Д 10 - К 23 - материалы собственного изготовления оприходованы на склад,
где: счет 23 "Вспомогательные производства".
Важным этапом жизненного цикла материалов является период их
хранения. В бухгалтерском учете он характеризуется двумя моментами: регулярной
инвентаризацией и затратами на хранение. Затраты на хранение относятся к
общепроизводственным расходам (для предприятий, осуществляющих производственную
деятельность - счет 25 "Общепроизводственные расходы") и издержкам
обращения (для предприятий, занимающихся торговлей - счет 44 "Расходы на
продажу").
Движение материалов заключается в их поступлении на нужды
производства или на коммерческие расходы (с одновременным выбытием) или выбытии
при реализации их на сторону, безвозмездной передаче или передаче в виде вклада
в уставные капиталы других предприятий.
Отпуск материалов на производственные нужды может быть
оформлен в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
Д 20 - К 10 - отпущено на изготовление продукции и ремонт основных
средств;
Д 23 - К 10 - передано на нужды вспомогательного производства;
Д 25 - К 10 - выделено на общепроизводственные нужды;
Д 26 - К 10 - использовано на общехозяйственные цели;
Д 28 - К 10 - направлено на исправление брака;
Д 44 - К 10 - отпущено на коммерческие цели промышленных предприятий и
издержки обращения торговых организаций,
где: счет 20 "Основное производство", счет 23
"Вспомогательные производства", счет 25
"Общепроизводственные расходы", счет 26
"Общехозяйственные расходы", счет 28 "Брак в
производстве", счет 44 "Расходы на продажу".
Поскольку на предприятие поступают различные партии
материалов с разными ценами и различными суммами, включаемыми в
транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), то упомянутым выше Положением по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 5/01 при отпуске
материалов в производство предлагается использовать для оценки себестоимости
списываемых материалов 4 метода:
1) по себестоимости единицы запаса;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
4) по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Метод себестоимости единицы запаса (метод сплошной
идентификации) заключается в том, что учет ведется по каждой единице хранения
материалов. Он является достаточно сложным и запутанным. Внедрение в практику
бухгалтерского и складского учета автоматизированных систем с применением способов
нанесения на товарную продукцию специальных штриховых кодов существенно
облегчает решение этой проблемы. Штриховой код - это информация о материальной
ценности, представляемая в виде черных полос на белом фоне. Обычно этот код
наносится на наклейки из специальной бумаги и приклеивается к упаковке.
Специальные аппараты считывают его и заносят в автоматизированную систему,
после чего следить за ним не представляет большого труда
Метод ФИФО (first-in, first-out) характеризуется обозначением
"первый пришел - первый ушел". Т.е. при передаче материала в
производство в учете списывают партию, пришедшую раньше всех. (Реально эту
партию на складе не ищут, а берут любую.)
Метод ЛИФО (lаst-in, first-out) описывается следующим
выражением: "последний пришел - первый ушел". Т.е. при передаче
материала в производство в учет списывают партию, пришедшую последней.
Метод средней оценки состоит в том, что при приемке любой
партии материала проводится определение средней учетной стоимости по всем
партиям. По этой средней оценке и списывается каждая партия в момент ее
передачи в производство.
На предприятии ООО «Альфа Сталь-РДО» метод средней оценки часто используется
в сочетании с методом инвентаризации остатков. Комбинация выражается в том, что
списание материалов осуществляется в конце месяца или квартала по результатам
проведения инвентаризации на сладах и установления фактических остатков
материалов. Имея цифры предыдущей инвентаризации (остатки на начало периода),
документы по поступлению материалов и результаты инвентаризации в конце периода
(остатки на конец периода), легко определить расход материалов.
Если транспортно-заготовительные расходы учитываются отдельно
от стоимости материалов, то их долю, которая должна быть списана одновременно с
партией материала, направленной на производственные или иные цели, можно
определить исходя из процентного отношения.
Процентное соотношение стоимости ТЗР и материалов вычисляется
следующим образом. К остаткам материалов и ТЗР на начало периода прибавляются
суммы поступлений согласно первичным документам. Затем берется процентное
соотношение итоговых сумм, в котором за 100% принимается стоимость материалов.
Если известна стоимость отпущенного материала, то по показателю процентов
вычисляется сумма ТЗР. Затем определяются размеры остатков на конец периода,
которые автоматически становятся остатками на начало следующего периода.
Материалы могут быть утрачены со склада в связи со стихийным
бедствием. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт. В
бухгалтерском учете делаются записи, зависящие от того, был ли списан НДС по
приобретенным материалам или нет. Если материалы еще не были оплачены и НДС не
списан, то делаются проводки:
Д 99 - К 10 - списана на убытки учетная стоимость материалов без НДС;
Д 99 - К 19-3 - списана на убытки сумма НДС по приобретенным материалам,
где: счет 99 "Прибыли и убытки".
Бухгалтерский учет допускает прямое списание на убытки суммы
материалов (с НДС), утраченных в результате стихийного бедствия. Однако для
точной оценки величины полученного убытка в большинстве случаев требуется
инвентаризация, поэтому возможен вариант учета с использованием промежуточного счета 94 "Недостачи
и потери от порчи ценностей":
Д 94 - К 10 - отражена в качестве потерь учетная стоимость материалов
без НДС;
Д 94 - К 19-3 - учтена в качестве потерь сумма НДС по приобретенным
материалам;
Д 99 - К 94 - списана на убытки сумма потерь материалов с НДС.
Если материалы оплачены и НДС списан на зачет с бюджетом, то
его надо восстановить в балансовой стоимости и затем оплатить, а сумму
восстановленной балансовой стоимости списать на потери:
Д 10 - К 68 - восстановлена сумма НДС, списанная на зачет с бюджетом;
Д 99 - К 10 - отражена полная сумма потерь (стоимость материалов с НДС);
Д 68 - К 51 - уплачена в бюджет сумма восстановленного НДС.
Данный вариант может быть отображен другими аналогичными по
экономическому смыслу проводками:
Д 68 - К 19-3 - сторнирована сумма НДС, зачтенная с бюджетом;
Д 99 - К 10 - списана на убытки балансовая стоимость материалов без НДС;
Д 99 - К 19-3 - списана на убытки сумма восстановленного НДС;
Д 68 - К 51 - уплачена в бюджет сумма восстановленного НДС.
Понятие "сторно" или "красное сторно" в
бухгалтерском учете означает исправительную проводку, т.е. такую проводку, в
которой сумма имеет отрицательную величину. "Красное сторно" - это
конкретное воплощение такой проводки при ведении бухгалтерского учета вручную:
она записывается красным карандашом или красными чернилами.
Реализация излишков материалов на сторону в ООО «Альфа Сталь-РДО» отражается в
бухгалтерском учете с применением счета 91 "Прочие доходы и расходы" с
начислением НДС и последующим определением финансового результата от продажи,
как сальдо операционных доходов и расходов.
Отражение процесса продажи материалов очень схоже с
отражением механизма реализации готовой продукции. Он заключается в том, что на
счете
91
"Прочие доходы и расходы" сопоставляются: предполагаемая сумма
выручки (договорная цена) со стоимостью материалов, суммой коммерческих
расходов и с НДС, который необходимо будет перечислить в бюджет. Если выручка
больше, чем стоимость материалов, коммерческих расходов и НДС, то получится
прибыль от их продажи, если меньше, то получится убыток. НДС при реализации
определяется по ставке 10% или 18% от договорной цены без НДС, в зависимости от
вида материалов.
Балансовая стоимость отдельных материалов может в какой-то
момент стать ниже их рыночной цены, что исказит финансовые показатели
предприятия. Для таких материалов следует создать в конце отчетного периода
резерв, который отражается на бухгалтерском счете 14 "Резервы
под снижение стоимости материальных ценностей". При наступлении нового
отчетного периода этот резерв списывается. Таким образом, в конце отчетного
периода в балансе стоимость материалов будет представлена двумя цифрами (на счете 10 и на счете 14), а в начале
следующего - только одной. Эти операции в бухгалтерском учете формируются
следующим образом:
Д 14 - К 91 - в конце периода сформирован резерв под снижение стоимости
материалов;
Д 91 - К 14 - в начале следующего периода списана величина резерва,
где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Счет 14 "Резервы под снижение стоимости
материальных ценностей" применяется для корректировки балансовой стоимости
и других оборотных активов предприятия: готовой продукции, незавершенного производства
и товаров.
2.3. Использование понятия учетных цен
Учет материалов - важный элемент бухгалтерского учета,
занимающий одно из ведущих мест по затрате времени. Сокращение
продолжительности оформления операций, отражающих движение данных активов, может
быть достигнуто путем использования понятия учетных цен и применения в
дополнение к счету 10 "Материалы" двух вспомогательных счетов: 15
"Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение
в стоимости материальных ценностей".
Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных
ценностей" может использоваться в четырех случаях:
для калькуляции себестоимости импортных материалов, товаров и
других активов;
для калькуляции балансовой стоимости заготавливаемого сырья,
материалов, тары, товаров и других активов с анализом доли ценностей,
находящихся в пути;
для раздельного учета материалов и ТЗР
для ведения учета материальных ценностей с применением
учетных цен.
Метод калькуляции затрат по заготовке товарно-материальных
ценностей с анализом доли, не поступившей по истечении текущего месяца,
заключается в следующем.
Все поставки предварительно собираются на счете 15
"Заготовление и приобретение материальных ценностей", а часть,
реально поступившая на склад, переводится на счет 10
"Материалы". Разница в конце месяца отражает сумму оплаченных, но не
поступивших ценностей.
Данный метод не дает заметного эффекта сокращения времени
бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей. Лучше применять понятие
учетных цен, и в дополнение к счету 15 "Заготовление и приобретение
материальных ценностей" использовать счет 16 "Отклонение
в стоимости материальных ценностей".
Так как на предприятие регулярно поступают однотипные
материалы по разным ценам поставщиков и с различными
транспортно-заготовительными затратами, то для существенного упрощения учета
можно ввести на предприятии расчетные (учетные) цены основных материалов.
Бухгалтерский участок, на котором отражается динамика поступления материалов,
будет отслеживать их в учетных и фактических ценах, а также рассчитывать их
отклонение.
Все остальные службы будут вести учет по учетным ценам, внося
необходимые корректировки в свои ежемесячные остатки или финансовые результаты
по данным участка учета материалов. Механизм такого учета в сфере заготовки
материалов будет выглядеть следующим образом:
Д 60 - К 51 - оплачено поставщикам материалов;
Д 15 - К 60 - отражена фактическая стоимость поступивших материалов без
НДС;
Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по поступившим материалам;
Д 68 - К 19 - предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченным
материалам;
Д 10 - К 15 - оприходованы поступившие материалы по учетным ценам;
Д 16 - К 15 - отражено положительное отклонение в стоимости;
Д 15 - К 16 - отражено отрицательное отклонение в стоимости.
Положительное отклонение - это когда фактическая цена
приобретенных ценностей выше, чем учетная цена, а отрицательное - когда ниже.
Корректировка остатков по счетам в других подразделениях
(участках) при необходимости будет осуществляться однотипно на сумму,
пропорциональную той, которую в конце месяца определит участок учета материалов
на счете
16
"
Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Например, все материалы израсходованы. А полученная готовая продукция принята
на склад:
Д 43 - К 16 - учтено положительное отклонение в стоимости материалов;
Д 43 - К 16 - учтено отрицательное отклонение в стоимости
материалов (сторно),
где: счет 43 "Готовая продукция".
Удобство этой записи состоит в том, что в любом случае по
дебету будет представлен корректируемый счет, а по кредиту счет 16, на котором
сумма отклонений либо с плюсом, либо с минусом. Лучше всего корректировать
финансовый результат.
2.4. Учет налога на добавленную стоимость по
приобретенным материальным ценностям
Добавленная стоимость - это стоимость, которая
создается на предприятии в виде прибавления собственных расходов и затрат к
стоимости использованных материальных ценностей, работ и услуг, закупленных у
поставщиков. Например, если предприятие производит мебель, то оно к стоимости
купленных досок, фанеры, лака и т.п. прибавляет объем собственных работ и
материальных ценностей, которые и выступают в качестве добавленной стоимости.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - это
изъятие части добавленной стоимости в государственный и местный бюджеты (далее
просто бюджет).
Прием определения НДС заключается в следующем. При закупке
материальных ценностей (работ, услуг) у поставщиков предприятие ООО «Альфа Сталь-РДО» оплачивает
одновременно и НДС по ним. Получив оплату за свою продукцию, поставщики
перечисляют эти суммы НДС в бюджет. Когда предприятие изготовит свою
собственную продукцию и реализует ее покупателям, то оно обязано с выручки
начислить сумму НДС в бюджет. При этом следует учесть ту долю налога, которая
уже уплачена опосредованно - через поставщиков.
Поэтому в бухгалтерском учете организации при приемке
материальных ценностей (работ и услуг) надо уделять внимание отражению
выделенного и/или оплаченного НДС. Иначе его придется уплачивать еще раз. Для
этих целей существует специальный документ - счет-фактура (Приложение 3), в
котором поставщик (подрядчик) проставляет общую цену и выделяет из нее сумму
НДС, одновременно занося ее в книгу продаж (Приложение 4). Покупатель,
приобретая материальные ценности (работы и услуги), отражает сумму НДС в книге
покупок (Приложение 5). Таким образом, каждое предприятие ведет у себя две
книги: покупок и продаж. Если деньги переведены, то покупатель с полным
основанием может отразить это в своем учете в виде операции зачета с бюджетом
по НДС.
Бухгалтерские проводки, например, при покупке материалов,
будут выглядеть следующим образом: ООО "Консул" в
декабре 2004 года отгрузило ООО " Альфа Сталь-РДО " 50 мешков цемента на сумму 4000
руб. (в том числе НДС – 610,17 руб.). ООО " Альфа Сталь-РДО " оплатило цемент.
В бухгалтерском учете ООО " Альфа Сталь-РДО " будут сделаны следующие проводки.
Таблица 13.
Отражение НДС по приобретенным материалам
в бухгалтерском учете.
В
рублях
|