3. Состояние и
прогнозирование ситуации на рынке труда в России
Численность
экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей
численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на
ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в
крупных и средних организациях.
Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии
МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9%
экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы
занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.
Ниже на рисунке
представлена динамика численности безработных в процентах к экономически
активному населению с января 1998 г. по декабрь 2003 г.
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция
роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения,
начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей
численности безработных в процентах к экономически активному населению
прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне
8,5%.
Одним из
наиболее наглядных показателей для анализа ситуации, сложившейся на рынке труда
является коэффициент напряженности (количество человек на 1 вакантное место),
представленный на рис. 2.
Источник:
Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Как видно из
рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер
и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по
октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума
предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения
коэффициента.
Анализируя
ситуацию в области занятости, сложившейся в 2003 г., можно сделать вывод о том,
что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности экономически
активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась.
На мой взгляд, это в большей степени обусловлено тем, что после кризиса 1998 г.
последовала волна увольнений, после чего в течение ряда лет происходила
коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г. Одновременно
нарастает напряженность на рынке труда, вызванная описанными выше процессами.
Однако если общая численность безработных снижалась в предыдущие годы, то коэффициент
напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о
том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор
проявился только в 2003 г.
Таким образом, нельзя
исключать того, что в 2004 г. ситуация в области занятости и безработицы не
улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с
принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.
Ситуация
на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна. Допустим,
если рассматривать ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности
не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах
государственной службы занятости, то можно наблюдать совершенно разную картину.
В каких-то округах происходит увеличение числа не занятых
трудовой деятельностью граждан, а в других наоборот уменьшение. (См. Таблицу 1
в приложении).
Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в
настоящее время по уровню безряботицы на отдельных территориях Российской Федерации.
Так, наприиер, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы
(свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе,
то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге
этот же показатель равен 0.7%-0.8%. ( См. Диаграмму 1 в приложении).
При этом, как показывает практика,
возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно
ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка
жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной
ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те
регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест,
развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной
ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся:
республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская
Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская
область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на
рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл,
Алтайский край и Астраханская область. ( См. Диаграмму 2 в приложении)
Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 -
2005 год
В
2004 году положительный прирост населения трудоспособного возраста уменьшится
до 366 тыс. человек, по сравнению с предыдущим годом, а начиная с 2007 года
начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья
(стран СНГ и Балтии) составит около 450 тыс. человек, из которых более половины
придется на лиц трудоспособного возраста.
Ожидается,
что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на
ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов
Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном
Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов,
ситуация может осложниться.
По
прогнозу Госкомстата России, в 2004 - 2005 годах продолжится отток населения из
северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами,
прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В
то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться
в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке
труда.
По
прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в
экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в
2004 году и 66,0 млн. человек в 2005 году.
При
этом сохранится тенденция роста численности занятых в материальном производстве
с 45,0 млн. человек в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в основном за
счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и
нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной,
оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при
сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в
общей численности занятых в экономике.
Численность
занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2
млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.
Изменения
произойдут в структуре занятости населения по секторам экономики различных форм
собственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной
формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек
в 2005 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь
100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.
С
учетом отмеченных демографических факторов общая среднегодовая численность
безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с
прогнозом Минэкономразвития России), возрастет в рассматриваемый период с 6,5
млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек в
2004 году и 6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного
населения).
Среднегодовая
численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2002
году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля
регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по
методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.
С
учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная
численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития
России (См. Таблицу 2 в приложении).
4. Государственное регулирование и стратегическое
планирование занятости
В
реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской
Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики,
которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и
рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим
развитием общества»[3],
особое значение приобретают вопросы:
·
сокращения уровня бедности населения и
связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства
категорий граждан;
·
безусловной приоритетности инвестиций в
человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием
конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
·
создания для трудоспособного населения
экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов
обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное
жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный
уровень жизни в пожилом возрасте.
Важно
подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с
решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий
для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости
населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики
должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий
для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой
активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и
массовой безработице.
В
новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно
взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития
общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов
политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и
финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и
социальных программ.
При
определении основных направлений деятельности Правительства Российской
Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо
учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности населения в
трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн.
человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы
ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью,
вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и
старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей
остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже
в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно
на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство
современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к
качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных
работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др.,
что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного
уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и
специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации
труда.
Для регулирование
занятости государство предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную
продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
-
рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между
работниками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики,
которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для
хронически безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна
осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
o
создание
правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на
государственный сектор экономики, но и на частный.
o
создание
условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит
содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого
должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты
законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении
льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело
и др.
o
обучение,
переобучение и повышение квалификации кадров.
o
поощрение
территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и
материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место
жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы.
Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть
мероприятия по организованному набору рабочей силы.
o
регулирование
международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие
передвижение рабочей силы между государствами.
Также,
я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда
необходимо отнести:
o
осуществление мер по предупреждению
высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на
основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства,
широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности
профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
o
создание единой информационной системы о спросе
на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о
вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
o
содействие незанятой молодежи в возрасте до 18
лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в
направлении в учреждения профессионального образования для получения
соответствующего образования до начала трудовой деятельности.
Расширение
занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в
реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь
трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание
новых рабочих мест.
Следует
отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые
сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий,
испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных
аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом
государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению
безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит
реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое
высвобождение работников.
Одним
из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное
внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили
широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран.
Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории
безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы
занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем
таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются
более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы
пособий по безработице.
Одним
из инструментов реализации политики государства в области занятости населения
является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее
использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными
формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации
являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых
программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения
рабочих мест, составление генеральных схем их развития»[4].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|