Меню
Поиск



рефераты скачать Жизнеобеспечение семей в военных городках и в ЗАТО

Обострилось и обеспечение жизненного уровня военнослужащих на территории ЗАТО (военный городок): актуализировалась проблема трудоустройства и более эффективного применения своих профессиональных навыков (это отмечала большая половина респондентов в 1994 г.). В силу Определенной специфики проживания на территории поселка, возможности трудоустройства его жителей и вновь прибывающих складывается ряд ограничений при выборе и приеме на работу по специальности из-за отсутствия свободных вакансий. Ожидание желаемой или подходящей работы в этом случае затягивается на неопределенный срок, что сказывается не лучшим образом на общей работоспособности человека и его профессиональной отдаче. По результатам анализа более половины респондентов при устройстве, а работу не имели достаточного выбора и согласились на которую им предложили. Ряд факторов, в числе которых низкий уровень заработной платы, справедливость и обоснованность оплаты труда, условия для квалифицированного роста, организация труда и режим (распорядок, сменность), у большинства респондентов вызывает неудовлетворенность (в различной степени).

Тенденция к низкому обеспечению жизненного уровня военнослужащих армии и флота проявляется по всей России. З настоящее время наблюдается отрицательная динамика его развития. Если принять уровень жизни в 1986 г. за 1,0, то в октябре 1991 г. он составил 0,6; к февралю 1992 г. — 0,4 летом 1992 г. — 0,3; в ноябре 1992 г. — 0,25. Увеличение размеров денежного содержания военнослужащих с 1 январе 1993 г. привело к повышению их жизненного уровня до 0,85 (на февраль 1993 г.). В марте 1994 г. он составил всего 0,3 по сравнению с 1986 г. (см. рис.2)



Рис. 2. Диаграмма показателя уровня жизни военнослужащих


 

Рис. 3. Диаграмма оценки материально положения военнослужащих.

 

Подобный процесс ухудшения материального положения военнослужащих характерен лишь для некоторых групп населения, например, научной интеллигенции и служащих. Более 82% офицеров и прапорщиков постоянно испытывают материальные затруднения, причем 32% из них «не могут свести концы с концами», 93% офицеров и прапорщиков в Северно-Западной группе войск, 90% — в Забайкалье и 89% — в Ленинградском военных округах оценили свое материальное положение как критическое или близкое к нему (см. диаграмму на рис. 3). К сожалению, с тех пор ситуация не изменилась к лучшему.

Организация работы объектов социально-бытового и культурного назначения, играющих большую роль в повседневной жизни жителей поселка по причине достаточной отдаленности последнего от областного центра, не отвечает современным требованиям. К перечню объектов, количество которых на сегодняшний день вызывает у населения особую озабоченность (как и качество исполнения, ими работ), следует отнести объекты сферы услуг, а именно: спортивные залы, рестораны, вечерние кафе и бары, дома быта, сауны, детские спортивные школы и площадки. Такие объекты, как продовольственные и промтоварные магазины, кинотеатры, отделение связи и сбербанка, бани, дома культуры и отдыха не удовлетворяют существующим потребностям не только их количественным соотношением, но и ассортиментом предоставляемых услуг. Торговое обслуживание находится на низком уровне. Поселковые магазины неудовлетворительно снабжаются продуктами питания и товарами первой необходимости, что вынуждает жителей совершать внеплановые рейсы в областной центр. для решения многих проблем бытового обслуживания жители городков вынуждены выезжать в ближайшие населенные пункты.

В поселке отсутствуют предприятия различных форм собственности и предпринимательской деятельности по предоставлению услуг в сфере общественного питания, производству товаров народного потребления, медицинскому обслуживанию, физкультуре и спорту, в области культуры, по предоставлению транспортных и юридических услуг.

Более трети респондентов выразили неудовлетворение работой сферы здравоохранения и медицинского обслуживания (обеспечение их услугами по лечению, диагностике и профилактике ряда заболеваний). Большинство опрошенных считают, что для повышения уровня медицинского обслуживания в поселке на сегодняшний день нет условий, как нет и разнообразных медицинских услуг для детей и взрослых. Те из респондентов, кто пользовался платными медицинскими услугами, предлагаемыми учреждениями поселка, не удовлетворены их обслуживанием по ряду причин. К их числу следует отнести низкую профессиональную подготовку персонала, уровень оснащенности кабинетов, объем работ и качество их исполнения, отношение к пациентам, высокие цены. Наибольшее число нареканий по этому поводу поступает в адрес стоматологов. По мнению большинства респондентов, для повышения уровня и качества медицинского обслуживания жителей поселка следует открыть широкую сеть процедурных кабинетов, организовать медицинское обслуживание по принципу «семейного врача», разрешить частную практику врачей с установлением их правовой ответственности за результаты лечения, уделять больше внимания профилактике заболеваний.

Существует свой круг проблем в сфере образования и организации досуга подрастающего поколения поселка. Их решение имеет не менее важное значение. Ограниченное число учреждений по организации детского досуга и творчества, культурному и эстетическому воспитанию вызывает серьезную озабоченность среди респондентов. Практически вся инициативная и организационная деятельность детских клубов, кружков и других учреждений поддерживается энтузиазмом руководства школы и центра социальной помощи семье и детям.

Неразвитость системы социально-бытовых условий жизни военнослужащих и членов их семей в целом по России также характеризуется низким уровнем торгово-бытового обслуживания населения военных городков и гарнизонов, плохой организацией свободного времени военнослужащих и членов их семей, необходимостью оздоровления социально- психологического климата в населенных пунктах, военных гарнизонах и городках. В стране не отработана система переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей по гражданским специальностям.


Модель многопрофильной социальной службы


В рамках исследования и социального эксперимента, с учетом этих принципов, нами была создана модель многопрофильной социально ориентированной службы в военном городке «Комплекс социальной защиты и помощи населению, ЗАТО г. Пермь-76». Одной из задач эмпирической части исследования была разработка и внедрение превентивной системы социальной адаптации населения городка к изменившимся социально-экономическим условиям за счет использования как внутренних, так и внешних ресурсов. При разработке методической части работы мы предварительно познакомились с существующими подобными межведомственными региональными моделями, которые проходят апробацию под руководством Центра социальной педагогики (Российской академии образования). Стержневой целевой ориентацией этих моделей является перенесение акцента в работе всех социальных институтов с борьбы со следствиями на искоренение причин негативных явлений, формирование воспитывающих отношений в социуме и, прежде всего, в сфере семьи. Параллельно была изучена система социального управления в ЗАТО (военный городок) как в России, так и за рубежом, проанализированы используемые технологии социального управления, изучены потребности населения данной локальной социально-территориальной общности. Модифицируя собранный и проанализированный материал с учетом потребностей конкретной социально-территориальной общности, мы предложили вышеназванный эксперимент руководству органов местной власти к рассмотрению и анализу. К экспертизе проекта привлекались специалисты из научных структур Центра социальной педагогики РАО, кафедры педагогики Военного гуманитарного университета (г. Москва), затем он был представлен на Международной конференции «Исторические корни социальной работы в Россию» (г. Коломна),. проводимой Ассоциацией социальных педагогов и социальных работников РФ в мае 1993 г. Проект прошел экспертизу Ученого совета Центра социальной педагогики РАО. Эксперимент по проекту начался 1 марта 1993 г.

С помощью методики «Проблемное колесо» мы исследовали системообразующий фактор (органы местного самоуправления) конкретной локальной социально-территориальной общности и получили следующие результаты.

Проблемный ряд «а»: 1) управление по—старому; 2) незнание принципов социального управления; 3) отсутствие учета особенностей внутренней и внешней среды социального управления; 4) незнание психологических аспектов управления.

Проблемный ряд «б»: 1) недостаточное финансирован учреждений социальной сферы; 2) слабое использование возможностей различных статей бюджета и внебюджетных фондов для реализации потребностей населения; 3) отсутствие практики работы по социальным программам, инициированным снизу, предполагающим привлечение не только государственных средств, но и ресурсов из других секторов общества, кроме государственного; 4) непонимание роли общественных организаций в возможности привлечения дополнительных ресурсов в территорию; 5) низкий уровень информированности управленческих кадров о возможностях организационно-правовой базы современной России в привлечении дополнительных ресурсов.

Проблемный ряд «в»: 1) недостаток информационно—аналитической деятельности; 2) отсутствие социологических исследований, направленных на изучение и диагностику потребностей населения данной социально—территориальной общности; 3) игнорирование этапа стимулирования в процессе социального управления как средства побуждения объекта управления к определенного рода активности, его замена этапом координации этой активности.

Проблемный ряд «г»: 1) игнорирование одного из основных ресурсов социального управления - человеческого потенциала; 2) незнание технологий привлечения и эффективного использования данного ресурса; 3) низкий уровень управленческой культуры; 4) отсутствие систематической переподготовки управленческих кадров; 5) несоблюдение повышения квалификации.

Проблемный ряд «д»: 1) отсутствие системы в работе со штатом администрации и руководителями учреждений социальной сферы; 2) ригидный менталитет, не готовый к изменениям; 3) чувство самодостаточности управленческих кадров; 4) отсутствие инициативы («Инициатива наказуема»); 5) ведущие кадровые работники — бывшие функционеры.

Проблемный ряд «е»: 1) непонимание роли общественных организаций в привлечении дополнительных ресурсов в территорию; 2) ориентация на прогосударственные общественные организации, действующие по-старому; 3) слабое использование творческих возможностей индивидуальной и социальной субъективности человека; 4) неумение выявлять и поддерживать гражданские инициативы; 5) незнание факта формирования в России третьего сектора, отличного от государственного и коммерческого.

Проблемный ряд «ж»: 1) низкий коэффициент полезного действия органов социального управления; 2) система функционирует, но не развивается; 3) оперативный уровень постановки целей и задач; 4) отсутствие стратегического планирования снизу; 5) отсутствие миссии органов местного самоуправления.

Проблемный ряд «з» 1) невозможность оказания помощи каждому клиенту; 2) рост количества клиентов; 3) превалирующий вид услуг в специфическом микросоциуме — натуральная помощь; 4) органы социального управления ориентированы на фрагментарность оказываемых услуг.

Проблемный ряд «и»: 1) отсутствие социально значимых программ, ориентированных на социальную адаптацию населения; 2) слабая связь с населением; 3) низкий профессиональный уровень управленческих кадров.

Проблемный ряд «к»: 1) много контролеров, мало исполнителей; 2) тяжеловесная структура управления; 3) из-за отсутствия этапа стимулирования в процессе социального управления возрастает роль управленческого ядра в контроле за деятельностью объектов социального управления.

В процессе подробного анализа каждого проблемного ряда все проблемы анализировались с трех позиций: 1) существует ли возможность изменения ситуации для разрешения проблемы; 2) нужен ли контроль за ситуацией; 3) надо ли просто принять ситуацию такой, какая она есть, ввиду невозможности ее изменения.

Данный подход позволил выявить основные направления в процессе обновления технологий социального управления для оптимизации этой системы и разрешения проблем, дестабилизирующих ее: 1) проведение систематических социологических исследований с целью диагностирования потребностей населения специфического микросоциума; 2) гибкое сочетание социального планирования сверху и снизу; 3) освоение проектирования как одного из ведущих видов деятельности органов социального управления; 4) использование и учет этапа стимулирования в процессе социального управления; 5) повышение профессиональной подготовки управленческих кадров; 6) разработка системы информационного обеспечения процесса социального управления посредством его компьютеризации. По итогам работы фокус-групп с использованием деловой игры на определение ценностей были выявлены ценности населения ЗАТО (военный городок). Анализ причин их слабого удовлетворения позволил определить пути и способы удовлетворения интересов, потребностей и ценностей населения микросоциума.

Для координации усилий и деятельности социальных учреждений ЗАТО (военный городок) при Фонде социальной поддержки Администрации поселка был создан Координационный Совет. Помимо этого был создан Комплекс социальной защиты и поддержки населения (КСЗиПН), объединивший разные организации и структуры ЗАТО. деятельность КСЗиПН финансировалась за счет обязательных поступлений из госбюджета (разделы 200 — образование, 203 — здравоохранения, 206 — молодежная политика и 207 — социальная защита) и внебюджетных поступлений. Структурные подразделения КСЗиПН, которые включали как руководителей отделов местного самоуправления, так и руководителей социальных учреждений, начали работать по программам, направленным на превентивную поддержку населения по целому ряду вопросов жизнедеятельности:

1. Программа подготовки социальных педагогов и социальных работников для КСЗиПН военного городка предусматривала их обучение (переобучение, повышение квалификации и т. п.) в Институте социальной работы и Открытой международной школе социальной работы при Ассоциации социальных педагогов и социальных работников (г. Москва) Пермском университете.

2. Программа «Малый бизнес» предусматривала переподготовку военнослужащих и членов их семей для организации собственного дела и развития сети дополнительных социальных услуг на территории городка. На начальном этапе программа осуществлялась совместно с Американской негосударственной организацией «КАУНТЕРПАРТ» и Благотворительным фондом помощи детям военнослужащих «Российская забота». Программа осуществлялась на основе договора о совместной деятельности и полученного гранта. Программа включала следующие направления:

а) переоборудование швейного цеха с целью создания дополнительных рабочих мест для жен военнослужащих;

б) конкурс проектов по созданию предприятий малого бизнеса в городке и их стартовое финансирование;

в) обеспечение компьютерным оборудованием Центра социальной помощи семье и детям;

г) поставка медицинского оборудования, полученного каналам гуманитарной помощи, для использования в род ном отделении гражданской больницы.

3. Программы «Безопасное материнство» и «Планирование семьи» были направлены на принципиальное обновление повышение качества медицинского обслуживания в ЗАТО (военный городок), укрепление материальной базы больницы создание кабинета планирования семьи и контрацепции, кабинета подросткового акушера-гинеколога. Фонд социально поддержки при администрации профинансировал профильную переподготовку врачей в г. Москве.

Сравнивая модифицированную систему социального управления и предыдущую, можно сделать следующие выводы:

• использование возможностей различных статей бюджета, внебюджетных фондов, грантов от зарубежных некоммерческих организаций для реализации потребностей населения возможно с помощью разработки и осуществления социальных программ;

• учет одного из основных ресурсов социального управления — человеческого потенциала — ведет к повышению эффективности социального управления локальной социальной территориальной общности. Вместе с тем незнание технологий привлечения и эффективного использования данного ресурса или нарушение методики их использования ведет к низкой результативности принимаемых решений либо к их провалу;

• уровень управленческой культуры является определяющим в процессе оптимизации технологий социального управления, то есть необходимо соблюдение принципа повышения квалификации;

• ригидный менталитет управленческих кадров, не готовых к изменениям, отсутствие инициативы оказывают решающее влияние на эффективность реализации управленческих решений;

• превалирующим видом услуг осталась натуральная помощь, сохранилась прежняя ориентация органов социального увеличение числа элементов, составляющих социальную инфраструктуру (отделение социальной помощи на дому, льготная столовая, Попечительский совет, МП «Забота», школа-комплекс, информационно-учебный центр, курсы по переподготовке офицеров запаса и членов их семей);

• введение дополнительных служебных обязанностей для руководителей отделов администрации.

Проведенная модификация в работе учреждений и предприятий социальной сферы не позволила органам социального управления принципиально разрешить проблему оптимизации процесса управления, поскольку по-прежнему было много контролеров, мало исполнителей, отсутствовали специалисты, эффективно владеющие новыми знаниями и технологиями социального управления.

Практическая работа в рамках этой модели, основанной на методах приспособления, показала отсутствие взаимодействия учреждений и организаций на превентивном уровне как во внутренней, так и во внешней среде, необходимость введения консультационных услуг психолога, юриста и других специалистов в специфическом микросоциуме для оказания помощи населению на информационном и технологическом уровне. Другими словами, система требовала определенных изменений для ее стабилизации.

Список используемой литературы:


1)                Павленко П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. – М., Изд-во Дагинов и Ко., - 2006 г. 456 стр.

2)                Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России. – М., Изд-во Дрофа. – 2001 г. 672 стр.

3)                http://www.ivpress.ru/n556/society/00003853.htm

4)                http://subscribe.ru/archive/law.trudpravo/200610/01050540.html



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.