отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые
пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его
имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .
Фонетика
Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же
сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной
конструкции .
35. Кооператив :
пиф
пиф - пиф
апиф
39. капиф
40. каапиф
41. патиф
42. копатиф
43. кооператив
Роль фантазии и сказки в воспитании детей .
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения
сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери
что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется ,
что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке
, тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет ,
преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует
утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно -
дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими
собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону
ребенка преждевременно » .
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок
бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без
фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание
новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых
химических соединениях - все это продукты фантазии .
Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в
окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его
почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за
справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней
минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего
возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая
пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто
не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее
, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития
период .
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы
развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой
мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .
Основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников.
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка
совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к.
слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и
всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за
справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии
малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и
заключается основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого ,
переживать чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,
укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность
сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не
человек .
Только эта способность , привитая с самого раннего детства и
доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и
будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых ,
Горьких …
7. Специфика детского словотворчества .
Роль игровых стихов в творчестве ребенка
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в
окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и
что именно в интересах реалистического воспитания детей следует
культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен
ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе
реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и
успешнее всего именно при посредстве фантастики .
44. жабы по небу летают
45. рыбы по полю гуляют
46. мыши кошку изловили …
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на
минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам
несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В
русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер
игры в обмолвку :
47. Полтора молока чистого кувшина .
48. Гладь , из - под собаки лают ворота .
49. Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами
игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра
мыслительная , игра ума .
50. Будем кушать на диване , а спать на столе .
51. Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
52. Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное
отношение к миру .
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на
каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому
ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих
причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо
давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры
ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему
для ориентации в жизни .
Педагогическая ценность перевертышей .
Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот
накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки
и новые способности .
Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так
» ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее
укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую
ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и
неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем
уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую
ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не
обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне
моря я не стану искать землянику . »
В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное
значение игры в перевертыши .
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества
большого : - комарище упавший с дуба )
2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются
качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )
3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел
лапти )
4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на
голову )
5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )
6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )
7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )
8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают
ворота )
Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не
наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив ,
способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе
такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах ,
управляющих миром реальным .
Перевертыши есть такое же порождение игр .
Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое ,
когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой
неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .
У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему
добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из
непосредственных задач воспитания .
Как дети слагают стихи .
Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком
усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает
не последнее место .
По представлению ребенка , многие слова живут парами : у
каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его
антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году
жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту .
При этом , конечно , возможны такие ошибки :
53. Вчера была сырая погода
54. А разве сегодня вареная ?
55. Это вода стоячая
56. А где же лежачая ?
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками
по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении
детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по
звуку :
57. Расскажи начало , а кончала не надо .
58. Две открытки и одна закрытка
59. Желток - белток
В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они
облегчают речь ребенка .
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова ,
принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом
систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .
60. Генералы - сухопутные ,
61. Адмиралы - воднопутные
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И
когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :
62. Вот туда , где вода ,
63. Вот туда , где вода .
64. Это разве ложка ?
65. Это просто кошка .
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени
всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются
длительным играм в созвучия :
66. Галюнчик , малюнчик .
67. Галюха , малюха .
Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт
этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и
продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается
ребенком как игра .
Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно
явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .
68. Я не танк волоку ,
69. Я в галопию скаку !
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и
плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него
самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства
.
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу
переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
70. Лежит рядочком с брюквой
71. И кажется , вот - вот
72. От счастья громко хрюкнет
73. И хвостиком махнет .
Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное
выражение их чувств и мыслей .
2 Заповеди для детских поэтов .
Основополагающие принципы , положенные в основу
заповедей .
1 . Учиться у народа . Учиться у детей .
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу ,
которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно
поставлен знак равенства между детьми и народом .
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по
словарю и по дикции .
Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с
непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет
полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным
писателям все лучшие детские книги .
Это детские стихотворения Некрасова , детские книги
Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .
Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача
писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не
только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо
знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их ,
влиять , формировать как личность .
2 . Образность и действенность
74. 1 заповедь - графичность .
Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе ,
а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо
мышлению младших детей свойственна образность .
« Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед .
А за ним комарики на воздушном шарике . »
75. 2 заповедь - наивысшая смена образов .
Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину
своей эффективности .
« Муха криком кричит ,
Надрывается ,
А злодей молчит ,
Ухмыляется . »
76. 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
Словесная живопись должна быть лирична .
Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть
тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих
стихах были песни и пляски .
« И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит :
Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »
4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .
Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия
фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .
« Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть .
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть ? »
3 . Музыка
78. 5 заповедь - повышенная музыкальность .
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность ,
текучесть звуков .
« Курица - красавица у меня жила ,
Ах , какая умная курица была . »
4 . Рифмы . Структура стихов .
79. 6 заповедь
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком
расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу
.
« И сейчас же к нему из - за елки
Выбегают мохнатые волки :
« Садись , Айболит , верхом ,
Мы живо тебя довезем ! »»
80. 7 заповедь
Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны
быть главными носителями смысла всей фразы .
« Таня - Ваня задрожали -
Бармалея увидали .
Он по Африке идет ,
На всю Африку поет : … »
81. 8 заповедь
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной
жизнью и составлять отдельный организм .
« Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало .
Глянул заинька в окно ,
Стало заиньке темно . »
5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .
82. 9 заповедь
Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по -
настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое
чередование событий .
« У меня зазвонил телефон .
- Кто говорит ?
- Слон .
- Откуда ?
- От верблюда .
- Что вам надо ?
- Шоколада . »
83. 10 заповедь
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей
.
« Дон , дон , дон , дон !
Загорелся кошкин дом … »
6 . Игровые стихи
84. 11 заповедь
Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших
и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен
играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют
не только вещами но и произносимыми звуками .
« Жила - была мышка Мауси .
И вдруг , увидела Котауси .
У Котауси злые глазауси
И злые - презлые зубауси . »
12 заповедь
Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
13 заповедь
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к
ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим
« взрослым » ощущениям и мыслям .
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало -
помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем
постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию
великих поэтов » .
3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »
В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит
тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в
то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей
и животных ) .
Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты
, ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к
поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества
характеризующие большинство героев сказок Чуковского .
Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных
живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .
Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно
следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком ,
эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же
время она оказывает большое воспитательное значение .
Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
1 . Соблюдена графичность и образность .
« Но вот перед ним море -
Бушует , шумит на просторе .
А в море высокая ходит волна ,
Сейчас Айболита проглотит она …
Но тут выплывает кит :
« Садись на меня , Айболит ,
И , как большой пароход ,
Тебя повезу я вперед ! » »
2. Наивысшая смена образов
« Мы живем на Занзибаре ,
В Калахари и Сахаре ,
На горе Фернандо - По ,
Где гуляет Гиппо - попо
По широкой Лимпопо » .
3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение
постоянного движения .
« И пришла к Айболиту лиса …
И пришел к Айболиту барбос …
И прибежала зайчиха
И закричала : « Ай , ай !
Мой зайчик попал под трамвай !
Он бежал по дорожке ,
И ему перерезало ножки ,
И теперь он больной и хромой ,
Маленький заинька мой ! »
Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то
действовать , чем то помочь .
4 . Подвижность и переменчивость ритма .
« Но вот , поглядите , какая - то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится .
На птице , глядите , сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит :
« Да здравствует милая Африка ! » »
5 . Музыкальность поэтической речи .
« Вот и Гиппо , вот и Попо ,
Гиппо - попо, Гиппо - попо !
Вот идет Гиппопотам .
Он идет от Занзибара ,
Он идет к Килиманджаро -
И кричит он , и поет он :
« Слава , слава Айболиту !
Слава добрым докторам ! » »
Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .
6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
« И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет , и хохочет ,
Будто кто ее щекочет .
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются , заливаются -
Так , что дубы сотрясаются . »
7 . Каждая строка живет собственной жизнью .
« Добрый доктор Айболит !
Он под деревом сидит .
Приходи к нему лечиться
И корова , и волчица ,
И жучок , и червячок ,
И медведица !
Всех излечит , исцелит
Добрый доктор Айболит ! »
8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .
« « Что такое ? Неужели
Ваши дети заболели ? » -
« Да - да - да ! У них ангина ,
Скарлатина , холерина ,
Дифтерит , аппендицит ,
Малярия и бронхит !
Приходите же скорее ,
Добрый доктор Айболит ! » »
Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .
9 . Стихи не загромождены прилагательными .
« Ладно , ладно , побегу ,
Вашим детям помогу .
Только где же вы живете ?
На горе или в болоте ? »
10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .
« И встал Айболит , побежал Айболит ,
По полям , по лесам , по лугам он бежит .
И одно только слово твердит Айболит :
« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »
11 . Присутствует игра .
« И бежит Айболит к бегемотикам ,
И хлопает их по животикам ,
И всем по порядку
Дает шоколадку ,
И ставит и ставит им градусники !
И к полосатым
Бежит он тигрятам ,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам ,
И каждого гоголем ,
Каждого моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем потчует . »
12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .
« Десять ночей Айболит
Не ест , не пьет и не спит ,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники . »
13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .
« И тут же страусята
Визжат , как поросята ,
Ах , жалко , жалко , жалко
Бедных страусят !
И корь и дифтерит у них ,
И оспа и бронхит у них ,
И голова болит у них ,
И горлышко болит . »
Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои
заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети ,
и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря
высокому мастерству и таланту великого поэта .
Страницы: 1, 2, 3
|