Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос – лежат в
основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие
от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не
получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными
и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни.
Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть
закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится
к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд
утверждал: «Целью жизни является смерть» [22, С.118].
Практически любой
поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:
1)привязки, или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия,
мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис). Примером катексиса
может служить эмоциональная привязанность к другим людям, (есть перенос на них
энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется
во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению
инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением
инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет
главный бастион психоаналитического построения системы мотивации [14, С.59].
Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе
объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции,
высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене
поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по
каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта
невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом,
сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте [4, С.5].
Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять
в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного.
Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного
смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют
родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть
объяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все устройство
современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом
смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать
удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную
энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех,
которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом,
появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты
[22, С.118].
Второй подход в изучении инстинкта представляет К. Г. Юнг. Карл
Густав Юнг - швейцарский психолог, врач, основатель аналитической психологии.
В ранние годы находился по значительным влиянием З. Фрейда, но позже создал
свою собственную школу аналитической психологии, называемую иначе “психологией
самости”. Юнг освободился от пансексуализма, присущего Фрейду в определении
бессознательного.
В психологии Юнга понятие “архетип”
родственно понятию “инстинкт”, но под инстинктами понимаются не врожденные
поведенческие стереотипы, а врожденные первообразы, обусловливающие поведение
[19, с. 97-99].
Юнг изменил значение термина “либидо”. В работе “Либидо, его метаморфозы
и символы” Юнг дает вместо описательного определения, которым пользовался
Фрейд, определение генетическое (то есть рассматривает, каково происхождение либидо).
Либидо,
по Юнгу - название психической энергии вообще, а не энергии полового влечения,
как в теории Фрейда [26, С.138].
Архетипы - это матрицы, “скелет”, способ структурирования
образов, появляющихся во сне, в грезах, фантазиях, произведениях искусства.
Конкретное содержание образов “наполняется” уже реальностью, индивидуальным и
групповым опытом.
Архетипы
основаны на врожденных первообразах. Первообразы имеются у младенцев в утробе
матери. Еще до появления на свет ребенок сосет палец, при этом действии в его
психике рождается некий чувственный образ. При соприкосновении с реальностью
(после рождения) первообразы трансформируются в архетипические образы. Так же,
как инстинкты животных, архетипы - результат предшествующего эволюционного
опыта вида Homo sapiens. Архетипы подобны матрицам психических
представлений, они стереотипны, а конкретное содержание архетипических образов
может варьировать. Так как матрицы одинаковы, то и образы, навеянные
архетипами, будут похожи у разных людей [24, с. 16-18].
Совокупность архетипов была названа Юнгом коллективным бессознательным.
Коллективное бессознательное слагается из “обобщенной равнодействующей
бесчисленных типовых опытов ряда поколений, изначальных образов
бессознательного, совпадающих повсеместно и на протяжении всей истории
повторяющимися мотивами”, - излагает идеи Юнга отечественный лингвист
Е.Шелестюк.
В своих работах Юнг выделял
такие архетипы: Великой матери, Вечного ребенка, Тень, Мудрый старик, Мудрая
старуха и архетип Самости. Через архетип Самости в человеке от
природы заложено стремление к духовному совершенству, к единству, целостности
и самоактуализации. Архетип Самости отражает процесс личной эволюции,
называемой Юнгом процессом индивидуации. Индивидуация - выделение
индивидуального сознания из слоя коллективного бессознательного. Процесс
индивидуации отражен в архетипах. Великая мать символизирует бессознательное,
Дитя - пробуждение сознания, Тень - оставшуюся за порогом сознания
бессознательную часть личности, Мудрый старик и Мудрая старуха - архетипы,
символизирующие гармонию сознательного и бессознательного, высший духовный
синтез [27, С.166].
Юнг выделил следующие свойства архетипов: бессознательность,
универсальность, коллективность, глубина, автономность, нуминозность,
генетическая обусловленность [17, С.334].
Итак, аналогично тому, как инстинкты животных есть
приспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды,
коллективное бессознательное осуществляет приспособительные реакции “на самые
общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической
природы”. В работе “Душа и земля” и в других работах Юнг пишет, что архетипы
передаются по наследству вместе со структурой мозга. С одной стороны, архетипы
формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным
подспорьем в процессе инстинктивного приспособления [25, С.136].
В “Тэвистокских лекциях”, в
частности, Юнг говорит о надындивидуальных проекциях, которые являются
проявлением действия коллективного бессознательного. “Это отнюдь не пережитки
прошлого, которые нужно просто перерасти; напротив, это компенсаторные функции,
имеющие определенные цели и огромное значение. Они являются важным защитным
механизмом в ситуациях, в которых человек склонен терять голову. Так, в ситуации
паники, неважно, внутренней или внешне выраженной, происходит вторжение
архетипов, что позволяет человеку реагировать инстинктивно-адаптивным путем,
так, словно эта ситуация ему всегда была знакома: он реагирует так, как извечно
реагирует весь род людской” [26, С.144].
Следующий подход – с точки
зрения гормическая психология. По мнению Макдугалла, теоретической
основой всех социальных наук должна стать «психология инстинкта». Под инстинктом
Макдугалл понимал «врожденное или природное психофизическое предрасположение,
которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные
объекты и испытать при этом эмоциональное специфическое возбуждение и
действовать по отношению к этим объектам, определенным образом или, по крайней
мере, испытывая импульс к такому действию». Каждому первичному инстинкту
соответствует, по Макдугаллу, определенная эмоция, которая, как и сам инстинкт,
является простой и неразложимой. Так, инстинкту бегства соответствует эмоция
страха, инстинкту любопытства – эмоция удивления, инстинкту драчливости –
эмоция гнева, родительскому инстинкту – эмоция нежности и т. д. [7, С.61].
Распространяя свою
психологическую теорию на общество, Макдугалл под каждое общественное явление
подводит определенный инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняются
предрасположенностью людей к драчливости, а накопление общественного богатства
– склонностью к стяжательству и скупостью. В основе религии лежит комбинация
инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными
реакциями, присущими родительскому инстинкту. Наибольшее социальное значение
Макдугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и
лежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявление
стадного инстинкта – рост городов, коллективный характер человеческого досуга,
массовые сборища и т. д.
Последователи Макдугалла,
У. Троттер, считал, что все социальные явления объясняются, конечном счете
«стадными инстинктами», англичанин Г. Уоллас уделяет особое внимание инстинкту
лояльности, который должен обеспечить функционирование гос. власти [7,
с.61-62].
Это направление оказало
определенное влияние на науку о человеке тем, что привлекло внимание к
неосознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако
его собственная теоретическая основа была более чем шаткой.
Употребление термина «инстинкт» этологами подчеркивало
специфически видовые и биологические аспекты. Этолог Лоренц подразумевал
под инстинктом специфичный комплекс фиксированных действий (КФД). Слово
“фиксированный” подчеркивает стереотипный и законченный характер инстинктивных
движений [10, с. 8-9].
Для объяснения механизмов действия врожденного поведения К. Лоренцем была
предложена теория, получившая название “концепции растормаживания”. Согласно
этой теории, в организме постоянно имеется готовность к осуществлению различных
КФД, но внешнее проявление инстинктов блокируется, то есть подавляется
процессами активного торможения, исходящими из центральной нервной системы
(ЦНС).
Каждому инстинкту соответствует своя
энергия, действие которой подавляется до той поры, пока сигналы от знаковых
стимулов не произведут растормаживание. Лоренц предположил, что в определенном
участке мозга есть структура, названная им “разрешающим механизмом”, на которую
и действуют знаковые стимулы. Этот механизм Лоренц сравнивал с жидкостью в
сосуде: каждый инстинкт соответствует своему “сосуду” (центру инстинкта). При
появлении пускового раздражителя (релизера), “жидкость выливается” в форме
инстинктивной силы или “драйва” (влечения) [6, с. 22-28].
Так как применение и сущность термина
«инстинкт» изменяется от теории к теории, то в научной практики возникла
путаница из нескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем: (а) Проблема
наследственности: степень, в которой инстинкты являются биологически
запрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде.
(б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами или
они могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиеся
свидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, в
котором основное внимание уделяется внутривидовому анализу. (в) Поведенческая
специфика: степень, в которой определенные модели поведения должны
включаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявления
подразумеваются всегда, это является серьезной проблемой. Чем специфичнее
предполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будет
принимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла [3, С.314].
Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны и,
конечно, не единственные.
Таким образом, можно сделать вывод, что
существует столько подходов к пониманию инстинкта, сколько научных школ и
направлений изучающих его. Наука не исключает появления новых теорий, но
пытается вывести интегративные положения проблемы, которые соединили бы все
достижения научных школ и направлений, исследующих инстинкт.
Рассмотрев основные теории, касающиеся
инстинктов можно непосредственно констатировать, что инстинкт играет
значительную роль в развитии личности, но какую именно, нам поможет узнать
рассмотрение места инстинкта в структуре личности.
2. Инстинкт как неотъемлемый признак личности
2.1 Место инстинкта в структуре личности
Место инстинкта в структуре личности одним из
первых определил Фрейд. Он ввел в анатомию личности три основные структуры: ид,
эго и суперэго. Сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго и
суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Инстинкт, по Фрейду, входит в
структуру ид.
Слово «ид» происходит от латинского «оно» и,
по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные
аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с
инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация), которые
наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто темное,
биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид
сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его
жизни. Будучи примитивным, в своей основе, оно свободно от всяких ограничений.
Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип
всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии,
производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они
сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном
функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип
удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной,
иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и
вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не
прибегает к предосторожностям в выражении своей цели [22, с.112-113].
Фрейд рассматривал ид в качестве посредника
между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно
«прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных
потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в
каком субстрате осуществляется эта связь. Ид выполняет роль резервуара для всех
примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных
процессов [22, С.113].
Следует также рассмотреть место инстинкта в
структуре личности c точки зрения современных научных взглядов, на примере
концепции личности В. П. Беха.
Если опираться на концепцию личности В. П.
Беха, то можно определить личность как функциональный орган, производный
от человеческого организма. Личность детерминирована основаниями биологической
формы движения универсума и условиями внешней природной среды. Так как,
личность – это системное качество человеческого организма, то значит, она
должна состоять из нескольких структурных блоков.
При этом В. П. Бех исходит из того, что
природной основой человека является биологический компонент как
генетический фактор, определяющий становление, функционирование и дальнейшее
саморазвёртывание личностного ингредиента. Конструктивно такая основа
представляет собой два основных блока – физический и духовный.
Третий блок – психический. Нас, прежде всего, интересует физический
блок, в который входит инстинкт. Блок физический опосредует связь человека с
Физической Вселенной. Его самодеятельная жизнь есть переживание. Его еще
можно назвать дологическим.
Физический блок имеет три подструктуры,
известные как генотипическая (наследственная), метаболическая и
подсознательная. Инстинкт, по В. П. Беху входит в генотипическую
подструктуру [2, С.44].
Под генотипической (наследственной) структурой
человека следует понимать систему его атрибутивных свойств, передающуюся ему по
наследству от родителей. Основная ее функция – обеспечение
преемственности физического развития человека как представителя определенного
рода.
Основной информационный потенциал в
полимеханизме переживания, по В. П. Беху сосредоточен в наследственной
подструктуре или в геноме зиготы. Как последний устроен и работает нам пока
неведома, но именно он определяет в социальном организме если не все, то
многое. Объём имеющейся здесь информации не идёт ни в какое сравнение с объёмом
фенотипической информации. Биологическая кибернетика позволяет на основе закона
информационной обусловленности биологических явлений (Закона Уоддингтона) и
закона дискретности и непрерывности биологической информации (или закона
Моргана-Эфрусси) представить исходное звено информационной копии человеческой
личности [2, C.50]. И этого будет достаточно для того, чтобы
заложить основание семантической модели человека. А это значит, что
можно с полным правом положить в основу семантической структуры личности
генотипическую информацию [2, С.50].
Страницы: 1, 2, 3
|