыз ского гос. музея
изобразительных искусств, авторскому коллективу к-рого в 1976 присужде на Гос.
премия им. Токтогула Сатылганова.
В этот период в архитектурно-художествен ном формировании
улиц, площадей, скверов важную роль приобретает возведение мону ментальных
памятников. Памятник Тоголоку Молдо, установленный в центре сквера между ул.
Московской и Боконбаева (1963, скульптор О. Мануйлова), памятник Т. Сатылганову
воз ле театра оперы и балета (1974, художник Г. Ай тиев, арх. А. Исаев),
памятник М.В. Фрунзе, сооружённый на площади железнодорожного вок зала (1970,
скульптор Л. Дубинский, А. Пося- до, арх-ры Е. Вулых, В. Хавин, А. Исаев), и
др. продолжили к этому времени традицию со ветского монументального искусства.
Удачное размещение и комплексное пространственное формирование градостроительства
узла на пере сечении бульвара Молодой Гвардии и пр. Чуй свойственно двум
произведениям монументаль ного искусства: памятнику героям-комсомольцам
старшего поколения (1963, скульптор В. Пуз ревский при участии Т. Тупого, арх.
А. Кор жемпо) и Аллее героев (1975, арх В. Курбатов, скульпторы Т. Садыков, А.
Мухатдинов, В. Шес- топал, Т. Тупый, 3. Хабибулин, Т. Досмагам-бетов).
Сдержанный композиционно-пластиче ский язык и найденные соразмерные пропорции
Монумента Дружбы (1974, скульпторы Т. Сады ков, 3. Хабибулин, арх. А. Нежурин),
несколь ко диссонируют с эксцентричным размещением его среди крупных
общественных зданий и от крытых пространств. Начиная с 60-х годов раз личные
объекты ландшафтной архитектуры ста новятся непременными атрибутами городской
среды и природных зон. Разрозненное и мало развитое озеленение участков города
превраща ется в систему взаимосвязанных ландшафтных об разований, что
существенно улучшило экологи ческое состояние и эстетическое качество город
ского пространства. В середине 70-х годов во Фрунзе имелось 17 парков, 22
сквера, 2 бульва ра и 4 лесопарка. В 60-х и 70-х годах возросло внимание к
малым архитектурным формам: бас сейнам, фонтанам, беседкам, лестницам, деко
ративным стенкам и др. В 1976 р зап. Стороны ЦУМа была организована благоустроенная
пло щадка с фонтанами, малыми архитектурными формами, озеленением. Эта работа
на все союзном конкурсе была удостоена диплома пер вой степени Союза
архитекторов СССР (арх-ры A. Солтобаев, Р. Мухамадиев, Ю. Тагиров, Б.
Афиджанов).
В 1984 во Фрунзе впервые был построен 16- этажный
130-квартирный жилой дом из монолитной конструкции, состоящий из двух блок-
секций (арх В. Боровиков, инж. В. Мануков ский, В. Шереметьева). Удачно
использованы возможности монолитного железобетона в стро ительстве 2-этажного
жилого дома с магазином «Детский мир» на проспекте Мира (1982, арх. B. Лызенко,
инж. В. Анистратов). Характер ной тенденцией 80-годов в жилищном строи тельстве
становится переход от «штучных» домов к пространственно развитым жилым комплек
сам. Был построен ряд многоэтажных высотных жилых домов. Среди них комплекс
жилых до
мов по ул. Советской (1977, арх-ры Е. Писар ской, В. Лызенко, К. Токочев, Ю.
Сычков, удостоен дипломом Союза архитекторов СССР), жилой комплекс из
монолитного железебетона, состоящий из 4-х групп 5-, 9-, 12-этажных бло ков,
соединённых между собой торгово-бытовым центром по пр. Чуй (1985, арх-ры Б.
Лебедев, Н. Байбеков, А. Нежурин, инж. В. Бушуев). За оригинальное пластическое
решение 18-этаж
ного 100-квартирного жилого дома по улице Ки евской авторский коллектив в
составе: архи текторы Б. Лебедев, И. Камбарбаев, А. Нежу рин, М. Байбеков,
инженеры Я. Гринштейн, В. Бушуев отмечен золотой медалью Союза ар хитекторов
СССР на Всесоюзном смотре луч ших построек за 1983. К празднованию 60-ле тия
Кыргызской ССР было завершено строитель ство 3-х рынков: Аламюдюнского,
Орто-Сайского и Ошского. Среди них по пространственной орга низации,
планировочному решению и внешне му облику Ошский рынок близок к вост.
традиционному стилю. Региональные архитектурные мотивы использованы в
архитектурном обрам лении бани «Жыргал» на 200 мест (1984, арх-ры А. Согонов,
Ш. Насипкулов, С. Белянчиков) и гостиницы «Ысык-Кёл» (1984, арх-ры К. Алы
кулов, К. Ибраев, С. Нургазиев, М. Керимку лов, инженеры А. Мусатов, С.
Денисов). Архи тектура таких общественных зданий как: спецболь ница по ул.
Киевской (1983, арх. У. Алым кулов), кардиологический центр Республикан ской
больницы (1982, арх-ры Я. Алексенцев), аэровокзал «Манас» (1981, арх-ры В.
Иванов, А. Жумакалиев, К. Куделя, инж. С. Лопатин), адм. корпус Кыргызсовпрофа
(1981, арх-ры А Куделя, В. Мирошниченко, В. Иванов, О. Гай гер, С. Лопатин),
здание партархива (1984, арх-ры Е. Чубенко, А. Нежурин, Г. Мулявин), Коми тет
гос. безопасности (1984, арх-ры Е. Чубен ко, А Нежурин, А Согонов, В. Лызенко,
П. Му лявин), Комбината бытовых услуг «Дом счастья» (1987, арх-ры А. Логунов,
А. Клишевич), зап. автовокзала (1986), решена в стиле модернист ской
архитектуры 70—80-х годов.
Значительные количественные и качественные изменения
претерпело строительство детских са дов, школ, средних и высших учебных заведе
ний. Среди них новизной подхода выделяются здания детских садов-яслей в жилом
районе Ак- Оргё (арх-ры Л. Лазарев, А. Коханов), школы №70 по улице Боконбаева
(1990, арх-ры С. Абы- шев, Н. Мамбетказиев, О. Жанеков), спецшко лы в
микрорайоне «Джал» (1984, арх-ры А. Не журин, А. Согонов, Ш. Насипкулов),
нового учебно-лабораторного корпуса Медицинской ака демии (1988, арх-ры Я.
Алексенцев, С. Зусик), Кыргызско-российского университета (1986, арх- ры У.
Алымкулов, С. Султанов, О. Лазарев, инж. Л. Сидоренко, ранее Дом офицеров), Гу
манитарного университета по пр. Мира (1994, арх-ры У. Алымкулов, С. Султанов,
Ж. Асана- лиев. О. Лазарев, Ж. Аманалиев, инж. Л. Си доренко) и др. Крупные адм.
здания построе ны в центральной части Каракола, Таласа, Оша, Нарына, Балыкчи и
в др.
С середины 1980-х начинается активный поиск нац. стиля в
кыргызской архитектуре, переход от декоративной внешней идентификации к
отражению глубинных этнокультурных основ. Свидетельством этому являются:
«Аксакалдар чайханасы» (1988, арх-ры У. Алымкулов, С. Сул танов, Ж. Асаналиев,
Ч. Харлоев), кымызхана в парке им. И. Панфилова (1991, арх-ры Б. Кариев, К.
Нарбаев), торгово-культурный центр фирмы «Мадумар-Ата» в с. Лавдан-Кара
Сузакского р-на (1994, арх. Ж. Шерматов, худ. У. Баймуратов, уста М.
Кудайбердиев), мемо риальный кюмбёз Кадыр-Аке в селе Кереге-Таш Ысык-Кёлской
области (1993, арх. Т. Бай беков), музей Ж. Боконбаева в Токтогулском р-не
(1991, арх-ры С. Амыркулов, И. Калобарбаев, К. Исраилов), музей Токтогула в
Кетмен-Тёбё (1992, арх-ры Н. Баетов, М. Толенбаев) и др. С использованием нац.
мотивов сооружены мо нумент «Победы» (1985, арх-ры У. Алымкулов. В. Лызенко, В.
Бухаев, скульпторы Т. Сады ков, М. Аникушин и др), скульптурная группа «Манас»
перед Кыргызской гос. филармонией (1986, скульптор Т. Садыков). С северо-зап.
стороны перекрестка ул. Советской и пр. Чуй в 1988 был установлен памятник
«Борцам рево люции», а автору памятника скульптору Т. Са дыкову в 1988 присуждена
Ленинская премия.
Начиная с 80-х кыргызские архитекторы успешно участвуют в
международных, всесоюзных и республиканских архитектурных конкурсах. Авторы
проекта застройки центра г. Фрунзе ар хитекторы Н. Уллас, К. Токочев, В.
Лызенко, Г. Кутателадзе, Д. Егимбаева на Всесоюзном смотре лучших проектов 1982
получили золотую медаль Союза архитекторов СССР. Интересные архитектурные
предложения кыргызских зодчих были отмечены на Всесоюзных открытых конкур сах
на тему «Сельский усадебный дом» (1982, арх- ры А. Цевменко, Л. Спектор, Ю.
Петренко), «Сельский клуб» (1983, арх-ры Д. Омуралиев, О. Байгожоев, О. Абышев)
вторыми премия ми. В 1984 во Фрунзе был проведён открытый конкурс среди
архитекторов среднеазиатских рес публик на тему «Общественный центр села». Жюри
присудило первую премию архитекторам Д. Омуралиеву, О. Байгожоеву, О. Абышеву.
На международном конкурсе на тему «Жилище будущего», организованным ЮНЕСКО и
Меж дународным союзом архитекторов (1985), 3 группы кыргызских архитекторов в
первом туре выш ли победителями. Во втором туре проект «Жи лище будущего для
вчерашних кочевников» (А. Зусик, С. Рыспеков, А. Загрудный) полу чил первую
премию и экспонировался в Японии. В 1989 на Всесоюзном смотре-конкурсе молодых
архитекторов творческие работы архи тектора С. Абышева удостоены высшей награ
ды. На первом международном конкурсе дип ломных работ по архитектурной
специальности, проведённом в Москве в 1990 работе диплом ника А. Алсеитова
(рук. Д. Омуралиева) при суждены Гран-при и золотая медаль Междуна родной
Академии архитектуры.
К тысячелетию эпоса «Манас» в 1993 органи зован Международный
архитектурный конкурс на тему «Манас айылы». Победителями конкурса стала группа
архитекторов: Д. Омуралиева, А. Алсеитов, О. Байгожоев. А Кожалиев, К. Са таев,
К. Мокеев, Ж. Исаков, проект к-рых был принят к строительству.
В начале 90-х годов в архитектуре и градо строительстве
Кыргызстана обозначились прин ципиальные изменения, обусловленные важны ми
политическими событиями — обретением гос. суверенитета, переходом к рыночной
экономи ке, реформами в культурно-духовной сфере общества. В системе
архитектурного проектирова ния и в строительно-технологическом комплек се
наметились новые ориентиры. Централизо ванный гос. заказ на объекты
гражданского строительства стал уменьшаться, произошёл некоторый спад в объёме
капитального строительства. Творческие коллективы в крупных специа лизированных
проектных организациях распались на мелкие группы и частные проектно-строитель
ные фирмы.
В 1992 состоялся очередной съезд архитекторов республики,
к-рый наметил стратегическую цель и конкретные задачи по возрождению нац.
архитектуры, определил комплекс мероприятий по преобразованию городских и
сельских населённых пунктов в условиях рыночной экономи ки. Парламентом
республики в 1996 был при нят закон об архитектуре и градостроительстве,
регулирующий правовые отношения между субъектами архитектурно-градостроительной
де ятельности, базовые установки в проектирова нии и строительстве городов и
сельских насе лённых пунктов, объектов гражданского и жи лищного строительства.
На базе архитектурно-строительного и инже нерно-строительного
факультетов политехнического института в 1992 был создан Архитектурно-
строительный институт, к-рый в 2000 получил статус Кыргызского гос.
университета по строительству, транспорту и архитектуре, где ведётся подготовка
молодых архитекторов, градострои телей, реставраторов, дизайнеров и строителей.
В течение последних десяти лет наметились новые тенденции в
развитии архитектуры и гра достроительства суверенного Кыргызстана. Од ним из
направлений архитектуры становится поиск пластической формы и художественного
языка этнокультурных объектов, выражающие эстетические идеалы и восточные
представления народа о гармоничной организации жизненно- пространственной среды
городов и сёл Кыргыз стана. Об этом свидетельствует, в частности, архитектура
этнокультурного центра «Манас ай ылы» (построенного к тысячелетию эпоса «Ма
нас» в г. Бишкеке) и «Манас ордосу» (г. Талас) — в 1995.
По результатам проведённого в 1993 Между народного конкурса
жюри отобрало из представленных проектов работу группы архитекторов в составе
Д. Омуралиева, О. Байтикова, М. Отун чиева, Ж. Исакова. Архитектурный комплекс
«Манас айылы» расположен в юж. части города возле гостиницы «Ысык-Кёл»,
площадью 6 га, представляет собой сложное многофункциональ ное
образование, предназначенное для проведе ния общенациональных праздников,
культурно- массовых мероприятий горожан. Посетителей «Манас айылы» у главного
входа встречают «кырк- чоро», сподвижники Манаса в виде 40 скульп тур. За
торжественными воротами организована узорчатая площадь с декоративной
композицией «Кырккыз». Центральную часть комплекса за нимает площадь «Шырдак»,
состоящая из ис кусственных холмов с мифическими крылатыми скакунами Ак-Кула и
Тайтору, а также монумент «Санжыра», символизирующий древо жизни кыр гызов.
Основную церемониальную дорогу, к-рая яв ляется
композиционной осью, завершает «Хан ская ставка». Она представляет собой
холмистую площадку, где возвышаются каменные юрты (одна большая, три маленькие)
и символизирует ми ровую гору; под холмом находится Центр по изу чению эпоса.
Композиционной вертикальной доминантой комплекса является
45-метровая башня «Тавро Манаса» обозреваемая со всех сорон на большом
расстоянии. Башня изобилует архитектурными символами и метафорами, где
просматривается образ воина Манаса, крепко стоящего на ногах, отмеченного
небесным камнем, в окружении своих потомков.
Для достижения архитектурно-художественной выразительности
комплекса широко использова ны приёмы геопластики. С помощью искусст венно
созданного рельефа — террас, холмов, зем ляных валов, пандусов, лестниц,
амфитеатра спланирован своеобразный ландшафт гористой местности. Среди
отделочных материалов при менены галечники, гранитные плитки «сары-таш». В будущем
предусмотрено расширение комплекса с включением центра нац. игр, сада, камней,
комплекса скульптур великих людей Кыргызстана.
На международном конкурсе за лучшие про изведения архитектуры
и градостроительства в странах СНГ в 1997 решением жюри комплекс «Манас айылы»
удостоен высшей премии Гран- при Международного фонда архитекторов.
Архитектурный ансамбль «Манас ордосу» (арх- ры Г. Асылбеков,
Д. Омуралиев, О. Байгожоев, А. Алсеитов, М. Отунчиев, Ж. Исаков) воз ник на
основе пространственного развития священного исторического места, где у
подножия Кароол-Чоку находится кюмбёз Манаса, некро поль с садом и здание музея
(арх. Э. Нурбеков).
Путь к ритуальному поселению «Манас ордо су» начинается с
обелиска «Ак шумкар», уста новленного при подъезде к ансамблю. В отли чие от
компактно спланированного «Манас айы лы» данный ансамбль пространственно органи
зован в виде последовательно расчленённой лан дшафтно-парковой композиции с
аллеей, веду щей по оси в восточном направлении к основ ным достопримечательностям.
Три арки на пи лонах в образе пламени служат в качестве глав ных ворот, за
к-рыми предусмотрено прохожде ние по символическому мосту, обрамлённому де
коративными щитами и пиками воинов Манаса.
В комплексе интересно решена архитектура здания «Тулёкана» с
полуовальным дворовым пространством, предназначенная для жертвоп риношения и
ритуальной трапезы. Здесь башен ный входной элемент соединён с айваном и цен
тральным распределительным узлом, вокруг к- poro размещены 3 большие и 7 малых
гостевых помещения. В парковой зоне для паломников, регулярно посещающих кюмбёз
Манаса, возве дено специальное здание «Бюбкжана», где они знакомятся с методами
традиционной народной медицины у шаманов и экстрасенсов. Вокруг квадратного в
плане зала веерно расположились три изолированные зоны для проведения сеансов
лечения. Архитектурная форма здания на поминает старинную ханаку — место для
уеди нения средневековых отшельников. Сев. под ножие горы Кароол-Чоку отведено
для организации массовых нац. праздников (конных состя заний, театральных
представлений). Вокруг ат-майдана (ипподрома) спланированы площадки,
предназначенные для юрточного айыла. Во вре мя празднования 1000-летия эпоса
«Манас» здесь был создан айыл из 1000 юрт. В традициях нац. архитектуры
спланированы здания чайханы, ме чети, административно-хозяйственные сооруже ния
и малые архитектурные формы.
Заметным явлением в культурной жизни ста ло создание
мемориала «Ата Бейит» (арх. К. Алыкулов) возле с. Чон-Таш, посвященно го памяти
расстрелянных в годы репрессий таких выдающихся личностей, как Т. Айтматов, К.
Тыныстанов и др. На живописном склоне соз дан пространственный ансамбль,
состоящий из музея, скульптурных композиций и площади для ритуальных церемоний.
За прошедшее десятилетие существенное раз витие получила современная
мемориально-мо нументальная архитектура Кыргызстана. Прак тически в каждом
регионе республики кыргызскими архитекторами возведены знаковые мемо риальные
кюмбёзы и монументально-скульптур ные композиции, посвященные незаслуженно за-
бытым в годы Советской власти выдающимся деятелям культуры, науки, гос.
строительства и легендарным личностям.
Так, в Ысык-Кёлской области построены кюм бёзы Кадыр-аке
(арх. Т. Байбаков), Чолпон- Ата (арх. М. Керимкулов), Садыр-аке, Баатыр- кана и
др. Кюмбёз Чолпон-Ата выполнен в виде величественной башни с куполом на 4-х
опорах. Выдумкой и изяществом отличается кюмбёз Ка дыр-аке, выполненный в
оригинальный кладке из силикатного кирпича. Величественный ку пол и стройные
башни венчают верх кюмбёза.
В памятные историко-культурные места пре вратились недавно
построенные кюмбёз Шабда на (Кеминский район), Курманбек баатыра (Жа
лал-Абадская область). Курманжан-датка (Ошс кая область) и др. После
реставрации был вос тановлен полуразрушившийся кюмбёз Байтика, построенный из
кирпича в конце 19 в.
В Токтогулском р-не по проектам архитек торов М. Амыркулова,
Т. Осмонкулова, соору жены мемориальные музеи великого комузиста Коргоола
(Досуева) и акына, драматурга Ж. Бо конбаева, а также музей Токтогула (арх-ры
Н. Баетов, М. Толошбаев). За архитектуру му зея Ж. Боконбаева в 1991 авторы
проекта удос тоены золотой медали на международном кон курсе за лучшую
постройку года в г. Алматы. Пространственная организация музея решена ка мерно,
в плане прочитывается мотив кыргыз ского узора. Главными семантическими элемен
тами фасада являются знаки восходящего солн ца и раскрытой книги.
Среди монументально-скульптурных памятни ков, созданных за
последние 10 лет, выделяют ся работы известного скульптора Т. Садыкова
«Монумент независимости» и «Эл кугу». В пар ке имени Ататюрка сооружён
памятник, посвя щенный погибшим воинам-афганцам (арх-ры Т. Ке нешов, Ж. Исаков
и др).
Театральная площадь г. Бишкек, организован ная зданиями
театра оперы и балета имени А. Малдыбаева, Гос. музея изобразительных ис кусств,
Республиканской библиотеки для юношества имени К. Баялинова и сквером, попол
нилась камерным скульптурным памятником выдающегося акына А. Токомбаева
(скульптор С. Ажиев, арх. Т. Кенешов). Удачно размес тился памятник поэту Т.
Уметалиеву на бульва ре Эркиндик (скульптор Д. Жолчиев, арх. О. Бай гожоев). К
празднованию 3-х тысячелетия ос нования г. Ош были проведены масштабные работы
по благоустройству городских магистра лей, площадей, зон отдыха; вокруг
Сулайман- Тоо возникли малые архитектурные формы, про должились археологические
и реставрационные исследования средневековой бани, построено новое здание
краеведческого музея области, всё это позволило значительно улучшить качество
историко-охранной зоны города.
За последние десятилетия архитектура Кыргызстана накопила
большой опыт в проектировании новых типов зданий и сооружений, отра жающих
многообразие социально-экономических процессов республике. Для разработки проек
тов коллективы архитекторов начали эффектив но использовать компьютерную
технику. Одним из основных направлений улучшения сложившей ся городской
застройки стало использование малых архитектурных форм, возможностей средо вого
подхода (дизайна окружающей среды и ланд шафта).
Возникает новая типология общественных и жилых зданий
Страницы: 1, 2, 3
|