Анализ и повышение квалификации кадров на предприятии
Тема “Анализ и
повышение квалификации персонала” выбрана мной из-за того, что в современных
условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Повышение квалификации на предприятии
- практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых
концепциях, например концепции “обучающегося предприятия”, так и в стандартных
подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения
квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.
Следует обратить особенное внимание
на тесную связь темы мотивации персонала с темой повышения его квалификации.
Трудно не согласиться с тем фактом, что стремление человека к
самосовершенствованию (в том числе - и в профессиональном плане) может
мотивировать его гораздо сильнее, чем любое материальное вознаграждение (по
Маслоу). Таким образом, тема повышения квалификации затрагивает сразу два
важнейших аспекта менеджмента – следовательно, при правильном подходе к этому
вопросу, эффективность работы организации может возрасти на порядок. Доказать
это утверждение – одна из основных целей данной дипломной работы.
Сама тема вытекает из вопроса – стоит
ли тратить деньги для улучшения производительности текущего персонала, если
можно использовать кадровые агенства и другие источники для найма сторонних
свободных специалистов. Ответ на этот вопрос для подавляющего большинства фирм
один: да, стоит. Следует это, например, из текущих запросов тех же сторонних
специалистов, которые хотят не только стабильной и относительно высокой
зарплаты, хорошего климата на рабочем месте, но и постоянного трудоустройства.
В результате фирмы, пропагандирующие данный подход, получают известное преимущество
перед предприятиями которые не предполагают этого по умолчанию.
Примером здесь могут послужить слова
руководителя KPG Resourses Training Centre и тренера ресурсов Владислава
Тарасенко: “Работодатель может рассматривать сотрудников с двух точек
зрения: как капитал или как ресурс. В первом случае он готов инвестировать в
развитие персонала, во втором – "списывает" человеческие ресурсы на
затратную часть бизнеса.
Пока рано говорить о том, что развитие человеческого капитала стало в России
серьезной тенденцией… На мой взгляд, большинство руководителей финансируют
работу с персоналом по остаточному принципу, видят в этом не инвестиционную, а
затратную часть своего бизнеса. Вероятно, это связано со слабым владением
инструментария развития человеческих ресурсов. Многие директора очень слабо
представляют, как можно управлять человеческим капиталом, чтобы он давал
отдачу. За последние десять лет заметно увеличилось число специалистов,
получающих бизнес-образование. Как правило, программы бизнес-школ предусматривают
подробное изучение методов управления капиталом. Кроме того, все чаще
руководители российских компаний начинают искать новые ресурсы для развития
бизнеса, понимая, что имеющегося небольшого инструментария в условиях нынешней
конкуренции явно недостаточно. Одним из новых инструментов развития бизнеса
становится развитие человеческого капитала. ”
Далее,
не существует предприятий, в которых не было бы перемещений по карьерной
лестнице, периодических изменений средств или методов производства… также нет
фирм, на которые не влияли бы законы, изменения в экономике и политике. Для
многих работников необходимы самые современные методы управления вверенным им
хозяйством.
Вряд ли стоит увольнять человека за
то, что выполняя свою работу, он не имеет возможности одновременно повышать
свою квалификацию самостоятельно (имеется в ввиду повышение ее на порядок) -
конечно если он не достиг пределов своей некомпетентности (по законам Мерфи).
Для этого и существует множество экономически оправданных способов, которые
позволяют вести “тонкую доработку” сотрудников и контролировать их
квалификацию.
Более того, многие известные фирмы
начинают подготовку потенциальных сотрудников еще до того, как они
поступили в ВУЗ или даже в школу: “…Трое абсолютных победителей завершившейся
11 апреля 2002 года в Перми XIV Всероссийской олимпиады по информатике, в
которой приняли участие школьники из 68 городов нашей страны, получили награды
от российского представительства компании Intel - персональные компьютеры на
базе процессора Intel Pentium 4. В середине мая на финал Intel ISEF-2002,
который пройдет в г. Луисвилль, штат Кентукки (США), поедут 13 школьников из
Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. Участие Intel в качестве спонсора
Всемирных смотров научного и инженерного творчества школьников осуществляется в
рамках корпоративной программы Innovation in Education ("Новаторство в
образовании"), призванной обеспечить подготовку учителей и учеников к
требованиям завтрашнего дня. Примером реализации этой программы является
всемирная благотворительная инициатива по повышению квалификации школьных
учителей Intel "Обучение для будущего" (Intel Teach to the Future).
Цель инициативы - стимулировать использование преподавателями новейших
информационных технологий, повысить качество обучения, помочь школам в
практическом применении информационных технологий в учебном процессе.
Ожидается, что к концу 2003 г. этой программой будет охвачено 600 тысяч
преподавателей в 24 странах мира, в том числе 10 тысяч учителей российских
школ. (открытые Интернет источники). ” Таким образом, затратив всего около
2, 5 млн долларов, компания Intel
обеспечила себя неиссякаемым источником самых профессиональных кадров, которые
в дальнейшем будут приходит на смену текущему персоналу.
Еще одним фактором необходимости
повышения квалификации является корпоративная культура. Являясь материальным
воплощением миссии фирмы, корпоративная культура регламентирует все формы
коммуникации компании – как внутренние, так и направленные вовне. осознание
необходимости направленного воспитания у персонала чувства принадлежности к
единой компании пришло к российским компаниям совсем недавно, в 2000 – 2001
годах. Особенно показательно эти процессы проходили в вертикально
интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК), которые в силу своей специфики
объединили предприятия разного профиля: нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие,
сбытовые и обслуживающие структуры. В советские годы эти предприятия имели
различную ведомственную принадлежность, и многие сотрудники (к примеру,
нефтеперерабатывающих заводов) до сих пор не ощущают себя нефтяниками и считают
себя нефтехимиками. Кроме того, ВИНКи – явление для России в принципе новое, а
их персонал за годы прежней работы привык отождествлять себя с конкретным
предприятием “…нефтегаз”, но не с компанией в целом.
Пионером внедрения практики
управления корпоративной культуры выступила компания ЮКОС, которая стала
настоящим “питомником” менеджеров по управлению корпоративной культурой. В
Тюменской нефтяной компании (ТНК) управление корпоративной культурой курирует
департамент кадровой и социальной политики, который входит в блок поддержки и
обеспечения бизнеса, объединяющий непроизводственные подразделения компании. В
ТНК даже дали определение корпоративной культуре, которое в усеченном виде
звучит так: “Система общих ценностей и взглядов, <…> разделяемая
большинством сотрудников”. Таким образом, здесь основной аудиторией является
персонал самой компании. Из чего следует, что персонал - постоянный основной
состав - играет важнейшую роль как носитель корпоративной культуры.
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными
ее видами. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что обучение может
быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (т.н.
“внутризаводское обучение”).
Во внезаводском обучении роль предприятия сводится к определению
требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных
в соответствующих договорах (либо заявках) на подготовку. Само обучение
осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и
среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством
различного вида стимулов влияет на самообразование своих работников, на
развитие ими профессионального мастерства.
С позиции
производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:
?
подготовку
новых рабочих;
?
переподготовку
и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
?
повышение
квалификации.
В отношении
специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется прежде
всего в организации повышения их квалификации.
Обучение рабочих
непосредственно на рабочем месте носит оперативный и всегда вполне конкретный
характер - так как такое обучение ориентировано прежде всего на освоение
конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы. Этот тип обучения
не требует больших расходов и сокращает период адаптации работника. В учебном
процессе используются такие методы, как: работа в течение некоторого времени в
качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация (смена) рабочих
мест, делегирование части функций, ответственности и др.
Обучение на
рабочем месте характерно прежде всего для рабочих и служащих простых
должностей.
Обучение вне
рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность,
дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. Кроме того,
работник отрывается от своей работы. Используемые здесь методы как правило
соответствуют теоретической направленности обучения — это могут быть лекции и
практические занятия в аудитории, использование деловых игр и разбор конкретных
производственных ситуаций, обучающие программы (в том числе и на базе ЭВМ),
обмен опытом и др.
Обучение вне
рабочего места может применяться для всех категорий работников, но в большей
степени характерно для руководителей, специалистов и служащих.
Цель деятельности
предприятия (фирмы) в области обучения состоит в обеспечении:
— надлежащего уровня подготовки
работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
— условий для мобильности
работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
— возможности для продвижения
работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
Подготовка,
переподготовка кадров и повышение квалификации — важное звено в поддержании
баланса спроса и предложения рабочей силы. Действительно, изменяя
профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также
осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может
обеспечить максимальное соответствие структуры работников структуре рабочих
мест - с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству
рабочей силы.
Ранее
предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по подготовке и
переподготовке кадров, нормативы численности работников, занимающихся
обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее
расширению и т.п. В настоящее время все виды обучения предприятия
осуществляются самостоятельно и вполне независимо от каких-либо других органов
управления, что имеет как свои плюсы, так и минусы.
С переходом к
рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению
его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего это связано с
серьезным ослаблением роли государственного регулирования подготовки
квалифицированной рабочей силы (например, через систему
профессионально-технического образования) и переподготовкой высвобождаемой
значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей
силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия
на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет
собственных работников.
Система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в
условиях рынка основана на балансе интересов. С одной стороны, такая система
должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей
силе, а с другой — предоставить работникам возможность для обучения в
соответствии с их интересами.
Отсюда -
повышенные требования к гибкости системы переподготовки и повышения
квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы и
организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на
рынке труда.
Перед системой
управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области
подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
1) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
2) определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
3) правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и
повышения квалификации;
4) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения
процесса обучения как важного условия качества обучения;
5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в
необходимом количестве и с требуемым качеством.
Рассмотрим эти вопросы применительно
к отдельным видам обучения рабочих на предприятиях.
Подготовка
квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических
училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В
прошлом численность рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятии, в
несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе
профтехобразования – хотя и стоит отметить, что подготовка проводилась по
относительно простым профессиям, не требующих длительных сроков освоения.
Кадровая политика предприятия в части
подготовки кадров может иметь различную направленность — от ориентации на
сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих
выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы
(подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической
подготовки).
Многое зависит от объективных и
субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства
и связанной с ним глубиной операционного разделения труда, от финансового
состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия и
т.д.
Современная система подготовки должна
учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих
мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение (но при этом не
стоит забывать пословицу "Скупой платит дважды" - имея в виду
необходимость затрат на последующее повышение квалификации и переподготовку),
так и интересы рабочего — получить полноценную профессиональную подготовку
(хотя некоторых могут устраивать быстрые сроки подготовки и последующего
получения заработка). Далее, необходимо учитывать, что подготовка кадров — это
лицензируемая деятельность. Иными словами, предприятие, прежде чем получить
лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления
на уровне требований установленных стандартов качества обучения.
Важной задачей управления персоналом
на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых
следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров. В
определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой
стратегии в трудообеспеченности предприятия (например, достаточно часто
применяется набор рабочей силы со стороны только на низшие разряды), балансовых
расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее
пополнения, из планов профессионально-квалификационного продвижения собственных
рабочих. При этом важно умело сочетать перспективное планирование (опирающееся на
выявление реальной потребности предприятия в кадрах) с постоянными
корректировками планов, в которых должны учитываться изменения в структуре
производства и подвижностью рабочей силы (прежде всего в связи с текучестью
кадров).
Другая важная задача управления
персоналом — оценить возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки
рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии —
найти более рациональный путь решения этой задачи с использованием других
образовательных структур, т.е. ориентироваться на подготовку на стороне. Здесь
должны быть учтены:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|