Граждане, зная заинтересованность милиции в информации, характеризующей
ее деятельность по обеспечению правопорядка, охотнее оказывают помощь милиции
по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, становятся
нетерпимее к различного рода правонарушениям. На важность учета социальной
информации обращается внимание в актах органов внутренних дел: указаниях,
инструкциях и методических рекомендациях, в частности по приему граждан,
работе с письмами, реагированию на критические публикации в печати, по анализу
оперативной обстановки в регионе, по изучению общественного мнения о работе
милиции и др.
С учетом социальной информации о деятельности органов внутренних дел
принимается конкретное управленческое решение, являющееся формой, содержащей
модель определенной деятельности в конкретных условиях. Управленческое решение
претворяется в жизнь практической правоохранительной и иной деятельности
сотрудниками органов внутренних дел. Эта деятельность образует новое состояние
правопорядка (оперативной обстановки), которое вновь становится объектом
изучения: описания, аналитического исследования, в результате чего выявляются
новые общественные интересы, уточняются задачи деятельности, используются новые
формы и методы работы и т.д.
Практика показывает, что только в условиях честного диалога органов
внутренних дел с населением, в разумном взаимодействии со средствами массовой
информации не остается места слухам, сплетням, провокационным версиям. К
сожалению не всегда органы внутренних дел благожелательно относятся к
критическим выступлениям, ими не используются в полной мере возможности газет,
радио и телевидения в формировании позитивного общественного мнения о
деятельности органов внутренних дел. Безразличное отношение к критики,
игнорирование критических замечаний, непринятие практических мер по устранению
недостатков, ошибок, непринятие практических мер по устранению недостатков, не
способствует улучшению этой работы органов внутренних дел. Кроме того
общественная критика не всегда включается в систему контроля органов
внутренних дел, а в том случае, когда включается, ей не придается должного
значения. В этой связи важное значение приобретает совершенствование механизмов
включения (учета) общественной практики в систему ведомственного контроля.
3. Аналитическая работа в ОВД
Министерство внутренних дел Российской Федерации в последнее время
уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайлинорганов
внутренних дел, справедливо считая их основным звеном системы органов
внутренних дел.
Решению этой задачи во многом способствует приказ МВД России 420 - 1993
г. " О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных
органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте",
которым определены шесть примерных моделей оргштатного построения
горрайлинорганов, приведенных в соответствии с реальными нагрузками и условиями
работы, приближенных к населению. Приказом четко определен круг полномочий
начальника горрайлиноргана (в том числе и как старшего оперативного начальника),
расширены его права по оргштатной и кадровой работе, объявлены типовые
положения об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в
городе) и линейном управлении (отделе, отделении) внутренних дел на
транспорте, о штабе УВД (ОВД), города (района, района в городе) линейного УВД
(ОВД) на транспорте, примерный перечень основных обязанностей руководителей
этого звена.
Образование штабных подразделений и тылового обеспечения в
структуре горрайлинорганов позволит повысить эффективность управления и
усовершенствовать работу по материально-техническому, финансовому и
хозяйственному обеспечению.
В это же время улучшение организации деятельности горрайлинорганов
немыслимо без информационного обеспечения процесса управления, так как руководителю
нужна постоянная информация об организации и функционировании управляемой
системы.
Процесс информационного обеспечения руководителя можно представить в
виде следующих пяти этапов:
- выявление и изучение информационных потребностей начальника ГРОВД с
учетом решаемых задач, функциональных обязанностей, индивидуальных интересов и
других особенностей;
- определения на этой основе содержания, тематической направленности,
объема и видов информации;
- формирование подразделений и установление круга лиц, ответственных за
обеспечение информацией, определение и разграничение их компетенции;
- регламентация форм, методов, средств представления информации;
- организация фактического обеспечения начальника необходимой и
достаточной информацией.
Весь смысл информационного обеспечения работы начальника горрайоргана
состоит в том, чтобы из общей совокупности информации с учетом ее источников,
сложившейся периодичности поступления отобрать только те сведения, которые ему
необходимы и достаточны для выполнения своих функций.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что руководителям
ГРОВД обычно не хватает: А) сведений о перспективном социально-экономическом и
демографическом развитии города, района; прогноза преступности; обобщенной
статистической информации о состоянии преступности и результатах
оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел республики, края,
области; Б) методических материалов по организации работы органов внутренних
дел; В) материалов о передовом опыте организаторской работы, в том числе и о
передовом опыте зарубежных органов внутренних дел; Г) сведений о новейших
научных методах и технических средствах, применяемых для решения задач органов
внутренних дел.
В тоже время не должно быть и избыточности информации. Стремление
отдельных начальников в деталях ознакомится со всей информацией, поступающей в
горрайорган, не оправдано. Избыточная информация зачастую приносит не пользу,
а вред так как в обильном потоке частностей можно упустить главное.
В этом отношении своевременными являются меры МВД России, направленные
на сокращение документооборота путем решительного пресечения фактов
истребования из горрайорганов сведений, не предусмотренных установленными
формами статистической отчетности, ограничения количества истребуемых и
направляемых управленческих документов структурным подразделениям МВД, ГУВД,
УВД.
Начальник горрайоргана внутренних дел должен обеспечиваться, как правило
материалами обобщенного характера, реферативного. При этом желательно, чтобы
информация о возникающих проблемах и задачах содержала определенные оценки,
предложения.
Информационные документы предназначенные для начальника, должны быть
краткими по содержанию, но отражающими все необходимые сведения, т.е. они
должны быть информационно емкими.
В решении задач по информационному обеспечению начальников горрайлинорганов
главная роль принадлежит вновь созданным штабам, обеспечивающим сбор и анализ
основной информации об оперативной обстановке, подготовку проектов
управленческих решений по комплексным проблемам борьбы с преступностью и
укрепления правопорядка, а также связь со средствами массовой информации.
Наряду со штабом информационное обеспечение деятельности начальника
осуществляется дежурной частью, секретариатом, всеми отраслевыми службами горрайоргана
внутренних дел. Его текущая работа связана с решением разнообразных и
многочисленных задач оперативного управления, основывается прежде всего на
ежесуточной информации, которая концентрируется в дежурной части и
секретариате.
Изучение опыта информационного обеспечения деятельности начальника
горрайоргана позволяет назвать следующие сведения, необходимые ему для
оперативного повседневного управления горрайорганами и представляемые дежурной
частью за сутки:
- о чрезвычайных происшествиях и тяжких преступлениях в соответствии с
перечнем оперативной информации объявленным приказом МВД России 170 - 1993 год
"О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов
внутренних дел;
- о факторах среды функционирования, могущих осложнить оперативную
обстановку в городе, районе;
- об указаниях местных органов власти и управления, МВД, ГУВД,
УВД по различным вопросам (о вызове на совещание, представлении справок
и отчетов, проведения общегородских, районных мероприятий и др.);
- о количестве и характере заявлений и сообщений о преступлениях и
правонарушениях;
- о характере и результатах действия личного состава по заявлениям и
сообщениям о преступлениях, происшествиях;
- о раскрытии ранее совершенных преступлений, задержании лиц, находящихся
в розыске;
- о результатах работы по административным правонарушениям;
- о расстановке сил и средств горрайорган, сил общественности,
участвующих в охране общественного порядка;
- о нарушении законности и дисциплины личным составом;
- о результатах проверки деятельности служб и подразделений. Важное место
в информационном обеспечении работы начальника горрайоргана занимает
секретариат, который реализует функцию документационного обеспечения
деятельности горрарайоргана внутренних дел. Через секретариат проходит
значительная часть информации циркулирующей в горрайоргане внутренних дел.
Задача его заключается в том, что предупредить информационную перегрузку
начальника горрайоргана. Это достигается путем "фильтрации",
"процеживания" поступающей информации секретарем, распределения
документов между начальником и его заместителем, начальниками служб и
подразделений в соответствии с перечнем разработанным начальником ГРОВД, и
функциональными обязанностями руководящего состава. для этого заводятся
специальные папки для начальника, его заместителей, начальников служб и
подразделений.
Важное место в деятельности начальника ГРОВД занимают анализ и оценка
оперативной обстановки. Информационной базой этой работы является главным
образом статистическая информация о состоянии преступности и результате
оперативно-служебной деятельности.
Накопителями указанной информации являются:
1. Единый журнал учета преступлений, уголовных дел (материалов,
протоколов) и лиц совершивших преступления. Информация в нем формируется на
основании статистических карточек формы 1 - на выявленное преступление; формы
1.1 - о результатах расследования преступления; формы 1.2 - об установлении
лица, совершившего преступление; формы 2 - на лицо, совершившее преступление;
статистический талон формы 3 - о принятом решении по уголовному делу.
2. Журнал регистрации материалов, по которым вынесено постановление об
отказе в возбуждении уголовного дела.
3. Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях.
4. Журнал учета информации, поступившей в ОВД по телефону, телеграфу, в
виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о
происшествиях.
5. Статистические отчеты о следственной работе (форма 1-Е, 1-ЕМ), о
рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е).
С созданием штабов появилось возможность наиболее рационально организовать
информационное обслуживание начальника горрайоргана внутренних дел.
Ежемесячно с нарастающим итогом штабом составляется для начальника
справка о состоянии преступности, в которой предусматриваются данные по видам
преступлений общеуголовной направленности, экономической направленности,
совершенных в отчетном месяце. В преступлениях обще уголовной направленности
выделяются тяжкие, менее тяжкие, другие преступления. Указываются преступления,
по которым уголовные дела приостановлены по п.п. 1-3 ст. 195 УПК РСФСР,
окончены расследованием и направлены в суд.
Сведения о состоянии, структуре, динамике преступности даются по городу
району в целом, отдельно выделяется городская преступность, преступность в
сельской местности, по населенным пунктам района, территории обслуживания
городскими, поселковыми отделениями милиции (если таковые имеются), участкам
участковых инспекторов милиции, зонам оперативного обслуживания.
Выделяются преступления совершенные в условиях неочевидности, в
общественных местах (в том числе уличные), несовершеннолетними, лицами в
нетрезвом состоянии, ранее совершившими преступления, нераскрытые, из них
количество тяжких, проценты нераскрыты тяжких преступлений, общий процент
нераскрытых тяжких преступлений, общий процент нераскрытых преступлений.
Все эти сведения даются в сравнении с аналогичным периодом прошлого
года. Штабом также ежемесячно готовятся данные о количестве лиц, привлеченных к
уголовной ответственности, в которых предусматриваются следующие позиции:
- всего привлечено за преступления общеуголовной направленности, в том
числе рабочих и служащих, колхозников, учащихся, студентов, частных
предпринимателей, кооперативов, несовершеннолетних, ранее судимых, лиц без
постоянного источника дохода, безработных, беженцев, лиц в нетрезвом
состоянии, жителей другой области, края, республики, входящей в состав РФ,
жителей другого государства, без определенного места жительства и занятий.
Ежемесячно для начальника готовятся данные о раскрытии преступлений с
учетом участия конкретных служб и подразделений.
Отдельно показывается работа по преступлениям, регистрируемым по линии
аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями.
Рассмотренная информация дает возможность начальнику ежемесячно видеть,
как работает горрайорган, какие изменения происходят в географии, динамике,
структуре преступлений и лиц, их совершающих, работу по раскрываемости
преступлений, работу с отдельной категорией лиц(несовершеннолетние, ранее судимые,
неработающие),по линии ОБЭП и др., что позволяет своевременно концентрировать
внимание на этих проблемах, принимать решения по рациональной расстановке сил и
средств, а также меры по повышению эффективности деятельности отдельных служб и
сотрудников.
Кроме общего анализа и оценки оперативной обстановки по городу (району)
начальник должен анализировать и оценивать конкретные направления борьбы с
преступностью и охраны общественного порядка.
Источником для такого анализа в дополнение к цифровой статистической
информации являются аналитические справки, подготавливаемые отраслевыми
службами.
Периодичность представления информации отраслевыми службами начальнику
горрайоргана, а также позиции по которым она может быть представлена, зависят
от актуальности той или иной проблемы на территории города, района, от того,
какое внимание придают ей центральные и местные органы самоуправления, МВД
России, МВД, ГУВД, УВД, от задач, решаемых начальником горрайоргана, характера
решения, для принятия которого требуется информация.
Рационализация информационного обеспечения начальника ГРОВД должна
начинаться с изучения сложившейся практики, что позволит определить, насколько
достаточно и полно начальник снабжается информацией, оценить ее с точки зрения
не только достаточности, но и избыточности, выявить дублирование в различных
документах, внести предложения по упорядочению информационных потоков,
разработать перечень необходимой информации.
Для обеспечения полноты оценки складывающейся оперативной обстановки
сегодня не обойтись без привлечения на постоянной основе дополнительной
информации, прежде всего социального, экономического, демографического
характера, а также материалов научных криминологических исследований и
результатов опроса общественного мнения.
Важное значение имеет обеспечение регулярного поступления информации из
таких служб местных органов, как налоговая инспекция, комитет по делам
молодежи, архитектурное управление, комиссии по приватизации, земельной
реформе, бюро по труду и занятости, миграционная служба, бюджетная комиссия и
др.
Наряду с традиционными формами накопления информации (книги, журналы,
картотеки, отчеты о результатах деятельности, аналитические справки по оценке
оперативной обстановки и др.) практике известны и такие формы, как информационно-справочное
дело горрайоргана, оперативный блокнот начальника, журнал оперативного
слежения за обстановкой, картографический метод накопления информации, создание
кабинетов управления в крупных городских органах внутренних дел.
Совершенствование информационного обеспечения начальника связано также с
применением технических средств, которые позволяют ускорить информационные
процессы. Это достигается при помощи современных средств связи, использования
промышленного телевидения в крупных ГРОВД.
Большие перспективы в совершенствовании информационного обеспечения
деятельности начальника горрайоргана открываются в связи с внедрением
автоматизированных информационных систем на базе ЭВМ как на уровне МВД, ГУВД,
УВД, так и на уровне ГРОВД.
В этой связи в приказе МВД России N 420-1993 г. внимание главы управлений
МВД России и управлений министерства, научно-исследовательских учреждений
обращено на обеспечение единой политики компьютеризации горрайлинорганов,
изучение опыта использования ЭВМ и оказание помощи МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в
разработке и внедрении информационных систем в горрайлинорганах.
Определенный интерес представляет опыт Зеленоградского ОУВД Москвы в
применении средств обработки и передачи информации. С 1990 г. в ОУВД активно
ведется работа по информатизации и автоматизации как в аппарате, так и в
подчиненных подразделениях. На начальном этапе работа велась отделением
информатики, структурно находящимся в составе штаба, а в 1993 г. в рамках АСУ
"Патруль" был создан отдел автоматизации, который продолжил начатую
работу, определяя техническую политику ОУВД, направленную на применение
современных средств обработки и передачи информации. В рамках этой работы
отделом совместно с другими фирмами была создана локальная вычислительная
сеть, выполненная на базе пакета фирмы Novell-Netware v. 311, и внедрено
прикладное программное обеспечение, работающее под управлением MS-DOS с
использованием СУБД Btrieve. На основе этой локальной сети были созданы и
функционируют следующие системы и комплексы:
1.Информационная система "Поиск", которая ориентирована на
сбор, хранение и обработку информации в рамках вычислительной сети в таких
подразделениях, как начальник УВД, медвытрезвитель, дежурная часть муниципальных
и городских отделений, дежурная часть ГАИ, группа регистрации ГАИ, паспортный
отдел, группа по лицензионно-разрешительной работе, служба участковых
инспекторов, отдел дознания, ИВС.
В этой системе содержится информация в формализованном виде по следующим
объектам: Лица", "Уголовные дела", "Система учета",
"Автотранспорт", "Оружие", "Вещи",
"Объекты" и т.д. Система обеспечивает оперативный доступ
пользователей к базам данных различного назначения непосредственно с рабочих
мест сотрудников независимо от удаленности их рабочих мест сотрудников независимо
от удаленности их рабочего места от места формирования и хранения данных.
Система предусматривает разграничение доступа пользователей к информации
как средствами парольной защиты, так и средствами администратора данных.
Последний позволяет создать на конкретном месте строго ограниченный набор
функций, разрешенных к использованию.
2.Комплекс контроля дислокации и приданных сил ОУВД.
3.Комплекс ведения и контроля выполнения оперативно-тактических планов
ОУВД.
4.Комплекс ввода и отображения оперативной информации по ОУВД и
автоматизированного формирования оперативной сводки по ОУВД.
5.Комплекс ведения журнала инспекции и проверок ОУВД.
6.Комплекс накопления и использования неформализованной оперативной
информации в подразделениях службы криминальной милиции ОУВД.
7.Комплекс "Финансовая часть ОВД". Помимо разработанного
отделом совместно с другими фирмами программного обеспечения в ОУВД находятся в
эксплуатации следующие системы, переданные отделу вышестоящими организациями:
-система проверки угнанного автотранспорта в рамках АСУ
"Патруль";
-дактилоскопический комплекс;
-программный комплекс для связи с ЗИЦ ГУВД;
-база данных абонентов Московской ГТС "Соната", позволяющая
оперативному дежурному быстро узнать номер абонента МГТС;
-программный комплекс "Сводка ГУВД", благодаря которому
оперативный дежурный формирует сводку происшествий в рамках требований ГУВД.
В настоящее время активно ведутся работы по созданию системы определения
местоположения подвижного объекта и автоматизированного управления нарядами
"Гранит", цифровой карты для нужд правоохранительных служб и
информационного поля дежурной части ОУВД.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Таким образом, из вышесказанного следует, что подготовка любого рода
решений, планов органов внутренних дел должна осуществляться с учетом интересов
населения, а недостаток соответствующей социальной информации целесообразно
восполнять научной оценкой сложившейся обстановки. Теория и практика
социального управления требуют, чтобы основу разрабатываемых решений, планов, определяющих
деятельность органов внутренних дел, составляла информация, достоверно
отражающая общие и специфические интересы населения.
Литература:
Основная
1.
Алехин
А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации. Учебник. ИКД «Зеркало-М», 2001.
2.
Бахрах
Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство
НОРМА, 2002.
3.
Коренев
А.П. Административное право России. ч.1. Учебник. М.,2001.
4.
Основы
управления в ОВД: Учебник/ Под общ. Ред. В.П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД
России, 2002.
Дополнительная
1.
Федеральный
закон от 18 апреля 1991 г. "О милиции".
2.
Приказ от
20 ноября 2002 года № 1120дсп «Об организационных вопросах и структурном
построении аппаратов, подразделений и организаций системы ОВД РФ».
3.
Приказ от
23 ноября 2002 г. № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности ОВД,
отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной
безопасности, органов предварительного расследования»
Страницы: 1, 2, 3
|