Анализ рентабельности активов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и классификация активов предприятия
1.2. Сущность рентабельности активов
ГЛABA 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА ООО «САЛАНГ»
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. Анализ активов ООО
«Саланг». Рентабельность активов
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ В ООО
«САЛАНГ»
3.1 Рекомендации и
мероприятия по улучшению эффективности
финансовой деятельности ООО «Саланг»
3.2 Расчет эффективности
финансовой деятельности после внедрения
предложенного мероприятия
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время управление активами предприятий
и возможности его совершенствования являются актуальной проблемой. Переход к
рыночным условиям хозяйствования, разгосударствление собственности, с одной
стороны, обострило эту проблему, с другой, - расширило возможности по ее
эффективной реализации.
Во-первых, управление активами является важнейшим
аспектом управления предприятием в целом, от которого зависит эффективность
функционирования предприятия.
Во-вторых, в условиях рынка изменились права
предприятий в области управления активами, мера ответственности за качество
(эффективность) их использования, так как под активами стали понимать
авансированный в них капитал.
В-третьих, изменился подход к пониманию проблемы.
Под активами, как объектом купли-продажи, в настоящее время понимаются не
только части имущественного комплекса, но и предприятие целиком. А это требует
комплексного, объективного подхода к оценке.
В-четвертых, расширение законодательной базы дает
возможность предприятиям эффективней использовать имущество, строить политику
воспроизводства основных средств.
Целью работы является анализ рентабельности
активов предприятия ООО «САЛЛПГ». Для достижения указанной цели
поставлены следующие задачи:
-
дать общую характеристику и классифицировать активы предприятия;
-
дать краткую характеристику ООО «САЛАНГ»;
-
проанализировать и разработать основные направления совершенствования
рентабельности активово в ООО «САЛАНГ».
Объектом исследования является ООО «САЛАНГ».
Предметом -рентабельность активов.
В работе использованы методы статистического,
системного и финансового анализа, диалектический метод, метод сравнений и
аналогий, метод экспертных оценок, метод обобщений, а также графический
инструментарий.
Структурно работа состоит из введения, трех глав,
содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АКТИВОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и классификация активов предприятия
Капитал в денежной форме представляет собой
пассивы фирмы, а в производственной форме - активы фирмы.
Активы отражают в стоимостном выражении
все имеющиеся у организации материальные, нематериальные (интеллектуальная
собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения
их состава, размещения или инвестирования [13, с. 75].
Выделяют несколько критериев классификации активов предприятия:
/. По форме функционирования:
- материальные;
- нематериальные;
- финансовые.
2. По характеру участия в производственном процессе:
- внеоборотные;
- оборотные
(текущие).
3. В зависимости от источников формирования:
- валовые;
- чистые.
4. В зависимости от права собственности:
- собственные;
- арендуемые
(лизинг).
5. По степени ликвидности:
- абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы);
высоколиквидные (краткосрочные финансовые
вложения, краткосрочная дебиторская задолженность);
среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская
задолженность);
- слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые
вложения);
- неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность,
убытки).
Капитал фирмы существует в двух основных формах: основного
капитала и оборотного капитала.
Основной капитал характеризует ту часть
используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его
внеоборотных активов.
В состав внеоборотных активов входят:
- нематериальные
активы;
- основные
средства;
- незавершенное
строительство;
- доходные вложения
в материальные ценности;
- долгосрочные
финансовые вложения;
- прочие
нематериальные активы.
Нематериальные активы - активы
предприятия, не имеющие вещественной формы, но принимающие участие в
хозяйственной деятельности.
К данному виду активов относятся:
-
деловая репутация фирмы - «гудвилл» - разница между
рыночной
стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его
балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения
более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым
уровнем) за счет использования более эффективной системы управления,
применения новых технологий и т.п.) [8, с. 27]. Гудвилл - это в широком
смысле преимущества, которые получает компания при покупке уже
существующего предприятия. Эти преимущества могут быть связаны с
наличием постоянной клиентуры, выгодным географическим положением,
квалифицированной командой менеджеров и т.д. Гудвилл возникает в
момент покупки и появляется только в балансе покупателя как разница
между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой его
отдельных активов за вычетом обязательств. Расчет величины гудвилла часто
представляет собой известную проблему, так как в качестве стоимости
отдельных активов, как правило, используется их рыночная (а не балансовая)
стоимость.
-
патенты, авторские права и торговые марки; права собственности на
арендованное имущество и его усовершенствование;
- права на разработку и затраты на
разработку природных ресурсов; формулы, технологии и образцы
(например, программное обеспечение);
ноу-хау - совокупность технических,
технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в
виде технической документации, описания. Накопленного производственного опыта,
являющихся предметом инноваций, но не запатентованных;
- товарный знак — эмблема, рисунок,
символ, зарегистрированные в установленном порядке, служащие для
отличия товаров данного изготовления от других аналогичных товаров;
-
лицензии;
-
другие аналогичные виды имущественных ценностей организации.
В последнее время для предприятия все больше
значение приобретает такой вид имущества, как нематериальные активы. Это
обусловлено бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий
другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг,
возрастанием роли информационных технологий.
Использование нематериальных активов в
экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить
структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли
нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их
наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности
продукции и услуг.
Основные средства - это часть
имущества предпринимательской фирмы, используемая в качестве средств труда при
производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для
управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или
обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете
по их первоначальной стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление или
приобретение, на транспортировку, монтаж и других затрат, связанных с вводом в
действие основных фондов. Первоначальная стоимость основных средств
определяется по формуле:
где Зоб- стоимость приобретаемого объекта;
3, - затраты на транспортировку;
Зм — затраты по монтажу или на строительные работы.
К основным средствам как совокупности
материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при
производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления
организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычного
операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания,
сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и
регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные
средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и
принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения,
внутрихозяйственные дороги и другие основные средства.
К основным средствам также относятся капитальные
вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие
мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе
основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные
участки, объекты природопользования (вода, земля, недра и другие природные
ресурсы) [12, с. 40].
Не относятся к основным средствам и учитываются в
организациях в составе средств в обороте, а в бюджетных организациях - в
составе малоценных предметов и других ценностей [20, с. 65]:
а) предметы со сроком полезного
использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью на дату приобретения
не более 100-кратного размера (для бюджетных организаций 50-кратного)
МРОТ за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре)
независимо от срока их полезного использования, за исключением
сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного
инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся
к основным средствам независимо от их стоимости;
в) следующие предметы, независимо от их
стоимости и срока полезного использования: орудия лова (тралы,
неводы, сети, мережи и др.), специальные инструменты и
специальные приспособления целевого характера, специальная одежда,
специальная обувь, а также нательные принадлежности:
фирменная одежда, предназначенная для выдачи работникам организации; одежда и
обувь в организациях здравоохранения, просвещения и других, состоящих на
бюджете; временные (нетитульные) сооружения, временные здания в лесу сроком
эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты,
бензозаправки) и другие.
В различных отраслях экономики структура основных
средств может значительно отличаться, так как она отражает техническую
оснащенность, особенности технологии, специализации и организации производства
в этих отраслях.
Незавершенное производство - это стоимость сырья
основных и вспомогательных материалов, топлива, передаваемых из склада в цех и
вступивших в технологический процесс, затраты на оплату труда, расходов на
электроэнергию, воду, пара и др. В результате расходы незавершенного
производства складываются из стоимости незаконченной продукции, полуфабрикатов
собственного производства, а также готовой продукции, не принятой службой
технического контроля.
Величина незавершенного производства зависит от
четырех факторов: объема и состава производимой продукции, длительности
производственного цикла, себестоимости продукции и характера нарастания затрат
в процессе производства. Первые три фактора влияют на объем незавершенного
производства прямо пропорционально. При этом длительность производственного
цикла, в свою очередь, определяется временем: производственного процесса;
воздействия на полуфабрикаты физико-химических, термических и электрохимических
процессов (технологический запас в производстве); транспортировки
полуфабрикатов внутри цеха, а также готовой продукции на склад (транспортный
запас в производстве); накопление полуфабрикатов перед началом следующей
операции (оборотный запас в производстве); анализа полуфабрикатов и готовой
продукции, нахождения полуфабрикатов в запасе для гарантии непрерывности процесса
производства (страховой запас в производстве) [3, с. 97].
Максимально возможное сокращение указанных видов
запасов в незавершенном производстве способствует улучшению использования
оборотных за счет сокращения длительности производственного цикла.
При непрерывном процессе производства
длительность производственного цикла исчисляется с момента запуска сырья и
материалов в производство до выхода готовой продукции.
В целом по предприятию определяется средняя
длительность производственного цикла методом средневзвешенного показателя т.е.
путем умножения длительности производственных циклов по отдельным продуктам или
большинству из них на их себестоимость [21, с. 70].
При определении воздействия на объем
незавершенного производства четвертого фактора, т.е. характера нарастания
затрат, все затраты в процессе производства подразделяются на единовременные,
т.е. затраты в начале производственного цикла (сырье, основные материалы и
др.), и нарастающие (топливо, пар, вода, энергия, затраты труда, амортизация и
др.). Нарастание затрат в процессе производства может происходить равномерно и
неравномерно.
В том и другом случае процесс нарастания затрат
определяется с помощью коэффициента нарастания затрат. При равномерном
нарастании затрат коэффициент исчисляется по формуле:
(2)
где Фе - единовременные затраты;
Фн- нарастающие затраты.
При этом средняя стоимость изделия в
незавершенном производство исчисляется как сумма всех единовременных затрат и
половины нарастающих затрат.
При неравномерном нарастании затрат по дням производственного
цикла коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:
(3)
где С - средняя стоимость изделия незавершенного
производства; П - производственная себестоимость изделия.
1.2. Сущность рентабельности активов
Показатели рентабельности характеризуют
финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют
доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с
интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными
характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они
обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового
состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности
используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Основные показатели рентабельности можно
объединить в следующие группы
1)
показатели рентабельности капитала (активов),
2)
показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков
наличных денежных
средств.
Первая группа показателей
рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям
авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы
предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные
обязательства); акционерный (собственный) капитал
Чистая ■ прибыльЧистая ■
прибыль Чистая • прибыль
Все ■ активы
Инвестиционный ■ капитал Акционерный • капитал
Несовпадение уровней и рентабельности по этим
показателям характеризует степень использования предприятием финансовых
рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств,
Данные показатели специфичны тем, что отвечают
интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию
предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала);
потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал;
собственников и учредителей -доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется
по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|