Второй метод заключается в
коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ
проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне
взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля
качества продукции.
Существует и третий путь,
который применяется в основном для Обеспечения снабжения компании с нового,
плохо изученного рын-ка. Подобная ситуация может сложиться в результате
возникновения потребности в принципиально новом для компании сырье и
комплектующих. Такая потребность появляется при диверсификации производства и
разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по
импорту или в не изученном фир-мой регионе и тому подобных ситуациях. В этих
случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или
бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания
имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с
точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации
полученных заказов.
В одних случаях фирмы-посредники за
предварительно огово-ренную плату находят возможных поставщиков или
потребителей продукции, дают консультации по юридическому и финансовому
аспектам предполагаемых сделок. В других, получая полномочия от компании —
клиентов, берут на себя организационную и финансо-двую сторону соглашения за
оговоренный процент прибыли или не-которую долю от суммы контракта. В этом
случае они следят за количеством и качеством поставок, заботятся о своевременной
до-(ставке, могут предоставлять услуги по складированию, комплектованию,
упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям. С 80-х годов в
организации закупочного процесса в некоторых фирмах усиливаются плановые
начала. Планирование процесса приобретения продукции и услуг для
удовлетворения потребностей фирмы находится в общем русле процесса управления
ресурсами и становится важной функцией в снабженческой деятельности. В ходе
планирования учитывается ряд факторов, в частности: темпы инфляции и
возможность девальвации валют ряда стран, ведущие к росту цен; рост
концентрации капиталов на рынке поставок; технологическое развитие
производства; появление новых материалов и т.д., без чего трудно оценить
перспективы развития снабженческих служб фирм.
Руководство многих фирм давно
осознало, что планирование связей с рынком поставок имеет такое же важное
значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В
условиях насыщенности рынка закупки, проводимые фирмой, могут оказать значительное
воздействие на рост ее прибыли наряду с продажей продукции.
Практически новое отношение к
функции снабжения реализуется через разработку плана или основных положений
стратегии закупок. Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух
аспектов: важности предполагаемой закупки (с точки зрения ее потенциального
воздействия на характеристики производимой продукции, сокращение
производственных издержек, прибыли) и особенностей рынка поставок —
ограниченности рыночных возможностей, наличия барьеров на пути проникновения
на рынок, монопольного или олигопольного характера рынка.
Руководство снабжением, опираясь
на вышеназванные факторы, оценивает позицию своей фирмы по отношению к
поставщикам путем систематического анализа возможностей потенциальных поставщиков
и требований со стороны своей фирмы. На основании анализа создается набор
вариантов поведения фирмы по отношению к поставщикам в конкретных рыночных
зонах. Отдел снабжения при той или иной стратегии выполняет свою постоянную
задачу и выявляет новые источники поставок.
Один из ключевых вопросов
материально-технического снабжения промышленных фирм в западных странах —
качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Необходимо подчеркнуть,
что, несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и
международном рынке, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно
остро.
Наиболее солидные
западноевропейские, американские и японские компании, борющиеся за рынок сбыта
своей продукции, разрабатывают и скрупулезно выполняют программы по
поддержанию и повышению качества своей продукции. Значительное внимание в них
уделяется качеству источников поставок. Характерным примером в этом деле может
являться опыт компании «ТТ Кэннон Норт Америка» (США). В структуре управления
компанией создана так называемая «группа по отбору поставщика», в которую
входят пред-ставители системы материально-технического снабжения компании,
финансовой службы, производственного отдела и пр. Группа отби-рает в качестве
поставщика лишь тех, кто проявил или может про-явить способность удовлетворить
уровень запросов, предъявляемых компанией. Группа выдвигает технические требования к предметам
закуток, основанные на технических требованиях к конечной продукции, которые
передаются поставщику
При рассмотрении возможностей поставщика на
первое место выдвигаются следующие требования:
— наличие оборудования для производства
продукции необходи-. мого качества;
— возможность проводить испытания
качества по заданной прог-рамме и с помощью необходимых приборов;
— контроль и аттестация входящих
материалов и сырья;
— наличие необходимых документов и
инструкций, определяю-щих количество рабочих операций и их контроль;
— наличие маршрутных документов, подтверждающих
проведение всех необходимых операций по производству и контролю. Программы
поддержания качества закупаемых комплектующих и сырья настолько глубоко
продумываются, что в расчет берется даже организация учебы персонала
поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышение
уровня знаний персо-нала, который информируют о новейших технологиях и
процессах, чтобы сделать обслуживание станков и приборов квалифицированным и
эффективным.
В практике материально-технического снабжения
встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества. В
свя-зи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на
снижение объема низкокачественных поставок. В большинстве случаев
некондиционные поставки возвращаются компании-виновнику, оплата за них не
производится, возможны и штрафные санкции.
В последние годы возникли
некоторые новые организационные формы сотрудничества, цель которых — повышение
качества продукции, упрощение процедуры составления контрактов и контроля за
их выполнением. Например, в ФРГ, в машиностроительном комплексе, ряд компаний
различной величины объединились в ассоциацию с целью улучшения
производственного обеспечения. Эта группа компаний специализируется на сложном
и требующем высокой технологии производстве промышленных роботов, поточных
линий, систем управления гибкими производственными системами, периферийного
оборудования для производственно-технологических си-
стем. Подобное производство требует значительного
количества компонентов: гидравлических, пневматических, электронных, электротехнических
и прочих.
Наряду с комплексом задач,
поставленных перед ассоциацией в области развития перспективного планирования
производства, разработки техники будущего, совместного обеспечения выхода на
рынок, одной из главных проблем стала производственная кооперация и
материально-техническое снабжение компаний. Мелкие и средние компании в этой
группе разрабатывают и производят новые и наукоемкие компоненты сложных систем,
выпускаемых крупными фирмами. Тем самым они не только осуществляют снабженческие
поставки для крупных компаний, но и активно влияют на их техническую и сбытовую
политику.
Созданная в середине 80-х годов
ассоциация внутри Объединения машиностроителей и изготовителей промышленного
оборудования Германии позволила тесно привязать поставщиков к потребителям и
эффективно решить вопросы качества поставок и конечной продукции, что дает
немалые выгоды для объединения и конкурентной борьбы с зарубежными
производителями. Кроме того, создаются условия для долгосрочной кооперации.
Все это способствует реализации продукции входящих в ассоциацию фирм,
предоставляет возможности для консультации в устном и письменном виде об
источниках снабжения и сведения о производимой продукции.
Одной из относительно новых форм
снабжения является также создание центра по закупкам.
При анализе факторов, влияющих
на формирование состава центра, необходимо учитывать, что степень
вовлеченности персонала фирмы в закупочный процесс меняется на различных его
стадиях. Так, при первичной закупке, когда наблюдается заинтересованность в
этом процессе большинства функциональных подразделений, их представители
принимают участие в работе центра. По мере того, как процесс закупки переходит
от стадии осознания потребности в данной закупке к конечной стадии — заключению
договора с поставщиком, ответственность за принятие решения переносится на
руководство отделом снабжения.
Долгосрочная кооперация с
поставщиками, характерная для современного рынка товаров
производственно-технического назначения в странах Западной Европы, ставит
перед отделами снабжения фирм еще одну задачу — определение баланса между
ресурсами по-
уставщика и потребителя, т. е. реализацию
концепции управления совместными ресурсами.
В качестве примера можно рассмотреть шведскую компанию
«Эриксон информейшн системз» («ЭИС»), которая разработала свою систему
снабжения. Согласно ей, центр по закупкам компании подключается к разработке
новой продукции с самых первых шагов. В компании считается, что ее успешное
функционирование в будущем зависит от умения центра по закупкам создать
адекватную структуру поставок. Это означает, что центр по закупкам начинает
выбор поставщиков на стадии разработки продукции с учетом интересов будущих
ведущих потребителей. Компания использует возможности поставщиков принять
участие в разработке продукции, необходимой для «ЭИС» (это стремление
определяется ограниченностью ресурсов самой компании «ЭИС»).
Система снабжения,
основывающаяся на использовании потенциала поставщиков, в целом была принята
компанией «ЭИС». Уже через год после ее внедрения «ЭИС» сумела реализовать
проект, в котором поставщики принимали самое активное участие и в разработке,
и в производстве продукции в рамках кооперации. В настоящее время закупочные
группы компании работают в разных странах мира, заключая контракты с внешними
поставщиками. Новая стратегия радикально изменила роль закупочного центра в
компании «ЭИС», сделав его ведущим звеном на стадии как разработки продукции,
так и ее производства. В компании «Сааб-Сканиа» (Швеция) в задачу отдела
снабжения входят такие функции, как: разработка основы технического решения
предъявляемых требований, выдвижение конкретных предложений по технологии
разработок, обеспечение тестирования компонентов в лабораториях компании. В
«Сааб-Сканиа» принято, что отдел снабжения отвечает за все контакты с
поставщиками, он также служит связующим звеном по передаче запросов и
результатов совместной деятельности между компанией и поставщиком.
Кроме того, одной из важнейших
задач отдела снабжения в ближайшем будущем должна стать направленная работа с
поставщиками по ориентации их технических разработок, исходя из интересов
компании. Это требует от сотрудников отдела знаний о потенциальных
возможностях поставщиков, их умении и готовности осуществить необходимую
адаптацию разрабатываемой продукции.
Глава 2. Планирование закупок
Логистика закупок
(снабжения), являясь первой логистической подсистемой, представляет собой
процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка
закупок до складов предприятия.
Для эффективного
функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы
необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий
согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению
следующих задач снабжения:
— анализ и определение
потребности, расчет количества заказываемых материалов;
— определение метода закупок;
— согласованность цены и
заключение договора;
— установление наблюдения за количеством,
качеством и сроками поставок;
— организация размещения товаров на складе.
Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения
решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью
бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.
2.1.
Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов
В процессе планирования закупок
необходимо определить: — какие материалы требуются;
— количество материалов, которые понадобятся для
производства продукта;
— время, когда они понадобятся;
— возможности поставщиков, у которых могут быть
куплены
товары;
— требуемые площади ваших
складских помещений;
— издержки на закупки;
— возможности организации производства некоторых
деталей на
своем предприятии.
Существует множество методик
определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства
продукции и с какой
периодичностью
они должны поступать от поставщиков, но все они
требуют информации о том, как использовались
аналогичные материалы в прошлом.
Например, в прошлом году было
использовано 1000 единиц сырья, что за неделю составило 1000 : 52 = 19 единиц.
Это количество может быть использовано в будущем.
Потребность в материалах можно
рассчитать, рассматривая определенную программу производства конечного
продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается
при помощи методики
MRP-1
(планирование потребности в материалах). Принцип ее прост: исходная точка —
это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной
продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется
в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время
производства их на собственном предприятии. Далее, исходя из времени поставок
конечного продукта потребителю, определяют брутто-потребность в поставляемых и
производимых самостоятельно материалах.
Брутто-потребность переводится
затем в нетто-потребность, при этом учитывают: — наличный запас;
— плюс уже заказанные материалы
и уже запланированное собственное производство;
— минус уже предназначенный для
предыдущей серии продукции заказ.
На основании данных расчета
определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до
момента поставки продукта.
Преимущество применения методики
планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и
производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.
Если спрос потребителей
колеблется, следует пользоваться методом сглаживания таких колебаний.
Применение этого метода
целесообразно в случаях регулярно повторяющихся (например, сезонных) колебаний
спроса на конечный продукт.
Сглаживание достигается
сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозными
значениями, рассчитанными для этого же периода:
Прогноз на новый период ==
Прогноз на предшествующий период + ах (фактическое потребление в предшествующем
периоде - прогноз на предшествующий период).
Весомость цифр в отдельные
периоды корректируется с помощью так называемого фактора «а», значение
которого находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение «а», тем весомее
влияние ближайших прошедших периодов и метод более подходит для оценки
фактического потребления.
В логистике используются и
другие методы определения потребности в материалах, как-то: —
детерминированный; — стохастический; — эвристический.
Первый используется, когда
известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по
количеству и срокам. Второй — когда основой для расчета являются математико-статистические
методы, дающие ожидаемую потребность. С помощью третьего метода потребность
определяется на основе опыта работников.
Все рассмотренные методы
определения количества, времени и периодичности закупок имеют свои достоинства
и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг или определении
потребностей в материалах. Выбор зависит от: — профиля фирмы; — возможностей
заказчика; — типа изделий; — наличия и вида складов; — системы контроля за
состоянием запасов.
2.2. Определение метода закупок
Выбор метода закупок зависит от
сложности конечного продукта,
от
состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок
являются: оптовые закупки;
Страницы: 1, 2, 3
|