Жизнеобеспечение семей в военных городках и в ЗАТО
Нормативно-правовой
статус ЗАТО (военный городок)
Радикальные
реформы в стране, трансформация экономической системы, формирование рыночных
отношений и разгосударствление общественной жизни определили необходимость
обновления технологий социального управления не только на федеральном уровне,
но и на уровне различных территориальных общностей, одной из которых является,
ЗАТО (военный городок).
Закрытое
административно-территориальное образование - имеющее органы
местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого
расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и
утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других
материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим
безопасного функционирования и охраны государственной тайны,
включающий специальные условия проживания граждан.
Закон о закрытых
административно-территоиальных образованиях был принят в 1992 г. Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого
административно-территориального образования, регулирует особенности местного
самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и
(или) работающих в нем, и их права. Под его действием оказалось 47
городских поселений, насчитывающих общей сложности около 1,5 млн. жителей, 10
находятся в ведении Минатома (бывшего Минсредмаша) и 37 — в ведении Минобороны
РФ. Среди первых преобладают городские поселения при военно-морских базах на
побережье Кольского п-ова, Камчатки и Дальневосточного Приморья, космодромах
(Плесецк), испытательных полигонах (Капустин Яр) и других военных объектах. Ко
вторым относятся «атомграды», сосредоточивающие почти 2/3 всего населения
ЗАТО.
«Атомграды» в
системе закрытых административно-территориальных образований образуют наиболее
элитарную в научно-техническом отношении структуру, включающую НИИ, КБ, опытные
заводы и т. д., с двумя федеральными ядерными центрами, один из которых Саров
(б. Арзамас-1б), где была создана первая в стране атомная бомба, другой —
Снежинск (б. Челябинск-7О), родина первой российской водородной бомбы. В
закрытых городах ядерной специализации производят не только уран и плутоний,
различные виды ядерного оружия (боеголовки), но также редкоземельные элементы,
точные приборы, электронику, средства космической техники и другие изделия,
необходимые в первую очередь для атомной промышленности. Предприятия
«атомградов» отличаются четкой специализацией, в совокупности образуя целостный
ядерный топливный цикл.
Большинство «атомградов»
расположено в европейской части страны. Б их числе пять городов на Урале:
Снежинск, Озерск (б. Челябинск-65), Новоуральск (б. Свердловск-44), Лесной (б.
Свердловск-45), Трехгорный (б. Златоуст-36). По одному такому городу есть в
Волго-Бятском районе – Саров - и в Поволжье - Заречный (б. Пенза-19). На восточные
районы приходится три «атомграда»: один в Западной Сибири — Северск (б.
Томск-7) и два в Восточной Сибири — Железногорек (б. Красноярск-26) и
Зеленогорск (б. Красноярск-45). Самый крупный из 4атомградов<> по
численности населения — Северск (более 100 тыс, жителей). Близко к нему стоят
Новоуральск и Озерск.
Исходя из
сложившейся политики размещения производительных сил и оборонной концепции,
административно-терриориальные образования (города и поселки) были, в
соответствии с действующими нормативными актами, созданы как закрытые.
Распоряжением Правительства РФ от 4 января 1994 г. с 3-Р были «открыты» не
только имена ЗАТО, но и данные их населения. В отличие от военных городков ЗАТО
(военный городок) представляет собой муниципальное образование, прошедшее все
этапы реформ местного самоуправления.
До 1991 г. в ЗАТО
(военный городок), находящихся в ведении Министерства обороны и Управления
ракетных войск стратегического назначения (РВСН), существовали, наряду с
военным командованием, поселковые советы. Они финансировались из бюджета
субъекта Федерации, на территории которого находились. Начало первого этапа
реформы местного самоуправления было отмечено принятием в 1991 г. Закона о
местном самоуправлении в РСФСР с целью изменения жестко централизованной
системы Советов. В действительности он не способствовал становлению реального
самоуправления. Произошла децентрализация управления, но сохранилась его
жесткая подчиненность по вертикали. На органы местного самоуправления была
возложена ответственность за ряд аспектов развития территории. Сохранение
принципа остаточного финансирования обусловило необходимость правового
оформления статуса (военный городок), которое и было осуществлено на основании
постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г.
Новый этап
реформирования органов местного самоуправления начался после событий сентября —
октября 1993 г., когда указами Президента РФ была приостановлена деятельность
представительных органов всех уровней. Указом Президента РФ от 26 октября 1993
г. №1760 были назначены выборы представителей органов местного самоуправления.
В настоящее в функционирование системы местного самоуправления, в структуру
которого входит и ЗАТО (военный городок), определяется ст. 12 Конституцией РФ,
где указывается, что в России признается и гарантируется местное
самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Федеральным
законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного
самоуправления не входят в систему государственной власти. Структура органов
власти местного самоуправления определяется ими самостоятельно. Расширившиеся
полномочия органов социального управления придали особую специфику развитию
социальных процессов в ЗАТО (военный городок) и обусловили запуск процесса
обновления и создания новых технологий управления социальной работой.
Специфика ЗАТО
(военный городок) определяется многими факторами. К ним относится наличие
представителей двух видов власти: гражданской (представленной органами местного
самоуправления) и военной и, как следствие, различную ведомственную
подчиненность организаций и учреждений. Социальная инфраструктура данных
микросоциумов может быть проиллюстрирована на примере ЗАТО пос. Звездный
Пермской области и пос. Кедровый Красноярского края за 1996 г. Качественные и
количественные характеристики подобных инфраструктур показаны в таблице №1.
Таблица
№1. Социальная инфраструктура ЗАТО (военный городок).
№
Пл.
|
Наименование
объекта инфраструктуры ЗАТО (военный городок)
|
пос Кедровый Красноярского края
|
пос. Звездный Пермской области
|
1
|
Число
амбулаторно-поликлинических учреждений
|
2
|
2
|
2
|
Обеспеченность
населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями
(на
10 тыс. чел).
|
2,1
|
2,1
|
3
|
Число больничных учреждений
|
2
|
2
|
4
|
Обеспеченность
населения больничными учреждениями, число учреждений
(на
10 тыс. чел).
|
2,1
|
2,1
|
5
|
Количество
врачей
|
46
|
73
|
6
|
Количество
среднего медперсонала
|
155
|
126
|
7
|
Обеспеченность населения
средним медперсоналом (на 10 тыс. чел).
|
132,6
|
132,6
|
8
|
Число
школ
|
1
|
2
|
9
|
Количество
учащихся
|
1694
|
1694
|
10
|
Процент
учащихся, занимающихся во вторую смену
|
48,8
|
48,8
|
11
|
Количество
учителей
|
11
|
11
|
12
|
Количество
дошкольных учреждений
|
3
|
5
|
13
|
Количество
детей
|
584
|
668
|
14
|
Число клубных учреждений
|
1
|
1
|
15
|
Обеспеченность
населения клубами
|
2,1
|
2,1
|
16
|
Число
мест в клубах
|
600
|
540
|
17
|
Обеспеченность
населения местами в клубах (на 1 тыс. чел).
|
57,4
|
57,4
|
18
|
Число
библиотек
|
1
|
2
|
19
|
Обеспеченность
населения библиотеками
(на
10 тыс. чел)
|
1
|
2,1
|
20
|
Книжный
фонд массовых библиотек, тыс. экз.
|
55,5
|
86,2
|
21
|
Число
предприятий торговли
|
5
|
5
|
Другие российские
ЗАТО (военные городки) имеют практически аналогичные статистические показатели
социальной сферы.
Как и многие
поселения в условиях разгосударствления и приватизации собственности,
формирования новых производственных отношений, имущественного расслоения
общества, обособления непроизводственной сферы, усиления социальной
напряженности, ЗАТО (военный городок) «болею» сложным комплексом противоречий,
необустроенностью и однообразием. На современном этапе эти противоречия
обострились чрезвычайно в результате сокращения Ракетных войск стратегического
назначения (РВ СН).
Специфика
жизнедеятельности населения ЗАТО
(военный
городок)
ЗАТО (военный
городок) как специфический локальный микросоциум имеет следующие характерные
особенности:
·
несовершенство
организационно-правовой базы, регламентирующей все стороны социальной политики
органов социального управления на территории ЗАТО (военный городок).
Законодательная база не в полной мере устанавливает общие и конкретные
(частные) принципы организации территориальной самодеятельности, не
гарантируется независимости существования социально-территориальной общности;
некоторые параграфы законов, регулирующие и., деятельность, не работают, т.к.
не предусмотрены механизмы реализации; многие работники государственных
органов, специалисты и часть населения относятся к местному самоуправлению как
к нижнему звену государственной власти и управления;
·
разная
ведомственная подчиненность учреждений социальной инфраструктуры ЗАТО (военный
городок), поскольку до сих пор не завершено формирование муниципальной
собственности, в том числе путем передачи всех жизненно важных для поселения
объектов жилищно-коммунального и, частично, социально-культурного назначения;
·
отсутствие
консолидированного бюджета органов местного самоуправления и командования;
·
небольшая
роль собственности в доходах местных бюджетов и неэффективность ее
использования;
·
слаборазвитая
система бытового обслуживания;
·
большой
разрыв между доходами и расходами в бюджете органов местного самоуправления
из-за отсутствия промышленных предприятий в системе муниципального хозяйства,
нехватки самостоятельных стабильных источников для покрытия дефицита.
Происходит резкое
ухудшение социального положения населения ЗАТО (военный городок), что
подтверждают результаты анкетного опроса, проведенного в городке с нашим
участием в 1994 г. Среди наиболее актуальных проблем респонденты выделяют
жилищную: при значительном количестве анкетируемых, проживающих в отдельных
квартирах, более трети не удовлетворены своими жилищными условиями. Одной из
основных причин неудовлетворенности является проживание в квартирах старой
застройки «хрущевского типа с большим физическим износом санитарно-технического
оборудования. Кроме того, отсутствует строительство нового и реконструкция
старого жилья, что не лучшим образом сказывается на ожидании и настроений
жителей поселка.
Эти данные
соответствуют общероссийской тенденции в среде военнослужащих: в настоящее
время более 200 тыс. семей военнослужащих не имеют жилья: 62,5 тыс. из них
размещаются в общежитиях и гостиницах; 14,8 тыс, семей военнослужащих проживают
в служебных помещениях воинских частей; 89,1 тыс, семей — на частных квартирах.
Свыше 100 тыс, семей нуждаются в улучшении жилья, более 77 тыс, уволенных с
военной службы ожидают жилье по месту жительства (см. рис. 1)
Рис.
1. Диаграмма обеспеченности военнослужащих жилой площадью в России.
В последнее время
общее число бесквартирных семей военнослужащих пополнилось еще на 100 тыс. за
счет вывода войск из стран ближнего и дальнего зарубежья. Если исходить из
того, что среднестатистическая семья военнослужащего состоит из трех человек,
то общее число бесквартирных в Вооруженных силах достигло миллиона человек. 78
опрошенных офицеров, прапорщиков и мичманов высказали неудовлетворенность
своими жилищными условиями; при этом в худшем положении находятся младшие
офицеры (и, следовательно, молодые семьи); 83% из них характеризуют условия
своего проживания как дискомфортные; 80% кадровых военных Ракетных войск
стратегического назначения и. Военно-воздушных сил не удовлетворены жильем.
Реализация
Государственной программы по обеспечению военнослужащих жильем до 1995 г. предполагает
не сокращение, а увеличение количества военнослужащих, не имеющих жилья, в
связи с сокращением Вооруженных сил, На начало 2001 г. в России насчитывалось
уже около 420 тыс. бесквартирных офицеров и служащих Российской армии, по
Пермской области — более 8 тыс, человек. Некоторые семьи ждут квартиры по 10 и
более лет1.
Страницы: 1, 2
|