Меню
Поиск



рефераты скачать Архитектура и градостроительство Кыргызстана

Архитектура и градостроительство Кыргызстана

            Министерство высшего и средне - специального образование                      

              




                                                 Курсовая работа на тему:

 



                  

 Архитектура и градостроительство

                    Кыргызстана




                                                         













                                                                       Выполнил:

                                                                        

                                                                       Принял:                      






                                                        


                                                                   г. Ташкент 2006 г.


                                          Архитектура и градостроительство

Освоение нынешней территории Кыргызстана для хозяйственно-бытовой жизни древними племенами началось ещё в каменном веке. В пещере «Сел-Ункюр» (находится около Айдарке на Ошской области, примерно 800—500 тыс. лет до н. э.), в стоянке «Он-Арча» возле с. Эчки- Башы (Тянь-Шанский р-н, 300 тыс. лет до н.э.) обнаружены каменные орудия. Это позволяет предположить что территория Кыргызстана, на ряду с Южным Таджикистаном и Южной Турк менией, является одной из немногих р-нов первоначального заселения человеком Центральной Азии в эпоху палеолита.

Социальную базу общества в каменном веке составляет первобытно-общинный строй, где древние люди занимались изготовлением камен ных орудий, охотой, а также усваивали примитивные способы строительного дела. Большие и малые семейные общины организовывали себе в удобном месте долговременные стоянки (стой бища), приспосабливая для этих целей пещеры и гроты. Эту деятельность можно рассматривать как начальные опыты строительства.

Активное заселение юго-зап. предгорий Ферганы началось примерно в 1 тыс. до н. э., в особенности, во время становления Даваньско- го государства, когда происходило массовое пе реселение скотоводов из долины в предгорья. Пришельцы из равнинной Ферганы обжили до лину р. Кожо-Бакырган-Сай. Причина пересе ления была чисто хозяйственная: в это время в долине быстрыми темпами развивалась иррига ционная сеть, сокращались пастбища. Поселе ния довольно густо размешались вдоль основных водных артерий (Исфана-Сай, Лейлек и Кожо-Бакырган). С древнейших времён характерным типом расселения здесь были отдельные укреп лённые дома (дома-крепости), усадьбы и укреп лённые посёлки.

Начиная с эпохи бронзы, в освоении терри тории Кыргызстана древними племенами проис ходят существенные изменения. Это было связано с двумя факторами: постепенным образо ванием осёдло-земледельческих оазисов в Ферганской долине и формированием так называе мых древнекочевнических комплексов (террито риально-культурных общностей) в горных ареа лах (Ысык-Кёлская котловина, Чуй, Талас, Внут ренний Тенир-Тоо). Появление раннекочевни ческих племён имеет важное историческое зна чение для понимания специфических особенно стей расселения в древности.

Поселения эпохи бронзы, по сравнению со стоянками, создавались как долговременные ме ста обитания пастушеско-земледельческого населения и служили в качестве центров их хозяй ственной и общественной деятельности. В за висимости от занимаемой территории и кол-ва жилых и хозяйственных построек (наземных и полуназемных) можно различать крупные (70— 80 построек) и малые (30—40 построек) посе ления.

Выбор территории для разбивки поселения определялся с учётом многих естественных фак торов. Наличие воды, речки, родника, защищённость от ветра, освещённость солнечными лучами, топография местности (рельеф), харак тер растительности и др. обуславливали преиму щественно компактную планировку поселения, рядом с поселением размещались, как правило, кладбища. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в целях обеспечения безопасности, поселения ограждались валом и рвом. Ос новную массу застроек занимали жилые построй ки, среди них выделяются дома, пригодные для совместного проживания от 20—25 до 35—40 чел. Соответственно, площадь жилища была от 100 до 400 м2 . Отдельные строения предназна чались для производственно-хозяйственных нужд, др. использовались как культовые поме щения.

Самым знаменитым историко-архитектурным памятником эпохи бронзы, обнаруженным на территории современного Кыргызстана, являет ся так называемое «Ошское поселение». Это древнее селение, с заранее обдуманной плани ровкой в виде террасы, располагалось на юж. склоне горы Сулайман-Тоо и существовало в течение нескольких столетий. Многолетние археологические исследования, начатые с 50-х го дов такими учёными, как Ю. А. Заднепровский, Л.Л. Гуревич и др., позволили довольно отчёт ливо представить зачатки планировочной, функ ционально-пространственной организации это го довольно компактного жилого и хозяйствен ного образования и проследить уровень строи тельно-технического умения древних земледель цев Ферганы в сооружении полуназемных пост роек (землянок). На склоне гор при помощи специально врубленных уступов образованы около десяти параллельных террас (ширина около 8 м, высота ступени около 2,5 м), на к-рых размеща лись более сотни землянок.

Из поселений эпохи бронзы выделяются в Чуйской долине — Беловодское (15—13 вв. до н. э.), Аламюдюнское, Александровское, Жай ылма и Каиндинское (12—9 вв. до н. э.), в Ток тогуле открыто коллективное жилище на 25 чел. Поселения эпохи бронзы принято считать «анд роновскими и чустскими», к-рые соседствовали с так называемыми «ранними кочевниками». Юж. регион Кыргызстана примыкал к урбани зированной юж. части Центральной Азии, а сев. регион преимущественно к степной кочевой культуре саков. Кочевое и полукочевое населе ние древнего Кыргызстана находилось в поли тической, хозяйственной, экономической и куль турной взаимосвязи с урбанизированным Фер ганским земледельческим оазисом. Уже в ран нем средневековье сев. регион Кыргызстана становится относительно урбанизированной терри торией, как и юж. регион.

Развитие двух типов хозяйственной деятель ности и культурно-бытовой жизни ( кочевников и земледельцев), к-рые сложились исторически на территории Кыргызстана еще в 1 тысячеле тии до н. э., обусловили параллельное существование двух видов жилища — переносного и ста ционарного.

Кочевники пользовались такими разновидно стями переносного и легкосооружаемого жилья как шалаши, шатры и юрты. Полукочевники могли прибегать к обоим видам жилища. Диа пазон стационарного жилища был довольно широк. Это — жилища в виде землянок и полу землянок, дома из глины, каменно-глиняные и из деревянных срубов. В отдельных случаях для жилья годились искусственные и естественные пещеры и гроты. Стационарные жилые строе ния от переносных отличаются не только конст рукцией, материалом, но и более развитой пла нировкой, включающей хозяйственные построй ки, иногда дворовые пространства. Все эти виды жилища имели место в древней и средневековой истории Кыргызстана. Вместе с тем юрта, по сравнению с др. видами, наиболее приспособ ленная к традиционному образу жизни кыргыз ов, по праву считается основным типом жилища, воплотившим в себе пространственно-космологические, мифопоэтические, духовно-эсте тические архетипы этноса.

История существования юрты, дошедшая до наших дней, насчитывает не менее двух тысяче летий. Ранними формами юрты были войлоч ная, с жестким деревянным каркасом и так на зываемая кибитка-повозка, т.е. юрта на колё сах. Сборно-разборная мобильная юрта сформировалась гораздо позднее.

Причудливые деревянные конструкции без гвоздей, разнообразные войлочно-тканевые обрамления, красочное внутреннее убранство, соразмерность и пространственный порядок, спе цифическая эстетика кыргызской юрты шлифо вались веками, создавая гениальное творение на родного зодчества.

Возникновение городов на территории Кыр гызстана имеет специфические особенности, свя занные со своеобразной эволюцией историче ских процессов. В эпоху железа в Ферганской долине появляются города с прямоугольной формой планировки, окружением из крепостных стен с многочисленными башнями-бойницами. Подобная планировка была у столичного города Мархамат (Эрши). К такому же относится Янги- Базарское городище (вблизи с. Эски-Ноокат). Город Мархамат (Эрши) как столица Даваньско го государства имел важное социально-полити ческое, культурно-экономическое значение во всей Ферганской долине.

А. Н. Бернштам указывает, что Эрши состо ял из двух частей — внутренней и внешней. Во внутреннем городе, обнесённом крепостной стеной, выделяются жилые кварталы, дворцы пра вителей, религиозный центр и др. Ориентиро ванный по сторонам света внутренний город составлен в виде строгого прямоугольника разме ром 500x750 т. Дворец был возведён из гли ны, в плане имеет «т»-образную планировку. На против дворца располагалось вытянутое с восто ка на запад храмовое сооружение, а между ними находилась площадка для священного огня. Се редину городища формируют ряды мастерских и жилые дома ремесленников. Жилые дома тесно примыкали друг к другу и образовывали целые монолитные кварталы. Стены в жилых домах воз водились солидной толщины, что позволяло предусматривать в них несколько ниш. Внут ренний город был защищен высокой и прочной крепостной стеной с башнями, для возведения стены использовались крупные квадратные кир пичи размерами 40x40x10 ст. Предвратное со оружение и трое ворот обеспечивали связь с внеш ним окружением. Внешний город также был обнесён оборонительной стеной, но без башен. Внутри этого пространства сохранились много численные остатки отдельных сооружений и хол мы. По историческим сведениям данный город построили племена аристеи. А. Бернштам указы вает, что эти племена скифского происхожде ния, славились своими лошадьми и почитали культ коня.

Изучение руин крупного поселения, извест ного под названием городище Шоробашат (16 в. до н. э.) свидетельствует о том, что здесь был административно-военный и религиозно- культовый центр земледельческого оазиса и ко чевых племен. Городище расположено на поло гом склоне гор, на малодоступном месте. Мес то расположения городища выбрано возле поймы р. Яссы, к-рая сливается с р. Кара-Дарыя. Городище расположено вдоль реки с востока на запад. Занимаемая площадь городища около 70 га (примерно 1400x500 л»). Его окружает единый вал длиною до 3 км, высотою 6 л». По всей ви димости, городище было укреплено мощными крепостными стенами, о чём свидетельствуют развалины нескольких башен. Река служила ес тественной преградой с юж. стороны. Горо дище состоит из четырёх относительно самостоятельных укреплённых частей: 1) цитадель; 2) ре лигиозный комплекс; 3) убежище; 4) военный лагерь. Крепость-цитадель размерами пример но 250x300 т, трапециевидной формы. К севе ро-зап. части цитадели примыкает огороженная территория для религиозных обрядов. От рели гиозного комплекса сохранились остатки двух помещений. В первом помещении найдены раз личные скульптурные изображения, во втором находились хозяйственные ямы и очаги. Зап. часть служила убежищем для окрестного населе ния и для загона скота во время нападения вра гов. Геометрическая форма военного лагеря в виде скошенного квадрата резко отличается от овальных очертаний др. укреплений. Конструк ции оборонительных укреплений Шоробашата не похожи на крепостные стены городища Эрши.

Заметный след в культуре Кыргызстана оста вили усуни, проживавшие здесь с 7 в. до н. э. Большое кол-во поселений, погребальных соору жений — курганов усуньского времени обследо ваны археологами в Чуйской, Таласской доли нах, Ысык-Кёлской котловине и во Внутреннем Тенир-Тоо. Сакские племена оставили за собой знаменитые «царские курганы» и так называе мый «звериный стиль» в искусстве. На территории Кыргызстана имеются многочисленные па мятники курганной архитектуры, олицетворяю щие космологические представления древних кочевников. В начале нашей эры Средняя Азия вступает в период разложения рабовладельчес ких и полурабовладельческих государств и об ществ. Общеисторическая ситуация в 1 в. до н.э. — 3 в. н.э. складывается таким образом, что произ водительные силы и общественные отношения достигают более высокого уровня, чем в преды дущую эпоху. Возникает огромное кушанское царство, под господством к-рого оказалась юж. часть Древнего Кыргызстана. Число городов ста новится максимальным за всё время истории древней Средней Азии. Под влиянием этого времени и кушанской культуры формируется один из древних и знаменитых городов Кыргызстана Узген, а также города Касан и Кара-Дарыя. Ко личественно вырастает сеть сельских поселений, находящихся в экономической и политической зависимости от городов. Именно в это время возникают контуры системы «город — деревня — мобильное кочевое население», к-рому было суждено в разных соотношениях функциониро вать вплоть до 20 в. Население Кыргызстана на протяжении всего кушанского времени вело вне шнюю торговлю с Китаем, приволжскими сар матскими племенами, гуннами, Согдианой, Бак трией и многими др. царствами, поскольку че рез территорию Кыргызстана пролегала одна из ветвей Великого Шёлкового пути, по к-рой следовали торговые караваны.

В юж. регионе Кыргызстана в это время ус танавливаются тесные торгово-хозяйственные и культурно-бытовые связи между оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами. В дан ном историческом периоде наблюдаются 2 типа расселения: 1) равнинно-долинное расселение, к-рое имело в Фергане очаговый (стационарный) характер, периодами уплотняющееся или разре жающееся в зависимости от изменения военно- политической ситуации, социально-экономических, климатических и др. условий; 2) предгор ное расселение родо-племенных общин, подвер женное быстрым динамическим трансформаци ям в силу ведения кочевого хозяйствования и быта.

Городская жизнь в земледельческих оазисах Средней Азии, в т.ч. в Ферганской долине, ста новится несравненно интенсивной, чем в пре дыдущий период. Усиливается роль городов в экономической жизни регионов, в укреплении власти кушанских правителей, в культово-рели гиозном отношении, особенно в сооружениях буддийского типа, а также некрополей. Посте пенно увеличивается кол-во жителей городов (т.е. плотность населения и демографический состав). Установлено, что планировочная струк тура среднеазиатских городов в кушанское время формируется в двух направлениях. Первое: трёх частная структура в виде цитадель — собственно город — пригород, включающий, кроме жилых, производственные, культовые сооружения; вто рое: двухступенчатое, состоит из бесцитадельной, огороженной стеной-крепостью центральной ча сти и прилегающего к ней усадебно-застроенной пригородной территории.

Город Касан (1—3 в.) возник на обрывистом берегу р. Касан-Сай. По мнению А.Н. Бернш- тама, название Касан восходит к этнониму «Ку шан», к-рый в свою очередь связан с этнонима ми «усунь» или «хюсюнь». Крепостные ломаные стены городища повторяют естественные очер тания горно-скалистого рельефа и достигают по периметру 600 т. Общий периметр в раннем средневековье достиг 2 км. Юго-зап. (трапециев идный по плану) угол занимала цитадель, воз вышающаяся над всей застройкой. Археологические обследования конструкции стен и кера мических материалов показывают, что город строился постепенно, в течение многих десяти летий, а цитадель была первым строительным сек тором, здесь была построена ограждающая площ адка шахристана размером 90x70 м. Шахри- стан имел 6 башен и двое входных ворот. Четы ре мощные башни шахристана частично сохранились. Город имел довольно стройную фортификационную систему. Мощные заградительные валы перед воротами, затем ров вдоль крепост ных стен, наполненный водою (глубина до 2—3 м, ширина 2—5 м ), и крутой обрыв служили вне шним рубежом обороны города. Это показыва ет, что при выборе места расположения города первостепенное значение придавали оборонным сооружениям, обеспечению водой, укреплению ворот.

Начиная с 6 в. в Тенир-Тоо и Семиречье проис ходят большие политические события и социально-экономические изменения. Историки на зывают вторую половину 1-го тысячелетия древнетюркской эпохой, когда на территории Кыр гызстана возникает новая культура, ставшая ко лыбелью современности. В середине 6 в. в сев. регион Кыргызстана начали переселяться с Ал тая и из др. районов Центральной Азии массы тюркских племён, создавшие свое государство — Тюркский каганат. Политическим центром Запад нотюркского каганата стал г. Суяб, расположен ный вблизи г. Токмок в Чуйской долине. Имен но в это время в Таласскую и Чуйскую долины переселяются согдийцы — выходцы из Тохаристана, Бухары и Самарканда. Следствием согдийской колонизации явилось создание линейной цепочки городов и сельских поселений, а также распространение земледельческой культуры в сев. регионе Кыргызстана. Переселение согдийцев ощутимо по влияло на процесс формирования раннесредневе ковой городской культуры Западнотюркского каганата в исконно кочевой среде, свободной от ка питальных строений и посевов.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.