Если индивидуальные интеллектуальные
модели находятся в процессе постоянного формирования и переформирования под
воздействием новых задач, если обмен аккумулированными в организации знаниями и
навыками происходит эффективно, если производственные коллективы всегда
остаются целыми и сохраняют силу, то организация является обучающей.
Где искать резервы повышения производительности труда?
Отмечая недостаточный уровень производительности даже на лучших предприятиях
страны, специалисты по управлению — аналитики и практики — выделяют два типа
причин: 1) недоразвитость рыночной инфраструктуры и 2) недостаток
управленческой культуры, навыков организации труда, отсутствие опыта
коммерческой деятельности в условиях рыночной конкуренции, низкую квалификацию
менеджеров2 . Если первый тип причин связан с макроэкономическими условиями,
то с причинами второго типа нужно работать в масштабах самого предприятия.
Итак, необходимо развитие менеджмента и развитие менеджеров.
Директор крупной компьютерной фирмы говорит:
“Все наши менеджеры выпускники престижных вузов — МГУ, МФТИ,
МАИ, МВТУ и т. д. Они — высококлассные технические специалисты с
замечательным интеллектом, прекрасно информированы, много читают. Но это не
значит, что готовы к ролевой позиции менеджера. Есть разрыв между их знаниями и
реальной позицией. К роли менеджера многие из них попросту еще не готовы”.
На первый взгляд, задача развития менеджеров ясна: повышать
культуру и навыки управления. Однако не все так просто. Вот как формулирует запрос
к обучению менеджеров этой же фирмы директор по персоналу:
“Наших менеджеров с самого начала тренинга нужно
проблематизировать — добиться, чтобы они поняли, чего они не понимают. Ведь их
основная проблема в том, что они не понимают, не видят своей собственной
проблемы. Они — классные специалисты, и мышление у них чисто техническое. Они
видят техническую задачу и бросаются ее решать. Им легче сделать самим, чем
организовать других людей. То есть они не понимают, что они в позиции
организатора работы. С самого начала тренинга нужно что-то, что помогло бы им
понять, что у них есть проблема”.
Обычно менеджеры с заметной напряженностью относятся к тому,
что:
?
они
что-то не знают или не умеют;
?
кто-то
чему-то их научит;
?
в первом
им придется признаваться, а во втором участвовать на глазах у своих
коллег-членов группы.
Пример: “Дилемма
руководителя или Как повышать квалификацию?”
В ходе курса по руководству проектами менеджер проекта, в
недавнем прошлом компьютерный специалист, говорит: “Я с большим трудом успеваю
следить за последними изменениями, отстаю от тех, кем руковожу. Мои сотрудники
так быстро продвигаются. … Мне хочется не потерять квалификацию, но заниматься
приходится совсем другими вопросами. . . ”
В приведенном примере ключевое слово — квалификация. О
какой квалификации идет речь? В чем состоит рост квалификации руководителя?
Этот вопрос задается не из отвлеченного познавательного интереса, он всерьез встает
в корпоративной практике.
Пример: “Кто будет
руководителем?”
Рассмотрим типичную ситуацию: в компании начинается новый
проект. Если это разработка нового компьютерного продукта, то кого назначат
руководителем? Ответ ясен: компьютерного специалиста, понимающего суть дела и
характер разработки. Если это компания, производящая электротехническое
оборудование, ответ также ясен: руководить проектом будет компетентный
специалист-инженер.
Итак, в приведенных (и в большинстве других аналогичных)
случаях руководить будет технический специалист. Однако принятие
решений, общение с носителями разнонаправленных интересов — все эти задачи так
далеки от тех, которые он привык решать… так что именно здесь происходят самые
серьезные сбои.
Залог успешной работы в современной организации, в том числе
успешного восхождения по корпоративным ступеням, — совокупность качеств,
которая в последние годы обозначается как “эмоциональный интеллект”. Умение
общаться, говорить с людьми, понимать настроение и интересы присутствующих,
мотивировать — все эти качества обладают обманчивой, кажущейся простотой и
вместе с тем они не столь очевидны, как конкретные и четко очерченные
технические знания и навыки. В последние годы проводились исследования,
посвященные сравнению работы успешных и неуспешных руководителей организаций.
По данным исследований, проведенных компанией Хагберг консалтинг Групп
(рис. 1), успешные руководители по сравнению с неуспешными тратят меньше
времени на контроль исполнения (25% против 53%), больше занимаются развитием
команды и согласованностью работы (34% против 18%) и максимум усилий
сосредоточивают на формировании стратегии (41% против 29%)3.
Рисунок 1. Сравнение работы успешных и неуспешных
руководителей организаций
Эти данные перекликаются с результатами других опросов. В
1998 г. высшими руководителями 150 организаций США были названы области умений,
которые они считают необходимым развивать в первую очередь у высшего
руководящего состава своих организаций. Результаты этого опроса представлены на
рис. 2.
Рисунок 2. Области ключевых умений высшего руководства
Кроме того, ситуация ответственного выбора сама по себе
является стрессовой, несет в себе значительные психофизические нагрузки.
Требуются дополнительные качества и умения для преодоления стресса: без них
происходит “выгорание” менеджера.
Вверх по карьерной лестнице
Представим себе профессионала, который начинал как
технический специалист и постепенно продвигался по ступеням менеджерской лестницы.
По мере перехода от роли технического специалиста к роли менеджера значение
технических навыков снижается. Для успешной работы менеджера наиболее важными
становятся выработка и принятие решений, планирование, организация работы,
мотивирование сотрудников, контроль за ходом выполнения работ, руководство как
отдельными сотрудниками, так и работой команды, навыки общения. Для
руководителей высшего звена успех все в большей степени зависит от интуиции,
гибкости, оперативности, разносторонности, цельности и других личностных
качеств, которые проявляются в реализации и развитии корпоративной политики.
Навыки лидерства и менеджмента различаются условно. Э. Деминг
говорил: “Мы управляем процессами и системами, руководим — людьми”. Лидерство и
управление/контроль и стоящие за ними области умений и навыков представим на
следующем рис. 3.
Рисунок 3. Умения и навыки руководителя в области лидерства и
менеджмента
Корпоративный тренинг, так же как и его распространенные
синонимы: бизнес-тренинг, внутрифирменное обучение — понятия,
образованные практикой работы организаций, крупных фирм и компаний. Их основное
значение можно кратко охарактеризовать так: подготовка и развитие навыков
персонала для эффективной работы в данной организации. Если произносить эту
фразу вслух, нужно сделать ударение на обе составляющие, то есть на эффективную
работу и данную организацию. В условиях бизнеса конечная задача корпоративного
тренинга — вклад в рост прибыли компании, в условиях государственной или
некоммерческой организации — повышение эффективности ее работы. Корпоративный
тренинг принципиально отличается от обучения в рамках бизнес-образования,
которое направлено на то, чтобы заложить общие представления об основных
областях и способах ведения бизнеса. В повседневной практике компаний нет
необходимости (и тем более времени!) знакомить сотрудников с основами,
историей, обзорами развития различных подходов, моделей и методов работы.
Обычно организация может позволить себе оторвать от работы и направить на
обучение своих сотрудников (особенно менеджеров) лишь на короткое время. Отсюда
типичная продолжительность тренинга — как правило, от одного до пяти дней.
Распространенность тренингов в организациях России пока еще
не описана достоверными статистическими данными. Мировой опыт показывает
тенденцию: устойчивый рост числа сотрудников, прошедших тренинги в организациях
всех типов (см. , например, данные по США на рис. 4).
Рисунок 4. Число сотрудников, прошедших
тренинги в организациях США (в %)
Внутренние учебные центры имеются лишь в наиболее крупных
фирмах, таких, как, например, Центробанк, Сбербанк, компании Rank Xerox,
Ericsson, Coca-Cola и др. Обучение в них ориентировано на сотрудников
организации или ее партнеров, например, дилеров или клиентов. Лишь в редких случаях
туда на условиях “открытого набора” попадают люди со стороны. (Так, осенью 1997
г. в учебном центре компании Rank Xerox “открытым” был только 10-дневный курс
“Техника продаж” начального уровня. ) Задача корпоративного учебного центра —
целенаправленное обучение сотрудников, подстройка их квалификации под
требования организации. В некоторых случаяx учебные центры дают возможность
пройти развернутую подготовку.
Пример: “Учебный центр
— корпоративный институт”
Учебный центр компании Ericsson проводит обучение по схеме
“техник — системный инженер — эксперт”. Курс обучения длится 25-35 дней. Первые
две недели посвящены теории, последующие три — освоению оборудования. После
окончания первого цикла обучения сотрудник работает в компании как техник.
Через год он может пройти следующий цикл и перейти в категорию системных
инженеров. Еще год работы в компании, — и следующий цикл обучения помогает
сотруднику стать квалифицированным специалистом-экспертом. Учебный центр
предлагает на выбор подготовку по специальностям: эксперт по сетям общего
пользования, мобильной телефонной связи, офисным АТС.
До августовского кризиса 1998 г. Корпоративный институт банка
МЕНАТЕП обучал слушателей по специальностям: финансы и кредит, банковское дело,
финансовый менеджмент. Занятия проводились на протяжении года трижды в неделю
по 4 часа после рабочего дня и полный день в субботу. Стоимость обучения
составляла около 2000 долларов, но для сотрудников банка, а также холдинга
“Роспром” и компании ЮКОС обучение было бесплатным.
В практике ведущих международных компаний получили
распространение центры подготовки менеджеров, работающие как своего рода
бизнес-школы и получившие название корпоративных колледжей, институтов или
университетов, например, Disney University, Federal Express Leadership
Institute, учебный центр Crotonville в компании General Electric, школа бизнеса
компании AT&T, университет Motorola и др. Их основная задача — укрепить и
развить конкурентоспособность своих компаний.
Корпоративные учебные центры нередко
сосредотачивают свою деятельность на технической подготовке, обучении первичным
навыкам работы с клиентами. Некоторые центры проводят вводный курс для новых
сотрудников, который помогает человеку встроиться в организацию, узнать ее
историю, корпоративную культуру, особенности применяемой терминологии,
характеристики оборудования и т. д. Внутренние тренинговые центры ориентированы
на наиболее типичные, повторяющиеся учебные курсы, такие как навыки работы с
клиентами, техника продаж, базовые навыки менеджера. Программы развития
менеджмента, особенно для менеджеров среднего и высшего звена, обычно выходят
за рамки внутренних центров.
Чтобы спланировать обучение в компании, заказать проведение
курса, составить перечень тренингов, нужно иметь набор видов тренинга, их
классификацию. Руководство компаний и менеджеры по персоналу обычно делят
тренинги так, как удобнее для работы, и не ищут строгой классификации. Назовем
некоторые варианты того, как выделяют виды тренингов в организациях.
Тематика
Это распространенный способ разделять тренинги.
Распространенные темы тренингов: вводный (ориентационный) тренинг, техника
продаж, ведение переговоров, навыки презентации, работа с клиентами, принятие
управленческих решений и т. д. Разделяя тренинги по темам, можно четко
определить предметную область работы. Однако, для организации и проведения
эффективного тренинга выбрать тему недостаточно. Нужно точно знать, для кого
проводится обучение.
Участники
Типичное разделение участников — по их положению в
организации: рядовые сотрудники, линейные менеджеры (супервайзоры), менеджеры
среднего звена, высшее руководство. Соответственно разделяются и тренинги. Это
деление дополняет тематическое. В результате получаем такое описание тренинга:
курс техники продаж для торговых представителей или тренинг по ведению
переговоров менеджеров.
Уровни целей тренинга
Следующий подход к делению тренингов встречается гораздо реже
двух предыдущих. Он состоит в том, чтобы выделить уровень проблем, потребностей
организации, откликом на которые выступает данный тренинг:
?
Ситуативный
(индивидуальный) уровень относится к тем потребностям, которые связаны с навыками
конкретных сотрудников или менеджеров организации. Для решения проблем этого
уровня достаточно обучить конкретных людей, развить их навыки. Например: навыки
работы секретаря, навыки презентации, основы личной эффективности и т. д.
?
Системный уровень относится к тем
потребностям, которые не ограничиваются обученностью отдельных сотрудников и
связаны со взаимодействием внутри компании. Например: управление конфликтами,
решение проблем и т. д.
?
Стратегический
уровень
относится к тем потребностям, которые не ограничиваются ни обученностью
отдельных сотрудников, ни взаимодействием в компании, но относятся к стратегии
развития организации, ее положению в социально-экономической среде. Например:
развитие корпоративной культуры, стратегическое планирование.
Тематика тренингов, уровень сотрудников, для которых они
предназначены, и уровень потребностей организации связаны между собой, хотя не
всегда эта связь однозначна. Отправной момент — потребности организации. Если
их не учесть, происходят типичные ошибки.
Пример. “Тема
подходящая - тренинг неэффективный”
Руководство компании приняло решение провести тренинг по
маркетингу для совета директоров. Программа включала инструменты анализа рынка,
основы составления маркетингового плана. После проведения тренинга оказалось,
что маркетинговая функция в компании не изменилась. Руководство было
разочаровано тренингом. Генеральный директор поставил вопрос о привлечении
дорогостоящих консультантов. Проблема была в том, чтобы развить потенциал самой
компании.
Анализируя причины неудачи, руководство пришло к следующему выводу:
тренинг должен был носить стратегический характер, в то время как предложенная
программа была ситуативной, оснащала участников индивидуальными навыками, не
работала на стратегическое решение задач всей организации. Неудачи можно было
бы избежать, если с самого начала четко задать тип тренинга, выстроить его
направленность.
Связь тематики тренингов и уровня проблем в организации
представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика связи тематики тренингов и уровня проблем в
организации
При одной и той же тематике тренинга его уровень может быть
разным в зависимости от особенностей организации. Для некоторых компаний
тренинг по работе с клиентами может быть подчинен задаче выстроить общие
стратегические ориентиры, перейти от ориентации на продукт к ориентации на
клиента и обслуживание, соответственно уровень тренинга выйдет далеко за рамки
ситуативного (индивидуального).
Итак, вид тренинга подбирается исходя из следующих
параметров:
?
участники;
?
тематика;
?
уровень проблем
в организации.
Точный выбор вида и уровня тренинга — залог его успеха.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|