Меню
Поиск



рефераты скачать Аналитическая работа в ОВД

Сторонники противоположной точки зрения под системой информации понимают не информацию как таковую, а механизм ее функционирования. Применительно к управлению в органах внутренних дел эта позиция разде­ляется Г.А. Тумановым следующим образом: "Система информации в органах внутренних дел складывается из ряда взаимосвязанных элементов: источ­ников получения информации, каналов связи и передачи средств хранения и обработки.

По нашему мнению, систему информации нельзя ограничивать исключи­тельно функциональной частью (источники информации, методы и средства ее обработки и т.д.), она необходимо предполагает и содержательную сторону, т.е. собственно информацию.

Представляется что понятие системы информации включает как сово­купность видов информации, наполненных соответствующим содержанием, так и информационные процессы, связанные со сбором, обработкой, преоб­разованием, потреблением информации.

Такими объектами отражения ( а равно и классификационными призна­ками специфической социальной информации) в наиболее общем виде могут быть информационные системы, сконцентрированные в соответствии с ос­новными направлениями деятельности органов внутренних дел: криминаль­ная милиция, следствие, служба охраны общественного порядка, госавто­инспекция и т.д.).

Система информации как целое и информационные системы как ее сос­тавные части имеют сложную внутреннюю структуру, состоящую из источни­ков получения информации, носителей этой информации, технических средств сбора, обработки, анализа, выдачи информации, персонала, обес­печивающего интеллектуальное и техническое функционирование данной системы информации либо отдельной информационной системы.

Источниками поступления информации, используемой в процессе уп­равления органа и внутренних дел, являются граждане, органы государс­твенной власти и управления, общественные организации, периодическая печать, радио, иные средства массовой информации.

На современном этапе все большее распространение находит такой источник информации, как социологические опросы различных категорий населения, интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по проблемам укрепления правопорядка.

Следует отметить что общественное мнение о деятельности органов внутренних дел крайне важно не только для коррекции управления, оно служит объективным источником информации о социальной реакции внешней среды на организацию и результативность борьбы с преступностью и охра­ны общественного порядка.

Источниками статистической информации являются первичные статис­тические учеты, различные формы статистической отчетности о работе ор­ганов внутренних дел либо иных государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений, за определенный период времени. Ценность и функциональное значение статистики как источника информации состоит в том, что она обеспечивает возможность провести сравнительный анализ результатов деятельности органа внутренних дел, выявить опреде­ленные тенденции в изменениях оперативной обстановки, дать количест­венную оценку состояния дел.

Носителями информации как правило, являются какие - либо докумен­ты: заявления, постановления, решения, экспертные заключения, различ­ные обзоры, аналитические справки, нормативно-методические документы, направляемые по подчиненности нижестоящим органом. Они играют важную роль в контроле за исполнением ранее принятых решений, наполняют коор­динационные и субкоординационные связи органов управления информацион­ным содержанием.

Таким образом, система информации (информационная система) - это организованная в соответствии со специально разработанными классифици­рованными признаками деятельность по сбору, хранению, обработке, ана­лизу и выдаче информации получателям в целях обеспечения нормального функционирования субъекта управления и эффективного воздействия на объект управления.

Все виды и источники информации о деятельности органов внутренних дел и ее результаты должны отвечать определенным требованиям. К ним, в частности, относятся требования объективности, комплексности, опти­мальности, конкретности, непрерывности и др. Главным из этих требова­ний является требование объективного подхода, которое предъявляется ко всей социальной информации, отражающей общественные и личные интересы и потребности. Это означает, что любая информация служащая базой для выработки управленческих решений, должна отражать реальное положение дел в правоохранительной сфере государственного управления, действи­тельное состояние борьбы с преступностью, охраны прав и свобод и законных интересов граждан.

Решение проблем укрепления законности и правопорядка на любом уровне управления предполагает учет и анализ как позитивных так и не­гативных обстоятельств, факторов и явлений, глубокое, всестороннее и непредвзятое их изучение. Иными словами, информация должна быть объек­тивна и служить гарантией выработки обоснованном управленческого реше­ния, а в конечном счете - правильной организации управленческого про­цесса.

Отсюда вытекает следующее важное требование к социальной информа­ции - комплексность, системный подход к оценке социальных явлений и процессов. Это требование применительно к организации управления орга­на внутренних дел находит свое выражение, в частности в том, что при оценке состояния оперативной обстановки нельзя опираться на отдельно взятые, быть может даже весьма веские факты. Необходимо выявить приро­ду возникновения этих фактов причем это относится ( к положительным и отрицательным фактам), ответить на вопрос, образуются и складываются ли за ними те или иные явления, тенденции и лишь после этого принимать во внимание при выработке управленческих решений.

При сборе и анализе информации, используемой в процессе управле­ния органами внутренних дел, следует руководствоваться требованием оп­тимальности и, в частности, избегать двух крайностей - обилия и дефи­цита информации. Иными словами, с одной стороны, нельзя подменять ка­чество информации ее количеством, а с другой - переоценивать значение каких-либо данных и сведений в ущерб другим, необоснованно суживать информационную базу анализа состояния правопорядка. Полнота, репрезен­тативность информации дают возможность отразить главные стороны изуча­емого вопроса, повышают качество управленческих решений за счет учета различных факторов, прямо или косвенно влияющих на результативность работы органов внутренних дел.

Следует отметить, что определение оптимума информации в смысле обеспечения ее полноты во многом обусловлено уровнем профессиональной подготовки, жизненным опытом, стажем службы в органах внутренних дел и другими личностными характеристиками объекта управления.

Как видно с требованиями оптимальности органически связано требо­вание конкретности информации. Для организации управленческой деятель­ности - это требование особенно актуально. Неопределенные, непроверен­ные данные будучи положенные в основу оценки оперативной обстановки, приводя к принятию неверных содержащих серьезные ошибки управленческих решений, которые подчас,  могут иметь  отрицательные  последствия  для всей управляющей системы, а в конечном счете - для выполнения конкрет­ных задач, стоящих перед данным органом внутренних дел.

Конкретность информации нельзя рассматривать в отрыве от требова­ния непрерывности ее поступления. Только лишь при данном условии можно говорить о достаточно высоком уровне организации системы информации и действительности информационных потоков. Вне регулярного, системати­ческого поступления информации (как от субъекта управления к объекту управления, так и наоборот) процесс управления начинает терять эффек­тивность, поскольку становится затруднительно, а порой и просто невоз­можно, выявлять тенденции и причины позитивных и негативных явлений, своевременно разрабатывать и принимать меры по оперативному реагирова­нию на осложнение оперативной обстановки.

По существу информационное обеспечение управления представляет собой специфический вид управленческой деятельности по созданию, орга­низации функционирования и развития информационных систем.

Понятие информационное обеспечение может иметь отношение к управ­ленческому процессу в целом (например, информационное обеспечение на уровне ГОРОВД, ГУВД и т.п.) к отдельным функциям управления (например, информационное обеспечение планирования), к деятельности структурных подразделений органа внутренних дел (например информационное обеспече­ние отдела муниципальной милиции административного округа в городе ли­бо к деятельности отдельных должностных категорий сотрудников ОВД (например, информационное обеспечение начальника горрайоргана).

Информационное обеспечение крайне важно для главного субъекта уп­равления - руководителя органа внутренних дел, координирующего дейс­твия подчиненных, эффективность деятельности которого находится в пря­мой зависимости от имеющихся в его распоряжении и удовлетворяющих его информационные потребности информационных систем.

Информационное обеспечение управленческой деятельности руководи­теля предполагает решение следующих основных вопросов по созданию не­обходимых информационных систем:

- установить источники, виды и переодичность поступления информа­ции;

- наметить и осуществить сбор, обработку и анализ информации;

- определить круг потребителей каждого вида информации и их об­ратные связи и т.д.

Повышение уровня информационного обеспечения во многом зависит от  качества работы информационных центров, деятельность которых направлена на проектирование, организаций функционирования и совершенство­вания информационных систем.

К сожалению проектирование информационных систем, как правило, отстает от реорганизации систем управления в органах внутренних дел, что приводит на этапе становления вновь образованию субъекта управле­ния к дефициту необходимой информации, с одной стороны и к избытку ус­таревшей и непригодной информации с другой. Все это, естественно сни­жает эффективность функционирования нового органа управления, создает дополнительное напряжение в разработке информационных систем, удовлет­воряющих новые задачи управления.

В современных условиях совершенствования информационных систем невозможно без использования электронно-вычислительной техники и авто­матизированных банков данных.

Объективными предпосылками компьютеризации управленческих процес­сов являются усложнение и растущее многообразие функций управления, образование потребности в обработке крупномасштабных массивов социаль­ной информации, создание широко развитых каналов по обмену информаци­онными потоками и др.

Использование вычислительной техники в органах внутренних дел не только значительно снижает трудоемкость обработки учетных материалов, ускоряет документооборот и т.п., что заметно приводит к повышению ка­чества управленческой деятельности, а в конечном счете - к активизации борьбы с преступностью.

ВЫВОД: Сказанное позволяет прийти к выводу, что процесс управле­ния неосуществим без соответствующего информационного обеспечения как всего управленческого цикла, так и отельных его стадий.


2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ)


Социальная информация имеет большое научное и практическое значе­ние для разработки эффективных систем управления органами внутренних дел (милицией), формирование стиля и методов планирования, принятия и исполнения решений, контроля и оценки эффективности работы.

Деятельность органов внутренних дел (милиции) по обеспечению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан должна быть соци­ально оцениваемой, что необходимо для реализации управленческих право­охранительных функций в единой и целостной системе. Основное содержа­ние системы составляет "сама деятельность органов внутренних дел (ми­лиции) по укреплению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, состояние правопорядка (оперативной обстановки в регионе) как часть социальной действительности.

Данная система состоит из ряда элементов.

Первым элементом системы является сбор информации о ней: наблюде­ние, анализ документов, опросы, описание опыта работы органов внутрен­них дел (милиции), результатов их деятельности, обобщение складываю­щейся практики.

Следующий элемент - это аналитические (социологические, кримино­логические) исследования, происходящие в органах внутренних дел (либо в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), про­цессов.

С помощью социологических, социально-психологических, правовых, экономических, статистических и других методов исследований становится возможным выявить и сформулировать закономерности формирования и ре­альное состояние оперативной обстановки, особенности стиля организа­торской деятельности аппаратов и служб органов внутренних дел, причины и условия, способствующие эффективной деятельности органов внутренних дел; результативность мер по предупреждению и раскрытию преступлений и других правонарушений.

Количественные характеристики исследуемых явлений позволяют на основе сравнительного анализа, определения этапов в развитии тех или иных проблем увидеть конкретные формы, проявления известных тенденций, дают возможность руководству МВД,УВД горрайорганов более эффективно организовать охрану общественного порядка и обеспечить общественную безопасность.

К целесообразным и необходимым относится проведение исследований общественного мнения, ориентированных на описание соответствующего объекта, когда возможны коррекция либо опровержение распространенного представления о чем-либо. Исследования общественного мнения, например, позволяют уточнить представления о состоянии сознания отдельных соци­альных групп об актуальных потребностях и интересах населения данного региона в сфере правопорядка. Описание населения к тому или иному со­бытию или явлению имеет характер прикладных разработок и их применение ограничено сравнительно узкой сферой, как правило, общими представле­ниями об общественном мнении.

Задачей исследования может быть выявление причинно-следственной связей и зависимостей объекта изучения, раскрытие тенденций и закономерностей его  существования  и  развития.  Особенности исследования в этой связи обусловливается спецификой предмета отражения (сфера право­порядка, обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), субъекта отражения (например, соци­альные группы, коллективы). Предметом отражения общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка выступает правоохранительная по­литика как сложное общественное явление, включающее как совокупность идей, отношений ( в том числе регулируемых нормами права), органов, организаций, учреждений и отдельных граждан.

Отношения в сфере правопорядка всегда динамичны и развиваются в результате разрешения тех или иных противоречий, а актуальные стороны этих отношений (соотношение государственных и общественных начал в ох­ране общественного порядка и борьба с преступностью, пути совершенс­твования деятельности органов милиции, упрочения их связи с населением и т.д.) являются предметом заинтересованного обсуждения населения.

Изучение общественного мнения по вопросам обеспечения правопоряд­ка предполагает характеристику особенностей его субъекта, т.е. целесо­образно выделять внутри общественной структуры отдельные группы с уче­том их различий в характере и содержании труда, уровне профессиональ­ной квалификации и т.п. с тем, чтобы наиболее полно охарактеризовать их интересы в сфере правопорядка.

Исследования общественного мнения органами внутренних дел (мили­цией) целесообразно проводить по двум основным направлениям:

а) анализ состояния общественного мнения и процесс его функциони­рования в социальных группах регионов;

б) анализ процесса формирования общественного мнения (информиро­вание населения органами милиции) по вопросам охраны общественного по­рядка и обеспечению общественной безопасности.

Характеристика состояния общественного мнения по вопросам обеспе­чения правопорядка в регионе и социальных группах предполагает выявле­ние сформировавшегося по какому-либо вопросу, правоохранительной поли­тики и практики общественного мнения коллективным мнениям определенной социальной группы на материалах средств массовой информации.

Практическое значение исследований общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка состоит в повышении научного уровня теку­щего и перспективного планирования, в построении эффективной системы информационного обеспечения управленческой деятельности в целом, пос­кольку общественная критика работы милиции существенно обогащает ин­формационную базу принятия управленческих решений. кроме того, общест­венное мнение по вопросам обеспечения правопорядка наряду с теорети­ческой и практической значимостью играет важную роль в формировании правовой культуры населения.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.