Иностранный гражданин,
подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает
сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права
и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые
обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и
не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера
исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или
назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так
далее, право участвовать в референдумах и т.п.)
Ряд специальных правил для
иностранных граждан установлен в “Законе о правовом положении иностранных
граждан” от 24 июня 1981 года, в частности, в отношении их трудовой
деятельности (ст.7), социального обеспечения (ст.10), пребывания на территории
нашей страны, административной и уголовной ответственности (ст. 28-31).
Специальные правила
российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в
России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим
иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает
применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности,
он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в
соответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит и российские
граждане. В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном
государстве касаются только российских граждан, в отличие от других
иностранцев, то есть носит дискриминационный характер, правительством России
могут быть установлены, в соответствии со ст.3 Закона о правовом положении иностранных
граждан, реторсии [12].
Двойное гражданство
проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве
принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то
гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть
на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения
обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства
Российской Федерации.
При Президенте существует
комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для
рассмотрения и подписи Президенту.
Принцип почетного
гражданства закреплен в статье 8: "лицу, не являющемуся гражданином
Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией
или мировым сообществом, может быть с его согласия предоставлено почетное
гражданство Российской Федерации" [13]. За заслуги в области науки и
техники, охране здоровья населения, в области экономики, финансовой
деятельности, искусства, в области культуры и других, почетное гражданство
Российской Федерации предоставляется Президентом. Кроме того, по Положению о
почетном гражданстве Российской Федерации, почетные граждане пользуются правами
граждан Российской Федерации.
При решении вопросов
гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные
договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.[23]
А если же международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые
содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора.
В отношении каждого
человека, гражданство которого юридически оформляется такими документами,
подтверждающими гражданство Российской Федерации, каковыми являются
удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а до их получения -
свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство
лица
В 1997 году вышло
постановление Правительства Российской Федерации об учреждении образцов и
описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации на территории страны и за её пределами. Государство
регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть
своего гражданина.
Таким образом, рассмотрев
общие положения Закона о гражданстве, мы рассмотрели основные и наиболее важные
принципы, связанные с гражданством. Они исходят из признания общечеловеческих
ценностей, означают признание человека и государства равноправными, равнообязанными
субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Статья 62 Конституции РФ
Статья 62
”1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного
государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным
договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного
государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным
законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным
договором Российской Федерации”
1. Двойное гражданство означает наличие у
гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более
иностранных государств.
Закрепленное Конституцией право на двойное гражданство может быть реализовано в
порядке, определяемом федеральным законом или международным договором
Российской Федерации. На данный момент в Российской Федерации не принят
федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданства
иностранных государств. Поэтому впредь до принятия такого закона вопросы
двойного гражданства будут решаться посредством заключения международных
соглашений.
Вместе с тем сохраняет силу ст. 3 Закона "О гражданстве Российской
Федерации" от 28 ноября 1991 г. в редакции от 18 января 1995 г.
Согласно ч. 1 ст. 3 названного закона за лицами, состоящими в гражданстве
Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого
государства, если иное не предусматривается международным договором Российской
Федерации. В силу ч. 2 ст. 3 Закона гражданин Российской Федерации может по
ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имеется
соответствующий международный договор.
Таким образом, ст. 3 Закона о гражданстве не
устанавливает дополнительных законодательных оснований для получения двойного
гражданства, а только отсылает к положениям международных договоров, которые
действуют или будут заключены по данному вопросу Российской Федерацией.
Статья 3 Закона о гражданстве различает две
категории международных договоров Российской Федерации: международные договоры,
предусматривающие иные правила по сравнению с ее ч. 1, и "соответствующий
международный договор" (ч. 2 ст. 3).
К первой группе договоров могут быть отнесены те из них, которые иным по сравнению
с ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве способом регулируют отношения по вопросам
приобретения двойного гражданства. Это означает, что если названное положение
Закона не признает за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации,
принадлежность к гражданству другого государства, то международный договор
может содержать условия об обратном, т.е. признавать право российского
гражданина на двойное гражданство и определять порядок его приобретения.
Такой международный договор должен
устанавливать для Российской Федерации обязательство обеспечивать своим
гражданам право приобретать гражданство другой стороны договора (или сторон,
если договор многосторонний). Для граждан России такие договоры создают
правовое основание для приобретения гражданства только тех государств, с
которым Российская Федерация их заключила.
Приобретение гражданином гражданства другого
государства не должно влечь утраты гражданства России
Ко второй группе международных договоров
Российской Федерации следует отнести "соответствующие международные
договоры", как они именуются в ч. 2 ст. 3 Закона “О гражданстве РФ”.
В соответствии с условиями таких договоров
гражданин Российской Федерации не может приобрести двойное гражданство без
разрешения компетентных органов государственной власти. Данное положение Закона
о гражданстве воспроизводит нормы международных договоров, заключенных ранее
СССР преимущественно с восточноевропейскими государствами с целью сокращения
случаев возникновения двойного гражданства, которые сохраняют силу для Российской
Федерации.
По Конвенции между СССР и НРБ о предотвращении
случаев возникновения двойного гражданства от 6 июля 1966 г. стороны не
принимают в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов каждой из
сторон. Действующее российское законодательство не содержит требований,
препятствующих удовлетворению ходатайства российского гражданина о
предоставлении ему гражданства государства, с которым заключен договор.
Вместе с тем ст. 5 Конвенции между
Правительством СССР и Правительством Польши от 31 марта 1965 г. запрещает
сторонам принимать ходатайства о вступлении в свое гражданство от лиц,
состоящих в гражданстве другой стороны, без предварительного предоставления
заинтересованным лицам документа, выданного компетентным органом той стороны, в
гражданстве которой оно состоит, подтверждающих отсутствие препятствий к
изменению гражданства.
Ходатайства российских граждан о
предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам
гражданства при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено
распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп. При
осуществлении своих полномочий Комиссия должна, в частности, руководствоваться
ст. 7 Закона о гражданстве и не создавать препятствий для приобретения иного гражданства.
Положение ч. 1 ст. 62 не исчерпывает всех
случаев приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранных
государств. Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров
Российской Федерации может возникать у российских граждан вследствие коллизий
законодательства, действующего в Российской Федерации, и законов иностранных
государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории
иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из "права
почвы", автоматически приобретает гражданство этого государства.
Возможность возникновения двойного гражданства
вытекает и из международных договоров Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4
Договора России и Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г. дети, каждый из
родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих
сторон, приобретают гражданство обеих сторон.
Вопросы приобретения двойного гражданства
могут определяться и регламентироваться другими правилами, если они предусмотрены
международными договорами Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Закона о
гражданстве).
Согласно ч. 2 статьи 62 Конституции РФ приобретение российским гражданином
гражданства иностранного государства не затрагивает его правового статуса, не
влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод граждан Российской
Федерации и одновременно не освобождает от выполнения установленных
обязанностей.
Конституция говорит о том, что наличие двойного гражданства не должно умалять,
т.е. сужать права и свободы гражданина. К этому следует добавить, что наличие
двойного гражданства не должно и расширять эти права и свободы внутри России.
Умаление, равно как и расширение, прав и свобод гражданина с двойным
гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского
гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.
Российский гражданин с двойным гражданством
пользуется на территории государства, предоставившего ему второе гражданство,
такими правами и несет такие обязанности, которые предусмотрены законодательством
этого государства. Это, в частности, подтверждается правилом ч. 2 ст. 3
Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об
урегулировании двойного гражданства от 7 сентября 1995 г., согласно которому
лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, не может одновременно осуществлять
права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон. Отсюда следует,
что российский гражданин, имеющий гражданство Таджикистана, постоянно
проживающий на территории России, пользуется в полном объеме правами и
свободами и несет обязанности гражданина Российской Федерации.
Некоторые негативные последствия двойного гражданства, касающиеся
дипломатической защиты лиц с двойным гражданством, прохождения ими воинской
службы, могут быть устранены посредством двусторонних соглашений.
Согласно ст. 6 Договора Российской Федерации с
Республикой Таджикистан лица, имеющие гражданство обеих государств, вправе
пользоваться защитой и покровительством любой стороны. Защита и покровительство
для таких лиц в третьем государстве предоставляется либо Россией, либо
Таджикистаном в зависимости от места их постоянного проживания. Наряду с этим
лицо с двойным гражданством, имеющее, например, постоянное местожительство в
Таджикистане, может обратиться с просьбой о предоставлении защиты и
покровительства к властям России.
Указанным договором урегулированы и вопросы
выполнения воинского долга лицами с двойным гражданством. Стороны согласились в
том, что такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством
государства, на территории которого они проживают на момент призыва.
Лица, прошедшие службу в соответствии с
законодательством России, не подлежат призыву на военную службу в Таджикистане,
и наоборот. Такие лица считаются выполнившими свой долг в отношении обоих государств.
Это же правило распространяется и на выполнение обязанностей военнослужащего
запаса.
Представляется, что заключение международных договоров с иностранными
государствами, о которых упоминается в ч. 2 ст. 62 Конституции, может служить
эффективным инструментом устранения негативных последствий двойного
гражданства.
В случаях, когда коллизионные вопросы,
возникающие из двойного гражданства (в первую очередь выполнение воинской
обязанности), не урегулированы в договорном порядке, каждое государство сохраняет
за собой полномочие требовать от лица, имеющего его гражданство, выполнения
предусмотренных национальным законодательством обязанностей.
Положения ч. 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливают конституционные основы
правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации. Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством
иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации.
Документальным подтверждением гражданства
иностранного государства может служить согласно ст. 24 Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г.
действительный заграничный паспорт или заменяющий его документ.
Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, может служить вид на
жительство, выдаваемый органами внутренних дел (ч. 1 ст. 5 названного закона).
К лицам без гражданства относятся лица, не принадлежащие к гражданству
Российской Федерации и не имеющие доказательств, принадлежности к гражданству
другого государства.
Определяя права и обязанности иностранных
граждан, российское законодательство исходит из того, что они равны перед
законом независимо от происхождения, официального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности, пола, образования и т.д.
Объем прав и обязанностей иностранных граждан
зависит от того, проживают ли они в Российской Федерации или находятся здесь
временно, согласно Закону “О правовом положении иностранных граждан в СССР (с
изменениями на 17 февраля 1998 года).
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской
Федерации на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е.
режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим
иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане
Российской Федерации, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых
только федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а
не какими-либо другими нормативными актами. При этом ни Конституция, ни
действующее законодательство не проводят различия между иностранными гражданами
и лицами без гражданства. Объем их прав и обязанностей одинаков.
Статья 31 Конституции не предусматривает право
иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации. В силу
ст. 32 иностранные граждане не имеют права участвовать в управлении делами
государства, участвовать в референдумах, выборах, избираться в органы
государственной власти и самоуправления, состоять на государственной службе,
участвовать в осуществлении правосудия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|