Меню
Поиск



рефераты скачатьВклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

____________________

____________________

Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

Научный руководитель:

___________________________

_____________________________

Таганрог

2001

План:

1. Детство М.В. Ломоносова и трудный путь в науку.

2. Достижения Ломоносова в области химии, физики и других наук.

3. Значение Ломоносова в истории русского литературного языка.

4. Заключение.

5. Литература

Детство и трудный путь в науку

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской

волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его

отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном

рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка

соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано

научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро

перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он

дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической

энциклопедии того времени – «Арифметики» Магницкого и славянской грамматики

Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему

отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком

отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-

латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу

президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич

вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен

в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии

наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить

впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении,

дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в

академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена

и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее

подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и

горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру

Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время,

главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии.

Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и

логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую

химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились

ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и

заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и

перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее

торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после

возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по

физическому классу.

Достижения Ломоносова в области химии, физики и других наук

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию.

Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства

возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была

экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект

лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И

только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов,

руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической

лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в

1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых

годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным

делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам

Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного

стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных

плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни

химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя

лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно

Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник «Химические

и оптические записи», который раскрывает огромную экспериментальную работу,

охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические

задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого

разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути

достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности

опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. «Из наблюдений

устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех

способ к изысканию правды», - писал он. Данное высказывание свидетельствует

о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и

практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных

исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования.

Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он

и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его

любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том,

что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые»,

вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь)

заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за

«семью печатями» владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова

требовала видимых результатов, годных для практического использования в

производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался

открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно

проведение даже элементарных химических анализов.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых

химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового

анализа. В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744)

Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте

осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение

химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные

догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении

материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано

Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: «Но все встречающиеся в

природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось,

то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к

какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю

на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий

закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое

своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего

движения, сколько сообщает другому им двинутому». В работе «Об отношении

количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости

тел» (1760) открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил

полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке,

следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение

сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики.

Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого

дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого,

который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он

стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам

считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук.

На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в

особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие,

при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления

которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации

из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства

материи и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими

опытами. В 1756 году он делает такую запись: «Делал опыты в заплавленных

накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов

от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего

воздуха вес отожженного металла остается в одной мере». Увеличение веса

металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не

окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное

множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым

в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии,

географии, истории, языкознании и других науках.

Значение Ломоносова в истории русского

литературного языка

Великий русский ученый и поэт Ломоносов оказал громадное воздействие

на весь ход развития русской филологической культуры, в том числе на

развитие русского литературного языка. Разнообразно и щедро одаренный от

природы, обладая не только творческим гением, но также обширным, трезвым и

светлым умом, горячо преданный родине и потребностям ее культурного

преуспеяния, Ломоносов, как никто из его предшественников и современников,

сумел правильно определить соотношение тех элементов, из которых

исторически складывалась русская письменная речь, и угадать насущные, живые

нужды ее развития. Главную долю своих поистине неиссякаемых духовных сил

Ломоносов постоянно уделял занятиям в области физики и химии. Но, глубоко

погруженный в эти свои специальные занятия, Ломоносов все же умел находить

и время, и вдохновение как для поэзии, так и для собственно филологических

работ, попеременно посвящая себя то риторике и поэтике, то вопросам

стихосложения, то стилистике и грамматике. Этот грандиозный размах

деятельности великого русского энциклопедиста не только вызывает восхищение

у нас, его потомков, но предъявляет к нам также требование внимательного,

усердного и точного изучения оставленного им культурного наследства.

Постараемся отдать себе отчет в том, чту именно поставило имя Ломоносова на

такую высоту в истории русского литературного языка.

Для этого прежде всего нужно воссоздать то состояние, в котором

Ломоносов застал русскую письменную речь при своем появлении на поприще

русской культуры. В первые десятилетия XVIII века русский литературный язык

находился в состоянии сильного брожения и внутренней неустойчивости. Это

было следствием общих сдвигов в русском культурном развитии, связанных с

экономическим и политическим переустройством России на рубеже XVII и XVIII

веков и особенно ярко проявившихся в царствование Петра I.

До середины XVII века русская литературная речь представляла собой

своеобразную двуязычную систему. В распоряжении пишущих был не один, а два

типа письменной речи, каждый из которых применялся от случая к случаю, в

преимущественной зависимости от содержания и литературного характера

излагаемого. Для всего, что сколько-нибудь возвышалось над

непосредственными бытовыми надобностями, что заключало в себе научную и

публицистическую мысль или же ту или иную попытку художественного

изображения, — вообще для всего, что было адресовано к читателю как

материал для чтения, применялась та разновидность письменной речи, которая

представляла собой обрусевшую форму языка православных церковных книг,

берущего свое начало от старославянского языка, созданного деятельностью

Кирилла и Мефодия в IX веке. Мы называем сейчас этот тип древнерусской

письменной речи церковно-славянским языком. В старину его называли просто

языком “славенским”. Это был язык исключительно книжный, довольно сильно

отличавшийся от древней русской бытовой речи как с грамматической, так и с

лексической стороны. В этом книжном языке были не только неизвестные живому

языку слова, но также особые грамматические категории: двойственное число,

форма звательного падежа, формы прошедшего времени (аорист и имперфект),

синтаксические обороты — например, дательный самостоятельный и т. д. Но

многое в этом книжном языке совпадало и с живой речью, представляло собой

своеобразный вариант живого языка, то есть звучало в сравнении с обычной

речью в несколько измененном виде, как, например, брада вместо борода, ношь

вместо ночь, вижду вместо вижу, в руце вместо в руке, слепаго вместо

слепова и т. д.

Этому книжному славянскому языку противостоял в письменном

употреблении другой тип языка, который был гораздо ближе языку живого

устного общения и применялся для чисто деловых надобностей — официальной и

частной переписки, дипломатических сношений, составления юридических

документов и правительственных распоряжений и т. д. Этот государственно-

канцелярский язык в разных областях России отличался местными

особенностями, но к эпохе Петра I в значительной мере унифицировался уже по

образцу языка московских царских канцелярий, так называемых Приказов,

почему его и называют нередко московским приказным языком.

Однако ко времени этой унификации приказного языка, превращавшегося

мало-помалу в язык общегосударственный, в русской письменности возникли

многие новые потребности, которые трудно было удовлетворить очерченной

системой письменного двуязычия. Начиная со второй половины XVII века, и с

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.