Ансамбль древнего Казанского Кремля
ПЛАН.
Введение.................................................................................................... 3
1. Архитектурный ансамбль
древнего Кремля................... 5
1.1. Кремль................................................................................................. 5
1.2. Спасская башня............................................................................. 6
1.3. Тайницкая башня.......................................................................... 8
1.4. Башня Сююмбеки.......................................................................... 9
1.5. Благовещенский собор............................................................. 18
2. Влияние на архитектуру
Казани русской и татарской культур........................................................................................................................ 19
Заключение............................................................................................ 22
Литература............................................................................................. 23
Удивительную
власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Уже самим фактом
существования на том месте, где были созданы, они утверждают убедительность и
достоверность исторических событий, связывают воедино века прошедшие с сегодняшним
днем. Безмолвные свидетели прошлого, они — яркие письмена каменной летописи
нашей Родины.
Не потому ли так
много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Не потому ли идет о них
слава, как об одном из замечательных архитектурных ансамблей Поволжья?
Живописно, широко
и раздольно раскинулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон
окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Вещественным
символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башня Сююмбеки.
История
архитектуры Татарии до настоящего времени остается одной из мало исследованных
областей науки. Особенно, это касается памятников рядовой городской застройки
XVIII - начала XX b.
В результате
многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные сооружения
Булгарии и Казанского ханства. До нас дошли лишь самые скудные
сведения о монументальных средневековых постройках и немногочисленные
руины, которые и до настоящего времени не изучены в достаточной степени специалистами.
Все это не позволяло исследователям зодчества уверенно судить о чертах
культовой архитектуры средневекового Поволжья и связно
представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков.
Целью данной работы
является анализ архитектуры древнего кремля города Казани.
Перед нами
ставятся следующие задачи:
-
дать
краткое описание казанскому кремлю;
-
дать
описание башням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;
-
дать
описание Благовещенскому собору;
-
выявить
влияние различных культур на архитектуру Казани.
В данной работе
мы использовали литературу по данной тематике. Интересна книга Бобченко Т.
Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но и всех основных
достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощади Казани, а также
подробно изложена Казань литературная.
В книге Халитова
Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях
татарской и русской архитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы
архитектурно-планировочные особенности культовых зданий города. Рассмотрено
влияние бытового уклада, социальных процессов и исторических событий на
формирование архитектуры Казани. Выявлены национальные и интернациональные
особенности.
В книге
Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробно автор
остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновения башни,
автор предлагает несколько вариантов раскопок.
Побывав в кремле,
мы несомненно испытаем эстетическое воздействие его величественной и строгой
архитектуры. Кремлевский холм — колыбель Казани. Отсюда начинался ее рост,
отсюда она шагнула далеко вширь1.
В начале XVI века
кремль был примерно вдвое меньше современного и лежал в северной части холма.
Стены до девяти метров толщиной опоясывали крепость, а в 1530 года и
примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен, с заполнением
из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше паче меры, подобен
каменной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а в городне сыпан ил
да хрящ”,— говорится в “Казанской истории” — сочинении XVI века. Въездные башни
— их было четыре — также были дубовыми, рублеными.
Внутри кремля
возвышался богатый ханский дворец, пять каменных мечетей гробницы-усыпальницы.
Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами.
Здесь же — деревянные дома татарской знати, караульные помещения, службы.
Сохранилось описание ханской Казани, сделанное князем Курбским: “А от тое реки
(от Казанки), около места ров копан, зело глубокий, аж до озера Поганого, еже
лежит подле самую Казань реку; а от Казань реки гора так высока, иже оком
возрити прикро; на ней же град стоит и палаты царские и мечети зело высокие,
мурованные (каменные), иде же их умершие цари клались числом памятимися пять
их”.
Четырехугольные в
плане мечети, перекрытые куполами, минареты, орнаментированные сложной вязью
узоров,— все эти сооружения украшали кремль.
Деревянные стены
и башни старого кремля в значительной степени были разрушены при штурме города
в 1552 году. Иван Грозный, отлично понимая выгодность расположения Казани и
ее значение для охраны Восточных границ Руси, решил заново отстроить кремль,
сделать его неприступной крепостью.
"Строили
казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера — лучшие зодчие и
строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора XVI
века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной
площади в Москве, Успенского собора в Свияжске, Благовещенского собора в Казанском
кремле1.
Весной 1556 года
началось строительство. Территория кремля была увеличена на 120 метров в длину,
общая же планировка не изменилась. Строительный материал был недалеко
—"белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначально
из прочного волжского камня соорудили только часть стен — южный участок со Спасской
башней в центре и северный, примыкающий к Тайницким воротам. Остальные стены
долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в XVII веке были
заменены кирпичными.
Стены кремля
представляют собой довольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании
с башнями и рвами они надежно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести
метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны раньше были устроены
ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились
пopox, ядра, бочки со смолой,
песок и груды камней.
Важную роль в
системе оборонных сооружений кремля играли башни. В XVII веке их было 13. До
наших дней сохранилось 8 башен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в
кремль. В настоящее время есть только две проездные башни — Спасская и Тайницкая.
Их архитектурно-художественный облик что костью подчинен функциональному
назначению: массивность, монументальность, строгость линий, почти полное
отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостным сооружениям1.
Наибольший
интерес в художественном отношении представляет, несомненно, Спасская башня.
Первоначально она была двухъярусной постройкой почти кубической формы. Стены ее,
возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшой
дозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставлялась
икона с изображением Христа-Спасителя. Отсюда и возникло ее название.
В XVII веке башня
была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорциях восьмериков и
шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44 метра. Чтобы
затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, а коленчатый
проезд. Двойной ряд крепких дубовых ворот, окованных железом, дополнялся железной
решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сих пор сохранились штыри
от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка. Проходившая по верху
второго яруса площадка и два ряда бойниц в стенах позволяли надежно оборонять
башню.
Нижние ярусы
башни не имеют почти никаких украшении, а верхние, построенные в то время,
когда башня уже начала утрачивать свое военно-оборонительное значение, несут
обильный декор. Здесь и пилястры, украшающие углы нижнего восьмерика, и
четырех угольные впадинки на парапете второго яруса и так называемый поребрик,
и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.
В XVIII веке над
Спасской башней были остановлены необычные часы: их циферблат вращался вокруг
неподвижной стрелки. В настоящее время работают электрические часы. Колокол
отбивает время — часовые и получасовые удары. Недавно к часам Спасской, башни
подключена специальная аппаратура, сконструированная студенческим
конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во время боя часов, башня озаряется
сполохами малинового цвета.
Южную стену, центром которой
является Спасская башня, с двух сторон фланкируют юго-восточная и юго-западная
круглые башни. Их первоначальный облик можно легко представить, если мысленно
откинуть верхнее шатровое покрытие. Завершались башни ровной площадкой,
окруженной зубчатым парапетом.
От Спасской башни
влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти к Тайницкой башне, оформляющей
северный въезд в кремль. Свое название она получила от башни, существовавшей в
ханской Казани, под которой был потайной ход к источнику питьевой воды. При
осаде Казани башня была взорвана, а построенная на ее месте каменная башня
стала называться Тайницкой.
Тайницкая башня
представляет собой массивный двухступенчатый четырехугольник, по верху первого
яруса которого проходит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Башня
более других выражает дух древности. Ее масштабы, сохранившийся коленчатый
проезд, темные сумрачные своды — все это живо доносит до нас дыхание XVI века1.
С крепостной
стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама на реку Казанку и
заречные районы. Наше внимание несомненно привлечет необычный памятник,
возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам, павшим при
штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник был сооружен в 1823
году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамида высотой более 20
метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные в дорическом стиле.
Центральная часть
внутреннего помещения занимала церковь, в углах пирамиды — четыре кельи для
священника и служителей. Каменная лестница ведет в склеп, расположенный под
центральной частью памятника.
Памятник,
сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В 1830—1832 годах его
реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшита железом, укреплены стены,
своды подземелья и переоформлен интерьер.
Нa крутом спуске холма возвышается
башня Сююмбеки—одно из лучших архитектурных сооружений XVII века1.
Башня Сююмбеки —
стройное семиярусное здание из красного обожженного кирпича, Ее высота 58
метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в
землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. Поэтому
башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году
при реставрации башня была по первому ярусу стянута железной полосой, которая
значительно ухудшила ее вид.
Первые три яруса
башни четырехугольники, верхние—восьмигранники, заканчивающиеся дозорной
вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.
Четверики имеют
по верху обходные, террасы, окруженные узорчатым парапетом. Западная и
восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в
виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.
Нижний парапет
украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальными впадинками с валиком
внутри, парапет третьего—очень простыми прямоугольными углублениями. Под
карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы,
сложенные из рядов кирпичей, нависающих друг над другом,— такая декоративная
обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских мечетях1.
Интересно, что
композиция башни, состоящая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые
аналогии с Черной палатой "в Булгарах.
Башня Сююмбеки
является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на
значках-сувенирах, украшает обложки книг и альбомов, посвященных истории
города.
"Башня Сююмбеки" —
семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих
семиступенчатость рая. В стенах — четырехугольные ниши. Можно было бы указать
и на многие признаки, свойственные зиккуратам. Мы ограничимся анализом
отдельных символов, раскрывающих, культовое значение "Башни
Сююмбеки".
Одной из таких деталей, имеющих
важное символическое значение, является железная сетка-украшение,
осыпанная звездами. Она до настоящего времени никем не исследована.
Железная
сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и
доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с возведением
Башни. Из каких помыслов и для чего?
Сетка-решетка
располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла
быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в
другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы
нам новые сведения.
Железная
сетка "Башни Сююмбеки" никак не могла быть предназначена для
оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли
свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не
требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличавшейся к
тому же солидной величиной — несколько метров по окружности.
Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь
"крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну
сторону, что означает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса
башни имеет форму купола, продолжением которого представляется
"звездчатая" решетка.
Входим под
"звездный" купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы вступаем в
"Страну Вечности". Однако над выходом из арки Башни такого оформления
нет. Возможно, что через "звездчатые" ворота мы входим в "Страну
звезд". Если так, то "звездная вуаль" будет выполнять роль
занавеса, за которым открывается "Страна Вечности". Иначе говоря,
"Звездчатые ворота" служат границей "Страны негаснущих
звезд", переступив которую оказываешься на "том свете". Очень
важным является то, что "Башня Сююмбеки" с северной и южной стороны
имеет боковые двери.
Эта традиция (дверь с северной стороны) прослеживается и в других
памятниках булгар-татар. Такая закономерность сохраняется в мавзолеях
(склепах) древнего Булгара1.
Значит,
древние мавзолеи и зиккураты строились с четким соблюдением определенных
религиозных канонов и обычаев. Одним из таких канонов, непременно, являлось
расположение двери со стороны "Страны звезд", с северной стороны.
Страницы: 1, 2
|