Таким образом, из всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что инстинкт непосредственно входит в генотипическую
подструктуру физического блока личности. Инстинкт обеспечивает
жизнедеятельность генотипа человеческой личности и является неотъемлемым
компонентом в её структуре.
Основными механизмами, посредством которых
осуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).
На основании этого сделана была попытка свести
инстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, т. е.
как цепь прилаженных друг к другу рефлексов, так что ответная часть
предшествующего служит раздражителем для следующего [15, С.105].
Эта попытка несостоятельна по ряду причин.
Прежде всего, эта концепция дискуссионна в генетическом аспекте. Исследования
Г. Э. Когхилла и Дж. Хэррика дают экспериментальные основания предполагать, что
рефлекс, т. е. выдифференцированная реакция отдельного нервного механизма, не
является такой генетически первичной формой, из которой суммативным путем
получаются сложные целостные реакции организма. Вначале имеются скорее
целостные малодифференцированные реакции организма, из которых затем выделяются
отдельные рефлекторные дуги; вместе с тем усложняется структура сначала более
или менее целостной аморфной реакции. Генотипический инстинкт, таким образом,
скорее всего, не является просто суммой или цепью рефлексов.
Инстинкт не сводится к простой сумме или цепи
рефлексов, также и потому, что как форма поведения он не исчерпывается
совокупностью механизмов, посредством которых осуществляется, а предполагает
определенную мотивацию, которой определяется или регулируется действие этих
механизмов. Существенная особенность инстинктивного действия заключается в том,
что источником мотивации его является определенное органическое состояние или
изменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями в
организме. Ограниченность «мотивации» поведения органическими состояниями и
изменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, форм
поведения [15, С.106].
Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2)
специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложное
действие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей –
и выполняемое посредством первично автоматических реакций.
Хотя инстинктивная деятельность осуществляется
автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она,
однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку
включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности [9, С.105].
Отличаясь от индивидуально-изменчивых форм
поведения (от навыков и интеллекта), инстинкт, однако, теснейшим образом
связан с ними. В поведении личности человека, взятом в его конкретной
реальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формы
поведения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированные
навык.
Слепота и неразумность многих инстинктивных
действий, и их целесообразность при нестереотипных условиях объясняются, прежде
всего, тем, что многие инстинктивные действия вызываются как бы условным
раздражителем, который филогенетически закреплялся в качестве сигнала,
вызывающего соответствующие действия без надлежащей дифференциации тех
объектов, на которые по существу направляется инстинктивное действие.
Слепыми, «неразумными» являются инстинктивные
действия, которые исходят из ощущения отдельных чувственных свойств без
восприятия того предмета, на который направляется действие, и совершаются в
виде реакций на отдельный сенсорный раздражитель [15, С. 108].
На разных ступенях развития изменяется и
характер инстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения. Если
говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты,
которые уже коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их
обозначения вводят часто и новый термин – влечение. Для перехода от
инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии –
переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие
сознания [15, С.107].
Вопрос об инстинктах у человека составляет часть большой проблемы -
"биологическое в психическом развитии человека и в структуре его
психики". Подобно двуликому Янусу, эта проблема имеет два лица: одно
обращено к внутренним процессам организма, другое - к его жизни во внешней
среде [5, С.399]
Таким образом, инстинкт входит в структуру личности наравне с другими
компонентами. Он представлен, прежде всего, наследственной подструктурой
личности, что означает, что инстинкт является предпосылкой нормального развития
остальных подструктур. В этом смысле процесс возникновения личности выступает
как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной
действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого
материала.
Определив место инстинкта в структуре личности, мы можем непосредственно
рассмотреть, как инстинкт влияет на развитие личности, и какое место в жизни
человека ему отводится.
2.2 Инстинкт как условие и продукт
филогенетического развития личности
Под инстинктами обычно разумеют действия или более или менее сложные акты
поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от
индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом
филогенетического развития.
Говоря о наследственности, филогенетической
закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что
каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и
наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся
продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его
онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные
исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе
первых выполнений этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя
установившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходится
внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное
в других формах поведения. Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство
этих противоположностей с господством – в инстинкте – наследственного [15, С.103].
Инстинктивные действия отличаются часто
большой объективной целесообразностью, т. е. способностью или адекватностью по
отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь,
однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.
На Первой кантовской конференции в 1998 г. был
сформулирован Основной биологический закон "Жизнь во всем ее
многообразии красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной
борьбе близких и подобных". Согласно этому закону поведением человека
руководит подсознательное желание (инстинкт) превзойти окружающих и, особенно,
близких - родственников, соседей и друзей. Этот инстинкт назван конкурентным.
О подобном "комплексе превосходства" писал еще А. Адлер около 70 лет
назад. Этот инстинкт проявляется более всего у детей в виде агрессивности друг
к другу. Ребенок может подойти и ударить другого, который просто сидел в
сторонке. А если взрослые попытаются воспрепятствовать этой агрессивной акции,
то нападающий заплачет, досадуя на то, что не смог реализовать свое
инстинктивное желание. Сейчас это проблема многих детских садов. Более
иллюстративный пример приводит Адлер (1978). Он описывает случай, когда
пятилетний мальчик просил у родителей поносить маленькую сестренку на руках и,
выбрав подходящий момент, бросил ее на пол [9, с.39-41].
Так как инстинкт
основной, то с его помощью можно объяснить все, что касается поведения
человека. Например, существует известный факт брат и сестра не испытывают друг
к другу сексуального чувства. Этот так называемый "табу-инцест"
существует у шимпанзе и даже у дрозофил. Даже автор идеи о всемогуществе
сексуального инстинкта Зигмунд Фрейд не мог объяснить этого феномена. А все
просто - конкурентный инстинкт между
близкими
подавляет сексуальный.
Таким же
процессом является дружба. Как выяснилось большинство считает себя в чем-то
лучше своих друзей. Поэтому они любят встречаться со старыми друзьями, но не
посещают традиционные вечера в школе. Посещают их в основном отличники или
бывшие активисты. Их тянет в среду, в которой они имели успех [23, с.15-16].
Итак, как
показали результаты исследования, мы живем с единственной целью стать лучше
или, по крайней мере, не хуже окружающих нас людей, хотя бы в чем-то. Мы готовы
на смерть ради достижения этой цели. Это наша биологическая потребность и
проявляется она главным образом в подсознательном чувстве зависти! От
зависти ребенок начинает ходить, говорить и приобретает навыки к труду.
Если этот инстинкт реализуется или человек верит в такую возможность, то все в
порядке - поведение человека в обществе будет нормальным. Если же нет и к тому
же отсутствуют какие-либо перспективы, то человек сначала пытается
реализоваться в преступной деятельности, а уж если и здесь не получается, то
кончает жизнь самоубийством, или уходит из реальной жизни в алкоголизм и
наркоманию [21,
С.396].
Наравне с авторами, признающими роль инстинкта в
жизни человека, существуют и такие, которые считают, что инстинкт – это
пережиток животного в человеке и в современном обществе он не играет никакой
роли в его жизни.
По их мнению, изменение организма в процессе
антропогенеза состояло не только в приобретении новых свойств, но и в отмирании
тех животных свойств, которые мешали образованию новых, собственно человеческих
отношений. Естественно, это касалось больше всего тех органов и систем тела,
деятельность которых непосредственно обеспечивала поведение. Поэтому одним
из важнейших результатов антропогенеза было исключение из центрального
механизма поведения того звена, которое придавало поведению биологически
предопределенный, инстинктивный характер. Это изменение последовательно
распространялось на те сферы жизни становящихся людей, которые развивающее
общество брало на свое обеспечение и под свой контроль [5, с.104-105].
Процесс антропогенеза не мог закончиться ранее, чем были полностью устранены
из всей сферы общественно регулируемой жизни становящихся людей инстинктивные
отношения с внешней средой и между членами группы.
Главный тезис этих ученых гласит - одной из
важнейших особенностей современного человека - именно как особого биологического
вида! - является отсутствие инстинктов, наследственно, в самом строении
организма закрепленного отношения к определенным объектам внешней среды.
Основные органические потребности, конечно, остаются, но подобно тому, как
водород и кислород, полученные от разложения воды, уже не составляют ни частиц
воды, ни ее остатков и обладают другими и даже противоположными свойствами, так
и потребности, освобожденные от связи с инстанцией специфической
чувствительности, уже не составляют ни остатков, ни частиц инстинктов. Они уже
не связаны - до всякого опыта! - с определенными безусловными раздражителями
внешней среды, не привязаны к ним и обнаруживают новые свойства, в частности
жадное сродство и прочную фиксацию на объектах, доставивших им первое
удовлетворение. И так как удовлетворение потребностей человека происходит в
общественных условиях, то у людей органические потребности становятся
общественными потребностями. В том виде, в каком они наследуются, это уже не
животно-биологические, а только органические (но человеческие) потребности [5, С.110].
Многие ученые не согласны с мнением этих авторов
потому, что человек— единственное существо, способное контролировать свои
инстинкты посредством силы воли, а не освободившееся от них.. Вместе с тем,
он способен также подавлять, искажать и ранить их. Но ведь любой зверь, говоря
метафорически, более всего свиреп и опасен, когда ранен. Подавленные инстинкты
могут подмять под себя человека и даже уничтожить его [11, с.359-360]. Поэтому
изучение инстинктов нельзя искоренить из структуры личности, если мы хотим
создать целостную картину формирования личности человека и ее компонентов.
После Фрейда и Павлова каждый знает, что подсознание и
инстинкты играют в жизни личности человека не меньшую роль, чем его разум. А,
может, и большую – в стрессовых ситуациях разум просто не успевает
проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, диктует нам подсознание.
Увы, часто в нашей жизни слово инстинкт
употребляется в уничижительном смысле. Когда о ком-то говорят, что он «живёт
инстинктами» – под этим, как правило, понимают низкий культурный уровень и
примитивность желаний. Между тем, без инстинктов человек совершенно беспомощен.
Разум – только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. Если
бы не инстинкты, мы бы постоянно попадали в ситуацию дедушки из известного
анекдота, который вдруг задумался, куда надо класть бороду, на одеяло или под
него, да так и умер, от интеллектуального перенапряжения [8, С. 301].
Таким образом, инстинкт является неотъемлемым условием
развития личности, без него первобытный человек никогда не взял бы в руки палку
и не создал бы первое орудие труда, ребенок никогда не научился бы ходить и
кушать (пищевой инстинкт), а его мать понимать его потребности и ухаживать за
ним (материнский инстинкт), люди бы, в конце концов, не добились бы таких
успехов в различных областях жизни без инстинктов конкуренции, самосохранения…
Именно благодаря инстинкту и наследственной подструктуры личности, куда он
входит - ее психическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться и
сформировать целостную личность.
Выводы
Раскрыв тему данной работы мы пришли к выводу, что
сформулированная гипотеза подтвердилась. Действительно инстинкт входит в
структуру личности наравне с другими ее компонентами и обеспечивает ее целостное
формирование и функционирование.
В данной работе
решены поставленные задачи. Прежде всего, раскрыты основные понятия:
«личность» и «инстинкт».
Личность – это
человек, как субъект своей жизни, определяющий свою линию жизни в окружающем
его обществе, занимающий в этом обществе определенное место и исполняющий свою
особую роль.
Инстинкт (лат. - побуждение, стимул) -
естественное влечение;
свойственная роду человека врожденная, т.е. наследственная, склонность к
определенному поведению, или образу действий.
Следующая задача,
которая была решена, связана с определением основных подходов к изучению
инстинкта и его роли в жизни человека. Мы, прежде всего, рассмотрели Фрейда и
его инстинкты смерти и жизни, Юнга и его архетипы, Макдугалла и его стадный
инстинкт, а также этологов и их представителя Лоренца.
Третья задача, которую мы решили, связана с местом инстинкта в структуре
личности. Мы исследовали эту проблему на примере структур личности, которые
разрабатывали Фрейд и Бех, и пришли к выводу, что инстинкт представлен, прежде
всего, наследственной подструктурой личности, что означает, что инстинкт
является предпосылкой нормального развития остальных подструктур. В этом смысле
процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически
заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и
совершенно независимо от этого материала.
Четвертая задача и последняя, которую мы решили,
состоит в том, чтобы показать инстинкт как условие и продукт филогенетического
развития личности и пришла я к выводу, что инстинкт – это действие или более
или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми,
независимо от выучки, от индивидуального опыта и помогают функционировать
личности.
Таким образом, поставленная цель в ходе исследования
инстинкта и его роли в жизни человека была достигнута. Можно сделать вывод, что
инстинкты играют немаловажную роль в жизни личности, так как сознательное
мышление и воля в их глубочайшей основе направляются ими, следовательно,
инстинкт, взаимодействуя с другими компонентами личности, является основой ее
структуры и развития. И эти теоретические выводы подкреплены результатами
различных методов исследования, проводимых в мировой практике.
Список использованных источников
1)
Анохин П. К. Биология и
нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1968.-
456с.
2)
Бех В.П. Человек и
вселенная: когнитивный анализ: Монография.- 2-е изд. доп.- Запорожье:
«Просвита», 1999.-148с.
3)
Большой толковый
психологический словарь/ Ребер Артур. Том 1(А-О): Пер. с англ.- М.: Вече, АСТ,
2000.- 592с.
4)
Бэрон Р., Ричардсон Д.
Агрессия.- Спб.:Питер, 1997.- 278с.
5)
Гальперин П.Я. Психология
как объективная наука. Избранные психологические труды/ Под ред. А. И.
Подольского.- Москва – Воронеж, 1998.- 528с.
6)
Дьюсбери Д. Поведение
животных. Сравнительные аспекты.- М.: Мир, 1981.- 182с.
7)
История социологии в
Западной Европе и США: Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик Г.
В. Осипов.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1999.- 576с.
8)
Кашницкий С. Е. Среди
людей. Соционика – наука общения.- М.: Армада – пресс, 2001.- 416с.
9)
Мустафин А. М. Трактат
Первой кантовской конференции.- Казань, 1998.- 158с.
10)
Психологический словарь/
Под ред. В. П. Зинченко.- 2-е изд., прераб. И доп.- М.: Педагогика – Пресс,
1998.-440с.
11)
Психология
личности. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.
12)
Психология
развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского; Науч. - исслед. ин-т общей
и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.- 240с.
13)
Райкрофт
Ч. Критический словарь психоанализа.- Спб.: Изд-во Вост.-Европ. Инст-та
психоанализа, 1995.- 526с.
14)
Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2002.- 720с.
15)
Рыбалко Е.
Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие.- Л.: Издательство
Ленинградского ун-та, 1990.- 256с.
16)
Самуэлс
Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа.- М.: ЧеРо, 1997.- 444с.
18) Слоним А. Д. Инстинкт. Загадки врожденного поведения
организмов.- Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1967.-390с.
19) Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический
словарь аналитической психологии К. Юнга.- М.: ЭСИ, 1994.- 182с.
20)
Фельдштейн
Д. И. Психология развивающейся личности.- М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 512с.
21)
Френе С.
Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика – Пресс, 1990.- 578с.
22)
Хьелл Л.,
Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, иссследования и применение).- СПб.:
Питер Пресс, 1997.- 608с.
23)
Шакуров
Р. Х. В сб. «Основной биологический закон и педагогика».- Казань, 1999.- 248с.
24)
Шелестюк
Е. В. О лингвистическом исследовании символов// Вопросы языкознания.-
1997.-№4.-с.15-24
25)
Юнг К.
Душа и земля//К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, Универс,
1994.- 458с.
26)
Юнг К.
Либидо, его метаморфозы и символы.- Спб.: Изд-во Вост.- Европ. Инст-та
Психоанализа, 1994.- 382с.
27)
Юнг К.
Тэвистокские лекции. Аналитическая психология.- К.: ШНТО, 1995.- 566с.
Страницы: 1, 2, 3
|