Избирательная система в Украине
Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский
национальный университет
имени Владимира Даля
Учебно-научный институт права и истории
Кафедра истории государства и права
Курсовая работа
По
дисциплине «Конституционное право Украины»
На
тему: «Избирательная система в Украине»
Выполнила
студентка II курса
группы ЮИ-155
Опренко М.В.
Проверил
Рашидов С. Ф.
г. Луганск 2006
План
Введение
3
1. Понятие избирательного права Украины
1.1
Развитие избирательного права в
Украине 5
1.2 Общая
характеристика мажоритарной избирательной системы 12
1.3
Общая характеристика пропорциональной избирательной системы 14
2. Конституционные принципы избирательного права
в Украине 19
3. Избирательный процесс и его основные стадии
24
Заключение
28
Список
литературы
30
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых
древних институтов человеческого общества является институт выборов.
Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в
рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший
принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы
выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но
особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных
отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе
всеобщего избирательного права высший представительный орган - парламент -
наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического
строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как
эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех
или иных политических групп и их представителей.
В большинстве
современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической
жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического
режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение
необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования,
как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.
Избирательное
право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в
большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой
политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства
и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует
понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из
правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев,
регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ
формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы
входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных
действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление
победителей на выборах.
Для определения
результатов голосования используются специальные избирательные системы, т. е.
установленный законом или другим нормативным актом способ определения
результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями. Традиционными
и наиболее распространенными избирательными системами являются две: система
пропорционального представительства (пропорциональная) и система большинства
(мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных
странах встречается смешанная система. Большинство стран используют и ту и
другую системы в зависимости от вида выборов.
Понятие избирательного права
Украины
Развитие избирательного права в
Украине
Выборность на территории современной Украины существовала с момента
возникновения государства. Элементы выборности наблюдаются, в частности, у
славянских племен. Руководство в этих племенах принадлежало лучшим людям,
которые избирались. Это были преимущественно представители признанных родов,
которые приобрели уважение своей деятельностью. Они собирались на
"вече" - совет, где решали важные вопросы жизни племени, войны и мира
[6, С. 50-60].
С образованием и укреплением Киевского государства принципы выборности
приобрели общий характер, хотя публичная власть в Киевской Руси еще не имела
парламентских форм.
Дальнейшее развитие института выборности в Украине связывается с
существованием Гетманского государства, Запорожской Сечи и Слободской Украины,
им присуща одна и одна и та же форма государственного управления -
демократическая республика. Носителем суверенной власти в этих республиках
выступает весь народ. Общей для названных государственных образований была
тенденция объединения функций общественно-политических, государственных с
военными. Все государственные учреждения без исключений формировались только
путем выборов. Акт, который имеет название "Правовой Уклад и Конституции
относительно прав и вольностей войска Запорожского", названный
Конституцией Украины 1710 г. гетмана Филиппа Орлика, можно считать первым
нормативным актом писаного избирательного права Украины, поскольку он впервые
фиксировал принципы деятельности органов государственной власти, порядок, сроки
и периодичность созыва высшего представительного органа тех времен -
Генерального Совета [7, С.40].
Особое место в истории становления института выборности при условиях
восстановления украинской государственности занимают выборы в Учредительное собрание
Украинской Народной Республики. Нормы Конституции Украинской Народной
Республики, которые формировали основы избирательного права Украины к тому
времени, вместе с Законом о выборах в Украинского Учредительного Собрания
составляют значительную долю в истории возрождения демократических основ
выборов в высшие представительные органов. Положительные демократические
тенденции сказывались, во-первых, в том, что выборы должны были осуществляться
на основе общего, равного, прямого избирательного и тайного голосования с
соблюдением принципа пропорционального представительства. Выборы проводились по
избирательным округам; во-вторых, устанавливалась система специальных
самостоятельных, негосударственных избирательных органов - избирательные
комиссии, на основе коалиционного членства. Требовалось обязательное членство
юристов, представителей местных государственных властных структур, органов
самоуправления. Предполагалась широкая компетенция системы избирательных
комиссий: они рассматривали все без исключения вопроса выборов. Деятельность
избирательных комиссий осуществлялась открыто и гласно. Главная комиссия имела
свой печатный орган. В-третьих, законом устанавливалась довольно широкая и
глубокая регламентация всех без исключения стадий избирательного процесса.
Процедуры голосования и подсчета голосов отработанные были на уровне, близкому
к современным требованиям; в-четвертых, существовала система судебной защиты
избирательных прав граждан. Тем не менее, выборы в Украинское Учредительное
Собрание состоялись не на всей территории Украины, а лишь в отдельных регионах.
Таким образом, вопреки всей своей демократичности, законодательство о выборах
УНР не было реализовано в полном объеме.
Особый период развития избирательного права Украины составляет советское
избирательное право. Концептуальным моментом относительно его развития
выступает тезис Ленина о неприемлемости парламентаризма как модели организации
политической власти. Советская избирательная система, конечно, не была
постоянной.
Основными характерными признаками первого периода установления так
называемой «пролетарской» избирательной системы были:
первое - внедрение выборов на принципах не общего, косвенного, неравного
избирательного права при открытом голосовании;
второе - существование в законодательстве открытого перечня политических,
социальных, экономических, религиозных цензов относительно избирательных прав;
третье - отсутствие установленной законом системы проведения выборов и
подсчета голосов; выборы проводились аналогично с выборами в партийные органы;
четвертое - отсутствие систематизированного законодательства;
пятое - в начале периода - отсутствие системы избирательных комиссий, а
потом временное их существование при соответствующих исполнительных
государственных органах, которые закладывали основы для широких полномочий
последних по организации и проведению выборов;
шестое - отсутствие судебной защиты прав граждан;
седьмое - учреждения специфических форм контроля за проведением выборов,
непредвиденных законодательством, со стороны партийных и репрессивных
государственных органов.
Начинания второго периода развития советской избирательной системы
связаны с Конституцией СССР 1936 г. Избирательной системе этого периода
присущий следующие признаки:
1) выборы проводились на принципах общего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании;
2) подсчет результатов выборов осуществлялся фактически по мажоритарной
избирательной системе абсолютного большинства;
3) законом устанавливались условия действительности выборов;
4) ликвидировались избирательные цензы, которые существовали раньше,
кроме предусмотренных в законе;
5) устанавливался круг субъектов выдвижения депутатов;
6) существовала система избирательных комиссий во главе с Центральной,
тем не менее чрезвычайно широкую компетенцию по организации и проведению
выборов имели исполнительные органы советов народных депутатов;
7) с 1936 г. до 1977-1978 гг. общее правовое регулирование выборов высших
представительных органов Украины осуществлялось на основе Конституции СССР,
Конституции УССР и подзаконных актов: "Положения о выборах в Верховной
Рады УССР от 21.02.1938г., "Положения о выборах в УССР" от
26.10.1946г., "Положения о выборах в Верховный Совет" от 12.12. 1950
г., а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции УССР 1978 г. -
соответствующими нормами этих Конституций и Законом "О выборах в Верховный
Совет Украинской ССР" от 19.12.1978 г.
С 1936 г. в советской избирательной системе вводится своеобразная
"двойная стандартизация" для оценки избирательного права и практики
проведения выборов: одна шкала - декларированная социалистическая демократия,
построенная на принципах общих, равных, прямых и тайных выборов; другая - для
внутреннего пользования, направленная на обеспечение руководящей роли партии в
обществе и государстве. Это давало возможность на протяжении долгих лет
существовать режиму, при котором народ фактически был смещен от реального
участия в установлении власти, выборы были ничем другим, как проверкой
избирателей на благонадежность и лояльность по отношению к партии и
государства, а роль избирательного права и, собственно, самого избирательного
законодательства (как совокупности материальных и процессуальных норм)
сводилась почти на нет.
Последний период советской избирательной системы начался в 1985 г. с
реформирования всего массива избирательного законодательства на территории
СССР, в том числе в УССР. Избирательные кампании 1988-1990гг. можно назвать
первыми демократическими, или, по крайней мере, полудемократичными выборами в
СССР. Впервые, за период существования советской власти в процессе выборов
властвовала политическая борьба, разнообразие мыслей и кандидатов. Основные
новеллы реформы избирательного законодательства были связаны с:
1) утверждением, как в законодательстве, так и в избирательной практике,
общепринятых принципов избирательного права и внедрением новелл, таких как
состязательность или альтернативность, гласность, с расширением гарантий
внедрения этих принципов избирательного права в течение всего избирательного
процесса;
2) расширением сферы судебной защиты избирательных прав;
3) внедрением более четкого правового регулирования всех процедур
избирательного процесса.
После получения Украиной независимости и создания собственной
государственности избирательное законодательство претерпело изменения. На
текущий момент систему действующего избирательного законодательства составляют
4 группы законодательных актов:
1) Конституция Украины;
2) система специальных законов Украины о выборах: Закон "О выборах
народных депутатов Украины" [8]; Закон "О выборах Президента
Украины" [9]; Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских,
поселковых, городских голов" [10]; Закон "О выборах депутатов
Верховной Рады Автономной Республики Крым"; Закон "Про Центральную
избирательную комиссию"; Закон "Об особенностях участия граждан
Украины из числа депортированных из Крыма в выборах депутатов местных советов в
Автономной Республике Крым";
3) нормативно-правовые акты конституционного законодательства: Закон
"О гражданстве Украины"; Закон "Об объединение граждан"; Закон
"Об языке" и др.;
4) положения нормативных актов сопредельных областей, которые регулируют
избирательный процесс: нормы административного, трудового, жилого, уголовного,
уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, пенсионного,
финансового, хозяйственного, таможенного, информационного, семейного,
экологического законодательства, законодательства о связи.
Итак, становление института выборов в Украине прошло сложный путь.
Исторический анализ свидетельствует, что украинская нация осуществила свой
взнос в казну общечеловеческих достояний, таких как непосредственная
демократия, свобода и т.п.
На современном этапе понятие избирательного
права используется для обозначения двух юридических явлений. Во-первых, объективное
избирательное право - это система конституционно-правовых норм, регулирующих
общественные отношения, связанные с выборами формирование органов
государственной власти и местного самоуправления.
Во-вторых, субъективное избирательное
право - это право граждан участвовать в выборах органов государства или
местного самоуправления.
В свою очередь, субъективное право подразделяется на активное и
пассивное.
Активное избирательное право - это право избирать при голосовании
на выборах.
Пассивное избирательное право - это право быть избранным в
выборные органы государства или самоуправления, право выдвигать свою
кандидатуру или давать согласие на выдвижение, право участвовать в
формировании избирательных органов, в выдвижении кандидатов, оспаривать итоги
выборов и т.д.
Любые общественные отношения предусматривают четкое определение круга их
участников, субъектов, их основные права и обязанности. Субъектами
избирательного права и отношений, связанных с ним, в Украине являются:
физические лица, которые имеют право голоса, т.е. граждане Украины; органы
государственной власти, которые назначают внеочередные выборы (Верховная Рада
Украины, Президент Украины, Верховная Рада Автономной республики Крым); органы
государственной власти, которые организуют проведение выборов (Кабинета
Министров, министерства и другие центральные и местные органы государственной
исполнительной власти и органы местного самоуправления); органы судебной
власти; избирательные органы (комиссии); кандидаты в депутаты и их доверенные
лица; политические партии и их блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты;
официальные наблюдатели от партии и (блоков) - субъектов избирательного процесса,
от кандидатов в депутаты, от иностранных государств и международных
организаций.[19]
Все вопросы, связанные с выборами, в Украине
регулируются Конституцией и законами Украины.
Данное законодательство определяет характер избирательной системы в
Украине, принципы избирательного права, стадии избирательного процесса,
устанавливает основания для привлечения к ответственности за нарушение
избирательного законодательства.
Избирательная система - это упорядоченные общественные
отношения, связанные с выборами органов государственной власти и местного
самоуправления, составляющие порядок выборов. Это способ распределения мандатов
в выборных органах в соответствии с результатами голосования. Известно 3 вида
избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Страницы: 1, 2, 3
|