Меню
Поиск



рефераты скачать Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве

3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России


Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.

  Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

  Ниже на рисунке представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 1998 г. по декабрь 2003 г.


 

Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО

 

         В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.

   Одним из наиболее наглядных показателей для анализа ситуации, сложившейся на рынке труда является коэффициент напряженности (количество человек на 1 вакантное место), представленный на рис. 2.

Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО

Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.

 Анализируя ситуацию в области занятости, сложившейся в 2003 г., можно сделать вывод о том, что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности экономически активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей степени обусловлено тем, что после кризиса 1998 г. последовала волна увольнений, после чего в течение ряда лет происходила коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г.  Одновременно нарастает  напряженность на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая численность безработных снижалась в предыдущие годы, то коэффициент напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2003 г.

  Таким образом, нельзя исключать того, что в 2004 г. ситуация в области занятости и безработицы не улучшится.  В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.

Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна. Допустим, если рассматривать ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, то можно наблюдать совершенно разную картину.  В каких-то округах происходит увеличение числа не занятых трудовой деятельностью граждан, а в других наоборот уменьшение. (См. Таблицу 1 в приложении).

  Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безряботицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, наприиер, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%. ( См. Диаграмму 1 в приложении).

При этом, как показывает практика, возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область. ( См. Диаграмму 2 в приложении)

  Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 - 2005 год

В 2004 году положительный прирост населения трудоспособного возраста  уменьшится до 366 тыс. человек, по сравнению с предыдущим годом, а начиная с 2007 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии) составит около 450 тыс. человек, из которых более половины придется на лиц трудоспособного возраста.

Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться.

По прогнозу Госкомстата России, в 2004 - 2005 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.

По прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и  66,0 млн. человек в 2005 году.

При этом сохранится тенденция роста численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике.

Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.

Изменения произойдут в структуре занятости населения по секторам экономики различных форм собственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек в 2005 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.

С учетом отмеченных демографических факторов общая среднегодовая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России), возрастет в рассматриваемый период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек в 2004 году и  6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного населения).

Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.

С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России (См. Таблицу 2 в приложении).

4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости

В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»[3], особое значение приобретают вопросы:

·        сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;

·        безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;

·        создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.  

При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке. 

Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.

Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:

o       создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

o       создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

o       обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

o       поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

o       регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.

Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:

o       осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

o       создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;

o       содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эф­фект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.

Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»[4].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.