В наиболее общем
случае сотрудники внутрифирменных подразделений по связям с общественностью в
дополнение к основному предмету должны также проходить соответствующую
подготовку по таким дисциплинам, как социология, психология, конфликтология,
теория общения, демография, право, теория управления, экономика, маркетинг,
рекламное дело, журналистика, политология, логика, информатика и
информатизация, документоведение и др.
Специалисты
по связям с общественностью должны в совершенстве владеть навыками устной речи
и приемами ораторского искусства, уметь вести телефонные переговоры и деловую
переписку, знать правила организации официальных приемов, деловых встреч, презентаций
и других ПР - мероприятий. Для специалистов по связям с общественностью,
работающих в крупных компаниях, обязательным является также знание иностранного
языка, персонального компьютера и правил эксплуатации современной оргтехники.
Важным
условием успешной работы специалиста по связям с общественностью является
наличие у него следующих качеств:
·честность;
·порядочность;
·искренность;
·целеустремленность;
·трудолюбие;
·чувство ответственности;
·коммуникабельность.
Специалисты
по связям с общественностью должны в совершенстве владеть навыками устной речи
и приемами ораторского искусства, уметь вести телефонные переговоры и деловую
переписку, знать правила организации официальных приемов, деловых встреч, презентаций
и других ПР - мероприятий. Для специалистов по связям с общественностью,
работающих в крупных компаниях, обязательным является также знание иностранного
языка, персонального компьютера и правил эксплуатации оргтехники.
Важным
условием успешной работы специалиста по связям с общественностью является
наличие у него следующих качеств:
·решительность;
·умение убеждать других в своей правоте;
·энергичность;
·работоспособность;
·независимость;
·требовательность к себе и подчиненным;
·позитивное отношение к людям;
·умение идти на разумный компромисс.
Для
достижения значительных успехов и всеобщего признания специалист по связям с
общественностью должен обладать (в дополнение к перечисленным) следующими
качествами:
·инициативность;
·стремление к нововведениям;
·самостоятельность;
•
умение работать в условиях неопределенности и наличие интуиции;
·готовность идти на оправданный риск;
·наличие здравого смысла и реальный взгляд
на вещи;
·мотивированное стремление к успеху;
·нестандартное и гибкое мышление;
·образованность;
·интеллигентность;
·устойчивость к стрессам.
Очень
важным является соблюдение специалистами по связям с общественностью норм
профессионального поведения и этики во взаимоотношениях друг с другом, а также
с представителями различных категорий общественности и работниками СМИ. Общие
правила профессионального поведения специалистов по связям с общественностью
закреплены в специальных кодексах, принятых в разное время соответствующими
международными организациями.
1.3
Собственный
PR-специалист и внешнее
консультирование. Преимущества и недостатки PR-отделов.
Организация
деятельности ПР предполагает выбор между использованием собственных
специалистов/подразделений и/или внешних консультантов. Опираясь на опыт
Алешиной И.[9] можно утверждать, что
внешнее консультирование предпочтительно в следующих случаях:
1. Работы немного
и она проводится эпизодически, что делает найм постоянного сотрудника на полный
рабочий день невыгодным.
2. В работе
предполагается «пиковая» загрузка и периоды отсутствия загрузки в связи с
запусками новых продуктов, сезонными факторами, выставками. Тогда требуются 2—3
человека одновременно в определенные периоды времени, но не на оставшуюся часть
года.
3. Необходимость
временной замены штатного сотрудника или помощи ему в «пиковые» периоды.
4. Внешний
консультант располагает специфическим опытом, которого нет у штатной группы.
5. Организация
срочно нуждается в медиа-контактах после перемещения в новый географический
район. Дистанция перемещения и языковый барьер могут являться факторами в
пользу внешнего консультирования.
6. Организация сильно
политизирована и советы внутренних специалистов ассоциируются с одной из
заинтересованных сторон, а потому необъективны.
В трех последних
случаях возможно совмещение работы штатных и внешних специалистов.
"Библия"
американских ПР-специалистов называет такие четыре преимущества создание своего
собственного отдела по ПР:
1. Работа в
команде.
2. Знание
организации.
3. Экономичность.
4. Доступность
для сотрудников.[10]
Предлагаю
рассмотреть эти четыре аргумента, на основе работы Королько В.:[11]
Принадлежность
к одной команде — это, вероятно, самый основной аргумент в пользу создания собственного
отдела паблик рилейшнз в противовес практике использования услуг посторонних
пиэрменов-консультантов. Недаром во многих случаях кабинет руководителя
отдела паблик рилейшнз находится рядом с кабинетом ведущего руководителя
организации. Это позволяет каждый рабочий день начинать с короткого совещания,
обмена мнениями и уточнения текущего состояния дел. Частые рабочие контакты
отдела паблик рилейшнз и высшего руководства организации становятся общим правилом.
Опыт показывает, что во время подобных совещаний в большинстве случаев темой
разговора являются именно вопросы связей организации с общественностью. Личные
контакты порождают атмосферу конфиденциальности, доверия и взаимной поддержки.
Близкие отношения между руководителями ПР-отдела и организации приводят к тому,
что ПР-менеджер становится членом руководящей команды.
Знание
организации означает
глубокое понимание всех тонкостей текущего момента, доступное лишь члену
коллектива. Штатные пиэрмены в курсе отношений, сложившихся между отдельными
людьми и отделами внутри организации. Они разбираются в скрытых пружинах
политики организации и роли тех или иных лиц в ее выработке, могут выйти на
ключевых людей, принимающих решения, и обойти тех, кто по амбициозным
соображениям способен ставить палки в колеса, препятствуя эффективной работе в
сфере паблик рилейшнз. Имея представление о способностях сотрудников организации,
они знают, кто лучше сможет преподнести организацию публике, быть спикером,
смело и умело работать с представителями прессы, держаться перед камерой.
Работники отдела паблик рилейшнз могут своевременно, со знанием дела дать совет
и оказать практическую помощь, поскольку в данной ситуации они являются
неотъемлемой составляющей культуры организации, знакомы с ее историей и
традициями.
Экономия
средств возможна
благодаря тому, что не приходится расходовать дополнительные ресурсы на
консультантов со стороны, а также вследствие эффективной интеграции действий
пиэрменов с жизнедеятельностью организации. Когда существует постоянная потребность
в налаживании связей с общественностью (а она актуальна для большинства
организаций), содержание постоянного штата пиэрменов менее убыточно, нежели
обращение за помощью к внешним консультантам. Как правило, средства на
обустройство и содержание ПР-отдела для большой организации составляют весьма
незначительную часть ее общих расходов.
Кроме того,
стартовая стоимость проведения той или иной ПР-кампании или реализации
ПР-проекта при наличии собственного ПР-персонала всегда меньше, поскольку этот
персонал уже представляет проблему в целом и имеет доступ к руководству и
документации своей организации. Такие составные части постоянной ПР-работы, как
подготовка еженедельных пресс-релизов, ежемесячных печатных сообщений или
изданий, квартальных отчетов и пр., осуществляются намного эффективнее теми
людьми, которые ближе к источникам информации, к деятельности и персоналу
организации, что непременно влияет на снижение ее общих расходов.
Доступность в общении штатных пиэрменов
также имеет много преимуществ. Когда возникает проблема, специалисты всегда под
рукой для личных консультаций. Как заместителям руководителей организации им
можно полностью доверять при обсуждении деликатных вопросов. К примеру, если
кто-то из ответственных работников извратит факты, первый руководитель может
сразу же вызвать на место события ПР-специалиста, знающего подоплеку вопроса,
осознающего опасность неправильной интерпретации событий в прессе и
пользующегося доверием у средств массовой информации и ключевых фигур
общественности.
Доступность
означает также своевременное или постоянное присутствие ПР-специалистов во
всех отделах, подразделениях или отдаленных филиалах организации. Штатных
пиэрменов можно моментально пригласить на заседание, чтобы оперативно получить
дополнительную информацию. В некоторых территориально разобщенных
организациях пиэрмены из центрального офиса время от времени наведываются в
филиалы, но в подобных случаях они нередко воспринимаются на местах как
«консультанты со стороны». Поэтому считается, что более эффективной является
организация работы пиэрмена на месте, когда он знает конкретную ситуацию и может
сразу же дать более ценные рекомендации.
Оптимальный
вариант совместной работы службы и агентства по PR - участие службы в
постановке задачи, контроль хода PR-программы и оценка её эффективности.
Агентство же выполняет основную часть программы, привлекая специалистов и СМИ.
Преимущества
PR -
отделов
К
числу несомненных достоинств корпоративного PR-департамента можно отнести тот
факт, что его сотрудники являются одними из самых осведомленных людей в
компании. Они владеют информацией, что называется «из первых рук»:хорошо знают
повседневную деятельность компании, производственную и технологическую
специфику, сильные и слабые стороны выпускаемой продукции или предоставляемых
услуг, прекрасно ориентируются в сложной внутрикорпоративной системе принятия
решений (и реальной мотивации их принятия) и имеют прямой выход на руководство
компании, часто входя в узкий круг топ - менеджеров (совет директоров,
правление), принимающих все стратегические решения.
По
своей природе корпоративные пиарщики являются универсальными профессионалами. С
одной стороны, они являются специалистами (или по крайней мере неплохо
ориентируются) в той области, в которой работает фирма на рынке, а с другой –
они являются профессионалами в области связей с общественностью.
Свою
повседневную информационно – коммуникационную работу с внешними аудиториями
PR-департамент координирует с рекламной службой, отделом продаж, отделом науки,
службой клиентов и отделом маркетинга. В диалоге с внутренними аудиториями
(сотрудниками компании, членами их семей, пенсионерами) PR-департамент тесно
взаимодействует с отделом кадров и корпоративными учебно-методическими
центрами. В период кризисных или конфликтных ситуаций, в случаях осуществления
шагов, затрагивающих интересы больших слоев общественности (слияние, продажа,
компании, эмиссия акций), корпоративные пиарщики активно опираются на советы и
рекомендации собственной юридической службы.
Постоянный
обмен информацией с отделом продаж и служб маркетинга дает возможность
корпоративным РR - специалистам хорошо разбираться в ситуации на рынке, знать
основных конкурентов и союзников фирмы, а аналитические обзоры отдела науки и
службы потребителей помогают определить достоинства и недостатки продукции или
услуг и вносить соответствующие коррективы в PR-тактику.
Недостатки
PR - отделов
Наряду
с этим, принадлежность к одной команде вызывает и ряд отрицательных
последствий: лояльность пиэрмена может обернуться его эксплуатацией;
доступность - привести к превращению его в мальчика на побегушках. Но, помимо
этого, существуют и более серьезные опасности.
Во-первых, пиэрмен, являющийся частью организации и ежедневно выполняющий общие
с коллективом задания, зачастую медленно и незаметно для себя утрачивает
способность объективно оценивать ситуацию. Поддерживая других и получая поддержку
с их стороны, он может оказаться в полной зависимости от общественного мнения.
Потеря пиэрменом способности объективно оценивать мнения других нередко
происходит вследствие желания угодить руководителю,
давшему
ему работу.
Итак,
для штатного ПР - сотрудника существует угроза переступить ту незаметную грань,
которая пролегает между необходимостью разрешить проблему организации и
попыткой "убежать" от нее. Вследствие этого вместо того, чтобы
содействовать разрешению проблемы, штатный пиармен может превратиться в
источник
ее дальнейшего обострения.
Во-вторых,
штатный пиэрмен, включенный в состав команды руководителей организации, может
оказаться в полнейшей зависимости от начальства и превратиться в его угодника.
Ведь одно дело - быть полноправным игроком в команде и помогать организации, и
совсем другое - быть у кого-то на побегушках и вследствие этого выпадать из
процесса разработки важных вопросов стратегии и тактики организации. В данном
случае штатный ПР-специалист ходит по лезвию бритвы, лавируя между оказанием
профессиональных услуг, которые достаточно высоко ценятся, и выполнением мелких
поручений, без которых вообще можно обойтись. То есть очень важно быть игроком
команды, но всегда оставаться личностью и профессионалом. А это совсем не просто
[Королько].
·умение убеждать других в своей правоте;
·энергичность;
·работоспособность;
·независимость;
·требовательность к себе и подчиненным;
·позитивное отношение к людям;
·умение идти на разумный компромисс.
Для
достижения значительных успехов и всеобщего признания специалист по связям с
общественностью должен обладать (в дополнение к перечисленным) следующими
качествами:
·инициативность;
·стремление к нововведениям;
·самостоятельность;
•
умение работать в условиях неопределенности и наличие интуиции;
·готовность идти на оправданный риск;
·наличие здравого смысла и реальный взгляд
на вещи;
·мотивированное стремление к успеху;
·нестандартное и гибкое мышление;
·образованность;
·интеллигентность;
·устойчивость к стрессам.
Очень
важным является соблюдение специалистами по связям с общественностью норм
профессионального поведения и этики во взаимоотношениях друг с другом, а также
с представителями различных категорий общественности и работниками СМИ. Общие
правила профессионального поведения специалистов по связям с общественностью
закреплены в специальных кодексах, принятых в разное время соответствующими
международными организациями.
Проблемы в
деятельности PR-службы в современных российских условиях.
·
Трудно
оценить эффективность PR. Экономическая
обоснованность инвестиций в PR является одной из наиболее острых проблем в
любой компании. Увидеть отдачу от этих инвестиций является крайне сложной
задачей.
·
PR-деятельность
стоит дорого. Бюджеты требуются огромные, и обосновать их для руководства очень
сложно.
·
Проведение
проектов. Существует закон о рекламе, но подвести PR-проекты под рекламу часто является
непростой задачей. Финансово и бухгалтерски провести PR-проекты сложно, поэтому бухгалтеры
боятся и сопротивляются. Несовершенство законодательства создает дополнительные
проблемы в деятельности и пиарменов, и бухгалтеров.
·
Не
отлажены информационные потоки внутри компании. Важно, чтобы все отделы
компании предоставляли полную и достоверную информацию PR-службе, для этого каждый отдел
должен иметь ответственного человека, к которому может обратиться PR-служба за информацией.
·
Отрицательное
отношение работников других отделов к PR-службе. Как правило, работники других служб не понимают назначения PR-деятельности и считают, что это
пустая трата денег.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|