Актуальные проблемы экологической этики - взгляд с позиции антропоцентризма, биоцентризма и религиоз...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая
работа на тему:
Актуальные проблемы
экологической этики: взгляд с позиции антропоцентризма, биоцентризма и
религиозной этической системы
(на примере Православного
учения).
Выполнил: студент
V курса
историко-филологического факультета Витязев Ю.В.
Проверила: Пустовойт Ю. В.
Шуя 2007
ПЛАН
Введение
Глава I. История становления экологической этики как прикладной
науки
Глава II. Основные направления экологической этики. Их оценка с
позиции религиозной этики (на примере Православного учения)
§ 1. Экологические проблемы в системе
координат антропоцентрической картины мира
§ 2. Биоцентризм о проблемах
экологической этики
Глава III. Подход к решению вопросов экологической этики в Православии
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Сто лет назад
русский философ Н. Ф. Федоров указывал, что история, в сущности, есть разорение
природы и истребление друг друга, что человек - творец превратился в хищника и
потребителя, который сделал, по-видимому, все зло, какое только мог
относительно окружающей среды (истощение, опустошение, хищничество) и
относительно окружающего его общества. Н. Ф. Федоров еще в то время сумел
прочувствовать взаимосвязь между деградацией духа и истощением природы и осознать,
что экологический кризис и кризис духовный есть две стороны одной и той же
медали.[[1]]
Когда мы говорим
о духовно-нравственном аспекте экологии, то мы затрагиваем отношения человека,
общества и природы, что является основным вопросом экологической этики, под
которой понимается совокупность норм и ценностей, выражающих многосторонние
связи и отношения человека и общества с окружающей средой.
Экологическая
этика относится к прикладным наукам этического знания, то есть принадлежит к
прикладной этики, специфика которой связана, в первую очередь, с ее
принципиальной ориентацией на практические проблемы конкретного нравственного
бытия людей. Однако прикладную этику не следует рассматривать как простое
приложение этической теории к практике, поскольку в ее рамках создаются
собственные теоретические модели, которые часто выходят за границы этики. Иными
словами, современная прикладная этика все более приобретает черты
междисциплинарного знания. Это видно на примере экологической этики, которая
образовалась на стыке естественнонаучных и общественных наук. Если понимать
прикладную этику в широком смысле, то нужно подчеркнуть ярко выраженную актуальность
ее проблематики. Затрагивая самые болевые моменты морального опыта, фиксируя
влияние на него радикальных новаций современности, прикладная этика становится
чрезвычайно значимым и, соответственно, перспективным феноменом духовной жизни. [[2]]
Экологическая
этика, в сравнении с другими областями в прикладной этике, несколько необычна,
во-первых, она имеет три главных источника: религию, философию и экологию,
во-вторых она группируется вокруг различных областей философии, в особенности
эстетики, метафизики, антропологии, философии науки, социальной и политической
философии. Ни одна область в прикладной этике не затрагивает более
фундаментально философские вопросы, чем экологическая этика.
Традиционная
этика отражает нравственные явления и процессы в системе «человек – человек»,
«человек – общество». Тогда как в экологической этике во главу угла ставятся
нравственные и духовные аспекты отношений в системе «человек - общество – природа».[[3]]
Следует отметить, что основополагающие нормы и принципы этики традиционно имели
антропоцентрический характер и распространялись только на прямые действия
человека по отношению к другому человеку. Природа при этом не оценивалась с
нравственной точки зрения: ее состояние в целом практически не зависело от
характера и масштабов человеческой деятельности. Изменения среды обитания имели
в основном локальный характер и оценивались с прагматической точки зрения. В
наше время разрастание кризисных экологических тенденций приводит многих
исследователей к отказу от антропоцентрической этики и поиску возможностей
включения природы в сферу ответственности человека.[[4]]В
вопросе отношения человека и природы выделились два мировоззренческих полюса –
это антропоцентрическая концепция, и биоцентрическая, которая приобрела
наибольшее распространение лишь в последнее время и у которой становится все
больше и больше последователей. Таким образом, мы видим нерешенность данной
проблемы в рамках экологической этики. Поэтому необходимо обращение к взгляду
на вопросы экологической этики внутри классической религиозной этической
системы (на примере Православной традиции).
Целью данной
работы является рассмотрение основных подходов экологической этики –
антропоцентризма и биоцентризма - и оценка их с позиции Православного учения.
Достижение данной цели подразумевает решение следующих задач: 1. анализ
мировоззренческих оснований антропоцентрического и биоцентрического подходов в
экологической этике; 2. взгляд на проблему «человек – окружающий мир» и оценка
антропоцентризма и биоцентризма как основополагающих подходов экологической
этики с позиции Православного мировосприятия.
Для достижения
данной цели был произведен анализ научных работ и публикаций разных авторов в
частности: Л. И. Василенко, Т. М. Горичевой, М. В. Гусева, С. Д. Дерябо, М. С. Иванова,
Н. О. Лосского, В. Н. Лосского, С. Флегонтовой и некоторых других.
Глава
I. История становления
экологической этики как прикладной науки
Элементы
экологической этики зародились в глубокой древности как существенная часть
проблемы взаимодействия человеческого общества и окружающей среды, человека и
Природы. Они существовали, развивались, видоизменялись в течение долгих
столетий, обозначая во многом все более углубляющиеся противоречия между
антропоцентризмом и биоцентризмом. Но лишь в последние десятилетия
экологическая этика формируется как самостоятельная область прикладной этики.
Это происходит в 80-х годах XX
столетия. Ее основателями можно назвать американского эколога и пpиpодоохpанника
Олдо Леопольда (1887-1948) и немецкого врача и философа Альбеpта Швейцеpа
(1875-1965). Первый в своей работе «Этика Земли» (1947) рассматривает отношения
человека к природе. Основная идея этой работы заключается в следующем, люди
являются просто представителями «био-команды», этика земли меняет роль Homo
sapiens с завоевателя земли-сообщности на простого ее члена. Он утверждает
необходимость этического отношения к природе. А причину серьезных экологических
и этических проблем он видит в экономическом подходе к окружающей среде. А.
Швейцеp разработал в классических трудах «Культура и этика» (1923), а также в «Учении
о благоговении перед жизнью» (1963) теорию ценности, основанную на воле к
жизни, которой, по его мнению, обладает каждое существо. Правильное поведение
со стороны человека заключается в предоставлении каждому существу такого же
почтения жизни, которое он оказывает своей. Сохранение и способствование жизни
становится основой его этики. [[5]]
Как наука
экологическая этика впервые громко заявила о себе в начале 70-х годов прошлого
столетия, когда ее стали преподавать в философских курсах вузов США, Англии,
Австралии, Норвегии, Канады и других развитых западных странах. Пионером здесь
считается университет штата Висконсин, где экологическая этика стала читаться с
1971 года. С середины 70-х годов экологическая этика обрела право называться
самостоятельной дисциплиной.
С 1979 года
философом Юджином Хаpгpоувом в США издается первый в мире экологический журнал
— «Экологическая этика» («Environmental ethics»), с 1992 года - в Англии
выпускается жуpнал «Экологические ценности» («Environmental values»). В
Геpмании существует жуpнал «Экология и этика» («Okologie und ethic»). Кpоме
этого в США издаются такие журналы как «Экофилософия» («Ecophilosophy»), «Глубинный
экологист» («The deep ecologist»), «Между видами» («Between the species»), «Этика
и животные» («Ethics and animals»). Только на 1981 год библиографический список
англоамеpиканской литеpатуpы по экологической этике насчитывал более 3200
наименований. Были проведены международные конференции «Права нечеловеческой
природы» (1974), «Гуманистическое и экологическое сознание» (1980), «Экологическая
этика и Солнечная система» (1985) и другие.
Большой вклад в
развитие экологической этики внесли работы таких авторов как Джоpдж Кайфеp «Биоэтика»
(1979), Кpистин Шpейдеp-Фpечет «Экологическая этика» (1981), Доналд Шофеp и Том
Аттиг «Этика и окружающая среда» (1983), Робин Этфилд «Этика и экологическая
забота» (1983), Робеpт Эллиот и Аppан Гейеp «Экологическая философия» (1983),
Том Риган «Гpаница Земли: новые эссе по экологической этике» (1984), Холмс
Ролстон III «Философия уходящей дикости» (1986), Питеp Сингеp «Освобождение
животных» (1975), Андpю Линзи «Права животных» (1976), Том Риган и Питеp Сингеp
«Права животных и человеческие обязанности» (1976), Пол Тейлоp «Уважение к
пpиpоде» (1986), Джон Пасмоp «Человеческое уважение к пpиpоде» (1974), Макс
Олшлагеp «Идея дикой пpиpоды» (1991), «Состояние дикой пpиpоды» (1992), Родеpик
Hаш «Права пpиpоды» (1989), «Дикая пpиpода и американский разум» (1975), Стефэн
Боpэсса «Эстетика ландшафта», Юpио Сепанмаа «Красота окружающей среды» (1986),
Линда Гpабеp «Дикая пpиpода как священное место» (1976) и другие.
Огромное влияние
на развитие экологической этики оказали движения покровительства животным.
Колыбелью данных движений следует считать Англию. В 1824 году Ричаpд Маpтин
основал в Лондоне первое в мире общество покровительства животным. В 1892 году
на земном шаре существовало уже 780 таких обществ, из них в Англии - 244, в
Германии - 191, в США - 105, в Швеции и Норвегии - 31. К 1896 году в мире
состоялось двенадцать международных конгрессов обществ покровительства
животным. В 1959 году было создано Международное общество защиты животных. [[6]]
В законодательных
актах Российской Империи впервые о гуманном, этическом отношении к животным
было сказано в Уставе благочиния Екатерины II, изданном в 1782 году: «ст. 7.
Буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подними ее… Блажен кто и скот
милует».
Экоэтические
взгляды характерны для представителей литературы известных поэтов и писателей.
Так в середине XIX века поэт Николай Щербин ярко
показал свое трепетное и благоговейное отношение к окружающей среде в следующих
строчках одного из своих стихотворений:
...Боюсь
раздавить я ногою червя,
Что ползет под
травою
Сияньем тепла
наслаждаться;
Исполнен вниманьем
До всякой
летающей крошки,
И груди сдержав
колыханье,
В себя не втяну я
дыханьем
В лучах
затерявшейся мошки.
Из писателей следует
отметить И. Тургенева, Ф. Достоевского, а также Л. Толстого, немало писавших об
этическом отношении к природе.
В 1899 году в
Санкт-Петербурге вышла книга врача С. Фишера «Человек и животное.
Этико-юридический очерк», где впервые в России было заявлено о правах животных.
В 1903 году в Москве вышла книга ученого-историка Московского университета П.
В. Безобразова, которая так и называлась «О правах животных». Позже эти идеи
поддержали известные пионеры охраны природы профессора А. П. Семенов
Тян-Шанский и Г. А. Кожевников, а также Российское общество покровительства
животным. Вопросам этического отношения к животным посвятили свои работы В.
Чертков «Жизнь одна. Об убийстве живых существ» (1912), «Злая забава. Мысли об
охоте» (1890); М. Лисовский «Немые страдальцы» (1902); А. Ельский «Чувство
сострадания к животным» (1879). Харьковский архиепископ Амвросий издал
наставление детям о милосердии к животным.
К сожалению, во
времена строительства социализма об этических идеях отношения к природе не было
принято ни говорить, ни думать. Особняком выделялся только Д. Андреев,
посвятивший экологической этике целую главу в своей легендарной книге «Роза
мира», написанной в 1940–1950 гг. в тюрьме и изданной только недавно.
Некоторый интерес
к этике отношения к животным стал проявляться в узкой среде высокообразованной
советской интеллигенции в 1960–1970 гг. Именно тогда в центральной прессе появились
дискуссии о моральности любительской охоты (благодаря статьям в центральной
прессе писателей Л. Леонова и Б. Рябинина весенняя охота в 1969 году в России
была запрещена повсеместно), а при Московском, Киевском и некоторых других
городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от
жестокого обращения.[[7]]
Однако
фундаментально это никак не повлияло на государственную политику: Советский
Союз оставался одной из немногих в мире крупных держав (вместе с Китаем и
Турцией), где до 1988 года так и не было создано Всесоюзного общества
покровительства животным, единственной страной в Европе, не подписавшей
Страсбургской конвенции 1959 года о безболезненном забое сельскохозяйственных
животных, и где не был принят закон о защите животных от жестокого обращения.
Вновь об
экологической этике в странах СНГ заговорили уже в конце 1990-х годов, когда в
Москве были выпущены первые бесцензурные издания по экологической этике — книга
энтузиаста защиты прав животных Т. Н. Павловой «Биоэтика в высшей школе», а
также сборники эссе «Экологическая антология» и «Думая, как гора». В начале
1990-х годов в Украине и России были защищены первые диссертации по
экологической этике.
Эстафету издания
книг по экологической этике подхватил Киевский эколого-культурный центр, который
с 1999 года выпускает международный «Гуманитарный экологический журнал», а в
2001 году провел первый, в пределах СНГ, международный семинар по экологической
этике.
С конца 1990 —
начала 2000 годов курсы и разделы по экологической этике стали читаться в МГТУ
им. Баумана, в Санкт-Петербургском, Киевском и Калмыкском университетах, других
вузах России, Украины и Беларуссии. Развитие экологической этики как важная
задача отмечена в Социальной концепции Русской православной церкви.[[8]]
Следует отметить,
что в работах по экологической этике во главу угла ставятся нравственные и
духовные аспекты отношений человеческого общества и природы, идет пересмотр
ценностных основ человека относительно окружающей среды. Ставится вопрос о
месте человека в мире: человек на самом деле является властителем всего живого
или всего лишь одним из особей фауны, не обладающий никакой реальной властью
над окружающим миром? В зависимости от взгляда на данный вопрос даются варианты
выхода из сложившейся экологической обстановки. В данной работе рассматривается
несколько, наиболее распространенных взглядов в рамках экологической этики.
Глава
II. Основные направления
экологической этики. Их оценка с позиции религиозной этики (на примере
православного учения)
§1.
Экологические проблемы в системе координат антропоцентрической картины мира
История
антропоцентрического мировоззрения и его основные особенности
В книге «Биоэтика и образование» (Сидней, Гамбург, 1990) Дж.
Р. Мейер приводит схему различных типов мировоззрения, отличающихся пониманием
идеи нравственного долга человека. Например, когда нравственный долг личности
распространяется на всех членов группы, такой тип мировоззрения он называет
социоцентризмом. Если считается, что человек должен защищать все разумные
существа на земле, такого рода этика называется патоцентризмом. Если в центре
внимания находится человек и его потребности, признается, что только человек
имеет ценность и, следовательно, человек имеет нравственный долг только перед
людьми, то такая философская концепция называется антропоцентризмом.
Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества
на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам
на земле и считалось, само собой разумеющимся, что только интересы и
потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют
самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение:
"Все для человека".
Страницы: 1, 2, 3
|