Меню
Поиск



рефераты скачать Избирательная система в Украине

Общая характеристика мажоритарной избирательной системы


При мажоритарной системе избранным является тот кандидат, который набрал установленное большинство голосов. Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан­дидат должен получить большинство голосов избирателей данно­го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези­дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира­тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы­ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го­лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це­лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира­ет все мандаты по данному округу.

Мажоритарная система предусматривает распределение ман­датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо­сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо­ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра­зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль­ности существующей системы. В зависимости от того, какого большинства требует закон, мажоритарная система может быть трех видов:

Ÿ        относительного большинства;

Ÿ        абсолютного большин­ства;

Ÿ        квалифицированного большинства.

По мажоритарной системе относительного большинства депутатом считается тот, кто на выборах получил больше голосов, чем любой из его соперников. Положительным в этой системе является то, что голо­сование осуществляется в один тур, а недостатком - утрата голосов, поданных против победившего кандидата.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для из­брания абсолютное большинство голосов, т.е. больше половины (50% + 1 голос). Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра­не. Если никто из баллотирующихся кандидатов не соберет требу­емого большинства голосов, возможно проведение второго тура голосования, к участию в котором допускаются .два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосо­вания. Из двух кандидатов победителем становится тот, который получил больше голосов, чем его соперник. Поскольку в данном случае другие кандидаты к баллотировке вторично не допуска­ются, победитель собирает абсолютное большинство голосов. В некоторых случаях законом может быть предусмотрено проведе­ние второго тура в виде повторных выборов. Такая процедура может иметь несколько разновидностей, в частности в перебалло­тировке могут участвовать все кандидаты из первого тура, или же лица, собравшие в первом туре менее установленного мини­мума голосов, могут быть исключены из бюллетеней. Избранным в данном случае считается тот, кто соберет больше голосов, чем любой другой, но не обязательно больше половины. Наконец, особым способом перебаллотировки считается такой, когда вместо проведения второго тура голосования проводится голосование в высшем законодательном органе власти. В данном случае для уча­стия в выборах допускаются два кандидата, собравшие наиболь­шее число голосов в первом туре голосования избирателей. Изби­рательные законы некоторых стран предусматривают гипотети­ческий случай, когда голоса во втором туре разделились бы абсолютно поровну: тогда или старший по возрасту становится победителем, или кандидатам предлагают бросить жребий.

При этом, в зависимости от какого количества избирателей идет подсчет голосов, различают три вида мажоритарной системы абсолютного большинства:

 а) когда большинство голосов необходимо получить от общего числа зарегистрированных избирателей;

 б) когда его нужно получить от общего числа поданных голосов;

 в) от общего числа поданных действительных голосов.

При данной системе также утрачиваются голоса, поданные за кандидатов, потерпевших пораже­ние на выборах, и она является нерезультативной, ибо с первого раза зачастую ни один кандидат не набирает абсолютное большинство голо­сов. Приходится использовать метод перебаллотировки, когда во вто­рой тур проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При осуществлении выборов по мажоритарной системе квалифици­рованного большинства депутатом считается тот, кто на выборах полу­чил большинство голосов, установленное законом, но обязательно пре­вышающее абсолютное (2/3 голосов, 75%, 90% голосов и т.д.).

 

Общая характеристика пропорциональной избирательной системы


Система пропорционального представительства политических партий предполагает распределение мест в представительном органе между  партиями, в зависимости от количества поданных за них голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, тем самым  дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил. Это довольно демократично, однако создаёт сложные проблемы при формировании правительства.

Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуп­равления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволя­ет партиям быть представленными в выборных органах в соответ­ствии со своим влиянием в политической жизни страны и попу­лярностью среди избирателей.

Распределение депутатских мест по пропорциональной сис­теме осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ.

В некоторых странах" применяются определенные разновидности распределения оставшихся в изби­рательном округе мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установ­ленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом ряде стран {Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распреде­ляемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного оп­ределения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математи­ка - изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последова­тельно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3). Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 18 ты­сяч), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае партия А получит 3 манда­та, партия Б - 1 мандат, партия В не получит ни одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, да­ющие более или менее приближенный к пропорциональному со­отношению голосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии, Финляндии и т. д.

Особая разновидность пропорциональной системы, применя­емая в практике многих стран, - система голосования по префе­ренциям. Это означает, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т. д.), т. е. кого бы он хотел видеть избранным следую­щим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейся разновидностью пропор­циональной системы является панаширование, т. е. одновремен­ное голосование за кандидатов из различных списков (Швейца­рия). Панаширование значительно искажает пропорциональную систему, поскольку главным в данном случае является не выбор между партиями и их платформами, а выбор между личными ка­чествами кандидатов, вне зависимости от их партийной принад­лежности. Как правило, панаширование используют избиратели, безразличные к характеру борьбы политических партий.

Также редко встречающейся разновидностью пропорциональ­ной системы является система "единого передаваемого голоса" (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, на­бравший достаточное количество голосов по первым преференци­ям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но ока­завшиеся излишними голоса передаются кандидату, который по­лучил наибольшее после него количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной сис­теме голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы "по цепочке" от одного кандидата к другому. В данном случае такая система создает условия для искусственного образования необхо­димой избирательной квоты.

Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д.

В некоторых странах наряду с применением пропорциональ­ной системы действует законодательно установленный "загради­тельный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обяза­тельным условием участия партии в распределении мандатов яв­ляется получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Если партия не смогла обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она не допускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Да­нии, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении манда­тов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная "загради­тельная" оговорка) или победить не менее чем в трех одномандат­ных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильно искажают пропорциональную избирательную систему.

Важное значение при пропорциональной избирательной сис­теме придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они пере­числены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда пер­вое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, простав­ляемым избирателями, в соответствии с которыми и осуществля­ется распределение депутатских мандатов.

Пропорциональная система более предпочтительна для тех партий, которые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение оставшихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает пропорциональную систему, но мо­жет и способствовать получению мест мелкими партиями.

Смешанная система сочетает в себе элементы мажоритарной и про­порциональной системы. Применяется смешанная система с целью избежать или существенно смягчить недостатки и соединить преимущества каждой системы.

Конституционные принципы избирательного права Украины


Принципы избирательного права закреплены в ст. 71 Конституции Украины и статьях Закона Украины «О выборах народных депутатов». Из них следует, что выборы народных депутатов Украины являются свободными и проводятся на принципах всеобщего, равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы носят универсальный характер, они относятся ко всем видам выборов.

 

Принцип всеобщности избирательного права


Всеобщность избирательного права - это важнейший демократиче­ский принцип. Он означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Однако это идеальный вариант, которого в жизни практически не бывает. Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничиваются цензами, т.е. спе­циальными условиями. Цензы обязательно должны быть предусмотре­ны Конституцией.

Первым таким условием в Украине является гражданство. В соот­ветствии с законодательством, что право избирать и быть избранным в Украине имеют граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине, избирательного права не име­ют. Кроме того, в Украине существует ограничение пассивного избира­тельного права в отношении граждан, имеющих судимость за соверше­ние умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 8 закона «О выборах»).

Следующий избирательный ценз - возрастной. Он означает призна­ние за лицом избирательных прав по достижении определённого воз­раста. В Украине активное избирательное право предоставляется ли­цам, достигшим 18 лет, а пассивное избирательное право регламенти­руется несколько жёстче. Так, п. 1 ст. 8 Закона «О выборах народных депутатов Украины» гласит: «Депутатом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса», а ст. 103 Конституции Украины устанавливает тридца­типятилетний возрастной ценз для кандидата в Президенты. Кроме то­го, добавляется ценз оседлости (т.е. проживание в Украине определён­ное время) для кандидата в народные депутаты пять лет, для кандидата в Президенты Украины - десять лет.

 

Принцип несовместимости


К пассивному избирательному праву относится и такое ограниче­ние, как несовместимость. Оно заключается в том, что народные депу­таты осуществляют свои полномочия исключительно на постоянной основе. Народный депутат Украины не может быть депутатом другого представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также находиться на государственной службе. Со­гласно Закону Украины «О статусе народного депутата Украины» ста­тус депутата несовместим с занятием какой-либо иной деятельностью по совместительству с получением материального вознаграждения, за исключением преподавательской, научной работы и литературной, ху­дожественной и иной творческой деятельности в свободное от работы время. Принцип несовместимости закрепляется в украинском законо­дательстве исключительно с целью освободить народных депутатов для исполнения ими сложных и ответственных депутатских обязанностей.

По законам Украины права голоса не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Кроме вышеперечисленных, какие-либо огра­ничения избирательных прав граждан Украины в зависимости от про­исхождения, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий запреща­ются. Конституционный Суд признал неконституционным положение нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г. о том, что осуществление избирательного права приостанавливается для лиц, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы - на время пребывания в этих местах, и новый закон о выборах такого положения уже не имеет.

 

Принцип свободных выборов


Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного форми­рования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.[11]

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсен­теизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитич­ным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за бо­лезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Полити­ческим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.