Меню
Поиск



рефераты скачать Инновационный потенциал региона. Оценка эффективности инновационного проекта

Страны ЕС

70,5

5,3

5

0,2

67

54,0

1,6

Канада

45,4

3,4

6

1,6

2

27,9

0,83

Бразилия

43,2

3,2

7

0,27

48

185,0

5,5

Казахстан

34,5

2,6

8

2,05

1

186,8

5,6

Украина

32,7

2,4

9

0,63

4

6,6

0,2

Япония

4,0

0,3

-

0,03

162

0,7

0,02


Важнейшим условием разработки системных индикаторов инвестиционного потенциала сельскохозяйственных земель является организация рынка земли. Рыночная цена земельных угодий является стоимостным выражением готовности инвестора вкладывать свои капиталы в сельскохозяйственное производство на неопределённый срок.

Одним из важнейших параметров оценки инвестиционного потенциала сельскохозяйственных земель являются сравнительные показатели продуктивности. Урожайность зерновых в 1,5 – 1,6 раза ниже, чем в европейских регионах; в 5,2-5,6 раз ниже, чем в Республике Корея и Японии и в 3,5-4 раза ниже, чем в Китае. В 1999 г. по сравнению с 1996 г. уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий снизился на 18%[9].

По запасам древесины и лесопокрытым площадям Российская Федерация занимает в настоящее время первое место в мире.







Таблица 3

Мировые лесные ресурсы в 1997 г.


Страны

Площадь лесов,

млн га

Доля в мире, %

Доля в площади страны, %

Запасы древесины,

млрд м3

Доля в мире, %

Россия

765,9

19,1

45,4

75

32,4

Канада

494,0

12,4

53,6

24,0

10,4

Бразилия

488,0

12,2

57,8

65,0

28,1

США

298,0

7,5

32,3

20,0

8,7

Заир

173,8

4,3

76,7

11,4

4,9

Китай

130,5

3,3

14,0

8,2

3,5

Австралия

92,0

2,3

11,9

3,4

1,5

Уровень рентных платежей составляет 6-10 долл. за 1 м3 леса, что 6-8 раз ниже, чем США и Канаде[10], однако положительную чистую текущую стоимость имеют только экспортноориентированные инвестиционные проекты.

Совокупный потенциал капиталовооружённости региональной экономики оценивается через три основных расчётных параметра:

а) производственный потенциал рассчитывается как сумма остаточной стоимости отраслевых основных фондов и объёмов долгосрочных финансовых вложений предприятий и учреждений;

б) инфраструктурный потенциал региона рассчитывается как сумма остаточной стоимости основных фондов в отраслях транспорта и связи и показателя, характеризующего объём региональных сбережений, принадлежащих гражданам, организациям и учреждениям; накопленных в региональных коммерческих организациях;

в) инновационный потенциал оценивается через показатель отраслевых расходов на оплату труда ИТР, научных работников и высококвалифицированных рабочих, затрат на содержание региональной системы высшего и среднего специального образования, академических и отраслевых научно-исследо-вательских институтов.

Агломерационный эффект оценивается через сравнительные затраты на заработную плату в отраслях, продукция которых вывозится за пределы экономического района. Эффект агломерации влияет на количество фирм (объёмы располагаемого капитала) и цены в отраслях с монополистической конкуренцией.

Так, при концентрации рабочей силы в определённых местах средние издержки снижаются, что ведёт к росту инвестиционной привлекательности данной местности. Эффект агломерации является одним из проявлений процесса кумулятивной причинности, в рамках которого регионы, обладающие начальными преимуществами по концентрации и размещению производительных сил, в будущем имеют возможность привлекать всё большее количество капитала и рабочих из соседних регионов, находящихся в менее благоприятных условиях.

Теория наделённости региона факторами производства, базируется на следующих методологических предпосылках:

·               инвестиционные преимущества обусловлены параметрами, влияющими на масштаб накопления мобильных факторов производства;

·               мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их доходность и сохранность. Производство, оказывается более эффективным в отраслях, потребляющих те ресурсы, которые имеются в регионе в относительном изобилии. Исходя из этого инвестиции условно можно подразделить на ресурсоёмкие (земля), капиталоёмкие, трудоёмкие и интеллектуалоёмкие;

·               избыточное накопление факторов производства приводит к снижению их относительных удельных издержек, что ведетёк росту конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижению относительных цен;

·               регион стремиться экспортировать продукцию, в производстве которой интенсивно используются избыточные мобильные факторы. Динамика экспорта увеличивает инвестиционную привлекательность территории;

·               рост мобильных факторов производства приводит к сдвигу границ производственных возможностей в сторону экспортных отраслей, что создаёт кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек;

·               уровень вознаграждения (доход) мобильных факторов производства, используемых в экспортных отраслях, растёт, а в импортозамещающих – падает;

·               снижение издержек на капитал обуславливают рост чистой текущей стоимости инвестиций, что увеличивает общую ценность всех активов инвестора, в том числе размещённых на других территориях;

·               неконтролируемое увеличение объёмов вывоза продукции за пределы региона может привести к изменению равновесных цен на внешних рынках, что может оказаться разрушительным для экспортнориентированных отраслей.

Для выявления роли мобильных факторов в оценке инвестиционного потенциала, их подразделяют на постоянные и развитые. К “постоянным” относят природные ресурсы, неквалифицированную рабочую силу, климатические условия. К “развитым” - знания, высококвалифицированные кадры, услуги по управлению капиталом. “Постоянные” сохраняют устойчивую ценность в долгосрочном периоде при минимальных капиталовложениях на их развитие и поддержание. Уровень их доходности базируется на таком параметре, как “редкость”. Однако инвестиционный потенциал, формируемый на основе “редкости” ресурсов, неустойчив и зависит от динамики цен и изменения потребительских предпочтений на мировом рынке. “Развитые” факторы создаются за счёт значительных и продолжительных капиталовложений, которые необходимо постоянно совершенствовать.

Создавать и совершенствовать на региональном уровне все мобильные факторы невозможно. Поэтому для выстраивания иерархии факторов необходимо выделить детерминанты, на основе которых формируются инвестиционные преимущества территории. Отсюда вытекает важнейшая концептуальная предпосылка модели инвестиционного потенциала региона на основе теории накопления мобильных факторов производства: инвестиционный потенциал создается в отраслях, производство которых ориентировано на вывоз продукции за пределы региона.

Параметры спроса. Количественными показателями влияния спроса на выбор отраслей являются:

·               объём вывоза продукции за пределы региона, превышающий уровень доли региона в ВВП страны;

·               совокупная доля иностранных инвестиций в уставном фонде, вложенных в основной капитал отраслевых предприятий.

Доходность. Влияние уровня доходности на параметры инвестиционного потенциала региона базируется на следующих методологических предпосылках: экспортная ориентация всегда приводит к росту показателя ИПР и нет смысла требовать, чтобы отрасль имела обязательно преимущества, прежде чем выходить на “внешние” для неё рынки, либо требовать у государства, чтобы торговля была “справедливой”; регион выигрывает от отраслевой ориентации на внешний рынок, даже в том случае, если региональные предприятия уступают партнёрам по внешней торговле в уровне производительности труда и капитала во всех отраслях.

Исходя из этого объём затрат труда и капитала в экспортных отраслях являются относительным показателем уровня инвестиционной конкурентоспособности территории. Высокий уровень зарплаты и инвестиционных доходов влияет на мобильность факторов производства, что в долгосрочной перспективе приводит к снижению удельных факторных издержек и создаёт кумулятивный эффект дополнительного притока капитала.

Необходимо отметить, что каждый из приведённых подходов имеет свои достоинства и недостатки. Возможности их применения для экономических систем типа России, регионы которой расположены в 9 часовых поясах и 6 климатических зонах, требует дополнительной теоретической проработки и методической адаптации. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, они могут быть использованы для разработки оценочных моделей инвестиционного потенциала регионов. На современном этапе в условиях перехода к открытой модели рынка сам по себе показатель инвестиционного потенциала, без оценок экономических рисков не может быть использован для выбора политики управления инвестиционными ресурсами.



глава 3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


3.1 Необходимость анализа инновационных проектов

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя[11]:

цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.

Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.

1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.