Меню
Поиск



рефераты скачатьЕкатерина Романовна Дашкова- издатель и публицист

Екатерина Романовна Дашкова- издатель и публицист

Российский Государственный Социальный Университет

Гуманитарный факультет

Отделение журналистики

Курсовая работа

на тему:

«Екатерина Романовна Дашкова издатель и публицист»

Выполнила студентка 2 курса

Кормилицина Елизавета

Научный руководитель:

Матанис В.А.

Старший преподаватель

Москва.2005

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Публицистическая деятельность Е.Р. Дашковой……...……………...5

Особенности публицистики Е.Р. Дашковой …………………………………….5

Мемуары Екатерины Романовны Дашковой……………………………………8

Глава 2. Общественно- издательская деятельность ………….……………….15

Директорство в Российской Академии………………………………………….15

Словарь Академии наук…………………………………………………………..21

Заключение ……………………………………………………………………......25

Библиография…………………………………………………………………...…27

Приложения………………………………………………………………………..29

Введение

В истории русской культуры, русского Просвещения Екатерине Романовне

Дашковой принадлежит роль значительная и, пожалуй, еще недооцененная.

Восемнадцатое столетие называют иногда «женским веком в истории России». Из

шести представительниц прекрасного пола, правивших нашей страной, четверо

жили именно в этом столетии. Екатерина Романовна Дашкова – выдающаяся

женщина, оставившая заметный след в ту эпоху, Екатерина «Малая», как

говорили современники, ставя ее имя рядом с именем самой государыни

Екатерины Великой. Личность сильная, с деятельным характером и независимыми

суждениями, она не смогла приспособиться к миру придворного угодничества и

часть своей жизни провела в изгнании.

С 1783- 1794 год во главе двух академий – Академии наук и Российской

академии – стояла Екатерина Романовна Дашкова.

Кем была она, эта женщина, более 11 лет руководившая крупнейшими

научными учреждениями страны?

Екатерина Романовна оставила свой след во всех науках. Она пишет

пьесы, стихи, мемуары – «Записки», разрабатывает примерную систему

образования передового русского юноши, по ее инициативе издается первый

толковый словарь, под ее руководством выходит журнал «Собеседник любителей

российского слова», также она увлекается народными песнями. Пробует свои

силы в композиции.

Но где они, «Записки» Дашковой, где ее бумаги по управлению двумя

академиями, ее сочинения, картины, чертежи, письма – где все эти материалы,

безусловно, разные по ценности, но интересные историкам русской культуры?

Эти вопросы и хочется поставить в предисловии данной работы.

Единого фонда Дашковой не существует. Бумаги Екатерины Романовны,

связанные с ее деятельностью, хранятся в разных архивах и книгохранилищах

страны. Какие-то документы были перевезены за границу, как, например,

увезенная копия «Записок», с которой был сделан английский перевод. Вся

документация утеряна.

Цель этой работы состоит в том, чтобы исследовать деятельность

Екатерины Романовны Дашковой, в частности ее литературное наследие.

Многие литературоведы уже ставили перед собой задачу изучить труды

«Малой» Екатерины, такие как: Л.Я. Лозинская, Г.Н. Моисеева, Тишкин Г.А.,

Грот Я.К., Тычинина Л.В. и многие другие. Именно на этих материалах

основывалась данная работа.

Глава 1

Публицистическая деятельность Е.Р. Дашковой

Особенности публицистики Е.Р. Дашковой

Параграф 1

Литературная деятельность Екатерины Романовны Дашковой (в девичестве –

Воронцовой) началась еще в детстве: когда она жила в доме своего дяди,

крупного государственного деятеля времен Елизаветы Петровны, канцлера

Михаила Илларионовича Воронцова. Екатерина Романовна получила блестящее

образование: изучила четыре иностранных языка (французский, немецкий,

английский и итальянский), которыми впоследствии свободно владела;

занималась музыкой, танцами, рисованием. М.И. Воронцов был просвещенным

государственным деятелем. Он оказывал поддержку М.В. Ломоносову в его

грандиозной творческой деятельности, а после смерти великого русского

ученого заказал на свои деньги мраморный памятник, который до сих пор стоит

на его могиле. Е.Р. Дашкова через всю свою жизнь пронесла глубокое уважение

к М.В. Ломоносову.

Е.Р. Дашкова в детстве много читала. Личность сильная, с деятельным

характером и независимыми суждениями, она не смогла приспособиться к миру

придворного угодничества и часть своей жизни провела в изгнании.

«Любимыми моими авторами были Бейль, Монтескье, Вольтер и Буало»[1], -

позднее сообщала она в своих записках. «Шувалов, фаворит императрицы

Елизаветы… выписывал из Франции все вновь появившиеся книги. Он оказывал

особенное внимание иностранцам; от них он узнал о моей любви к чтению; ему

были переданы и некоторые высказанные мною мысли и замечания, которые ему

так понравились, что он предложил снабжать меня всеми литературными

новинками… Никогда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше

наслаждения, чем эти книги»[2]. Глубокое знание литературы, стремление

серьезно разобраться в происходящем в окружающей жизни и наблюдательность

позволили Е.Р. Дашковой стать одной из образованнейших русских женщин

второй половины XVIII века.

Раннее замужество, рождение детей, семейные обязанности не помешали ей

отдавать свое время любимым занятиям литературой.

Самые первые пробы на литературном поприще были сделаны в 1762 и 1763

годах, в журнале «Невинное упражнение» был напечатан подготовленный ею

перевод с французского « Опыт об эпическом стихотворстве, из сочинений г.

Вольтера». В 1781 году он вышел отдельным изданием. Позже в этом же журнале

помещены переводы Дашковой сочинения Гельвеция К.А. «Об уме».

Екатерина Романовна участвует в основании «Вольного российского

собрания при Императорском московском университете» и помогает ему своими

статями и переводами.

В первой части «Опыта трудов Вольного российского собрания» она

поместила «Опыт о торге» и две главы, переведенные из иностранного

произведения «Общество должно делать благополучие своих членов» и «О

сообщественном условии».

Во второй части «опыта трудов Вольного российского собрания» княгиня

Дашкова поместила отрывок из дневниковых записок, которые она вела в своем

путешествии по Европе. Здесь она описывала дома и сады английских лордов,

делится впечатлениями о соборных церквях, об остатках древнего Друидского

храма.

Екатерина Романовна чувствовала глубокое уважение и любовь к

английскому народу. « … Англия мне более всех других государств

понравилась!»[3]- отмечала Дашкова.

Дашкова постоянно помещала анонимно свои оригинальные и переводные

произведения в «Новых ежемесячных сочинениях», в «Друге просвещения» и в

«Русском вестнике».

В 1783 году Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей

российского слова», где печатались ее работы. Журнал просуществовал всего

два года, но и за это время Екатерина Романовна опубликовала здесь более

десяти статей. «Послание к слову «так»- самое известное произведение.

Княгиня Дашкова ополчается здесь на невежд, льстецов и подхалимов, готовых

соглашаться с любым вздором, если уж этот вздор несут сами господа.

Так же в одном из номеров «Собеседника» публикуется статья Е.Р.

Дашковой «О смысле слова «воспитание», где автор призывает прививать

воспитаннику любовь к Отечеству и правде. В журнале часто публиковались

речи, произнесенные Дашковой в Российской Академии. Например, в седьмой

части «Собеседника», размещена одна из таких речей, которая была написана

под сильным влиянием речей М.В.Ломоносова:

«Русский язык красотою, изобилием, важностью и разнообразными родами

мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские

языки, а потому и сожалительно, что россияне, пренебрегая столь сильный и

выразительный язык, ревностно домогаются говорить или писать несовершенно,

языком весьма низким для твердости нашего духа и обильный чувствований

сердца. До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу,

если бы познали цену языка своего!..»[4]

Полна патриотического воодушевления, оптимизма и деловой энергии

«Речь говоренная при открытии императорской Российской академии октября 21

дня 1783 года председателем сей Академии княгинею Екатериною Романовною

Дашковою, ее императорского величества статс-дамою, императорской Академии

наук директором, ордена Святой Екатерины кавалером, стокгольмской

королевской Академии наук и Санкт- петербургского вольного экономического

общества членом». Она указывает в своей речи, что академики должны также

заниматься изучением памятников отечественной истории и увековечить в

произведениях знаменитые события как минувшего, так и настоящего времени.

Дашкова пробовала себя и в драматургии. В начале 1786 года в Санкт-

Петербурге Дашкова Е.Р. написала комедию в пяти действиях «Тоисиоков, или

Человек бесхарактерный». В том же году она была поставлена на сцене

Эрмитажного театра и в 1788 годе перепечатана в 19-й части «Российского

феатра». Е.Р. Дашкова использовала в этом произведении жанр

«нравоописательной» бытовой комедии. Здесь обличались такие черты дворян –

современников автора, как беспринципность, алчность, галломания и потеря

национального достоинства. Сама Екатерина Романовна была убежденной

патриоткой, горячо отстаивавшей национальные традиции в русской культуре и

науке.

В 1799 году, посмотрев комедию Коцеба «Бедность и благородство души»,

Дашкова решила написать ее продолжение, которое получило название «Свадьба

Фабиана, или алчность к богатству наказанная».

Многие из историков считали Е.Р. Дашкову активной участницей сочинения

книги «Антидот», полемически направленной против французского

путешественника по России Шаппа де Отероша.

Так же она очень любила поэзию, современники второй половины XVIII

века говорили о том, что Е.Р. Дашкова помещала свои стихотворения, но, к

сожалению, до нас не дошли эти ее произведения.

Мемуары Екатерины Романовны Дашковой

Параграф 2

Самым известным творением Екатерины Романовны Дашковой по истине

считаются ее «Записки», которые венчают литературное творчество этой

выдающейся женщины.

Е.Р. Дашкова писала свои мемуары в 1804-1805 года, когда ей было более

шестидесяти лет. Но, очевидно, раскрывая историю своей жизни, - в рукописи

мемуары носили название «Mon History» - она использовала более ранние

записи, сделанные под непосредственным впечатлением от событий, от встреч с

людьми, которые были ее друзьями или врагами. Можно предполагать, что

Екатерина Романовна вела записи на протяжении всей жизни, иначе трудно

представить, как могла она помнить точные факты и самые мелкие детали

событий далекого прошлого.

Прямым подтверждением этому служит публикация Е.Р. Дашковой во второй

части «Опыта трудов Вольного российского собрания» за 1775 год «Путешествия

одной российской знатной госпожи по некоторым английским провинциям»,

позднее в несколько переработанном виде включенной в ее «Записки», где она

делится своими впечатлениями от поездки по Европе.

Однако «Записки» Екатерины Романовны Дашковой не следует считать

дневником, в котором сохранялась фиксация фактов в их непосредственной

житейской последовательности, как бы в «нетронутом виде».

Обрисовывая события прожитой жизни на склоне лет, Е.Р. Дашкова

пропускала их сквозь призму впечатлений последующих событий, которые

«высвечивали» эти факты по – иному, представляя их взаимосвязь, недоступную

взгляду современника. Эту особенность, свойственную мемуарной литературе в

целом, следует учитывать и при чтении «Записок». В то же время мемуары

Екатерины Романовны представляют собой превосходный памятник русской

культуры, в котором оказались запечатленными многие общественные идеи

эпохи, воссозданы образы выдающихся людей XVIII столетия.

Свои мемуары Е.Р. Дашкова написала по просьбе подруги, англичанки

Марты Вильмонт, которая в 1803 году приехала погостить в подмосковное

имение княгини, село Троицкое, и «своими беседами, совместным чтением,

кротостью и приветливостью» внесла в ее жизнь «тихие радости, бесценные и

незаменимые для нежной дружбы и любознательного сердца»[5]. Е.Р. Дашкова

пишет: «…я для нее сделала то, чего от меня не могли добиться мои

родственники и друзья… я написала эти мемуары, так как она этого непременно

желала. Она единственная владелица их с тем условием, что они появятся

только после моей смерти»[6].

Из этих слов, которыми заканчиваются мемуары Е.Р. Дашковой, становится

ясно, что, обрабатывая свои предшествующие записки, автор постоянно помнила

о том, что они предназначаются для публикаций. Следовательно, факты

прошедшей жизни и ее и тех людей, с кем она была связана, должны были быть

представлены так, как требовал «этикет поведения» первой «статс-дамы и

кавалера двора» Екатерины II, директора Академии наук и Российской

Академии.

«Записки» делятся на две части: первая охватывает события от 1743 года

– года рождения автора- до 1782 года- года ее возвращения из-за границы,

где она провела несколько лет с сыном для получения им образования; вторая

часть от приезда в Петербург в 1782 году до 1805 года. Но это чисто

формальное деление. По существу, через все «Записки» проходят три основных

сюжета: история ее личной и семейной жизни; участие в дворцовом перевороте

1762 года, благодаря которому на престол взошла Екатерина II, и руководство

двумя Академиями.

Введение «Записок» Е.Р. Дашковой имеет определенный хорошо продуманный

замысел: «Я родилась в 1744 году в Петербурге. Императрица Елизавета уже

вернулась к тому времени из Москвы, где она венчалась на царство. Она

держала меня у купели, а моим крестным отцом был великий князь,

впоследствии император Петр III. Оказанной мне императрицей честью я была

обязана не столько ее родству с моим дядей, канцлером, женатым на

двоюродной сестре государыни, сколько ее дружбе с моей матерью, которая с

величайшей готовностью, деликатностью, скажу даже – великодушием снабжала

императрицу деньгами в бытность ее великой княгиней».[7]

Нет никакого сомнения в том, что первый абзац мемуаров Е.Р. Дашковой

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.