соответствующее постановление, но Помпей категорически отказался. Цезарь,
который в конце 50 г. находился в Равенне, прислал дипломатическое письмо в
сенат, в котором выражал согласие на дальнейшие уступки.[54] Письмо было
оглашено на заседании сената 1 января 49 г. Сначала большинство сенаторов
было настроено примирительно, но Помпей и его сторонники угрозами заставили
сенат постановить, чтобы в ближайшее время Цезарь передал свои провинции
назначенным преемникам и распустил войска; в случае отказа он объявлялся
врагом отчества. Интерцессия сторонников Цезаря, народных трибунов 49 г.
Марка Антония и Квинта Кассия, ещё более обострила положение и привела к
тому, что 7 января сенат объявил республику в опасности[55].
Помпею было поручено набирать войска в Италии. Антоний и Кассий бежали к
Цезарю в Равенну[56]. Когда Цезарь узнал от них о том, что произошло в
Риме, он с тринадцатью легионами и вспомогательными войсками перешёл
Рубикон – границу его провинций и Италии. Стремительно двигаясь на Рим, он
занимал один за другим города Умбрии и Этрурии. В столице о выступлении
Цезаря узнали 14 января[57], поскольку правительство не было готово, Помпей
и оба консула бежали из Рима, не успев вывезти казну (эрарий), а лишь
запечатав её. За ними последовало большинство сената[58]. Помпей бежал на
Балканский полуостров, намереваясь оттуда двинуться на Италию. Цезарь не
последовал за ним: он не хотел переносить войну в Грецию[59], так как если
бы он оставил Италию, она стала бы беззащитной против испанских войск,
поэтому, прежде всего, надо было занять Испанию.
Цезарь на несколько дней задержался в Риме, главным образом, для того,
чтобы распечатать эрарий. Он вёл себя с побеждёнными чрезвычайно мягко:
пленники были отпущены без всяких условий, солдаты Цезаря вели себя в
занятых городах безукоризненно, вообще ожидаемых оппозицией ужасов не
произошло. Действия Цезаря, таким образом, отличались от поведения Мария,
Суллы и самих помпеянцев. С самого начала Цезарь провозгласил своим
лозунгом политику милосердия (clementia), которая содействовала привлечению
общественного мнения на его сторону. Деловая жизнь в городе быстро
восстанавливалась, вернулась часть сенаторов, и хотя официальной санкции на
переворот Цезарь пока не получил, но, во всяком случае, правительственные
учреждения начали функционировать. Временное управление столицей он передал
претору Марку Эмилию Лепиду,[60] а контроль над Италией был поручен Марку
Антонию. В Сицилию был послан Курион, а в Сардинию – Кв. Валерий Орка,
которые без труда заняли острова. Главные силы Цезаря двинулись в
Испанию[61].
Вся кампания на Пиренейском полуострове, начиная с прибытия Цезаря,
длилась 40 дней (июль – август 49 г.). Войска Помпея частью были распущены,
частью оставались в Испании на службе Цезаря[62].
Цезарь вернулся в Рим в ноябре 49 г. Ещё до прибытия Лепид провёл закон о
назначении его диктатором. Эта первая диктатура была традиционной, и её
целью являлось проведение выборов. Сложно сказать, что это были выборы
консула или выбор между республикой и монархией, скорее, между диктатурой
Помпея и диктатурой Цезаря. Консулами на 48 год были избраны Цезарь и его
сторонник Сервилий Ватия. Выборы Цезаря консулом на 48 год имели в
некотором смысле символический характер: ими он хотел подчеркнуть
законность своей власти (на основе лукского соглашения)[63].
Был устранён долговой кризис, проведена раздача хлеба и отменены законы
Суллы об ограничении прав детей проскрибированных. Начали возвращаться
изгнанники, высланные во время консульства Помпея[64].
В 48 г. главным театром военных действий стала Греция. 9 августа 48 г.
при Фарсале произошло генеральное сражение, армия Цезаря наголову разбила
вдвое превосходящее её войско Помпея. Битва стала переломным пунктом
войны[65]. После неё Помпей бежал в Египет, рассчитывая на гостеприимство
египетского царя, по приказанию которого он был убит, когда высаживался на
берег[66]. Смерть Помпея не означала конца войны. Цезарю предстояла ещё
опасная Александрийская война со сторонниками Помпея в Африке в 46 г. и в
Испании в 45 г. Лишь после битвы при Мунде (17 марта 45 г.) противники его
были побеждены.
Борьба с противником была осложнена восстаниями в Италии и провинциях,
волнениями в войсках, недовольством в столице. Война влекла за собой
обострение социальной борьбы, упадок хозяйственной жизни и разорение
населения. Социально-политический кризис привёл к обострению социальной
борьбы и поставил перед господствующими классами вопрос о военной
диктатуре[67].
Глава III. Характер власти Цезаря
Проблема власти Цезаря явилась предметом дискуссии, и достаточно
перечислить те точки зрения, которые отражают диапазон этих оценок. Т.
Моммзен, например, выдвинул идею демократической монархии, другие
исследователи видят в его деятельности стремление установить в Риме
монархию эллинистического типа или даже восточный вариант монархии, третьи
– специфически римский вариант абсолютной монархии.[68] С.Л. Утченко
говорил, что Цезарь в значительной степени действовал в духе традиции, и
его монархия имела чисто римские корни, и Цезарь не столько вёл за собой
общество, сколько шёл за политической ситуацией.[69] Скорее, стоит
согласиться с С.Л. Утченко, что власть Цезаря имела чисто римские корни и
была построена на комбинации римских магистратур, почётных функций и
концепции власти, а идеи об эллинистической или восточной монархиях вряд ли
можно считать правомерными.
С другой стороны, власть Цезаря, хотя и основывалась на римской
магистратской власти, всё же имела ряд новых черт: фиксация пожизненности,
кумуляция различных магистратур в одном лице, дополнительные почётные
права, элементы культа[70]. Таким образом, диктатура Цезаря носила чисто
римский характер, вытекала из предыдущего развития элементов авторитарной
власти, и, развив эту тенденцию, создала качественный перелом в сторону
монархии, но монархии специфически римской, сохраняющей элемент дуализма.
Диктатура была основой власти Цезаря, но вовсе не единственной его
властью. В первый раз Цезарь был провозглашён диктатором ещё в ноябре 49 г.
Но тогда эта диктатура носила временный, старый республиканский характер.
Она была нужна Цезарю для проведения консульских выборов в 48 г., так как
оба консула 49 г. отсутствовали. Второй раз он получил диктатуру на
неопределённое время в конце 48 г., после битвы при Форсале. С этого
момента его диктатура фактически стала непрерывной.[71] Сенат предоставил
Цезарю право на 5 лет занимать одновременно и должность консула, таким
образом, с 48 по 44 год Цезарь являлся консулом, хотя от предложенного ему
пожизненного консульства и отказался[72]. В последние годы консульство для
Цезаря было показателем не столько власти, сколько статуса. В 48 г. Цезарь
также получил пожизненную трибунскую власть (tribunicia protestas)[73], а
вместе с ней и трибунскую неприкосновенность (sacrosanctitas), а также
полномочия цензора и praefec tura morum. Эти полномочия давали ему
дополнительные возможности контролировать все важнейшие магистратские
коллегии[74]. В 46 г., после битвы при Тапсе, диктатура была сделана
годовой магистратурой, и Цезарь получил её вперёд на 10 лет, а в 45 г. –
пожизненно (dictator perpetuus)[75].
Диктатор получил огромное количество почётных прав и титулов. Среди них
был титул imperator. Первоначально титул imperator был республиканским и
давался войском полководцу, одержавшему победу. То, как его взял Цезарь,
символизировало и постоянное командование войсками, и непобедимость
Цезаря[76]. Но для Цезаря титул imperator стал его личным именем – его
преноменом: imperator Caius Julius Caesar. Но это было не только именем: и
сам Цезарь, и современники, и потомство стали вкладывать в термин
«император» понятие носителя высшей, в частности, военной власти. Как
император, Цезарь стал носителем «империя»[77]. С этим значением термин
перешёл к преемникам и послужил основой для образования понятия империи в
смысле военной монархии.
Кроме того, Цезарь получил почётный республиканский титул отец отечества
(pater patriae). После Мунды он получил особое позолоченное кресло, право
сидеть между двумя консулами, в честь диктатора устраивались молебствия,
назначались игры, приносились жертвы. После Испанской войны у Цезаря
появилась почётная стража из сенаторов и всадников. Клятва его именем
получила юридическую силу; на праздниках Цезарь находился в триумфальном
облачении.[78]
Наконец, немалую роль играла и религиозная власть Цезаря и создававшиеся
вокруг него элементы культа. Великим понтификом (pontifex maximus) он был с
63 г., а став правителем Рима, Цезарь реально становится главой религии. В
его честь строились храмы, его изображение ставится среди изображений
богов. Кроме того, родословная связывает диктатора с Венерой, Энеем,
Ромулом и Марсом[79]. Уже в самом начале своей политической деятельности
Цезарь говорил, что род Юлиев восходит к самой богине Венере. Цезарь
использовал распространённую в то время легенду о том, что основателем
могущества в Лапиуме был сын богини Эней, прибывший из горящей Трои. Сын же
Энея – Юл считался родоначальником рода Юлиев. Венера была одной из
популярнейших в Риме богинь. Образ её соединялся с различными
эллинистическими божествами. Цезарь построил и с большим торжеством
посвятил в 46 г. храм Венере Прародительнице, которой воздавались особенные
почести.[80] Итак, божественное происхождение рода, его благочестие,
жреческое свое достоинство – вот черты, которые Цезарь стремится
подчеркнуть наряду с указанием на свои военные заслуги. Но чисто внешне
были признаки и характеризующие монархизм Цезаря. После триумфов он
появляется в пурпурной одежде, которую, по традиции, носили римские цари.
Статуя Цезаря была помещена в храме Квирина (имя Ромула после
обожествления) на Палатине. Его статуя стояла рядом со статуями семи
легендарных римских царей; над его домом был сделан свод, как над
храмом[81]. Таким образом, ещё при жизни Юлий Цезарь считался
обожествлённым. Аппиан рассказывает, что, когда в 44 г. Цезарю была
предоставлена пожизненная диктатура и присуждены другие почести, сенат во
главе с консулом Марком Антонием пришёл к нему, чтобы его поздравить,
Цезарь принял их сидя.[82] Это было не в римской традиции. 15 февраля во
время празднования Луперкалий Марк Антоний всенародно предложил Цезарю
корону, обвитую лавровым венком, но диктатор отказался от неё, что вызвало
бурные аплодисменты присутствовавших.[83] Этот факт, несомненно,
свидетельствует об антимонархических устремлениях римского плебса, но
провозглашение его царём было ближайшим будущим.
Монархические начала власти, юридическое и религиозное основание которых
у Цезаря играло большую роль, были социально обусловлены и не являлись
выражением каких-либо честолюбивых устремлений. Цезарь шел к единовластию
не потому, что любил монархию как таковую, а так как понял интересы тех
групп рабовладельцев, на которые опирался.
Цезарь, как и всякий видный политический деятель Рима, имел некое
политическое окружение, некую «личную партию». Его сторонники, входившие в
эту партию, были объединены связями самого различного толка: родственными,
клиентскими, дружескими, служебными, карьерными и чисто политическими.[84]
Именно они занимали магистратуры, особенно должности консулов. Но опора
подобного рода могла быть необходимой и достаточной, пока речь шла о
политических интригах и борьбе в пределах сената или даже игре на
противоречиях между сенатом и комициями. Однако, когда встал вопрос об
управлении, да ещё фактически единоличном, огромной державой, следовало
подумать о более широкой базе. Видимо, именно в этом аспекте и следует
рассматривать политику Цезаря по отношению к армии, его колонизационную и
гражданско-правовую политику и политику милосердия. Фактическая власть
Цезаря основывалась на его армии, на десятках тысяч его ветеранов,
получавших земельные наделы в провинциях и в Италии, на поддержке
всадничества, на симпатиях городского плебса. Всякая организованная
оппозиция была сломлена, что тоже являлось одной из предпосылок диктатуры.
Что же касается юридического обоснования власти Цезаря, то здесь он шёл по
стопам Суллы как с точки зрения «правовых» основ диктатуры (идея
верховенства народа), так и в смысле конкретного её оформления.[85] Среди
социальных групп, в интересах которых действовал Цезарь, можно назвать
различные группы рабовладельческого общества, но они не были связаны
единством интересов.[86] Цезарь выдвинулся, прежде всего, как вождь
популяров. Законы, проведенные им в 59 г., были по своей формулировке
демократическими. Официально он начал гражданскую войну в защиту
демократических принципов. Но подробнее рассмотреть проблему социальной
опоры Цезаря логичнее в следующей главе, поскольку именно попыткой обрести
поддержку некоторых слоев общества и надо объяснять его реформы.
Подводя итог, следует ещё раз указать на то, что диктатура Цезаря носила
чисто римский характер, она выросла из предшествующего развития элементов
авторитарной власти. Это в свою очередь вызвало качественный перелом в
сторону римской монархии (её специфическая форма), сохраняющей элемент
дуализма. Диктатура была основой власти Цезаря, но вовсе не единственной
его властью, поскольку именно он занимал достаточно республиканских
должностей. Таким образом, монархическая по существу власть Цезаря
юридически возникла из сосредоточения в его особе высших республиканских
магистратур.
Глава IV. Внутренняя политика и внешнеполитические планы диктатора
Изучение внутренней и внешней политики Цезаря является чрезвычайно
важным, поскольку только так можно проследить, на какие социальные силы он
стремился опереться и находил в них поддержку.
Прежде всего, в его внутриполитической и реформаторской деятельности
поражает необычайная интенсивность и размах деятельности сразу после битвы
при Тапсе (6 апреля 46 г.). После триумфа Цезарь приступил к реализации
одной из важнейших задач – к наделению ветеранов землёй, причём когда
вставал вопрос о неотчуждаемости участков, руководствовался, видимо, своим
же аграрным законом 59 г[87]. Первым аграрным законом Цезаря предполагался
раздел государственных земель, а также покупка земли за счёт средств от
податей с новых провинций и военной добычи Помпея, но лишь у лиц, согласных
продавать её по цене, установленной при составлении цензовых списков.
Земельные наделы, которые могли быть получены по этому закону, нельзя было
Страницы: 1, 2, 3, 4
|