Приемка материалов обычно осуществляется по приходному
ордеру. Чаще всего поставки материалов для нужд производства производятся по
договорам купли-продажи с поставщиками. В соответствии с этими договорами в
адрес предприятия поступает груз с товаросопроводительными документами (или они
пересылаются предприятию отдельно). Эти документы вместе с доверенностью,
которую выписывает бухгалтерия своему материально-ответственному лицу, служат
основанием для получения груза. Если налицо фактическое совпадение груза с
документами, то приемка материальных ценностей может быть оформлена приходным
ордером. В случаях расхождения, а также при поступлении груза без документов,
оформляется акт о приемке с участием представителя поставщика (или третьего
лица).
Затем материалы заносятся в карточки учета материалов в
соответствии с сортом, видом и размером, где фиксируется все их состояние и
дальнейшая судьба.
Важными учетными документами являются: ведомость учета
остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения и сигнальная справка
об отклонении фактического остатка от установленных норм. Первый документ
служит для сверки двух учетов: складского и бухгалтерского. Второй документ
позволяет руководству принимать решение о необходимости дополнительных закупок
материалов.
Отпуск материалов в производство осуществляется по
требованиям-накладным или лимитно-заборным картам (если ценности лимитированы).
Проверка сохранности материалов осуществляется путем
инвентаризации и составления соответствующей описи.
При разборке и демонтаже зданий и сооружений, которые исчерпали срок
полезного использования, подрядные организации или отделы капитального
строительства предприятия обычно извлекают ряд материальных ценностей,
пригодных для дальнейшего производственного использования. Составляется
соответствующий акт, согласно которому эти ценности приходуются на склад в
качестве материалов, запасных частей или топлива.
2.8.
Автоматизация учета материально-производственных запасов
В условиях
функционирования автоматизированной системы управления предприятием важное
значение уделяется автоматизации расчетов по планированию, учету и анализу
использования материальных ресурсов. Эти расчеты обычно выполняются в таких
функциональных подсистемах, как управление материально-техническим снабжением,
оперативным управлением основным производством, бухгалтерского учета.
Исходя из
экономического содержания управления материальными ресурсами, под которыми мы
понимаем процессы планирования, учета, контроля и анализа их использования и
принятие решений по разработке и осуществлению мероприятий, позволяющих
ликвидировать выявленные отклонения, обеспечить функционирование объекта в
требуемых условиях, правомерно говорить о создании (или выделении) в
автоматизированной системе управления предприятием комплексной подсистемы
управления материальными ресурсами предприятия. Такая подсистема должна
включать комплексы задач из различных функциональных подсистем, которые
объединяются на основе организационного, информационного, технического,
технологического и программного обеспечения.
Эта система
создается для организации качественного управления материальными ресурсами на
основе комплексного использования экономико-математических методов и
современных средств вычислительной техники. Ее главная цель - оптимизация
планирования, учета, анализа, регулирования и контроля процессов снабжения,
использования и хранения материальных ресурсов; автоматизация различных
процедур обработки информации;
сокращение
трудоемкости и снижение стоимости обработки информации;
улучшение
качества исходной и результативной информации. Необходимыми предпосылками повышения
качества и оперативности в управлении материальными ресурсами на предприятии являются
рациональная организация информационного обеспечения, оптимизация
документооборота, совершенствование структуры управления предприятием.
Процессами
управления материальными ресурсами на предприятии занимаются различные
подразделения: отделы материально-технического обеспечения, комплектации и
кооперирования, главного технолога и главного конструктора, отдел главного
механика и главного энергетика, склады отделов материально-технического
снабжения, центральная бухгалтерия и другие. В условиях автоматизированных
систем управления в контур управления материальными ресурсами вписывается
информационно-вычислительный или вычислительный центр. Таким образом,
управляемой частью подсистемы будут являться отделы материально-технического
снабжения, комплектации и кооперирования, главного механика, главного технолога,
главного конструктора, главного энергетика, центральная бухгалтерия,
информационно-вычислительный центр. Управляющая часть подсистемы - процессы
организации планирования, учета, регулирования, контроля и анализа материальных
ресурсов.
Составляющими
компонентами подсистемы управления материальными ресурсами являются различные
виды обеспечения, к числу которых относятся организационное, информационное, техническое,
технологическое и программное.
Организационное
обеспечение включает проведение технико-экономического анализа существующей системы
управления материальными ресурсами, выбор и постановку задач автоматизации,
разграничение функций подразделений в условиях автоматизированного выполнения
расчетов. Основой для этого являются материалы предпроектного обследования и
выводы о необходимости совершенствования существующей системы управления.
Для
проектирования подсистемы важно проанализировать этапы управления материальными
запасами. Анализ показал, что таких этапов (функций) можно выделить четыре:
планирование, учет, аудит и анализ, регулирование.
Информационное
обеспечение подсистемы подразделяется на внемашинное и внутримашинное.
Внемашинное информационное обеспечение включает классификаторы и коды
информации; первичную документацию (Нормативно-справочную и оперативную),
документооборот. Внутримашинное обеспечение содержит систему программ
организации, ведения и доступа данных, состав массивов на машинных носителях.
К числу
применяемых относятся следующие коды: цехов и отделов предприятия, включая склады;
участков; материальных ресурсов (номенклатурных номеров материальных ресурсов),
операций по движению материалов, единиц измерения, направлений расхода материала
(производственных затрат), готовой продукции, поставщиков материалов.
Работу по
кодированию новых материалов выполняет бюро нормативно-справочной информации
информационно-вычислительного центра. Кроме этого подразделения присваивать
коды новым материалам никто на предприятии не имеет права. После окончания
кодирования полученная информация переносится на машинограммы,
проконтролирована, введена в ЭВМ, записана на магнитные диски (дискеты), где
хранится как нормативно-справочная.
Система документации
включает нормативно-справочную и оперативную. Нормативно-справочная содержит технологическую,
справочную и кондукторскую документацию, в которой содержится такая информация,
как наименование деталей, сборочных единиц; название единиц измерения,
материалов; по детальные нормы расхода материалов;
номенклатуру-ценник
сырья, материалов и комплектующих изделий;
классификатор
групп материалов для объединения в свободную номенклатуру;
соответствие
диапазона кода материалов кодам оперативных бюро в отделе
материально-технического снабжения.
Важное место
среди оперативной документации занимает учетная. Она подразделяется на
приходную и расходную. К приходным документам относятся приходные ордера,
накладные приходные документы на перемещение. К расходным документам относятся
лимитно-заборные карты, требования на перемещение, накладные на отпуск
материалов на сторону.
Следует отметить,
что число расходных документов, выписываемых вручную, сведено до минимума.
Основной первичный документ - лимитная карта для цехов основного производства -
печатается на ЭВМ. Применение типовой первичной документации позволяет
сократить число форм, унифицировать привила заполнения, сократить трудоемкость
выписки и последующей обработки данных.
Внутримашинное
информационное обеспечение представлено в виде соответствующих массивов
(файлов) информации, хранящихся на магнитных дисках.
Большой удельный
вес занимают нормативно-справочные массивы, объединенные в базу данных с
использованием пакета прикладных программ.
Техническое и
технологическое обеспечение включает комплекс технических средств,
предназначенных для эффективного функционирования подсистемы и технологический
процесс обработки информации.
3.
Аудит материально-производственных ценностей
3.1 Задачи,
объекты, источники и организация аудиторской проверки
Целью
аудиторской проверки материально-производственных запасов является формирование
мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей
"Запасы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и
налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным
документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также
структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита,
который зависит от характера запасов предприятия и их важности для
бухгалтерских отчетов.
Значение
аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями организации
велико. Помимо записей бухгалтерского учета источником информации и
товарно-материальных ценностях служит первичная документация: приходные ордера,
требования и другие, рассматриваемые нами во второй главе дипломной работы.
Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют
важную роль в организации материального учета, так как являются его основой.
Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и
последовательный контроль за движением, сохранностью и последующим
использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению
материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц,
совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за
соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на
главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений
рассматриваемого предприятия.
Приступая к
проверке аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся
порядка приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей, в частности,
положения по учету материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, о порядке выдачи доверенностей материально-товарных ценностей и
другие.
Основной целью аудиторской
проверки является получение достоверности информации:
о наличии,
движении и оценке имеющихся в наличии материальных ценностей;
об обеспечении
сохранности ценностей и соблюдении установленных нормативов их
производственного потребления;
о распределении
стоимости израсходованных на производство материальных ценностей по объектам
калькулирования.
3.2. Методика
аудита материально-производственных ценностей
Методика аудита
материальных ценностей содержит ряд этапов. Рассмотрим каждый из них.
Этап 1. Проверку операций
с материальными ценностями рекомендуется начинать с анализа их оценки, так как
в фактическую себестоимость приобретения материалов помимо их стоимости по
ценам приобретения включаются также: транспортно-заготовительные расходы;
уплачиваемые
снабженческим организациям комиссионные вознаграждения;
таможенные
пошлины; оплата услуг сторонним организациям по транспортировке, доставке и
хранению ценностей. В то же время аудитор должен проверить, не включались ли в
стоимость материалов расходы на содержание складов, отделов снабжения и сбыта
производства или расходы на командирование работников для оформления и
согласования договоров на поставку материалов, которые должны включаться в состав
общехозяйственных расходов.
Этап 2. Он
включает три основных вопроса: инвентаризация товарно-материальных ценностей;
проверка полноты их оприходования; анализ правильности списания.
Проверка запасов
рассматривается обычно как основная часть аудита на тех предприятиях, где их
сумма является значительной величиной. Преднамеренное или непреднамеренное
искажение количества или оценки данных по запасам мгновенно сказывается как на
финансовых результатах предприятия (поскольку оказывает влияние на определение
себестоимости реализованной продукции), так и на балансе в целом.
Отсутствие
объективной информации о состоянии и стоимостной оценке товарно-материальных ценностей
негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, поскольку, во-первых,
администрация предприятия не имеет возможности точно планировать деятельность
предприятия, во-вторых, искажаются показатели финансового состояния
предприятия, и внешние пользователи отчетности (кредиторы, банки, инвесторы) не
могут объективно судить о рентабельности и платежеспособности предприятия,
в-третьих, происходит искажение сумм налогов.
В функции
аудитора при проверке товарно-материальных ценностей входят: присутствие при
инвентаризации, если запасы значительны и аудитор относится с доверием к
ожидаемым результатам; наблюдение за выполнением процедур инвентаризации и
идентификации с целью определения степени соответствия их инструкциям,
разработанным администрацией, или нормативным законодательным актам; их
способности решить тройную задачу:
обеспечить
точность результатов инвентаризации и отражения последних;
устранить двойной
счет и обеспечить полноту охвата запасов; выявить устаревшие, медленно
оборачивающиеся и поврежденные запасы; проверка правильности подсчета на основе
случайной выборки; проверка правильности отнесения операций к отчетному периоду
на участках, где осуществляется движение запасов (это необходимо для
подтверждения точности и полноты обхвата при инвентаризации); получение
удовлетворительных объяснений по поводу несоответствий учетным данным и
корректировка последних; проверка правильности оценки фактического объема
запасов.
До проведения
инвентаризации аудитору следует запросить документы о результатах
инвентаризации за прошлые периоды, проанализировать изменения в количестве и
структуре запасов, обсудить с администрацией вопросы организации и проведения
контрольно-инвентаризационной работы;
ознакомиться с
номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, а также получить
информацию обо всех местах их хранения; выявить дорогостоящие объекты и методы
их учета; проанализировать систему внутреннего контроля, хранения и
документирования движения ценностей;
договориться об
участии в инвентаризации компетентных специалистов и проинструктировать их.
Сроки и частота
проведения инвентаризаций предусмотрены Законом о бухгалтерском учете и
отчетности. При смене материально-ответственных лиц, изменении формы
собственности предприятия также требуется обязательное ежегодное проведение
инвентаризации в конце года, но не ранее 1 октября отчетного года.
Права аудитора
при проведении инвентаризации регулируются Федеральным законом от 07.08.2001г.
№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Следует иметь ввиду, что в обязанности
аудитора не входит проведение инвентаризации, так как в Законе о бухгалтерском
учете и отчетности эта обязанность возложена на руководителя предприятия.
Аудитору следует
убедиться в том, что проведение инвентаризации начинают с получения последнего
товарного отчета со всеми документами, а также подписи
материально-ответственного лица о том, что все товарно-материальные ценности и
все документы как по приходу, так и по расходу им предъявлены.
При проведении
инвентаризации аудитор не должен входить в состав инвентаризационной комиссии,
но наблюдая за ее работой, он следит за правильностью выполнения процедур, которые
позволят правильно идентифицировать запасы, определить их количество. Аудитор
проводит контрольные проверки, время от времени сверяя свои записи с записями
инвентаризационной комиссии. Прежде всего, он обращает внимание на
дорогостоящие, устаревшие или поврежденные ценности; исследует, хранятся ли
запасы третьим лицам отдельно с тем, чтобы отследить правильность их отражения
в учете. На основе этого устанавливается достоверность определения остатков
ценностей.
Особое внимание
при проведении инвентаризации следует обращать на номера, марки, наименования
товарно-материальных ценностей. Иногда при сличении номеров и марок, указанных
в паспортах и данных приходных документов, обнаруживается замена нового
автомобильного мотора бывшим в употреблении или дорогостоящего дешевым.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|