регулярные закупки мелкими партиями;
закупки по мере необходимости и
различные комбинации перечисленных методов. У каждого метода есть свои
преимущества и недостатки, которые
необходимо
учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Рассмотрим наиболее часто
используемые методы.
1. Закупка товара одной партией
Метод предполагает поставку
товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).
Его преимущества: простота
оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые
скидки.
Недостатки: большая потребность
в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупки мелкими партиями В этом
случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое
поставляется ему партиями в течение определенного периода.
Преимущества таковы: ускоряется
оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления
отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты
на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю
поставку.
Недостатки: вероятность заказа
избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в
заказе.
3. Ежедневные (ежемесячные)
закупки по котировочным ведомостям Такой метод закупки широко используется
там, где закупаются
дешевые и
быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно
(ежемесячно)
и
включают следующие сведения:
— полный перечень товаров;
— количество товара, имеющегося на складе;
—требуемое
количество товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение
затрат на
складирование и хранение; своевременность поставок.
4. Получение товара по мере необходимости Этот
метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими
особенностями:
— количество не устанавливается, а определяется
приблизительно; — поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с
покупателем;
— оплачивается только поставленное
количество товара;
— по истечении срока контракта заказчик не обязан
принимать и
оплачивать товары, которые еще только должны быть
поставлены.
Преимущества: отсутствие твердых
обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала;
минимум работы по оформлению документов.
5. Закупка товара с немедленной сдачей
Сфера применения этого метода —
покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере
необходимости.
Товар заказывается тогда, когда он требуется,
и вывозится со складов поставщиков.
Недостаток этого метода — в
увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления
документации при каждом заказе, измельченностью заказов и множеством
поставщиков.
2.3. Документальное оформление
заказа
В условиях рыночной
экономики использование большинством фирм сложившихся ранее документов
(заказ-наряд, различного рода накладные и т. п.) во многих случаях уже не
удовлетворяет современным требованиям. Относительно ведения документации по закупкам
руководителям соответствующих отделов целесообразно разработать стандартные
бланки, в которые рекомендуется включить:
1. Название документа
В целях выделения бланка заказа
среди других документов необходимо обозначить его словом «Заказ» или «Заказ на
поставку».
2. Порядковый номер
Порядковый номер используется в
документах, прилагаемых к копии заказа (товарно-транспортная накладная,
грузовая таможенная декларация, счет-фактура и т. п.). Кроме этого, номер
поможет быстро отыскать нужный документ.
3. Название и адрес компании
Эти сведения информируют
поставщика о том, с кем ему предстоит иметь дело, куда поставлять товар и куда
посылать счет.
4. Ответственность за заказ
В бланке заказа укажите
должностное лицо, с которым поставщик может выяснить все вопросы, связанные с
заказом. Желательно, чтобы им был человек, стоящий у истоков заказа. Это
поможет поставщику при необходимости найти конкретного человека для решения
своих проблем.
5. Дату, наименование и адрес
поставщика
6. Сроки поставки и количество
поставляемых товаров
7. Описание товаров
Необходимые товары должны быть
четко определены в заказе на поставку с соответствующими ссылками на
предложение о закупках, заявку или спецификацию.
8. Адрес поставки
В случаях когда адрес поставки
отличается от основного адреса компании, названного в бланке заказа, необходимо
его указать.
9. Цену
В бланке заказа должна быть
проставлена цена товара во избежание конфликтных ситуаций при расчете за
поставленные товары.
10. Расчетный счет
Чтобы не возникали различные
финансовые недоразумения, необходимо указать свои банковские реквизиты.
Зарубежные фирмы, кроме самых
мелких, используют, как правило, четыре экземпляра заказа. Для облегчения
работы они обычно окрашены в различные цвета.
Экземпляр 1 (белый) —
отправляется поставщику. Это заказ на поставку. Он обязывает поставщика
поставлять товары согласно оговоренным условиям, а заказчика принимать и
оплачивать товар.
Экземпляр 2 (розовый) —
отправляется в финансовый отдел, подтверждает передачу заказа и является
основанием для оплаты счета.
Экземпляр 3 (голубой) —
отправляется в отдел материально-технического снабжения. По нему отдел
проверяет соответствие количества и качества товаров, означенных в бланке
заказов и транспортной накладной, и уведомляет отдел закупок и финансовый отдел
о совершившейся поставке.
Экземпляр 4 (зеленый) —
оставляется для контроля и используется при необходимости разрешения конфликтных
ситуаций с поставщиками.
После того как отдел
материально-технического снабжения подтвердил получение товаров, зеленый
экземпляр сдается в архив.
В зависимости от особенностей
фирмы количество, цвета и варианты использования экземпляров могут варьироваться.
Важно облегчить работу и избежать возможных чисто технических ошибок.
2.4. Закупки и организация
собственного производства
При планировании закупок
после определения потребности и расчета количества часто возникает
необходимость принять решение о том, закупать ли те или иные материалы,
комплектующие изделия, детали или производить самому.
Для принятия такого решения
необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство.
В целом затраты на закупку
определяются ценой поставщика. Необходимо также учесть затраты на заказ;
транспортировку, страховку и упаковку; складирование; обработку (переработку,
сортировку и т. п.); персонал, связанный с закупками.
Затраты на производство состоят
из стоимости сырья, энергии, рабочей силы, хранения и накладных расходов.
Сравнив, затраты на собственное
производство по каждому материалу (детали, изделию) с затратами на закупку,
можно принять решение.
Решение в пользу производства на
месте может быть принято и без помощи расчетов, например, если есть уверенность
в том, что предприятие способно использовать свои основные фонды и персонал
более эффективно, организовав производство некоторых деталей, необходимых для
изготовления конечной продукции, сократив, кроме того, расходы на сырье,
рабочую силу, энергию и складские помещения.
2.5. Получение и кодирование
поставляемой продукции
Важное значение в
реализации плана закупок имеют приемка продукции, документальное оформление
поставок, проверка качества и количества товара.
1. Приемка продукцииВ первую очередь необходимо
удостовериться, что получен товар: — нужного качества;— в нужном количестве;
— от своего поставщика; — в обусловленное время; — за оговоренную цену.
В целях экономии времени, усилий
и соответственно денег следует позаботиться о том, чтобы складские помещения,
места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу
и недалеко от производственных помещений.
Во избежание скопления
транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда
на погрузочно-разгрузочных работах составьте график поставок, согласованный со
всеми поставщиками. Предусмотрите при этом, чтобы основное сырье поставлялось
в строго определенные дни, а другие виды материалов — по мере необходимости.
Такие меры позволя т, кроме того, не
отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего
транспорта.
2. Документальное оформление поставок
Для правильного выполнения
операций, связанных с поставками товаров, необходимо внимательно работать с
документами, их отражающими.
Копия заказов должна быть
направлена в подразделение-потребитель для проверки на соответствие
уведомлениям о поставке фактически поступившего товара. При проверке
используют и спецификации (описание товара).
Уведомление об отгрузке
направляет поставщик после подготовки продукции к отправке. В этом документе
указывается номер заказа и время поставки.
Сопроводительное письмо
обязательно сопровождает поставленную партию товара и подтверждает, что эти
товары предназначены именно для вашей фирмы.
Документ доставщика применяется,
когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы. В этом документе
указываются:
— название и адрес отправителя;
— описание продукции;
— количество мест;
— масса (вес) продукции;
— особенности транспортировки;
— название доставщика.
Подтверждение получения поставки
используют для информирования подразделений-потребителей о фактической
доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об
отгрузке товара и копий заказан счета.
В книге регистрации товаров
указываются: номер сопроводительного письма, дата поставки, отправитель,
способ транспортировки и дается краткое описание товаров.
Некоторые фирмы не используют
приведенные виды уведомлений о получении товара, а закладывают информацию в
компьютер. Однако на случай недобросовестности поставщика необходимо проявить
предусмотрительность и сохранить какие-то письменные документы.
Не будет лишним в отдельном
документе фиксировать брак и другие недостатки поставленного товара, так как
это поможет отделу закупок принять необходимые меры.
Глава 3. Выбор поставщика
Получение и оценка предложений
Процедура получения и
оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована
по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются:
1. Конкурсные торги.
2. Письменные переговоры между
поставщиком и потребителем. Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма
поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если
предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную
сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и
потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю.
Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем.
Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого предложения и
выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.
Проведение тендера включает следующие этапы:
1. Реклама.
2. Разработка тендерной
документации.
3. Публикация тендерной
документации.
4. Приемка и вскрытие тендерных
предложений.
5. Оценка тендерных предложений.
6. Подтверждение квалификации
участников торгов.
7. Предложение и присуждение
контракта. Организация конкурсных торгов — сложная и многоплановая работа. Здесь
мы дадим лишь краткую ее характеристику, необходимую для ознакомления с этой
широко используемой в развитых странах мира возможностью налаживания
высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей.
Тендерная документация, как
правило, имеет довольно большой объем и исполняет ряд важных функций, а именно:
инструктирует участников торгов о процедуре торгов, дает описание закупаемых
товаров или услуг, устанавливает критерии для оценки предложе- ний, определяет
условия будущего контракта. Оценка тендерных предложений ведется в строгом
соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Основные
правила процедуры оценки таковы:
— предварительное назначение
членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений;
— рассмотрение только тех
предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной
документации;
— безусловное следование
объявленным в тендерной документации процедурам оценки;
— отсутствие каких-либо переговоров с
участниками торгов. Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений,
в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения,
обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению
контракта.
Победителем конкурсных торгов
признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее
квалификационным требованиям тендерное предложение.
Другим вариантом процедуры
получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные
переговоры между поставщиком и потребителем.
В процессе письменных
переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров
от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами.
Первый — когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара.
Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции свои предложения (или
оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при
проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы
предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут
иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты:
наименование товара, количество и качество товара, цену, условия и срок
поставки, условия платежа, характеристику тары и упаковки, порядок
приемки-сдачи.
Оферты могут быть твердыми и свободными
(инициативными). Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием
срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои
условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя
от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения.
Если покупатель принимает
предложение, то он направляет продавцу в пределах срока дей.ствия оферты
подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены и
контрусловия покупателя. Если контрагентам не удается придти к соглашению в
течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета
обязательств продавца, взятых им по твердой оферте.
Твердые оферты высылаются, как
правило, традиционным партнерам. Свободная оферта не включает в себя никаких
обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному
числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты,
так и рекламно-информацион- ные материалы.
При втором способе организации
письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления
в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам
коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение
предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты
(наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и
пр.), кроме цены, которая появится в ответном предложении.
В случае если потенциальный покупатель
обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан
заказ.
Оценка предложений, поступивших
к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть
строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более
свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения
является высшее качество в сочетании с минимальной ценой.
Глава 4. Правовые основы закупок
Грамотное ведение
закупочных операций требует отдельных знаний основ хозяйственного права,
касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их
оплаты.
4.1. Основные элементы контракта
1. Предложение и принятие
предложения
Контракт оформляется в случае,
если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной его цене и
на других условиях поставки, а другая сторона принимает это предложение.
В большинстве случаев контракты
бывают письменными, но возможны и устные, которые часто выполняются не менее
тщательно, чем письменные.
Редкое применение устных
контрактов связано прежде всего с тем, что отсутствие документа затрудняет
доказательство наличия контракта в судебных инстанциях.
2. Финансовые условия
Контракт должен иметь стоимость,
т. е. он становится контрактом в юридическом смысле только тогда, когда в нем
оговорены финансовые условия.
3. Право заключать контракты
Такое право имеют только
определенные должностные лица (директор, генеральный директор), уполномоченные
фирмой и действующие от ее имени.
4. Законность
Контракт обязан быть законным,
т. е. всецело отвечать юридическим нормам страны. Например, незаконным будет
контракт на поставку продукции, производство которой запрещено законодательством.
Штрафы — действенное средство
заставить поставщика выполнить условия контракта. В отличие от возмещения
убытка штраф представляет собой сумму, увеличенную по сравнению с указанной в
контракте и возрастающую в зависимости от нарушения срока поставки, поставки
товара ненадлежащего качества и т. д. 1 Если заранее предусмотрены случаи,
когда поставить товар в .срок не представляется возможным по причинам, не
зависящим от Поставщика, то в контракте следует установить соответствующее
Условие — форс-мажор.
4.2. Условия контракта
Заключение контракта
предполагает согласование разных условий, как четко выраженных, так и
подразумеваемых. Все они должны найти отражение в документах, на основе
которых оформляется контракт.
Четко выраженные условия — те,
которые фактически отражены в контракте.
Подразумеваемые условия — те,
которые либо вытекают из зафиксированных в контракте, либо являются сами собой
разумеющимися, исходя из здравого смысла.
Поставщик теряет право
собственности на товары после заключения контракта, если иное специально не
оговорено в контракте или товары еще не произведены.
В качестве условия контракт
может предусматривать возмещение убытка (имеется в виду оговоренная в контракте
сумма, которая должна быть выплачена поставщиком при нарушении им срока
поставки). Эта сумма не является штрафом и обычно устанавливается заранее в
разумных пределах.
действующего на основании Устава, с одной
стороны, и АОЗТ, именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице генерального
директора, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили
настоя-ций контракт о нижеследующем: .
1. Предмет контракта
1.1. Продавец обязуется поставить, а Покупатель
принять и опла-
К тить мясо
мороженое говядину 1 -и категории в полутушах, соответствующее ГОСТу
_________________________ (в дальнейшем именуемое «Товар») на условиях
________________________________________
3.2. Качество поставляемого мяса
подтверждается следующими документами:
сертификат'происхождения (ТПП), сертификат
соответствия (форма СТ-1), качественное удостоверение завода-изготовителя,
ветеринарное свидетельство (форма № 2), санитарно-гигиенический сертификат (с
протоколом испытаний).
4. Сумма контракта и порядок
расчетов
4.1. Цена товара договорная.
Стоимость единицы/партии товара указывается в Спецификациях.
4.2. Порядок расчетов в
соответствии со Спецификациями.
5. Упаковка и маркировка
5.1. Товар, проданный по
настоящему контракту, должен быть упакован и марирован в соответствии с
ГОСТами.
6. Поставка товара
6.1. Отгрузка товара
производится до станции назначения (склада), указанных Покупателем.
6.2. Днем исполнения Продавцом
своих обязательств по поставке товара считается дата сдачи товара на складе
Покупателю по Акту экспертизы ТПП.
7. Приемка товара
7,1. Если в Спецификации не
оговорено иное, товар считается сданным Продавцом и принятым Покупателем:
а) по качеству — в соответствии
с сертификатом о качестве, выданным Продавцом и подтвержденным независимой
организацией;
б) по количеству мест — согласно
Акту экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ, отражающего количество единиц
товара, поставленных Покупателю, при 100% перевешивании товара рри приемке.
7.2. Приемка товара
осуществляется по Приемно-сдаточному акту между Продавцом и
Покупателем/представителем мясокомбината при 100% перевешивании и осмотре
товара. Простои вагонов оплачиваются за счет последнего. С согласия Продавца
допускается приемка товара без представителя Продавца по акту экспертизы
независимой компетентной организации (бюро экспертиз ТПП РФ и др.), решение
которой будет обязательным для сторон.
7.3. Рекламации в отношении количества
и в отношении качества товара могут быть заявлены письменно Покупателем
Продавцу в течение трех дней с момента поставки товара и в течение двадцати
пяти дней со дня оформления документов.
8. Форс-мажор (Действие непреодолимой силы)
8.1. Стороны освобождаются от
ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему
контракту, если неисполнение явилось следствием форс-мажорных обстоятельств,
возникших после заключения настоящего договора и должным образом
подтвержденных, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить
разумными мерами.
8.2. При наступлении или прекращении указанных в
пункте 8.1 форс-мажорных обстоятельств сторона, для которой создалась невозможность
исполнения своих обязательств по настоящему контракту, должна немедленно
известить другую сторону, приложив к извещению со-ртветствующий документ.
8.3. При отсутствии своевременного извещения,
указанного в пункте 9.2, виновная сторона обязана возместить другой стороне
убытки, понесенные ею вследствие такого неизвещения или несвоевременного
извещения.
8.4. Срок исполнения сторонами их обязанностей
отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать
форс-мажорные обстоятельства.
8.5. Если эти обстоятельства будут продолжаться
более 1 (одного) месяца, то каждая из сторон имеет право отказаться от
дальнейшего дополнения обязательства по контракту, и в этом случае ни одна из ctopoh не имеет права требовать
от другой стороны возмещения убытков, причиненных расторжением контракта.
9. Ответственность сторон
9.1. За просрочку оплаты товара
покупатель уплачивает неустойку в размере 0,1% стоимости не оплаченного в срок
товара за каждый день просрочки.
9.2. Независимо от уплаты неустойки (штрафа,
пени) сторона, нарушившая контракт, возмещает другой стороне причиненные в
результате этого убытки.
10. Разрешение споров
10.1. Все споры и разногласия,
могущие возникнуть из настоящего Контракта или в связи с ним, разрешаются
сторонами путем переговоров. Если же они не могут быть урегулированы сторонами
путем пере-рговоров, то подлежат рассмотрению в Арбитражном суде при ТПП РФ в
г. Москве согласно его регламенту.
11. Прочие условия
11.1. Настоящий контракт
вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения
сторонами обязательств.
11.2. Настоящий контракт может
быть расторгнут только по письменному соглашению сторон.
11.3. Все изменения и дополнения
к настоящему контракту имеют юридическую силу, если они совершены в письменной
форме и подписаны надлежаще уполномоченными представителями обеих сторон.
11.4. Настоящий контракт
составлен и подписан в двух экземплярах, по одному для каждой стороны, и
каждый имеет одинаковую юридическую силу.
Список литературы
1.
Сергеев В.И. “Менеджмент в бизнес логистике” М. : Информационно – издательский
дом “ФилинЪ” 1997г.
2.
“Логистика” – учебное пособие под редакцией
Аникина Б.А. М. :Инфра – М 1998г.
3.
Залманова М.Е. “Закупочно – распределительная
логистика” : учебное пособие
/ СПИ. – Саратов, 1992 г. 83 стр.
4.
Гаджинский А.М. “Основы логистики” : учебное пособие. – М. :
Маркетинг 1996 г.
5.
Плоткин Б.К. “Управление материальными ресурсами” : очерк коммерческой логистики :
учебное пособие / ЛФЭИ. – Л., 1991г. 128 стр.
6.
Циммерман Р. “Заготовительная логистика в
организации прямых хозяйственных связей предприятий” : диссертация. – СПБ 1992г.
Страницы: 1, 2, 3
|