Анализ федерального бюджета 2008-2010
Институт
Управления, Бизнеса и Права
Кафедра
«Финансы и кредит»
Дисциплина
«Бюджетная система РФ»
Лабораторная
работа №1
Анализ
состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской
Федерации
Выполнила:
студентка 4 курса,
группа ФД-402
Моргун И.Н.
Проверила:
к.э.н.,
Чмут Г.А.
г.
Ростов-на-Дону
2008
Центральное место
в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют
федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на
текущий финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с
помощью государственного бюджета денежные средства, государство через
финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом
политических, экономических и социальных функций, а именно содержание
государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение
социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный
бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и
расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование
деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих
доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических
условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической
политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в
экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются
аккумулированные государством средства.
Необходимо
отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не
существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие
расходов. Он является лишь планом образования и использования
общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и
расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по
срокам поступления и использования.
В связи с
изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования
положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные
проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной
следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего
года.
"Российская Бизнес-газета" №640 от
12 февраля 2008 г.
Татьяна
Геннадьевна Нестеренко - заместитель министра финансов Российской
Федерации, прокомментировала изменения в федеральном бюджете.
«…впервые
закон о бюджете принят с горизонтом три года.
Такое
изменение в бюджетном процессе направлено, прежде всего, на создание и
поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Если в
главном финансовом документе страны зафиксированы сразу на три года
ассигнования в различные сферы и отрасли экономики, то это, конечно, придает
больше понимания и уверенности российским предприятиям и организациям, чья
деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для
государственных нужд.
Через
такой инструмент, как трехлетний бюджет, осуществляется проверка
правительственных и законодательных решений на предмет их соответствия
среднесрочной и долгосрочной стратегии государства.
Целью данной
работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период.
Федеральный
бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и
повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и
инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для
устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном
бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий
объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей,
на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы
федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд.
руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд.
руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд.
рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году.
В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не
планируется.
Анализ
доходов
Проведем
сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.
Таблица №1 – Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов
Доходы федерального бюджета
|
2008г
|
2009г
|
Отклонение
|
2010г
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес,%
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес,%
|
По сумме, млрд. руб.
|
По удельному весу,%
|
Сумма, млрд. руб.
|
Удельный вес,%
|
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ
|
2 383,11
|
35,87%
|
2 351,91
|
31,50%
|
-31,20
|
-4,36%
|
2 348,32
|
29,03%
|
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:
|
4 261,34
|
|
5 113,54
|
|
767,34
|
|
5 741,35
|
|
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
533,38
|
8,03%
|
583,76
|
7,82%
|
50,38
|
-0,21%
|
636,28
|
7,87%
|
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
|
435,79
|
6,56%
|
496,36
|
6,65%
|
60,57
|
0,09%
|
562,8
|
6,96%
|
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА
ТЕРРИТОРИИ РФ
|
1 404,05
|
21,13%
|
1 914,47
|
25,64%
|
510,42
|
4,51%
|
2 206,46
|
27,28%
|
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ
|
888,97
|
13,38%
|
1 029,76
|
13,79%
|
140,79
|
0,41%
|
1 182,54
|
14,62%
|
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
|
36,57
|
0,55%
|
39,50
|
0,53%
|
2,93
|
-0,02%
|
37,31
|
0,46%
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
|
32,24
|
0,49%
|
34,49
|
0,46%
|
2,25
|
-0,02%
|
36,56
|
0,45%
|
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
|
291,61
|
4,39%
|
297,00
|
3,98%
|
5,39
|
-0,41%
|
301,73
|
3,73%
|
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ
|
638,73
|
9,61%
|
718,20
|
9,62%
|
79,47
|
0,01%
|
777,67
|
9,61%
|
ВСЕГО ДОХОДОВ
|
6 644,45
|
100,00%
|
7 465,45
|
100,00%
|
821,00
|
0,00%
|
8 089,67
|
100,00%
|
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном
законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на
нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено
изменение налогового законодательства, действующее на момент составления
проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики,
предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о
налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых
доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная
пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и
надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя
падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй
плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении
сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется
уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из
нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на
нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли
нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин
«в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых
компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот
раздел бюджета.
Необходимость регулирования этого показателя
заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение
долгосрочной макроэкономической стабильности.
Диагр.1.1. Динамика по статьям
доходов федерального бюджета на 2008-2010годы
В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения
происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы
без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010
году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по
отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
1.
Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике
растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение
поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит
636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В
соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в
поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение
налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по
операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так
же налоговым контролем от скрывания прибыли .
2.
Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблиц№1, видно, что
удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы
поступлений увеличиваются. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79
млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8
млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы
бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п.
3.
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела
составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году
увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя
возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом
законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные
потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением
поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на
добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки
от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением
налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит
увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую
продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
4.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы
видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма
этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57
млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62%
увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то здесь
изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в
соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным
от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.
Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить
87,5 процента от общего объема импорта.
5.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на
добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на
2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд.
руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного
показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё
входили статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были
подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя.
Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
Страницы: 1, 2
|