Информационная политика газеты "Ставропольские губернские ведомости" (2006–2007 гг.)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I
Типологические особенности газеты «Ставропольские губернские ведомости» за
2006–2007 гг.
1.1. Типоформирующие признаки газеты «Ставропольские
губернские ведомости»
1.2. Вторичные и формальные признаки газеты
«Ставропольских губернских ведомостей»
Глава II
Специфика информационной политики газеты «Ставропольские губернские ведомости»
в связи с изменением периодичности
2.1. Специфика информационной политики газеты
«Ставропольские губернские ведомости» в связи с изменением периодичности
2.2. Особенности жанровой системы «Ставропольских
губернских ведомостей»
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования обусловлена
информационными, общественно-политическими и экономическими процессами,
протекающими в современной России. В стране претерпевает реформирование
политическая, экономическая, социальная сферы, однако, в процессе реализации
реформ накапливаются проблемы, возникают противоречия на различных уровнях (как
между самими органами власти, так и между органами власти и обществом). Особенно
актуальными эти вопросы становятся на местном уровне, где реформы реализуются
непосредственно. Успех реформы во многом зависит от того, как она воспринята на
местах, насколько эффективной будет политика местных органов власти.
Возникающие в ходе социально-политических преобразований проблемы и
противоречия находят отражение на страницах общественно-политических изданий,
а, следовательно, подходы издания к освещению этих проблем обусловливают
информационную политику газеты.
Источниковой
базой
исследования является газета «Ставропольские губернские ведомости» за 2006 –
начало 2007 гг.
Хронологические
рамки исследования: 2006 – начало 2007 гг.
Объектом исследования
выступает современная
общественно-политическая региональная пресса.
Предметом
исследования: особенности информационной политики и жанровой системы газеты
«Ставропольские губернские ведомости» за 2006 – начало 2007 гг.
Целью данной работы: выявить
приоритетные аспекты реализации информационной политики издания.
Для достижения
поставленной цели мы считаем целесообразным в процессе исследования решить
следующие задачи:
ü
выявить типологические
особенности газеты «Ставропольские губернские ведомости» за 2006 – начало 2007
г.;
ü
определить
степень влияния смены периодичности на информационную политику;
ü
проанализировать
отражение редакционной позиции в жанровой структуре газеты.
Методы
исследования:
контент-анализ, сопоставительный, описательный.
Практическая
значимость: работа
может быть применяться при изучении учебных курсов «Информационная политика»,
«Основы творческой деятельности журналиста» и «Типология периодической печати».
Результаты исследования могут использоваться редакциями при выработке
собственной концепции политики издания, а также журналистами-практиками при
определении подходов в освещении той или иной тематике.
Научная
новизна исследования заключается в том, что в нём проанализирована информационная
политика общественно-политической газеты «Ставропольские губернские ведомости»
за 2006 – 2007 гг., т.е. выявлены основные тенденции построения информационной
политики данного издания на современном этапе.
Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 29
наименований.
ГЛАВА 1. Типологические
особенности газеты «Ставропольские
губернские
ведомости» за 2006–2007 гг.
1.1.
Типоформирующие
признаки «Ставропольских губернских
ведомостей»
как общественно-политического издания.
Газета
«Ставропольские губернские ведомости» основана в 1850 году как официальное
издание губернатора Ставропольской губернии. Является первым печатным органом
на Северном Кавказе. В 1917 г. она была закрыта большевиками. Выход
возобновлён в 1992 году.
По словам
главного редактора А.А. Емцова, «газета не дотируется государством, краевой и
муниципальной властью, живет на заработанные средства».
Теоретик
журналистики Е.П. Прохоровым указывал на то, что «определённое редакцией
направление и основанная на нём информационная политика реализуется через
формирование лица издания»[1]. То есть через
формирование системы внешних признаков, внутреннего содержания, творческих форм
выражения его типологических характеристик. К этому утверждению можно также
добавить, что чётко
выверенная типология газеты «может помочь в определении концепции и построении
редакционно-издательской модели СМИ»[2]. В связи с этим для
определения информационной политики издания мы посчитали нужным сначала выявить
его типологические особенности.
Среди нескольких
изученных методов типологического анализа (А.Н. Алексеев, М.В Шкондин, Е.П.
Прохоров, А.Г. Бочаров[3]) нам более всего подошла
модель анализа, разработанная А.И. Акоповым и представленная в
учебно-методическом пособии «Периодические издания»[4].
Но, чтобы анализ выглядел наиболее полно, по некоторым вопросам мы будем
обращаться к типологическим подходам А.Н. Алексеева.
В первую очередь
определим типоформирующие признаки, который являются «основным видом
типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и
трансформацию типа издания»[5]. К ним относятся
издатель, цели и задачи, читательская аудитория.
Учредитель и
издатель – ЗАО «Пресса». Главный редактор – А.А. Емцов.
На официальном
сайте издания представлено объявление: «Ставропольские губернские ведомости» -
газета общественно-политического характера, объективно дающая оценку
политической и экономической ситуации в крае. Её читает руководящий состав СК,
руководители сельского хозяйства, руководители ведущих предприятий края, а
также общественные и политические лица края, с которыми мы работаем». Исходя из
этого заявления и опираясь на газетные публикации, постараемся выявить основные
цели и задачи издания.
В газете объёмные
аналитические материалы сочетаются с новостными блоками и журналистскими
комментариями. Совокупность всех материалов создаёт детальную картину
происходящего в крае и России. Следовательно, можно говорить об информировании
аудитории, как об одной из основных целей анализируемого периодического
издания. Но, так как еженедельная периодичность «Ставропольских губернских
ведомостей» не позволяет оперативно реагировать на события, ключевой целью
остаётся анализ происходящего.
Большое
количество материалов в газете посвящено политической, экономической и духовной
жизни общества. Это полностью отражает общественно-политический тип издания.
Редакцией затрагиваются проблемы образования: «Школам – особое внимание» (СГВ.
– 2006. - № 119), «В образование вольются миллионы» (СГВ. – 2006. - № 120),
«Новая школа в посёлке» (СГВ. – 2006. - № 123); ЖКХ: «Пенсионер «поставил»
газовиков на счётчик» (СГВ. – 2006. - № 118), «Не платишь – рискуешь остаться
без света» (СГВ. – 2006. - № 120), «Жилищный кодекс – работа над ошибками»
(СГВ. – 2006. - № 120), «Доступное жильё в нашем крае» (СГВ. – 2006. - № 121),
«Как будем платить за тепло? (СГВ. – 2006. - № 135); здравоохранения: «Чтобы
был здоров народ» (СГВ. – 2006. - № 114 - 115), «Здоровье на весах медСТРАХА»
(СГВ. – 2006. - № 120), «На повестке – здоровье горожан» (СГВ. – 2006. - № 121),
«Ну-с, будем лечить?» (СГВ. – 2006. - № 127), «Как дела со «Здоровьем»?» (СГВ.
– 2006. - № 127); проблемы сельского хозяйства: «Уборочная кампания
стартовала» (СГВ. – 2006. - № 114 - 115), «Большим ли будет каравай?» (СГВ. –
2006. - № 116), «Собран урожай – работать продолжай» (СГВ. – 2006. - № 118),
«Каким вышел фермерский каравай» (СГВ. – 2006. - № 121), «От возрождения
хозяйства к процветанию села» (СГВ. – 2006. - № 131). Много внимания уделяется вопросам
законодательства и судопроизводства. Об этом свидетельствует большое количество
тематических рубрик: «Из прокуратуры», «Криминал», «ЧП», «Суд да дело»,
«Преступление и наказание», «Права человека», «Фемида». Таким образом, к целям
и задачам издания можно отнести анализ злободневных событий различной
тематики.
Редакция газеты
ставит перед собой ещё одну задачу – просвещение читателей. В «Ставропольских
губернских ведомостях» регулярно публикуются материалы о достижениях в области
науки, техники и культуры. Особенно внимание уделяется событиям культурной
жизни края: концерты, театральные постановки, фестивали, презентации. На
протяжении двух лет выходили материалы из рукописи краеведа Германа Беликова о
главноначальствующих Кавказа (рубрика «Страницы истории»).
Правомерно будет
утверждение, что «Ставропольские губернские ведомости» выполняют и
идеологическую функцию. Об этом свидетельствуют рубрика «Малая родина» и
регулярные публикации патриотической тематики: «Помним защитников Ставрополя»
(СГВ. – 2006. - № 108 - 109), «Часовые Отечества» (СГВ. – 2006. - № 116),
«Ставрополь вошёл в число лучших городов евроазиатского континента» (СГВ. –
2006. - № 131).
Ещё одна цель,
без которой не может существовать издание, - получение прибыли. Её «Ставропольским
губернским ведомостям» приносят в первую очередь рекламные тексты и модули.
Так как А.И.
Акопов в своей классификации не выделяет такой важный типологический признак,
как функции издания, то мы посчитали необходимым обратиться к исследованиям
А.Н. Алексеева.
«Эта задача
(идентификация социально-информационных функций) в эмпирических исследованиях
«мира прессы», насколько нам известно, пока не ставилась. Здесь предпринят
подход к её решению, в особенности с учётом особой важности этого параметра
именно для типологического анализа»[6].
Алексеев выделяет
несколько типов социально-информационных функций издания. Применительно к
нашему изданию, получаем следующий результат (см. Диаграмму 1.).
Диаграмма 1.Социально-информационные
функции газеты «Ставропольские губернские ведомости».
«Для более точной
функциональной характеристики периодического издания в признаковой анкете было
введено разграничение приоритетных (ведущих) и, так сказать, второстепенных
(подчинённых) функций для всякого отдельно взятого печатного СМИ»[7].
Из диаграммы видно, что преобладающими (ведущими) функциями для «Ставропольских
губернских ведомостей) являются аналитическая (27 %), рекламная (19 %),
обзорная (14 %) и просветительская (13 %).
Аудитория
«Ставропольских губернских ведомостей» довольно разнообразна. Хотя нам говорить
о том, что её подлинно читают все возраста сложно. Мы постараемся объяснить
этот тезис по ходу нашего анализа. А.И. Акопов отмечает, что «читательскую
аудиторию следует определять из:
- материалов
читательских конференций (если таковые проводились);
- редакционных
отчётов и передовых статей;
- по письмам
читателей и их обзорам;
- по характеру
материалов»[8].
Применив данные
рекомендации, мы проанализировали газету и смогли сделать определённые выводы.
Во-первых, обратимся к письмам читателей (так как данных по первым двум пунктам
нами обнаружено не было). Приведём примеры: Н.И. Зацепина пишет, что она -
бабушка одного из новобранцев. И благодарит командиров за хорошее отношение к
внуку в части («Спасибо командирам». - СГВ. – 2006. - № 118). Другая
читательница из г. Изобильного пишет: «Получила очередной номер «Ведомостей».
Спасибо вам за эту газету, прочитала её от и до. Мне уже 81 год.» («Бабушкины
наказы». - СГВ. – 2006. - № 130). Ещё в одних материалах читаем: «На днях в
редакцию «Ведомостей» попало письмо жителя села Новоселицкого, ветерана ВОВ
А.С. Осипова» (Вода, футбол и красная рубаха // СГВ. – 2006. - № 120) или «В
редакцию «Ведомостей», за помощью обратились пенсионеры Парасотченко из села
Степного» (Настоящее свинство // СГВ. – 2007. - № 8). А в № 9 за 7 – 14 марта
2007 года письмам пенсионеров отведена целая полоса под названием «Глас
народа»: «Уважаемая редакция! Решила обратиться к вам от имени всех жителей
села Московское, от имени всех пенсионеров» (Нам остаётся только заживо себя
похоронить // СГВ. – 2007. - № 9), «Пишет вам пенсионер с хутора Беловского
Кочубеевского района Луценко Николай Васильевич. Я считаю, что ваша газета
самая независимая в Ставропольском крае, поэтому вы режете правду-матку всем
господам, невзирая на их чины и ранги» (Наши хутора разграбили пришельцы //
СГВ. – 2007. - № 9).
После приведённых
писем мы можем оправданно говорить, что определённую часть аудитории газеты
составляют люди преклонного возраста, проживающие на территории всего края.
Теперь обратимся
к ещё одному источнику информации (по А.И. Акопову) для выяснения аудитории
«Ставропольских губернских ведомостей» - характеру материалов. Здесь мы не
будем подробно останавливаться на анализе текстов, а обозначим их общую
тематику. Достаточно большое количество текстов сообщает о политической,
экономической и духовной жизни всего края и краевого центра, присутствуют
материалы познавательно-развлекательного характера из России и мира. Это
полностью отражает общественно-политический тип издания и свидетельствует об
учёте информационных запросов и интересов аудитории, особенностей её состава и
структуры. Следовательно, мы можем говорить, что ещё одна часть аудитории – это
представители правительства края, местные чиновники, население 30 и более лет –
достаточно образованные люди, озабоченные проблемами региона.
Стоит отметить,
что в газете за первое полугодие 2006 года заметно мало внимания уделяется
текстам, ориентированным на молодых людей. Нет постоянных рубрик на данную
тему. А информационными поводами единичных материалов, в основном, являются
фестивали, конкурсы, конференции. Во втором полугодии материалы молодёжной
тематики появляются в каждом номере: «Лауреатство за спектакль «Эдит Пиаф»
(СГВ. – 2006. - № 114-115), «Студенты СГУ покорили Италию» (СГВ. – 2006. - №
125), «Студенты СГУ умеют всё: и учиться, и петь, и танцевать» (СГВ. – 2006. -
№ 141), «Итоги прошедшего года подвела молодёжь» (СГВ. – 2007. - № 1).
Детская аудитория
также не охвачена. Если и встречаются какие-нибудь материалы, то они направлены
больше на родителей, а не на детей, так как дают рекомендации по воспитанию,
образованию детей: «Этот день дети запомнят надолго» (СГВ. – 2006. - № 124),
«Чтобы не было ошибок» (СГВ. – 2006. - № 127), «Спортивный уголок своими
руками» (СГВ. – 2006. - № 132).
Если же
анализировать читательскую аудиторию основываясь на гендерном факторе, то
«Ставропольские губернские ведомости» предназначены как для мужчин, так и для
женщин. Помимо общих статей, есть и специализированные полосы. Так специально
для мужчин предназначена постоянная полоса «Автоклуб», для женщин – «Стиль
жизни».
По итогам
исследования, можно сделать вывод, что ведущим типоформирующим признаком для
данного издания мы можем назвать цели и задачи. Именно они обусловливают
тематику и направленность материалов. В то же время не менее важную роль играет
и аудиторный фактор, то есть интересы и запросы читателей.
1.2.
Вторичные
и формальные признаки газеты «Ставропольские
губернские
ведомости»
Информационная
политика издания зависит, в том числе и от вторичных типологических признаков.
Исследователь типологии печати Акопов А.И. определяет вторичные (зависимые)
типологические признаки как «вид признаков, характеризующих тип издания в
зависимости от типоформирующих признаков и определяемых им (типом)»[9].
К ним относятся авторский состав, внутренняя структура, оформление и жанры. Для
рассмотрения последнего из перечисленных признаков нами выделен отдельный
параграф.
В «Ставропольских
губернских ведомостях» работает 30 человек. Из них 17 – творческие сотрудники,
12 – работники рекламного отдела и 11 – технического.
Страницы: 1, 2
|