Железнодорожный вагоноремонтный завод
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно –
технологический с централизованным управлением органом власти. Созданная
за большой исторический период сильная система управления позволяет успешно
решать все возложенные государством на железнодорожный транспорт задачи.
Огромная общегосударственная и социальная значимость, особенности работы
определили законодательное закрепление федерального статуса
железнодорожного транспорта, государственное регулирование и контроль за
его деятельностью, развитие материально – технической базы и
удовлет-ворение основных потребностей в составе государственных нужд.
Железнодорожный транспорт осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии
с органами государственной власти и управления субъектов Российской
Федерации.
Магистральные железные дороги работают в тесном контакте с
подъездными путями обеспечивающими производственную деятельность десятков
тысяч промышленных предприятий, строек и других организаций.
Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки
пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или
моторвагонной тяги.
Среди всех видов транспорта, во многих странах ведущее место
занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью.
1.
Возможностью
обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в
перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.
2.
Высокой
провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие
расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью,
низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую
природную среду, чем другие виды транспорта.
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок складывается с
учетом экономико – географических, демографических и других факторов.
Железнодорожный транспорт связывает в единое целое многочисленные области
и районы страны, обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, реализацию
социальных программ, экономическую и национальную безопасность государства,
активно влияет на развитие межрегиональных и международных связей.
Железнодорожный транспорт России – сложное многоотраслевое хозяйство, в
составе которого 17 железных дорог с входящими в них отделениями, станциями,
локомотивными и вагонными депо, дистанциями пути, электроснабжения,
сигнализации и связи и другими подразделениями. Предприятия, осуществляющие
ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производящие
запасные части, оборудование и материалы, обеспечивающие средствами
связи, а также сбор и обработку технологической информации, ведущие научные
разработки в области техники, технологии и развитии железнодорожного
транспорта, организации и учреждения по подготовке кадров, обслуживанию
социальной сферы. В целях повышения устойчивости работы железно – дорожного
транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг, формирования
эффективной транспортной системы страны, снижения совокупных народно –
хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и
удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на ж. д. транспорте,
Правительство РФ постановило: Утвердить предполагаемую Программу структурной
реформы на ж.д. транспорте.
Установить, что реформирование ж.д. транспорта проводится в три этапа.
первый этап 2001 – 2002
второй 2003 – 2005
третий 2006 - 2010 годы.
Первый этап 2001 – 2002 годы включал в себя :
а) реструктуризация кредитной задолженности предприятий ж.д. транспорту
по платежам в бюджеты всех уровней и иным договорным обязательством
б) разработка проектов законодательных и иных МПА
в) развитие конкурентного сектора в сфере ж.д. перевозок
г) инвентаризация имущества предприятия ж.д. транспорта
разделение функций государственного управления и хозяйственной
деятельности, созданные ОАО «РЖД»
Второй этап 2003 – 2005 годы, включает в себя:
а) реорганизация ОАО»РЖД» путем выделения в дочерние акционерные
общества самостоятельных, структурных подразделений, осуществления отдельных
видов предпринимательской деятельности (пассажирские и грузовые перевозки,
спец.первозки, услуги по ремонту технических средств, иные виды деятельности не
связанные с перевозками)
б)поэтапное сокращение перекрестного субсидирования
- создания условий для повышения уровня конкуренции
- создание условий для приобретения компаниями магистральных локомотивов
- привлечение инвестиций для развития ж.д.транспорта
Третий этап 2006 – 2010 годы
продолжение привлечения инвестиций путем продажи пакетов акций дочерних
обществ ОАО»РЖД» и других АО созданные на железнодорожном транспорте с
участием государственного капитала.
Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным
способом перевозки грузов и передвижения пассажиров. Системообразующая
роль железнодорожного транспорта подтверждается объемом выполняемых им работ.
В системе ж.д.транспорта занято 1 млн.653 человек.
Системный анализ современного состояния ж.д. транспорта в России и
тенденцией его развития показывает что, несмотря на его стабильную работу, для
отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем:
1. Уровень эффективности железных дорог, ассортимент и качество услуг,
предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечают требованиям
складывающейся экономической ситуации. Это связано с низким уровнем мотивации
работников: отсутствует четкая связь между вознаграждением сотрудников и
результатами их труда, а так же относительно низок уровень оплаты труда
отдельных категорий работников (особенно работников тарифных разрядов)
наметилась опасная тенденция оттока высококвалифицированных специалистов из отрасли.
2. Совмещение функции хозяйственной деятельности и государственного
регулирования в одном отраслевом органе государственного управления сдерживает
развитие рыночных отношений в отрасли и препятствует развитию конкурентной
среды.
3. Отсутствует механизм предоставления равноправного доступа к
инфраструктуре независимым компаниям – перевозчиком и обеспечения благоприятной
среды их деятельности.
4. Высокая степень износа основных фондов отрасли в условиях
прогнозируемого роста спроса на перевозки требует больших затрат их
текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической
устойчивости ж.д.транспорта и определяет значительную потребность в
инвестициях.
5. Несовершенна нормативная база функционирования ж.д. транспорта.
Высокая степень износа основных фондов в отрасли прогнозируемого роста
спроса на перевозки требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт,
создает опасность потери устойчивости ж.д. транспорта и определяет
значительную потребность в инвестициях.
В период с 1992 года ежегодный объем инвестиций в отрасли снизился более
чем в три раза, а износ основных производственных фондов возрос с 36 до 50%.
Полная восстановительная стоимость основных средств, выбывающих в течение
последующих пяти лет, превышает 780 млрд. рублей. Основными препятствиями в
решении этих проблем являются:
- недостаточная финансовая прозрачность хозяйственной деятельности
- ограниченные возможности привлечения частных инвестиций в
необходимом масштабе
- перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности за счет
прибыльных (убыток от пассажирских перевозок в 1992 году превысил
26млрд.рублей)
- низкая прибыльность системы ж.д.транспорта в целом (в том числе в связи
с перегруженностью объектами социальной сферы и не основными видами
деятельности.
В условиях экономического роста ключевыми требованиями для эффективной
работы ж.д.транспорта становятся снижение собственных затрат, повышение
мотивации работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования
пользователей к качеству услуг и гибко реагирует на изменения спроса.
Неотложность решения проблем определяют необходимость и возможность
проведения реформы на ж.д. транспорте. Целями структурной реформы на ж.д.
транспорте являются:
- повышение устойчивости работы ж.д.транспорта, его доступности,
безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого
экономического пространства страны и общенационального экономического развития
- формирование единой, гармоничной транспортной системы страны
- снижение совокупных народно – хозяйственных затрат на перевозки грузов
ж.д. транспорта
- удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые ж.д.
транспортом
Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на
ж.д. транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:
- разделение функций государственного управления и организации
хозяйственной деятельности на ж.д. транспорте с одновременным выделением
из монопольной структуры конкурентных видов деятельности
- сохранение единой государственной сетевой производственной
инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажиров за счет
грузовых, внутрироссийских за счет экспортно – импортных перевозок
- совершенствование тарифной политики
- развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного
состава, перевозок и обслуживание пассажиров
- недопустимость слияния предприятий, действующих в конкурентной среде, с
предприятиями естественно – монопольного сектора
- выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов
социально – бытового и другого назначения (кроме специализированных) для
снижения непроизводственных издержек
- осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной
привлекательности системы железнодорожного транспорта
- повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного
транспорта и обеспечение им социальных гарантий.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1
НАЗНАЧЕНИЕ,
СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЕКТИРУЕМОГО ЗАВОДА
Работы, предусмотренные в этих цехах выполняются на открытых,
временно приспособленных площадях, постоянно подверженных влиянию
атмосферных осадков и нижних температурных режимов (40 -45 С)
Сейчас в вагоноремонтном заводе 5 основных цехов: вагоносборочный;
кузнечно – механический;
колесно – тележный
ремонтно – монтажный
транспортный
В состав вагоноремонтного завода входят разнообразные цеха, службы и
хозяйства, имеющих между собой тесные производственные связи. Все их можно
объединить в три самостоятельные группы: цеха основные, цеха вспомогательные,
общезаводские обслуживающие хозяйства и служебные (энергетическое хозяйство,
транспортная, складская служба и т.д.)
Все основные (производственные) цеха вагоноремонтного завода делятся на
три группы: основные, заготовительные и обрабатывающие.
В состав основного вагоносборочного цеха входят цех разборки
вагонов и цех ремонтно – сборочный для ремонта грузовых вагонов. В отдельный
основной цех ходовых частей или так называемый колесно – тележечный цех.
Заготовительными цехами являются – кузнечный, цех ремонта запасных частей,
механический цех.
Вспомогательные цехи лишь косвенно участвую в выпуске основной продукции.
В них изготавливают изделия, используемые в процессе производства основных
цехов. Это такие цеха: инструментальный, ремонтно – монтажный, цех ремонта
электрооборудования.
Энергетическое хозяйство объединяет котельные, компрессор-ные станции,
трансформаторные подстанции, кислородную станцию.
В транспортное хозяйство входят депо маневрового тепловоза,
гараж автотранспорта, вагонные парки (для вагонов, ожидающих ремонта и
отремонтированных вагонов), железнодорожные пути предприятия. Грузо – почтовые
и другие безрельсовые дороги для межцехового транспорта.
К складскому хозяйству относятся: склад отдела материально –
технического снабжения, склад производственного отдела (склад
полуфабрикатов), склад топлива и горюче - смазочных материалов.
На Свободненском ВРЗ производится капитальный ремонт грузовых
вагонов. В основном объектами работ являются полувагоны, платформы для
перевозки большегрузных контей-неров. Но на заводе осуществляется также
ремонт других грузовых вагонов, являющихся собственностью каких – либо
предприятий. Этот ремонт осуществляется по заключению двустороннего
договора между ВРЗ и предприятием – собственником.
Вагоносборочный цех – является основным цехом завода. В нем выполняются
разборочные, ремонтные, сборочные и покрасоч-ные работы при ремонте
вагонов. Вагонно-сборочный цех размещается в старом двух пролетном здании,
ширина пролетов – 15 м. Длина цеха составляет – 130м. Четыре нитки
железнодо-рожного пути. Вагоны очищают и разбирают на открытой разборной
площадке. Подача вагонов в цех, передвижение их по позициям и выдача их из цеха
в настоящее время производится тепловозом. Вагоносборочный цех – занимается
капитальным, текущим деповским ремонтом полувагонов и платформ. В цехе работают
электросварщики, газорезчики, слесари, машиниста крана, это самый большой по
площади цех. В цех есть вытяж-ная вентиляция. Первый участок
вагонно-сборочного цеха – это участок разборки и очистки вагонов.
Из-за отсутствия мощностей обмывка вагонов не производится. После
очистки вагона все детали и узлы подвергаются контрольному осмотру
подробной описи на ремонт. Определяются варианты ремонта вагона в
зависимости от технического состояния вагона. При разборке полувагонов
все люки и торцевые двери снимаются и отправляются на ремонт в цех ремонта
запасных частей. Ремонт вагонов в основном производится на четырех
параллельных семипозиционных конвейерных линиях. Метод ремонта полува-гонов
– поузловой в зависимости от объема правильно - газорезных работ.
Полувагоны подаются в вагоносборочный цех после очистки и разборки (обмывка
вагонов не производится).
Кузнечно-механический цех состоит из пяти отделений: кузнечного, инструментального,
механического, ремонта запасных частей, холодных прессов.
Цех производит продукцию, как для нужд завода, так и нужд дорог. В цехе
работают: кузнецы, машинисты, токари, слесари, электросварщики, газорезчики,
прессовщики.
Кузнечное отделение изготавливает заготовки методом свободной ковки и
детали мето-дом холодной и горячей штамповки, кузнечное отделение осна-щено
паровоздушными молотами, горизонтально ковочной маши-ной, кривошипными,
дугостаторными прессами и другим оборудованием. Оборудование физически
изношенное и требует замены.
Механическое отделение
Значительная часть деталей подвергается механической обработке
после их изготовления в кузнечном отделении. Производит изготовление
шплинтов, гаек, болтов, валиков, ремонт деталей рычажной передачи.
Обработка пятников после наплавки. Магнитный контроль и испытание деталей
на растяжение. Отделение оснащено оборудованием: станки токарные, сверлильные,
резьбонарезные, полуавтомат для изготовления шплинтов, кран – балка, кран
консольный, стенды для испытания деталей на растяжение, оборудование
неразрушающего контроля.
Заготовительное отделение
Производит нарезку листового материала и фасонного профиля, штамповка
шайб, заготовок на гайки, болты, валики. Отделение имеет прессножницы для резки
металла, пресса для раскроя листового проката и профилей.
Цех ремонта запасных частей (РЗЧ), состоит из отделений:
Отделение ремонта автосцепного устройства;
Отделение по ремонту люков;
Отделение по ремонту дверей.
Отделения по ремонту дверей, крышек люков и автосцепного оборудования
производит ремонт люков, снятых с вагона и изготовление новых люков, ремонт
автосцепки, тяговых хомутов, поглощающих аппаратов. Отделение оснащено всем
необходимым оборудованием: кран-балка, краны консольные, станки: строгальные,
фрезерные, сверлильные, станок для фрезеровки хвостовика автосцепки, пресс для
разборки и сборки поглощающих аппаратов, стенд для разборки и сборки
автосцепки, электросварочные аппараты и п/автоматы для триангелей, а также
фрезерный станок модели 0008 «Фрест» для механической обработки наплавленных
мест подпятников надрессорных балок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|