Классификация
анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного
понимания его содержания[18, С 257].
В связи с этим
выделяют:
технико-экономический
анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера,
главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия
технических и экономических процессов и установление их влияния на
экономические результаты деятельности предприятия;
финансово-экономический
анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное
внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнение
финансового плана, эффективность использования собственного и заемного
капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности,
улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
аудиторский
(бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья»
предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и
прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов
хозяйствования.
социально-экономический
анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории,
статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических
процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной
деятельности;
экономико-статистический
анализ (статистические органы) применяются для изучения массовых общественных
явлений на разных уровнях управления: предприятие, отрасли, региона;
экономико-экологический
анализ (органы охраны окружающей среды) исследуют взаимодействие экологических
и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей
среды и затратами на экологию;
маркетинговый
анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения
внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции,
ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики и
т.д.
По методике
изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравниваемым,
диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим,
функционально-стоимостным и т.д.
При сравнительном
анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах
хозяйственной деятельности с показателями плана текущего, данными прошлых лет,
передовых предприятий.
Факторный анализ
направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень
результативных показателей.
Диагностический
(экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений
нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков,
характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой
продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о
росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции
выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана
мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации
труда и на этой основе сокращение численности работающих. Знание признака
позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений не производя
непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного
времени и средств.
Маржинальный
анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в
бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж,
себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные.
С помощью
экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант
решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности
производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
Стохастический
анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для
изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами
хозяйственной деятельности предприятий.
Функционально-стоимостной
анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на
функциях, которые выполняет объект и сориентирован на оптимальные методы их
реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские
работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное
назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет
ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены
материалов и т.д.
По субъектам
(пользователям анализа) различают внутренний внешний анализ. Внутренний анализ
проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного
и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой
деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и
статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками,
финансовыми органами, инвесторами.
По охвату
изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном
анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при
выборочном – по результатам обследования только части объектов.
По содержанию
программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе
деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только
отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.
Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной
мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.
Каждая из
названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию,
организации и методике его проведения.
Роль анализа как
средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено
разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения
эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья,
повышением науко - и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от
командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным
отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с
разгосударствлением экономики, приватизации предприятий и прочими мероприятиями
экономической реформы.
Эффективность
деятельности предприятия может исследоваться с самых различных сторон: с точки
зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли,
реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ поведения затрат,
методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование
себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности
производства и реализации продукции – все эти вопросы являются лишь необходимым
начальным этапом оценки общей эффективности деятельности предприятия,
функционирующего как единое целое.
Оценка общей
эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прерогативой
высшего звена управленческих структур предприятия. Эффективность или
неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены
продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замена
оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки
зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей
эффективности.
Основными
задачами оценки эффективности являются:
оценка
хозяйственной ситуации;
выявление
факторов и причин достигнутого состояния;
подготовка и
обоснование принимаемых управленческих решений;
выявление и
мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
предприятия
Основными
источниками информации для анализа финансового состояния хозяйствующего
субъекта являются:
- информация о
технической подготовке производства;
- нормативная
информация;
- плановая
информация (бизнес-план);
- хозяйственный
(экономический) учет, оперативный (оперативно-технический) учет, бухгалтерский
учет, статистический учет;
- отчетность (публичная
финансовая бухгалтерская отчетность (годовая), квартальная отчетность
(непубличная, представляющая собой коммерческую тайну), выборочная
статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность, производимая
по специальным указаниям), обязательная статистическая отчетность);
- прочая
информация (публикации в прессе, опросы руководителя, экспертная информация).
Исходной базой
финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности.
В составе
годового бухгалтерского отчета предприятия имеются следующие формы,
представляющие информацию для анализа финансового состояния[15, С.188]:
- форма № 1
«Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение)
остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и
займов, кредиторской задолженности прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную
информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и
источников их образования, составляющих пассивы. Эта информация представляется
«на начала года» и «на конец года», что и дает возможность анализа,
сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в
балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы
собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные
сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их
источников. Это достигается подготовкой следующих форм отчетности:
- форма № 2
«Отчет о прибылях и убытках» - предназначен для характеристики финансовых
результатов деятельности предприятия за отчетный период. Данные в отчете
приводятся с нарастающим итогом;
- форма № 3
«Отчет об изменениях капитала» - содержит показатели о состоянии и движении
собственного капитала, целевых финансирования и поступлений, резервов
предстоящих расходов и платежей, и оценочных резервов;
- форма № 4
«Отчет о движении денежных средств» - содержит сведения о денежных потоках с
учетом остатков на начало и конец отчетного периода;
«Пояснительная
записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые
результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.
Анализом финансового состояния занимаются не только
руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы
– с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки
условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для
своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана
поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на
внутренний и внешний.
Внутренний анализ
проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования,
контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель –
обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и
заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить
банкротство.
Внешний анализ
осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов,
контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель –
установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум
прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
множество
субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
разнообразие
целей и интересов субъектов анализа;
наличие типовых
методик, стандартов учета и отчетности;
ориентация
анализа только на внешнюю отчетность;
ограниченность
задач анализа при использовании только внешней отчетности;
максимальная
открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности
предприятия[38, С. 52].
Как известно, предприятие – сложное формирование,
состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди
партнерских групп можно выделить основные и не основные.
Практика финансового анализа уже выработала методику
анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:
горизонтальный
(временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
вертикальный
(структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;
трендовый анализ
– сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и
определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного
от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
анализ
относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых
отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный
анализ, который делится на:
внутрихозяйственный
– сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий,
подразделений;
межхозяйственный
– сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со
среднеотраслевыми;
факторный анализ
– анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
1.3 Методические основы анализа финансового состояния
предприятия
Основными составляющими финансового
анализа предприятия являются:
Общий анализ.
Анализ финансовой устойчивости.
Анализ ликвидности баланса.
Анализ коэффициентов финансового
состояния.
Анализ коэффициентов финансовых
результатов.
В условиях
рыночных отношений большую роль играет анализ финансового состояния
предприятия. Это связано с тем, что предприятие, приобретая самостоятельность,
несет полную ответственность за результаты своей деятельности. Эта
ответственность, прежде всего, перед своими акционерами, работниками
предприятия, банком, финансовыми органами и кредиторами.
Финансовое
состояние предприятия определяется способностью погасить свои долги и
обязательства.
Финансовое
состояние предприятия зависит как от производственно-коммерческой деятельности,
так и от финансовой деятельности.
Производственно-коммерческая
деятельность обеспечивает своевременный выпуск и реализацию продукции, и,
соответственно, своевременное поступление денежных средств.
Финансовая
деятельность охватывает процессы формирования, движения, обеспечения сохранности
имущества предприятия, контроль за их правильным размещением и эффективностью
использования.
Задачи анализа
финансового состояния предприятия:
- изучение
платежеспособности предприятия и ликвидности активов баланса;
- оценка динамики
состава и структуры активов, изучение их состояния и движения;
- оценка динамики
состава и структуры источников средств, изучение их состояния и движения;
- изучение
финансовой устойчивости предприятия;
- определение
эффективности использования оборотных средств.
Результатом
общего анализа является предварительная оценка финансового состояния
предприятия, включающая итоги анализа:
·
динамики
валюты баланса (суммы значений показателей актива и пассива баланса). Нормой
считается увеличение валюты баланса. Уменьшение, как правило, сигнализирует о
снижении объемов производства и может служить одной из причин
неплатежеспособности предприятия;
·
структуры
активов. Определение долей иммобилизованных (внеоборотных) и мобильных
(оборотных) активов, установление стоимости материальных оборотных активов
(необоснованное превышение приводит к затовариванию, а недостача – к
невозможности нормального функционирования производства). Определение величины
дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и больше года,
просроченной дебиторской задолженности, величины свободных денежных средств
предприятия в наличной (касса) и безналичной (расчетный счет) формах и
краткосрочных финансовых вложений;
·
структуры
пассивов. Анализ проводится во взаимосвязи с анализом источников формирования
оборотных средств. При этом долгосрочные заемные средства в силу своего
преимущества использования для формирования основного фонда, прочие источники
формирования оборотных средств (доходы будущих периодов, резервы предстоящих
расходов и платежей) также могут учитываться в составе собственных источников
средств. При анализе структуры пассивов определяется соотношение между заемными
и собственными источниками средств предприятия (значительный удельный вес
заемных источников – больше 50% - свидетельствует о рискованной деятельности
предприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности), динамика и
структура кредиторской задолженности предприятия и ее удельный вес в пассивах;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|