С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему
народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной
кухней, народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем
более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее
структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная
художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление,
имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и
с элитарным и массовым искусством.
Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап
культурного развития человечества, ни как определенная ступень в развитии
культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий
свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д.
В XX в. при изучении народного
искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные
подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские,
этнографические, социологические, культурологические, эстетические,
психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к
произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг
вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной
художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на
духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические,
религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические,
социально-психологические, социологические и исторические закономерности народной
культуры.
Современный этап изучения народной художественной культуры требует ее
соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни
общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния
государства.
Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов
культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде
заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной
и массовой.
Педагоги, мастера, руководители множества возникших в последние годы
студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традиций нащупывают формы и
методы передачи традиционной культуры детям и подросткам, молодежи, взрослым.
На смену семье, общине приходят школа, система образования, сеть специальных
внешкольных культурно-просветительных учреждений, средства массовой
коммуникации. Каждый из них ведет поиск своих механизмов включения человека в
культурно-художественную деятельность, в каждой из них складывается своя
методика преодоления отчужденности личности от своих традиций.
С учетом изложенного предлагается следующее определение основных
структурных образований современной народной художественной культуры —
фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладного
и художественно-прикладного искусства, любительского исполнительства.
Кроме сложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур,
каждая из которых претендует на универсальность, всеобщность, особую роль,
налицо и система более глобальных отношений между элитарной и народной
культурами (субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оппозиции
по отношению друг к другу. В последнее время обострились их отношения с
массовой культурой.
Не простыми и до конца не выясненными предстают отношения с динамично
формирующейся в последние десятилетия суперэлитарной культурой, получившей
наименование "общечеловеческие ценности".
Опыт культурного
развития нашей страны в XIX-XX вв. дает основание говорить о
неразрывности, единстве, процессов развития элитарной и народной культур.
Уничтожив элитарную культуру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эрозию и затухание народной
культуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещичьих
усадеб, а затем и деревень как традиционных очагов и хранителей культурного
слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.[8]
Глава 3. Художественно-творческая деятельность как основа
педагогического процесса в коллективах НХТ
3.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании
личности
Педагогический процесс в любом коллективе — производственном, трудовом,
научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации,
содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта
определяется также характером и основным предметом деятельности, которую
выполняют члены коллектива.
Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив,
основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель —
формирование и удовлетворение духовно-зстетических потребностей народа. В
самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область
решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей.
Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в
художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется
эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных
занятий, концертных выступлений.[15]
Конечно, нельзя придавать участию в работе художественных,
научно-технических, литературных, прикладных самодеятельных, любительских
коллективов и объединений излишнее значение в плане формирования творческого
потенциала личности. В этом случае, с одной стороны, под творческой личностью
может пониматься лишь человек, участвующий в художественной самодеятельности,
пишущий музыку или стихи, играющий на музыкальном инструменте или же делающий
успехи в техническом творчестве, рационализаторстве, а с другой стороны,
непроизвольно принижается роль других более важных факторов в социализации
творческих устремлений человека. К сожалению, такой подход - фетишизация роли
участия в самодеятельности для развития личности - характерен для многих
диссертационных исследований, статей, брошюр, рассматривающих эти вопросы.
Художественное творчество объявляется основным и едва ли не единственным
фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При
этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в
которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности
и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала
личности.
Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как
корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое
влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в
определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в
процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы,
создает определенный художественный фон.
Роль художественного самодеятельного коллектива как концертной единицы,
творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет
относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической
направленности, выполнения им социально-педагогической функции.
В чем же заключается специфика искусства как предмета воспитания,
средства всестороннего и гармонического развития личности?
Прежде всего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной
формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку
осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой
из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет
нравственное воспитание, право — правовое, идеология, политика —
идейно-мировоззренческое.
Искусство влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем
самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту,
воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует,
социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру
труда и быта.
Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство
нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется
целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его
жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство
обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс
«катарсического» — «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и
неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в
психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или
опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать,
так и Снижать эффективность процесса. [17]
Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном,
Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и
экспериментально подтверждено влияние искусства на развитие личности:
умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных
способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности.
Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая
эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная
интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании
эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление,
сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют
эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и
сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.
Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат
соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия
человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как
известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они
предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина)
влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания
этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы
поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.
Данная особенность эмоционально-психологической деятельности личности в
процессе восприятия искусства обусловливает и интенсивность ее
художественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развития
художественно-творческих навыков.
Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности
можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и
личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как
художнику и — человеку.
Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания
эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственна»
социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может
заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения
разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание
личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем
данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во
всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению
возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.
Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с
ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для
самодеятельного художественного творчества, ибо эта задача — важнейшая из его
функций. [7]
3.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса
участников самодеятельного коллектива
Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов
отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа
заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и
особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную
методику обучения и воспитания.
Индивидуальные качества, способности играют огромную роль. Именно в
художественной деятельности, организации учебно-творческого процесса. В
зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников
определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание
руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого
участника. Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой
выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости
этой методики.
Индивидуальный подход в художественной самодеятельности — основа успешной
работы коллектива.
Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических
принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и, отчасти,
концертной практики самодеятельного коллектива.
Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать
наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при
наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность. [10]
В начинающем коллективе используются три основные формы процесса
обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за
специфики организации работы самодеятельного коллектива, когда приходится
одновременно обучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и
оправданная в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий. В отличие
от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым
учащимся педагог много времени занимается индивидуально, в самодеятельном
коллективе руководитель не имеет возможности таким образом организовать и
проводить занятия из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные
занятия с группами из 5—7 человек. Одновременно могут заниматься 2—3 группы в
разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает
определенное задание и выполняет его под контролем руководителя.
Занятия не рекомендуется проводить одновременно со всеми группами или
партиями. Это затрудняет контроль за каждым участником. С солистами—певцами,
инструменталистами, танцорами — также целесообразно заниматься по отдельности и
включать их в общие репетиционные занятия только после твердого усвоения
партий.
При составлении групп необходимо учитывать индивидуальные различия
исполнителей, в первую очередь физиологические, психические, возрастные.
Самодеятельный коллектив объединяет людей самой различной подготовки, разных по
социальному составу, а главное, разных по одаренности и предрасположенности к
художественной деятельности. Многие из них приходят в коллектив уже взрослыми
людьми, со сложившейся психикой, другие, наоборот, только вступают на жизненный
путь. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность, несценичность
и т. п.), не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстро усваивать
учебный материал.
Для развития творческих навыков у менее одаренных участников необходимо
использовать различные дополнительные приемы — предоставлять длительное время
небольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально по особому плану; не
форсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т.
п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовке
каждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный
материал и средства - для достижения поставленных целей. Эти методические
приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление
участника как исполнителя. [9]
Период этот сложный с точки зрения их психологического настроя на
занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении 1,5— 2 часов репетиции
отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому
желательно чаще разнообразить задания, которые ставятся перед участниками. Помимо
постановки рук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения
приемов игры, в занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это
значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства
и средств его выражения.
Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными участниками,
необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых занятиях
отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки.
Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических
навыков, подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным
участникам можно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения,
этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать
их творческое лицо.
Реализация данной задачи основывается на диагностике творческих
способностей участников, точном определении уровня их
художественно-исполнительских и художественно-психологических данных. Речь идет
о выявлении индивидуальности участника, прежде всего с точки зрения его
творческих возможностей. На этом строится, из этого исходит организация
педагогического процесса в художественной самодеятельности. [12]
Разработка проблемы диагностики художественных способностей в целом,
несмотря на предпринимаемые усилия, требует дальнейшего внимания. Это относится
и к профессиональному художественному образованию, и к самодеятельному
художественному творчеству. В обоих случаях используют при выявлении
способностей одни и те же методы. И недостатки, наблюдаемые при этом, общие:
крайняя условность, формализация оценок, эмпиризм и субъективизм. В результате
нередки случаи, когда один и тот же человек может оцениваться как исполнитель
противоположными оценками. В профессиональном образовании это приводит к
большим отсевам студентов и учащихся как профессионально непригодных к
художественной деятельности, в художественной самодеятельности - их
нравственным издержкам в воспитании. Это недопустимо ни с точки зрения
материальной (впустую расходуются огромные государственные средства), ни с
точки зрения моральной (наносится иногда непоправимый вред, нравственный ущерб
личности, калечатся судьбы).
Диагностика дает возможность определить наиболее интересные нормы
вовлечения человека в творчество. Многие руководители принимают в коллектив не
всех желающих, чтобы не снижать исполнительский уровень коллектива, так как не
все желающие завираться художественным творчеством имеют ярко выраженные для
этого способности. Тем не менее известно, что практически каждый человек
обладает в той или иной мере художественными задатками. Но проявляются и
реализуются они по-разному и, естественно, имеют разную направленность и
интенсивность. Значит, для их развития нужна очень гибкая и дифференцированная
методика. Поэтому так необходима диагностика способностей участников, их
психологических и умственных особенностей развития: воображения, творческого
мышления, скорости реакции и т. п. Обязательно также знать их интересы и
устремления. Эти факторы следует учитывать, ориентируя участника
самодеятельности на тот или иной вид творчества.
Диагностика может касаться различных сторон личности участника или может
иметь как бы несколько уровней:
— диагностика общих способностей к художественной деятельности —
способности к восприятию искусства, художественному воображению, эмоциональной
отзывчивости, художественному мышлению и т. п.;
— более частных способностей к конкретному виду исполнительской
деятельности: овладению навыками, игры на музыкальном инструменте, пению, актерскому
мастерству, ритмике.
В практике весь комплекс личностных качеств может проявиться более или
менее полно с помощью различных типов деятельности— обычного восприятия
искусства, исполнительства, критического анализа и т. д. Вместе с тем любая
деятельность имеет конкретные формы организации и объединяет определенные
группы людей — слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в
основном потребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках
организованного или неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что
касается художественной самодеятельности, то подготовка участников опирается на
исполнительское мастерство, художественные навыки. [24]
Заключение
Проблема
индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в
коллективах НХТ настолько актуальна, что ее изучению посвящены не только
методические труды в сфере культурно-досуговой деятельности, но, а также в
психологии и педагогике.
Многие зарубежные
и отечественные специалисты занимались вопросами данной темы, по крупицам
собирая то необходимое, что в настоящее время позволяет изучать индивидуальные
особенности развития личности.
Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов
отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа
заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и
особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную
методику обучения и воспитания.
Индивидуальные
качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной
деятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости от
способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется
методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем
психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника.
Без четко
сформулированного индивидуального подхода к каждому отдельному участнику
самодеятельного коллектива невозможна и плодотворная педагогическая и
воспитательная деятельность всего коллектива; руководитель коллектива обязан
знать индивидуальные особенности каждого участника, и исходя из них строить как
свою педагогическую деятельность, так и творческую атмосферу всего коллектива.
Список использованной литературы
1.
Веселова
Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
2.
Ефремов
А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.
3.
Зимина
Л.Т. Духовное возрождение России. – М., 2000.
4.
Калинина
С.А. Духовная культура России. – М., 2004.
5.
Каргин
А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.:
Просвещение, 1984.
6.
Каргин
А.С. Народная художественная культура
7.
Каргин
А.С. Самодеятельное художественное творчество.
8.
Костромичева
Е.Ф. Русский фольклор. – СПб., 2000.
9.
Куликова
С.Т. Культура и личность. – М., 2002.
10.
Кусков
М.Н. Культурное возрождение, как перелом… - М., 2001.
11.
Магов
И.Т. Путь художественного искусства
12.
Наумова
К.А. Художественное творчество и художественная культура
13.
Незнанский
Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000.
14.
Нестребов
Г.Л. По следам истории прошли: о роли народных баллад
15.
Панин
Т.Д. Русский прорыв: быть или не быть народному искусству
16.
Пахомова
Н.К. Фольклорные традиции России. – М., 2003.
17.
Петровский
Е.Н. Культурное наследие. – М., 2001.
18.
Поздных
И.К. Народное художественное творчество в России
19.
Померанцева
Э.В. О русском фольклоре
20.
Прохоров
Ю.Н. Российская культура на пороге XXI столетия. – М., 2000.
21.
Сергеев
Л.В. Самодеятельные коллективы. – Киев, 2000.
22.
Чичеров
В.И. Русское народное творчество
23.
Шведова
М.Д. Русская культура. – СПб., 2001.
24.
Яснополянская
З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|