Инвестиционная деятельность предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
«инвестиционная
деятельность предприятия»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЕ И
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ.. 5
1.1
Экономический смысл обоснования инвестиций. 6
1.2
Основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта. 8
2. АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 12
2.1
Организационно-экономическая структура предприятия ООО «Шани», г. Новополоцк 12
2.3
Анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга предприятия. 15
2.4
Производственный план. 19
2.5
Техническое обоснование. 20
3. ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и
эффективности использования от инвестиционной деятельности предприятия. Поэтому
забота об инвестициях является отправным моментом и конечным результатом
деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти
вопросы имеют первостепенное значение.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что
профессиональное управление предприятием неизбежно требует глубокого анализа,
позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью
современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно
возрастает приоритетность и роль анализа, основным содержанием которого
является комплексное системное изучение инвестиций предприятия с целью оценки
степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Инвестиции представляют собой капитальные затраты в объекты
предпринимательской деятельности для получения дохода в краткосрочном или долгосрочном
периоде. Экономическая категория «инвестиции» используется в рыночной
экономике.
С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как
накопление основного и оборотного капитала. С финансовой точки зрения
инвестиции — это замораживание ресурсов с целью получения доходов в будущем
периоде. С бухгалтерской точки зрения инвестиции — это объединение
произведенных капитальных затрат в одну или несколько статей активов и
пассивов баланса.
Инвестиционная стратегия — это выбор пути
развития предприятия на длительную перспективу при имеющихся собственных
источниках финансирования и возможности получения заемных средств, а также
прогнозирование объема и рентабельности совокупных активов. Стратегический план
предполагает уточнение инвестиционной стратегии с перечнем инвестиционных
проектов и планом долгосрочного финансирования инвестиций.
Выбор критериев эффективности инвестиционных проектов и их
количественного выражения — одна из основных задач, стоящих перед
руководителем предприятия при принятии решения об инвестировании. Финансовые
показатели, которые будут достигнуты в будущем, должны контролироваться и
измеряться.
Однако на выбор инвестиционного проекта оказывают влияние
факторы, не поддающиеся количественной оценке. Высшее руководство фирмы,
принимающее стратегическое решение об инвестициях, учитывает цели, задачи и
риск потери вложенных средств. Руководители и специалисты имеют собственное представление
о качественной и количественной характеристике инвестиций. Все это создает
объективные и субъективные трудности в выборе оптимального варианта
инвестиционной деятельности предприятия.
Целью курсовой работы является изучить и
проанализировать на практическом примере инвестиции предприятия.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- дать понятие понятию «инвестиции»;
- выполнить анализ особенностей инвестиционной деятельности
на примере предприятия;
- разработать пути совершенствования инвестиционного
проекта.
Объект курсовой работы ООО «Шани», г. Новополоцк.
Предметом курсовой работы является особенности эффективности
инвестиционной деятельности данного предприятия.
В ходе работы следует выполнить следующие задачи:
-
классификация
инвестиций
- экономический смысл обоснования инвестиции
- основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта
-
особенности эффективности инвестиционной деятельности.
-
характеристика исследуемого предприятия
- производственная деятельность и выпускаемая продукция.
- анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга.
- производственный план
- техническое обоснование.
-
совершенствование инвестиционного проекта.
Объектом курсовой работы является швейная фирма «Шани»
г.Новополоцк, Витебская обл.
Курсовая работа состоит из трех глав, последовательно
раскрывающих тему работы, заключения-вывода, приложений и списка используемой
литературы.
Экономическое развитие общества в целом и благополучие
каждого человека определяется в конечном итоге успехами в осуществлении
инвестиционных проектов. Инвестиции — это вложения в активы
предприятия с целью выпуска новой продукции, повышения ее качества,
увеличения количества продаж и прибыли. Инвестиции предприятия обеспечивают
простое и расширенное воспроизводство капитала, создание новых рабочих мест,
прирост зарплаты и покупательской способности населения, приток налогов в
государственный и местный бюджет. Инвестиции несут в себе риск. Если прогноз
прибыльности не подтвердится, то это грозит потерей вложенных в дело средств.
Классификация
инвестиций:
—по
натурально-вещественному воплощению инвестиции подразделяются на материальные,
нематериальные и финансовые;
—по назначению —
прямые, направленные на приобретение основных и оборотных средств, и
портфельные — для покупки ценных бумаг;
—по источникам
финансирования— собственные (амортизация, прибыль и выручка от реализации
имущества) и заемные (кредит, лизинг и др.);
—по происхождению
— национальные и иностранные;
—по цели — для
получения прибыли, социальных или экологических результатов;
—по срокам
осуществления — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
—по объекту —
производственные и непроизводственные;
—по направлению
производственных инвестиций — для обновления основного капитала, для прироста
недвижимости и оборотного капитала, для создания новой и повышения качества выпускаемой
продукции.
На предприятии важно согласовывать во времени инвестиционные
планы и финансовые возможности.[11 c.581]
Инвестиционная деятельность предприятия
включает следующие составные части: инвестиционная стратегия, стратегическое
планирование, инвестиционное проектирование, анализ проектов и фактической
эффективности инвестиций.
Инвестиционный проект может быть представлен в виде технико-экономического
обоснования или бизнес-плана. Технико-экономическое обоснование (ТЭО)
инвестиционного проекта — это исследование технических, экономических,
экологических и финансовых возможностей осуществления инвестиций с заданной
рентабельностью. ТЭО включает геологические исследования, технические проекты
зданий и сооружений, техническую подготовку производства, экологические
исследования влияния на окружающую природную среду, маркетинговые исследования,
расчет финансово-экономических показателей. Бизнес-план инвестиционного
проекта — это стандартная форма представления инвестиций, общепринятая для
всех развитых стран. Методы планирования и критерии оценки эффективности
инвестиционных проектов — это экономический язык делового общения,
обеспечивающий взаимопонимание собственников, предпринимателей, инвесторов,
банкиров, служащих государственных учреждений и международных финансовых
организаций.
Для крупных инвестиционных проектов ТЭО и бизнес-план
отличаются степенью детализации исследований и набором сопроводительных
документов. Для небольших инвестиций ТЭО и бизнес-план можно отождествлять.
Далее эти понятия используются как одинаковые.
Анализ эффективности инвестиционных проектов состоит из трех
частей: общеэкономический, технико-экономический и финансовый.
Общеэкономический анализ представляет
собой описание благоприятной или неблагоприятной национально-экономической
обстановки и критериев народнохозяйственной значимости инвестиций. Основные
критерии целесообразности инвестиций в социально-рыночной экономике: насыщение
национального рынка товарами и услугами (формирование конкурентной среды);
создание рабочих мест и потребительского спроса населения; налоги в государственный
и местный бюджеты. Технико-экономический анализ касается
технической части проекта с доказательством экономических преимуществ того или
иного технического решения. Финансовый анализ инвестиций
построен на исследовании денежных потоков капитальной и текущей стоимости. Капитальная
стоимость рассчитывается в проекте баланса инвестиций (активы и
пассивы). Текущая стоимость — это выручка от реализации товаров
(услуг), себестоимость и налоги. Потоки наличности и финансовый анализ
отражаются в финансовой части бизнес-плана инвестиционного проекта. [11 c.583]
1.1
Экономический смысл обоснования инвестиций
Количественная оценка экономической эффективности инвестиций
выражается соотношением прибыли и вложенного в дело капитала (рентабельность)
или капитала и прибыли (срок возврата капитала).
Если рентабельность инвестиций выше процентной ставки банка,
то это свидетельствует о целесообразности осуществления инвестиционного
проекта. Если рентабельность ниже, то лучше деньги положить в банк и ожидать
дивиденды.
Есть два подхода к расчету эффективности инвестиций: первый
— метод расчета народнохозяйственной экономической эффективности, который
применялся в плановой директивной экономике. Срок окупаемости рассчитывается
путем деления капиталовложений на наибольшую годовую прибыль. Традиционный
расчет показателей абсолютной и сравнительной народнохозяйственной
эффективности производится в статике, не учитывается динамика притока и оттока
наличности. [11 c.586]
Методология обоснования инвестиционных проектов, принятая в
рыночной экономике, принципиально отличается. Она базируется на
дисконтировании потоков денежной наличности. Дисконт — это коэффициент
увеличения или уменьшения стоимости, зависящий от процентной ставки по
кредитам. Например, 50 млн. руб. положены в банк на 3 года (I = 3) под 20% годовых (К
= 0,2). Через 3 года вклад составит 86,4 млн. руб. Расчет ведется с учетом
коэффициента дисконтирования наращивания стоимости по формуле:
—Кд = (1+В)'.
—К д = 1,2x1,2 х
1,2 = 1,728 (1.1)
—50х(1+0,2)3=86,4.
Если сопоставить 50 млн. руб. прибыли третьего года с инвестициями
первого года, то нужно воспользоваться коэффициентом дисконтирования потери
стоимости по формуле:
—Кд=1:(1 + Н)'
—Кд=1:
(1,2x1,2x1,2) =0,5787 (1.2)
—50x1 :(1 +0,2)3=
28,93.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что
прибыль будущих периодов значительно меньше в сравнении с началом инвестиций.
Абсолютные цифры капиталовложений и доходов последующих лет
несопоставимы, их необходимо дисконтировать. Дисконтированная разница оттока и
притока наличности, накопленная за период функционирования проекта, называется чистой
текущей стоимостью (ЧТС).
Расчеты срока окупаемости инвестиций по двум методикам
расчета дают различные результаты. По методологии народнохозяйственной
экономической эффективности срок окупаемости 1 год, при дисконтировании
денежных потоков — срок возврата капитала 4 года Рентабельность инвестиций для
четвертого года 6,16% (3,08 : 50), но не 100% (50 : 50).
Вычисление срока окупаемости инвестиционного проекта по
динамике притока и оттока наличности с учетом пороговой нормы рентабельности
капитала (или внутренней нормы рентабельности) является общепринятой мировой
практикой рыночной экономики. [11 c.588]
В некоторых странах есть особенности этого метода.
Так, по методологии ЮНИДО нужно дисконтировать не только притоки наличности, но
и оттоки.
Расчет осуществляется с помощью ЭВМ по следующей формуле:
ЧТС = 0 = X (- отток наличности + приток наличности):
Здесь неизвестное В — то есть внутренняя норма рентабельности,
I — установленный
срок возврата капитала.
В практике инвестиционного проектирования применяется такой
метод обоснования, когда пороговая норма рентабельности и внутренняя норма
рентабельности не отождествляются, а рассчитываются методом подбора. Например,
задается пороговая норма рентабельности по трем вариантам (10, 20 и 30%) и
прогнозируемый срок возврата капитала (4 года), рассчитывается чистая текущая
стоимость и откладывается на графике. На пересечении прямой и оси (X), когда ЧТС = 0, будет
внутренняя норма рентабельности. По данным приведенного примера, она
составляет 22%.
Критерий экономического обоснования
инвестиционного предпринимательского проекта: срок возврата капитала
меньше нормативного при внутренней норме рентабельности, превышающей
процентную ставку банка по долгосрочным кредитам.
Если в результате расчетов получены нежелательные значения,
то от такого проекта следует отказаться и искать более выгодное приложение
капитала. Можно пересмотреть все исходные данные, принятые для
технико-экономического обоснования с целью снижения капитальной стоимости и
себестоимости товара. Итоговые показатели при многовариантном подходе к выбору
инвестиционного проекта, представленные финансовым профилем проекта покажут
более эффективный вариант инвестиций. В качестве критерий эффективности
инвестиций может быть высокая внутренняя норма рентабельности при малом сроке
возврата капитала.
1.2
Основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта
Бизнес-план инвестиционного проекта состоит из двух частей
— описательной и расчетной. Расчетная — это финансовый раздел, остальные —
излагаются в виде текстового обоснования.
Резюме
1.Предыстория и
основная идея проекта.
2.Анализ рынка и
стратегия маркетинга.
3.Место
расположения и экологическая оценка.
4.Проектно-конструкторская
разработка.
5.Материальные и
иные факторы производства.
6.Организация
производства и накладные расходы.
7.График
осуществления проекта.
8.Финансовый план.
Представленная структура бизнес-плана и формулировки разделов
имеют рекомендательный характер. Автор инвестиционного проекта может по своему
усмотрению формировать и группировать разделы технико-экономического
обоснования. Финансовый план — обязательная его часть. [11 c.602]
В резюме бизнес-плана необходимо
кратко изложить выводы и рекомендации, касающиеся всех основных аспектов
исследования. Его содержание должно соответствовать структуре самого
технико-экономического обоснования. Здесь следует указать объем первоначальных
инвестиций и в том числе собственный капитал; количество продаж и точку
безубыточности; внутреннюю норму рентабельности и срок возврата* капитала;
конкурентное преимущество товара и профессионализм управленческой команды.
Предыстория и основная идея проекта излагаются как
введение в проблему и способы ее разрешения. Здесь указываются собственники
инвестиций и заемщики. Приводится стратегия проекта.
В разделе Анализ рынка и стратегия маркетинга автор
должен показать, что он хорошо знает конъюнктуру и требования рынка к своей
продукции. Здесь нужно выполнить анализ сегмента рынка и выяснить долю прибыли
в цене аналогичного товара; провести исследования нужд потребителей —
пользователя и посредника; изучить конкурентов и качество их продукции и услуг;
репутацию, размер продаж и факторы успеха. Особое внимание следует уделить
анализу сильных и слабых сторон, возможностей и угроз бизнеса на основании
исследования действительного и потенциального рынков. Здесь формулируются
сравнительные конкурентные преимущества товара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|