Интерес – избирательное отношение
личности к объекту. В силу его жизненного значения и эмоциональной
привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к
ним. Потребность выражает необходимость. А интерес – личную приязнь какой-либо
деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью.
Интерес может появляться стихийно и неосознанно, вследствие эмоциональной
привлекательности объекта и уже потом осознается его жизненное значение.
Которое определяется многими причинами.
Одни объекты отвечают общечеловеческой
природе. Привлекают множество людей, другие отвечают возрастным особенностям.
Третьи – социально-групповым особенностям, четвертые – индивидуальным.
Различают в отношении к объекту зависимость от личного опыта образованности,
воспитанности, воспитанности, духовного склада личности и т.д. [3]
Виды интересов: они различаются по
содержанию и направленности, выделяют материальные, общественные и духовные
интересы. Материальный интерес проявляется в стремлении к жилищным удобствам,
необычным изделиям обихода и т.д. Материальные интересы могут носить искаженные
формы: стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересы
характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего
познавательные интересы, интересы к литературе и искусству. Общественные
интересы включают интересы к общественной работе и организационной
деятельности. Различают непосредственный и опосредованный интерес.
Непосредственный интерес – это интерес
к самому процессу действительности. Например, к процессу познания, овладения
знаниями.
Опосредованный интерес – это интерес к
результатам деятельности. Наиболее благоприятными для активной и продуктивной
деятельности человека является правильное соответствие непосредственного и
опосредованного интересов. По уровню действенности различают пассивные и
активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек
ограничивается восприятием интересующего объекта.
Активные интересы – интересы
действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует ,
овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития
личности, формирования знаний, способностей, характера человека. интересы
различают по объему, такое различие характеризует структуру личности. Могут
быть люди с широкими, разносторонними интересами и одновременно глубокими
интересами, и люди с широкими, но поверхностными интересами. Положительным
является такой тип человека, у которого на фоне широких многосторонних
интересов есть основной центральный интерес, определяющий смысл жизни, основное
направление деятельности. [9]
Под мировоззрением понимают систему
взглядов на природу. Общество, мышление и т.д. В узком смысле слова
Мировоззрение – это система взглядов на общественную жизнь.
Мировоззрение личности составляет ядро
ее направленности, ее отношения к различным сторонам социальной жизни.
мировоззрение служит регулятором поведения и действия личности.
Импульс к действию, возникающий под
влиянием внутренних условий. Или внешних обстоятельств соотносится со взглядами
человека и стимулируется или затормаживается.
Убежденность – это глубокая и
обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни.
убежденный человек тот, у которого цели совпали с чувством и волей, для которых
невозможен поступок, противоречащий принципам.
Выделяют 2 типа отношения к идеалу:
созерцательный (человек ограничивается восхищением своим идеалом) и деятельное
(превращение созерцательного в реальные черты собственного характера,
построения плана собственной жизни).
Идеал –
тот образец, который предвосхищает будущее и опережает жизнь, отражая тенденции
ее развития. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и
от установок личности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.
1.2. Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических
особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее
особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к
жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности
эмоциональной мыслительной личности, теп нервной деятельности или темперамент,
характер и другое, т.е. все то, чем множество участников коллектива отличаются
друг от друга. Сочетание всех компонентов сторон личности и индивидуальности
всегда настолько своеобразны, что ни один из участников не похож на другого,
каждый уникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найти подход, всех надо
воспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности их развития как
личности.
В личности выделяется несколько сфер:
-
потребностно-мотивационная;
-
познавательная;
-
эмоционально-волевая.
Потребностно-мотивационная
представляет ядро личности. Потребности – источники всякой активности личности.
Изучение и учет индивидуальных
особенностей личности следует начинать с выявления наличествующих у него
потребностей. Отсутствие у участников определенных потребностей подчас делает
совершенно нерезультативным педагогическое воздействие и обучение, в том числе
и несформированность потребностей в занятиях хореографическим искусством.
Познавательные потребности по мере
осознания превращаются в мотивы. Мотивы – это побуждение к деятельности.
Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения. [10]
Необходимо помочь участникам развить у
себя познавательные потребности в учебе и труде, а в нашем случае, занятием
танцевальным искусством, а потом опираться на них в процессе воспитания и
обучения.
Проблема воспитания
разносторонне-познавательных интересов у участников весьма важна, этому могут
содействовать введение активных методов обучения игры, которые поднимают
заинтересованность учащихся, дают им радость в познания принципиально сложных
элементов классического танца.
Стремления, познавательная потребность
– это важнейшие мотивы. Однако существуют еще и внешние (это требования,
наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы).
Действие их на участников следует
обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.
Следует сформировать необходимые
познавательные потребности и связанные с ними мотивы.
Глава 2. Народное
художественное творчество как средство воспитания личности
2.1. Сущность и функции народного художественного творчества
Народное художественное творчество — коллективное творчество народных
масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами:
народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество;
народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что
это — искусство, создаваемое массой народа.
Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке
принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное
творчество), у французов и итальянцев — tra dition populaire,
le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).
Наряду с этим существует международный термин фольклор. В переводе он
значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в
широкое употребление с середины XIX в.
За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор»
включают весь комплекс духовной и материальной культуры народа. В русской науке
закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое
творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный
фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной
хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном
изобразительном искусстве.
Применение термина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне
справедливо. Поэтическое творчество трудящихся масс действительно не только
является видом искусства, но и заключает в себе элементы народных верований и
обычаев. Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались
силой коллективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти
должны были обязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко
они пелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение,
независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми,
выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчество
народных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, и
существовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучие
творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над
враждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал для
понимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.
В русской науке термин «фольклор» получил широкое распространение уже
после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда же наука о народном
творчестве получила наименование фольклористики.
Большинство школ и направлений в литературоведении и фольклористике XIX в. изучало устное коллективное
творчество народа, но сущность его понималась ими различно. Исследователи,
стоявшие на идеалистических позициях, говорили о нем как о проявлении некоего
мистического народного духа, существующего извечно и лишь облекающегося в
разные национальные одежды. Этому противостояло материалистическое истолкование
коллективного творчества как искусства народных масс, создаваемого в
определенных условиях социальной жизни. С особой силой эта проблема выдвигалась
в периоды обострения классовой борьбы; так было, в частности, во второй
половине XIX и в начале XX в. В то время идеологи реакционной
буржуазии повели яростную атаку на демократические принципы изучения искусства,
объявили народ косной массой, неспособной к творческой деятельности. Фр. Ницше,
например, называл суеверием признание того, что народ способен создавать
ценности культуры и искусства. [9]
Теория, согласно которой фольклор рассматривался исключительно как
создание господствующих, эксплуататорских классов вычеркивала деятельность
народа из истории культуры. Так, в работах многих буржуазных исследователей
утверждение о заимствованиях фольклора начинало звучать как утверждение о
миграции культуры в господствующих классах, откуда якобы произведения
искусства, обычаи, культурные навыки спускаются в народ. Согласно этой
концепции «косная масса», неспособная к созидательной деятельности, перенимает
«моду» от «высших» кругов, когда там она уже выходит из употребления. Одно из
наиболее ярких выражений теория «сниженной культуры» нашла в работах немецкого
ученого Ганса Наумана, написанных после первой мировой войны.
Подобные реакционные теории и поныне имеют хождение среди определенной
части буржуазных ученых, которые утверждают, что трудящиеся не способны к
творчеству, что попытки рассматривать народную культуру, народное искусство как
нечто самостоятельное, а не как ущербное отражение культуры господствующих
классов, «ненаучны».
Эти взгляды имеют широкое хождение в реакционных кругах фольклористов
капиталистических стран, но в, то, же время они вызывали и вызывают там протест
передовых деятелей культуры и науки, которые выступают против этой концепции
творческой бесплодности народа. Так, в коммунистической печати
капиталистических стран был опубликован ряд статей, посвященных великой роли
народа в создании и развитии культуры. Борьба против реакционных концепций по
этому вопросу, правильное освещение взаимоотношения коллективного и
индивидуального творчества, самодеятельного и профессионального искусства имеет
большое значение для понимания закономерностей развития художественного
творчества в прошлом и настоящем. [8]
Прямая связь, преемственность творческих актов, общность образно-стилистических
форм — не внешняя примета фольклора, а его существенное качество, запечатлевшее
массовое внеличное художественное содержание фольклора. Он непосредственно
народен. Фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрело
содержание и форму в процессе жизни в народе — либо в результате многократных
актов пересказывания, пения, либо в результате единичного творческого акта, но
такого, который опирается на принадлежащий народу художественный опыт. На
стиле, образах произведений всегда лежит печать духовного мира народной массы,
и по этой причине говорят, что фольклор не имеет автора, что его автор — народ.
Рассмотрение специфики фольклора позволяет понять соотношение его
признаков, которые неоднократно назывались разными исследователями. Некоторые
признаки являются главными, другие — производными, второстепенными, одни —
существенными, другие — несущественными. В научной литературе в особенности
часто указывают на множественность вариантов, вариативность, анонимность,
традиционность, устность и непрофессионализм. [15]
Вариативность, рассматриваемая отдельно от других свойств фольклора, не
может быть признана существенным признаком, отличающим фольклор от литературы.
Ведь вариативность есть и в литературе: существуют разные авторские редакции
произведения. Однако в фольклоре вариативность — это результат совместного
творчества, исходящего от разных лиц, а в литературе она свидетельствует лишь о
творческой истории какого-либо произведения, об интенсивной деятельности
автора, ищущего лучшего осуществления художественного замысла. Правда, в
средневековых литературах бывала и такая вариативность произведения, которая
сходна с фольклорной, существовали списки — редакции и версии рукописных
произведений, но это говорит лишь о том, что фольклор исторически предшествовал
литературе и влиял на ее ранние формы. Однако и по существу вариативность
средневековых письменных произведений отлична от фольклорной. Об этом писал еще
в XIX в. О. Ф. Миллер в
предисловии к монографии «Илья Муромец и богатырство Киевское». Он так
характеризовал разницу. Отметив, что «отсутствие личного творчества, каким
отличается устная словесность народа, в продолжение долгого времени до
известной степени продолжает проявляться и в самой письменности», ученый писал
далее: списки могут оказаться с произвольными «сокращениями и
распространениями», «наростами». Важную разницу между списками и фольклорными
вариантами («пересказами») О. Ф. Миллер усмотрел в том, что устные произведения
сохранялись «в течение долгих веков просто памятью», но не памятью отдельного
человека или даже нескольких лиц: они сберегались «общим трудом, участием общей
памяти». «Напротив того, в уголку, про себя совершали свои труды переписчики,
некому было остановить, надоумить: смотри, вот ты тут пропустил, там не понял и
переписал неверно, а там, второпях описался (...) Все терпит хартия!» —
восклицал О. Ф. Миллер. «В деле пересказывания произведений народной
словесности, — продолжал он, — совершенно наоборот, преобладала гласность...
Попробуй певец народный дать слишком большой простор своим собственным
присочинениям, — и они сразу прозвучали бы вопиющей разноголосицей для
народного слуха. Только исподволь, мало-помалу, могло проникать в постоянно
проверяемые общим народным судом пересказы песен то изменяющее начало, которое
делает их вариантами». Если рукописный вариант — плод творчества и изменений,
вносимых в произведение переписчиком, то фольклорный вариант — результат
творчества и изменений, принятых, одобренных народной массой. Отсюда
проистекает разница. Она по-своему выявляет различие народно-массового и
авторского творчества. Нельзя отождествлять фольклорное и письменно-книжное
варьирование. Вариативность тогда становится признаком, существенно отличающим
фольклор от литературы, когда принято во внимание то, чему она сопутствует. В
фольклоре вариативность обнаруживает процесс массового коллективного
творчества, в этом ее своеобразие и отличие от варьирования книжного
произведения по спискам и авторским редакциям. [21]
Понятие анонимности не применимо к фольклору. Анонимность означает, что у
поэтического произведения был творец-автор, но имя его осталось по каким-либо
причинам неизвестным. Фольклорные произведения хотя и обязаны начальным
происхождением кому-то одному, но, передаваясь от лица к лицу, в результате
многочисленных изменений и дополнений обрели вид, соответствующий среде
бытования. В данном случае нельзя говорить о том, что был автор, его создавший.
Произведение вобрало в себя творчество многих лиц, и никто из них, отдельно
взятый, не может быть признан автором. Надо считаться и с тем, что уже
творческий акт первого лица не бывает в фольклоре свободным от существующих
поэтических традиций. Возникающие произведения всегда зависят от
предшествующего творчества: исторические песни приняли в себя свойства былин;
лирические песни многим обязаны причитаниям и свадебным песням; баллады XIV—XVI вв. влияли на военно-исторические и социально-бытовые песни XVII—XIX вв.; частушки усвоили свойства лирических протяжных и плясовых песен;
анекдот вобрал в себя черты бытовых сатирических сказок и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|