Меню
Поиск



рефераты скачать Измерения и неразрушающий контроль на железнодорожном транспорте

По виду приемника лучей, отраженных от контролируемого изделия, раз­личаются следующие виды оптических приборов:

-  визуальные;

-  детекторные;

-  комбинированные.

Приемником у визуальных приборов является глаз человека. К визуаль­ным приборам относятся обзорные приборы, лупы, микроскопы, эндоскопы и др. В эту же группу входят приборы, с помощью которых измеряются геомет­рические размеры.

У детекторных приборов приемником лучистой энергии являются все­возможные детекторы: химические реактивы, электронные приборы, люминес-цирующие вещества и др.

Комбинированными приборами контроль можно производить визуально и при помощи детекторов.

При визуально-оптической дефектоскопии в основном используются ви­зуальные аппараты, которые можно разделить на три группы:

- приборы для контроля изделий небольших размеров, расположенных от глаза контролера в пределах расстояния наилучшего зрения (лупы, мик­роскопы);

- приборы для контроля удаленных объектов (бинокли, зрительные трубы, телескопические лупы);

- приборы для контроля скрытых объектов, внутренних полостей объектов (перископы, бороскопы, эндоскопы и др.).


4.1.1. Видимость  объектов

Видимостью называется степень различимости объектов при их наблю­дении. Она зависит от продолжительности осмотра, контраста, яркости, цвета, освещенности и других условий. Каждому из таких факторов соответствует свой порог видимости, ниже которого объект не будет виден несмотря на бла­гоприятность остальных условий. Например, при слишком малой освещенности предмет нельзя сделать видимым никаким увеличением.

К наиболее существенным условиям видимости относятся контраст и уг­ловые размеры объекта контроля.

За меру яркостного контраста чаще всего принимается отношение:

          (4.1)

где Вф - яркость окружающего фона;

Во - яркость рассматриваемого объекта.

При К > 0,5 контраст считается большим, при 0,2 < К < 0,5 - средним и при К < 0,2 - малым.

Порог контрастной чувствительности Клор (т. е. минимальный яркостный контраст, который контролер еще способен различать) для большинства людей равен 0,01 - 0,02 при оптимальных условиях осмотра. В реальных условиях Кпор = 0,05 -0,06.

Отношение значения наблюдаемого контраста к значению порогового контраста в данных конкретных условиях определяет видимость объекта:

               (4.2)

Максимального яркостного контраста, а следовательно, и максимальной видимости можно достигнуть при использовании белого и черного цветов или белого с красным.


4.1.2. Оптические  приборы

При осмотре с помощью оптических приборов происходит увеличение углового размера рассматриваемого объекта. Острота зрения увеличивается во столько раз, во сколько увеличивает оптический прибор. Это позволяет видеть мелкие объекты, которые нельзя обнаружить невооруженным глазом.

Необходимо помнить, что с ростом увеличения оптических приборов значительно сокращаются поле зрения и глубина резкости, поэтому для осмот­ра деталей применяются в основном приборы не более 20 - 30-кратного увеличения. При общем осмотре и поиске дефектов используют при­боры 2 - 16-кратного увеличения, а при анализе обнаруженных дефектов - при­боры 15 - 30-кратного увеличения.


4.1.3. Микроскоп стереоскопический МБС-10

Стереоскопические микроскопы находят наиболее широкое применение при визуально-оптической дефектоскопии. Они служат для наблюдения прямо­го объемного изображения предметов в отраженном и проходящем свете. Зна-

чительным преимуществом микроскопов этого типа является наличие систем Галилея, переключением которых достигается быстрое изменение увеличения при постоянном рабочем расстоянии. В комплект микроскопа входят широко­угольные окуляры с различным увеличением, с помощью которых можно полу­чить нужное значение.

Микроскоп типа МБС используется для оптического контроля малогаба­ритных и некоторых крупногабаритных деталей. Кроме того, он может приме­няться при капиллярной и магнитной дефектоскопии.

Линейные значения увеличения микроскопа приведены в табл. 4.1. К микроскопу прилагается четыре пары окуляров увеличения 4, 8, 12, 16 с диоп­трийной наводкой, шкалой и сеткой. Округленные значения увеличения указа­ны на корпусах окуляров.

Общий вид микроскопа показан на рис. 4.1. Основным узлом прибора яв­ляется оптическая головка 1, в которую вмонтированы все оптические детали. Объектив микроскопа 14 крепится на резьбе к корпусу головки. Выше объекти­ва в корпусе на подшипниках установлен барабан с системами Галилея. На конце оси насажаны рукоятки 12, при вращении которых происходит переклю­чение увеличения объектива. Округленные значения увеличения 7; 4; 2; 1; 0,57 нанесены на рукоятках.

Для того чтобы установить нужное увеличение, необходимо, вращая ба­рабан, совместить цифру на рукоятке 12 с точкой, нанесенной на подшипнике. При этом перефокусировку производить не нужно. Каждое из положений бара­бана фиксируется щелчком. Оптическая головка имеет механизм фокусировки. При вращении рукояток 18 происходит подъем и опускание оптической голов­ки относительно столика микроскопа. Окулярная насадка устроена так, что по­зволяет изменять межзрачковое расстояние в соответствии с индивидуальными особенностями глаз наблюдателя. На оправах призм крепятся окулярные труб­ки 11. Оправы объективов могут поворачиваться в направляющей. При измене­нии межзрачкового расстояния прибора, вращая призмы вместе с оправами объективов, следует держаться за корпус призм, а не за окулярные трубки.

Контроль объектива можно вести как в проходящем, так и в отраженном свете, для чего имеется осветитель. Он состоит из конденсатора и лампы с па­троном, объединенных в общем корпусе. Питание лампы осуществляется от се­ти переменного тока напряжением 220 В только через блок питания 24.



Рис. 4.1. Микроскоп МБС-10:

1 - барабан с корпусом; 2 - столик микроскопа; 3 - основание стола; 4 - кольцо диоптрийной наводки; 5 - бинокулярная насадка; 6 - рукоятка механизма изме­нения межзрачкового расстояния; 7 - фиксатор столика; 8 - винты, фиксирую­щие бинокулярную насадку; 9 - втулка осветителя; 10 - гайка осветителя; 11 -окулярная трубка; 12 - рукоятки переключения увеличений; 13 - стойка; 14 -объектив f = 90 мм; 15 - предметное стекло; 16 - держатели; 17 - рукоятка фо­кусировки; 18 - рукоятка регулировка хода; 19-кольцо

V. МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВ


Железные дороги Северной Америки ежегодно тратят около 80 млн. дол. На проверку состояния рельсов. Большинство дефектов выявляются до момента их перерастания в опасные, однако изломы рельсов в пути полностью исключить не удается. Поэтому железные дороги ведут исследования по повышению надежности дефектоскопии рельсов в условиях эксплуатации за счет совершенствования существующих методов неразрушающего контроля, особенно за счет более широкого приминения бесконтактных технологий.


Табл 1


Методы

Механический и оптический

Проникающее излучение

Электромагнитный и электронный

Звуковой и ультразвуковой

Химико-аналитический

Анализ изображения сигнала

Термический

Визуально-оптический

Рентгенография

Магнитные частицы

Импульсный эхосигнал

Методом пятна

Выделение видеосигнала

Контактная термография

Голография

Флуороскопия

Магнитный резонанс

Звуковые колебания

Ионное рассеивание

Цифровое преобразование изображения

Термоэлектрический пробник

Анализ среза

Гамма-радиография

Эффект Баркгаузена

Акустическая эмиссия

Дифракция рентгеновских лучей

Компьютерная томография

Радиометрия инфракрасных лучей

Проникающая жидкость

Нейтронная радиография

Вихревой ток

Лазерный

Активация нейтронами

Ультразвуковая спектроскопия

Видеотермография

Обнаружение течи

Радиометрия обратного рассеивания

СВЧ-излучение

Акустический и ударный

Анализ Мёссбауэра

Анализ контура сигнала

Электротермальный


Табл 2


Рабочие характеристики ультразвуковых щупов


Щуп преобразователя

Расстояние от щупа до обсле­дуемой детали

Чувствитель­ность

Эффектив­ность

Сложность щупа

Сложность сканирующей системы

Достоверность сигнала

Пригодность к, обследован ню оолыних со­оружений

Скользящий контакт

Контакт

Высокая

Высокая

Низкая

Высокая

Низкая

Низкая

Погружение

Фокусное рас­стояние

Средняя

*

Высокая

*

Барботер

Контакт

*

Высокая

Средняя

Средняя

*

Водная струя

1 - 20 см

»

Средняя

Средняя

»

Высокая

Высокая

Воздушная среда

1 - 50 см

Средняя

Низкая



Средняя

»

Электромагнитный1

<0,2см

Низкая

*

Высокая

Высокая

Низкая

Низкая

Л азер-опти чес ки й

1 - 1000 см

Средняя



Средняя

Высокая

Высокая


1 Требуется электропроводный материал


Технология неразрушающего контроля


Методы неразрушающего контроля позволяют оценивать внутреннее или внешнее состояние материалов, деталей или конструкций без их повреждения или нарушения режима работы. Неразрушающий контроль может включать как простой визуальный осмотр, так и сложный ультразвуковой анализ микроструктуры при окружающей температуре или при охлаждении материала. При выборе метода неразрушающего контроля для конкретного применения необходимо иметь представление о его техноло­гии. Помимо изучения физических возможностей метода, важно также ознакомление с очертанием об­следуемой детали, типом и предполагаемым местом разрыва или наличием дефекта. В большинстве слу­чаев используются технические требования к мето­дике проверки, в число которых входят:

·        уровень аттестации оператора;

·        разрешенные методы неразрушающего контроля;

·        требования к установке и ее проверке;

·        приемочные критерии;

·        документация и формы отчетности;

·        требования к чистоте исследуемой поверхности до и после проверки.

Большинство существующих технологий нераз­рушающего контроля можно разделить на семь ме­тодов: механический и оптический; проникающее излучение; электромагнитный и электронный; звуко­вой и ультразвуковой; химико-аналитический; анализ изображения сигнала; термический. В табл1 приведены основные технические средства, используемые в этих методах.

Для проверки рельсов в пути обычно применяют ультразвуковой метод. В нем используются импульс­ные эхо-сигналы и анализ изменений ультразвука. Эти технические средства доказали свою надежность. Однако все существующие методы неразрушающего контроля имеют свои ограничения по применению. На способность выявлять дефекты в рельсах с по­мощью ультразвуковых методов оказывают влияние:

·        состояние поверхности рельса, характеризующее­ся наличием отслоений и выщербин металла, сетки поверхностных трещин, избыточной смазки, следов от шлифовальных кругов; геометрия головки рельса (изношенный профиль);

·        форма дефекта и его ориентация;

·        электрический или механический шум, проникаю­щий в щуп;

·                недостаточно плотный контакт щуп с поверхностью рельса.

Таблица 3


Эксплуатационные характеристики бесконтактных ультразвуковых щупов-преобразователей


Щуп преоб­разователя

Эффективность передатчика

Эффектив­ность при­емника

Частота

колебаний

Удаленность

Геометрия детали

Скорость сканирования

Расходимость оптического ■,'■■ пучка

Воздушная среда

Средняя, низкая для металлов

Средняя

20 кГц-5 МГц

0,5- 12 см

Следует учиты­вать многовари­антность геомет­рических пара­метров деталей

Средняя 40 см/с (2 м/с фиксиро­ванная)

Малая (1-5 см)

Водная струя

Высокая

Высокая

0,5- 15 МГц

1 -20 см

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.