6.
Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате
в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством
нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации. Прогнозируется на 2008 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на
2010 год 36,56 млрд. руб..
7.
Неналоговые доходы. Прогнозируется, что сумма доходов этого раздела на 2008 году
составят 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010
год ещё на 4,73 млрд. руб.
8.
Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов
федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела
и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при
пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и
компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных
активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба;
целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей). Я объединила их в
группу - прочие доходы. А разница между указанными разделами и всего доходов,
вписала в этот раздел, а также возможные изменения, которые не были разнесены
по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является
обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.
Перейдем ко второй части федерального
бюджета – расходы.
Анализ
расходов
В соответствии со
статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11
разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим
их подробнее в таблице №2.
Таблица №2 – Расходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов
Расходы федерального
бюджета
|
2008г
|
2009г
|
Отклонение
|
2010г
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес,%
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес,%
|
По сумме, млрд. руб.
|
По удельному вес,%
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес,%
|
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
|
828,78
|
12,61%
|
899,84
|
12,08%
|
71,06
|
-0,54%
|
963,10
|
11,90%
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
|
509,10
|
7,75%
|
566,74
|
7,61%
|
57,64
|
-0,14%
|
596,19
|
7,37%
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
521,84
|
7,94%
|
642,61
|
8,62%
|
120,77
|
0,68%
|
693,51
|
8,57%
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
|
702,32
|
10,69%
|
789,62
|
10,60%
|
87,30
|
-0,09%
|
528,55
|
6,53%
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
|
54,56
|
0,83%
|
56,29
|
0,76%
|
1,73
|
-0,07%
|
51,86
|
0,64%
|
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
9,33
|
0,14%
|
10,21
|
0,14%
|
0,88
|
0,00%
|
10,96
|
0,14%
|
ОБРАЗОВАНИЕ
|
307,20
|
4,68%
|
313,64
|
4,21%
|
6,44
|
-0,47%
|
339,85
|
4,20%
|
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
83,81
|
1,28%
|
73,01
|
0,98%
|
-10,80
|
-0,30%
|
67,58
|
0,84%
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ
|
211,69
|
3,22%
|
245,22
|
3,29%
|
33,53
|
0,07%
|
295,36
|
3,65%
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
|
270,86
|
4,12%
|
342,67
|
4,60%
|
71,81
|
0,48%
|
396,54
|
4,90%
|
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ
|
2281,56
|
34,73%
|
2423,12
|
32,52%
|
141,56
|
-2,21%
|
2720,97
|
33,63%
|
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ
|
0,00
|
0,00%
|
186,30
|
2,50%
|
186,30
|
2,50%
|
404,50
|
5,00%
|
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ
|
789,25
|
12,01%
|
901,88
|
12,10%
|
112,63
|
0,09%
|
1021,00
|
12,62%
|
ВСЕГО
|
6570,30
|
100,00%
|
7451,15
|
100,00%
|
880,85
|
|
8089,97
|
100,00%
|
Наибольший удельный
вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В
2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о
динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21
%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной
перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010
году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по
отношению к 2008 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как
происходит изменение этого показателя.
Диагр.1
Межбюджетные трансферты в абсолютном выражении Диагр.2 Межбюджетные трансферты
в относительном выражении
Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов
РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные
трансферты» характеризуются следующими данными:
Таблица 2.1 Состав и структура
межбюджетных трансферт
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ
|
2008 г
|
2009 г
|
2010 г
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес, %
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес, %
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес, %
|
Всего:
|
2 281,56
|
100,00%
|
2 423,12
|
100,00%
|
2 720,97
|
100,00%
|
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований
|
375,54
|
16,46%
|
392,67
|
16,21%
|
411,07
|
15,11%
|
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований (межбюджетные субсидии)
|
317,19
|
13,90%
|
300,74
|
12,41%
|
234,25
|
8,61%
|
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований
|
163,74
|
7,18%
|
175,97
|
7,26%
|
191,01
|
7,02%
|
Иные межбюджетные трансферты
|
69,75
|
3,06%
|
37,83
|
1,56%
|
43,86
|
1,61%
|
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных
внебюджетных фондов
|
1 355,34
|
59,40%
|
1 515,90
|
62,56%
|
1 840,79
|
67,65%
|
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты
бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе
прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления
государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это
обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и
сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных
в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий
и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий
граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на
демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении
расходования этих средств самого раздела.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются.
Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов
РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов,
для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия
в финансировании.
Вторым разделом,
доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы
видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется,
что в 2010 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно
увеличился по отношению к запланированному в 2008 году на 134,32 млрд. руб.. К
основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему,
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов
надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие
общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы
госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных
вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей
арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.),
проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение
деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом
подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Национальная экономика занимает третье место в распределении
бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2008 году сумма составит 702,32 млрд.
руб., в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в
процентном соотношении на 4,16%.
К этому разделу относятся полномочия по
регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы
природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала,
государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к
ведению Российской Федерации.
Основное место в
их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство
минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и
информатику, другие вопросы в области национальной
экономики.
Данный показатель
по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2010 он займет пятое место.
В 2010 году произойдут
изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов.
Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные
вопросы на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная
деятельность, а на 4 месте национальная оборона.
Оба эти раздела
наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что такой
показатель, как национальная оборона (он отмечен ярко голубым цветом) имеет
динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09
млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная
деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В
процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом
падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств
по разделам.
Диагр.3
Доля расходов федерального бюджета на 2008 год Диагр.4 Доля
расходов федерального бюджета на 2010 год
Следующим
разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование,
в 2008 году составит 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2009
году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается.
Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением
заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации
и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной
защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся
в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего
профессионального образования студентам, высшего образования, а именно
увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная
политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает
не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно
таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в
2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб.,
к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование
осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные
трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные
ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.
Таблица №2.2 Состав и структура статьи «социальная политика»
Подразделы
|
Проект бюджета
|
2008
|
2009
|
2010
|
Пенсионное обеспечение
|
80,3
|
81,7
|
80,6
|
Социальное обслуживание населения
|
1,5
|
1,3
|
1,3
|
Социальное обеспечение населения
|
17,8
|
16,7
|
17,8
|
Прикладные научные исследования в
области социальной политики
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
Другие вопросы в области социальной
политики
|
0,4
|
0,3
|
0,3
|
Итого по разделу
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Доля пенсионного
обеспечения составляет 80% в общем объеме данного раздела. В соответствии с
этой таблицей показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается на 1,4 %, а в
2010 снизится на 0,9% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных
обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению
"военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с
увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на
выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к
заработной плате.
Согласно выше
сказанному, доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного
подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату
компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными
средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются
ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального
проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Здравоохранение
и спорт –
это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность
населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью
трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых
организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется,
что в 2008 году объем расходов по данному разделу составит 211,69 млрд. руб., в
2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .
В соответствии с
бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены
полномочия за федеральными органами – оказание специализированной
медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а
также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к
спортивным соревнования, олимпиадам.
За органами
государственной власти субъектов РФ – оказание
специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских
учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных
программ и проектов в области физической культуры и спорта.
К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы
организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной
помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после
родов, а также обеспечения условий для развития на территории районов,
поселений и городских округов физической культуры и массового спорта,
организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий.
Основные направления финансирования «Здравоохранения»:
повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник,
больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и
реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура»
-проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров
спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».
Мене
финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в
общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ;
2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей
среды.
(1) В 2008 году
объем расходов по этому подразделу составит 83,81 млрд. руб., к 2010 году это
показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до
0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру,
кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением
ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и
средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных
ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований
Российской Федерации.
(2) Доля этого показателя не значительна, сумма
расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб., к 2008 году показатель вырос на 1,73
млрд. руб., а к 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в
сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
(3) Объем расходов данного раздела, в динамике нам
показывает увеличение. В 2008 году сумма составит 9,33 млрд. руб., а в 2010
году произойдет увеличение на 17%. Основное место в их структуре занимают
бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в
структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно
утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не
распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые
возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы
должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального
бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов
федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы мы видим, что
эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но увеличение этого
показателя может произойти при одном условии ст.213 БК РФ гласит о том, что «в
случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом
периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от
управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния),
указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и
на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов»
Последним
разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если
говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и
нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по
статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на
2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Надо не забывать о том, что это
данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень
инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный
показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть
наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.
Проанализировав
данные таблицы №1 и №2. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации
является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и
использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Федеральный
бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной
политики Правительства РФ.
Важнейшая
задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо
добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных
финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех
определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь
объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат
Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта
федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство
РФ должно стать организующим центром этой работы.
Страницы: 1, 2
|