Кроме того, оговаривается, что отмена решения
о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.
Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и
недееспособных лиц.
В Законе о гражданстве
Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства
детей и водителей, опекунов и попечителей [20];
гражданства недееспособных лиц. Изменение гражданства детей при изменении
гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве максимально
полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание желание детей,
могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить
состояние без гражданства у детей, и в возможных случаях сохранить российское
гражданство детей в их интересах.
В качестве общих положений
устанавливается, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству
родителей. Гражданство детей от 14 до 18 лет изменяется при наличии их
согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей,
лишенных родительских прав. Для этих детей для изменения гражданства согласия
родителей не требуется.
Если оба родителя или
единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них
прекращается гражданство, то соответственно изменяется гражданство детей.
Если один из родителей, не
имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку
предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя,
приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии согласия другого
родителя.
В случаях, если гражданство
Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается
гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской
Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с
письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации,
гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему
будет предоставлено иное гражданство.
На аналогичных подходах
основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении.
Ребенок, являющийся
гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в
гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации.
Если усыновители или один из усыновителей имеет иное гражданство, то по их
ходатайству гражданство у усыновленного ребенка прекращается при условии, что
ему будет предоставлено иное гражданство.
В случаях, если ребенок, не
являющийся гражданином Российской Федерации, усыновляется гражданами Российской
Федерации, супругами - ребенок становится гражданином Российской Федерации.
Если же ребенок усыновляется супругами, один из которых состоит в гражданстве
Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, то он становится
гражданином Российской Федерации. А ребенок, не являющийся гражданином
Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых
является гражданином Российской Федерации, а другой состоит в ином гражданстве,
становится гражданином Российской Федерации по соглашению усыновления. При
отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской
Федерации, если он проживает на территории Российской Федерации или если в ином
случае он остается либо становится лицом без гражданства.
Споры между родителями, опекунами или
попечителями о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в
судебном порядке, исходя из интересов ребенка недееспособного.
Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве
Российской Федерации.
Реализация рассмотренных
выше норм об основаниях прекращения и изменения гражданства Российской
Федерации требует правового регулирования.
Механизму реализации
посвящена значительная часть Закона о гражданстве Российской Федерации. На его
основе принято "Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации", утвержденное Указом Президента Российской
Федерации.
Закон определяет, какие
государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет
порядок производства и обжалования решений по этим делам.
Такими органами являются:
Президент Российской Федерации, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте
Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации,
Министерство Иностранных дел Российской Федерации, дипломатические
представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Конституция устанавливает,
что "Президент решает" вопросы гражданства Российской Федерации"
[21].
Закон о гражданстве
раскрывает полномочия Президента. К ним относятся решения по вопросам: приема в
гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской
Федерации, разрешение на выход из гражданства, разрешение гражданину Российской
Федерации иметь одновременно гражданство другого государства, отмена решения о
приеме в гражданство, предоставление почетного гражданства.
По всем этим вопросам
Президент издает указы. Подготовительную работу ведут все другие
государственные органы.
Комиссия по вопросам
гражданства при Президенте Российской Федерации - образуется Президентом и
является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами
российского государства [22].
Комиссия вносит на
рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству
и представлению по вопросам гражданства. Предложения комиссии оформляются
протоколом и подписываются всеми её членами, участвовавшими в заседании.
При рассмотрении ходатайств
и представлений комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание
представления, заключение государственных органов и общественных организаций по
ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские
показания. Комиссия учитывает мнение компетентных органов республики, если дело
касается гражданства, затрагивающего интересы республик в составе Российской
Федерации. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее
рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют
необходимую информацию.
Остальные государственные
органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их,
входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство Внутренних
Дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические
представительства и консульские учреждения.
В их функции входят: прием
заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и
представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в
Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации;
осуществление регистрации приобретения и прекращения гражданства Российской
Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Распределение компетенции
по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних
дел Российской Федерации устанавливается постановлением Президента Российской
Федерации. Полномочия Министерства иностранных Дел Российской Федерации,
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации
имеют компетенцию, аналогичную Министерству внутренних дел. Но к их функциям
прибавляется ведение учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих
за пределами Российской Федерации.
Производство по делам о
гражданстве также освещено в Законе. В этой части Закона определяются порядок,
подача, форма, порядок оформления, сроки подачи и оформления, сроки подачи и
рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заявления о регистрации
изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по
месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской
Федерации, в соответствующие консульские учреждения, или дипломатические
представительства.
Ходатайства подаются на имя
Президента Российской Федерации через органы внутренних дел. Заявления и
ходатайства подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на
приобретение: прекращение, сохранение или изменение гражданства должно иметь
письменную форму. Подпись под документами удостоверяется нотариально. Если
заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в
силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим
лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись.
Оформление заявления ли
ходатайства производится органом внутренних дел по месту жительства при личном
обращении заявителя, или через дипломатические представительства и консульские
учреждения. При наличии надлежащим образом оформленных документов,
удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел,
дипломатические представительства, консульское учреждение Российской Федерации
обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению их ходатайству,
переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае
подпись под заявлением или ходатайством должна быть удовлетворена нотариально.
При подаче заявления или
ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается
государственная пошлина, размер которой устанавливается законом Российской
Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются от уплаты госпошлины полностью
или частично в порядке, установленном законом Российской Федерации.
Органы внутренних дел, либо
дипломатические представительства выносят свое мотивированное заключение, а при
необходимости составляют представления, которые направляются в Комиссию по
вопросам гражданства Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявлений
по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств - 9.
Срок подачи заявления,
пропущенный по уважительной причине, может быть, по просьбе заявителя,
восстановлен в Комиссии по вопросам гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской
Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения
полномочными органами или издания указа Президента Российской Федерации.
Исполнение решений по делам
о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации,
возлагается на Министерство внутренних дел и его соответствующие органы, а в
отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на Министерство
иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Лицам, которые приобрели
гражданство, выдается удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а
в консульствах - паспорта гражданина Российской Федерации с соответствующей
отметкой. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись о
принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Контроль за исполнением
решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется комиссией
при Президенте и другими полномочными органами в соответствии с их
компетенцией. Решение полномочного органа в отказе от регистрации приобретения
или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к
гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суде.
Отказ в приеме заявлений и ходатайств по
вопросам гражданства нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а
также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок
рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам
гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке
в порядке подчиненности должностному лицу, либо в суде. Лица, постоянно
проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия
должностных лиц в дипломатических представительствах или консульствах.
Особый институт двойного гражданства
Кроме этих принципов в
институте гражданства существует принцип двойного гражданства.
Случаи двойного гражданства
возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов
приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например при
различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным
гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его
государства жена должна "следовать гражданству своего мужа"
До последнего времени
российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской
Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства
принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился
лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как
российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о
гражданстве от 28 ноября 1991 года.
Российский гражданин может
одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это
только в одном из следующих случаев:
- если такую возможность
предусматривает федеральный закон
- если это предусмотрено
международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции
федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в
других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть
разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого
государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как
видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие
международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания
гражданства не допускает.
Международный договор, о
котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать
права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих
этих государств
Отсюда практически
вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского
гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного
гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме
в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим
законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин.
Двойное гражданство будет за ним признано в России, если с иностранным
государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет
международный договор.
Наличие у гражданина
Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать
определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается
связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это
касается, например, военной службы.
Факт двойного гражданства
"не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от
обязанностей, вытекающих из российского законодательства" [10].
Однако допускается, что федеральным законом или международным договором
Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах
или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства
[22].
Всё это соответствует
международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся
к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя
гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого
он является, как его гражданин.
Кроме того, в Конституции
определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без
гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие
доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Под
категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством [11]
иностранного государства.
Лица без гражданства - это
такие лица, которые не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства
своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15
Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на
гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению,
без гражданства проживающих на её территории лиц.
В полном соответствии с
общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет
приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и
обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц
"национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране
законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если
федеральным законом или международным договором Российской Федерации не
установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения
прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут
быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или
международным договором.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|