Меню
Поиск



рефераты скачатьГ. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать

дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать

: первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так ,

например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство

изящного , как один из элементов человечности .

Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и

несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не

юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и

плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность ,

пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой

деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни ,

которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда .

Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .

Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только

изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть

преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов ,

доказательств и логической последовательности , ему нужны образы ,

краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым

необходимым и могущественным помощником при учении …

… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть

самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки

… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца

переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них ,

как музыка . »

2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов

реалистического искусства в детской литературе .

« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ?

- Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями .

Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах

действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить

в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют

необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться

дать им хорошее направление и сообщить характер доброты ,

откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать

всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами ,

которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не

думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом

стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое

хорошее действие награждается …»

Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное

воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны

идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее

отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача

писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности

. Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных

детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому

те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и

отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное

подчинение авторитету - родителей , наставников .

« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и

полезно только то сочинение для детей , которое может занимать

взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как

литературное произведение , писанное для всех … »

3) Особенности языка детских книг .

Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских

книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов

вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .

Белинский считал , что язык детской книги должен

отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте »

.

« Детские книги должны отличаться особенною легкостью ,

чистотою и правильностью языка …

Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная

книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для

взрослых …

Книга должна быть написана просто , умело , без излишних

потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в

перспективе , обличающей память , переданы с живостью и

увлекательностью …

Целью детских книжек должно быть не столько занятие

детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных

привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы

элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство

бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно

быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство

предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и

не узнал ее . »

К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .

От двух до пяти .

1 О особенности детской речи .

Подражание и творчество .

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей

планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной

системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое

изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми

оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов ,

приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под

непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из

величайших чудес детской психической жизни .

Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает

основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный

зубрила , а как поэт .

У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что

создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а ,

напротив , очень метки , изящны , естественны :

« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » -

всеобщий .

Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова ,

которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим (

обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам

, которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » -

можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )

Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного

словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те

детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими .

Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов .

Ребенок называет лошадку -

« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее

уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - «

одуван » .

Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала

в испуге :

- Мама , мама , какой ползук !

Неосознанное мастерство .

Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего

словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет

услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница

) .

Такое неосознанное словесное творчество - один из самых

изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он

направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить

созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те

ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом

усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом

работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии

со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .

Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве

копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои

усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими

поколениями взрослых языковое богатство .

С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время

гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность

утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел

основными принципами родного языка .

Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о

его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой

всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое

слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами ,

которые даны ему взрослыми .

Народная этимология .

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы

возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во

всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют

ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном

слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике

, их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .

2. Леля называет сухарик - кусариком .

* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и

творчества .

Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

3. Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».

4. Властелин души моей - « Пластилин души моей » .

5. Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой

будешь » .

Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного

слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой

новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка )

качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены (

язык - лизык , слюнка - плюнка ) .

Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .

Действенность .

Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы

исключительно со стороны действия .

6. « строганок » - то , чем строгают

7. « копатка » - то , чем копают

8. « лизык » - то , что лижет

9. « колоток » - то , чем колотят

Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета .

Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую »

речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место

динамику .

5. Завоевание грамматики .

За - вы - на - рас - об

Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не

хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится

создавать свои собственные .

10. - часы часикают

11. - я намакаронился

12. - видишь , как я хорошо приудобился

13. - погоди , я еще не отсонился

В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно

тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок

поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка .

Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за

рамки общенациональных языковых традиций .

Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни

вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно

угадывает значение каждой из них .

14. Мама , отпачкай мне рубашку !

Льзя - нельзя

Любопытная особенность детских приставок : они никогда не

срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше ,

чем взрослый .

15. - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .

16. - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !

17. - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !

Он и она

Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.

Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .

18. - Я не черепаха , я черепах .

19. - Синица - синиц .

20. - Русалка - русал .

Прилагательные

Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи

детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось

присущее детям чутье языка .

21. - Червячее яблоко

22. - Клевачий петух

23. - Махучий хвост

Скрещивание слов

24. - Моя чашка такая блистенькая

В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны (

блестящая и чистенькая сразу ) .

Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую

глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому

развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с

самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им

взрослые .

25. - Начальная школа - это где начальники учатся ?

Типичные ошибки детей

Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются

притяжательные .

26. - Этажерка - эта жерка , та жерка

27. - Табуретка - та буретка и эта буретка

Труднее всего малым детям даются капризные формы

разноспрягаемых глаголов .

28. - Папа воевает

29. - Мы сплим

30. - Лампа зажгита

Анализ языкового наследия взрослых

Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один

единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою

целая фраза .

31. - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то

странно себя вести )

32. - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами ,

словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами

предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с

конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против

наших аллегорий и метафор .

Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом

корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам «

бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок

протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .

Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем

подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает

двоякое :

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он

забраковал наши слова и заменил их другими .

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им

речений .

И в том , и в другом случае основные законы установленной,

выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если

же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того ,

чтобы вступиться за эти законы .

33. - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно

присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл

которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не

обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача

не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по

вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими

ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,

пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он

принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

34. - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер

, как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать ,

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.