Фридерик Шопен
ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК
(Szopen, Fryderyk Franciszek)
(1810–1849)
[pic]
Шопен великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он
прославился и как гениальный пианист. И в той и в другой области Шопен
сказал свое слово: обогатил музыку новым содержанием и образами, раскрыл ее
новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые
приемы пианистического исполнительства.
В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен
сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы,
ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных
сочинений: одно трио (для фортепиано, скрипки и виолончели), соната для
виолончели, около двадцати песен. Тем более поразительно дарование
композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь
области фортепианной музыки.
Необычно сложилась и жизнь Шопена. Поляк по происхождению, горячо
любивший родину и преданный ей, он все свои зрелые годы вплоть до смерти
провел на чужбине. Но это не помешало ему остаться глубоко национальным
композитором. Подобно великому Глинке в русской музыке, Шопен стал
основоположником польской классической музыки, создав на основе народных
песен и танцев высокохудожественные, неповторимо своеобразные произведения.
Музыка Шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. В
наши дни произведения Шопена являются неотъемлемой частью концертных,
учебных, конкурсных программ. Немало пианистов Советской страны завоевали
мировое признание замечательным исполнением произведений Шопена
(Софроницкий, Нейгауз, Рихтер).
Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени
Шопена. Первой премии на первом конкурсе был удостоен советский пианист Лев
Оборин.
Детство и юные годы
Детство и годы учения. Фридерик Шопен родился (согласно официальным
документам) 22 февраля 1810 года в недалеко от Варшавы, столицы Польши,
местечке Желязова Воля. Сам композитор, однако, считал датой своего
рождения 1 марта, что подтверждала и его мать.
Отец композитора - Николай Шопен - француз, сын лотарингского
крестьянина, еще в молодые годы переселился в Польшу. Трудно сказать, что
заставило его покинуть Францию, но в Польше он нашел новую родину и
принимал горячее участие в ее судьбе. Николай Шопен вместе с польскими
патриотами принимал участие в борьбе за независимость Польши. После
разгрома восстания Костюшки и окончательного раздела Польши (1795) Николай
Шопен, капитан армии Костюшки, несмотря на шаткость своего положения решил
остаться в Польше. Человек широкого умственного кругозора и образования, он
занялся педагогической деятельностью и вскоре завоевал репутацию одного из
лучших педагогов Варшавы. В 1802 году Николай Шопен, приглашенный в
качестве воспитателя к детям графа Скарбека, поселился в имении Скарбеков
Желязова Воля. В 1806 году состоялся брак с дальней родственницей Скарбеков
Юстиной Кжижановской.
После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском
лицее (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Шопен
воспитывался в пансионе для детей знатного происхождения, который открыла
его мать. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на окришке
и флейте, по сохранившимся свидетельствам, мать композитора была
чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым
голосом. Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями,
привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям. Еще не умея
говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал пение матери
или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их
сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так.
Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью
и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фридерика в
семействе Шопенов было еще три сестры: старшая - Людвика (в замужестве
Енджеевич), бывшая его особенно близким и преданным другом, и младшие -
Изабелла и Эмилия. Сестры обладали разносторонними способностями, а рано
умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.
К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные
под руководством старшей сестры Людвики. Первым и единственным его учителем
фортепианной игры был Войцех Живный (1756 - 1842), чех по происхождению.
Живный едва ли был первоклассным педагогом, но каким он был музыкантом,
можно судить по тому, что именно он воспитал в Шопене любовь к И.С. Баху и
В.А. Моцарту. Будучи уже зрелым художником и концертирующим пианистом,
Шопен не расставался с партитурами Моцарта, а однажды на вопрос, как он
готовится к выступлениям, ответил: “Я обыкновенно запираюсь на две недели и
играю Баха - это моя подготовка”. Клавирные прелюдии и фуги Баха
впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве 24.02.1818
года, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена
скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его
сочинений полонез для фортепиано соль минор. Уже в восьмилетнем возрасте
его называли "польским Моцартом". Исполнительский талант мальчика
развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим
польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив,
что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой
мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно
владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши,
читал много художественной литературы. Тринадцати лет, в 1823 году, он
поступил в лицей сразу в четвертый класс и через три года успешно его
закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего
композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его
мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным
актером. Уже в юные годы Шопену была присуща острота ума, наблюдательность
и большая любознательность. С огромным интересом он посещал оперные
спектакли, концерты. Игра знаменитого итальянского скрипача Никколо
Паганини оставила в сознании впечатлительного юноши неизгладимый след.
С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам
его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик
мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились
народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по
лицею, Фридерик проникал к источникам народного музыкального творчества,
часами наблюдая деревенские гулянья с танцами и песнями, напряженно
вслушиваясь в своеобразное звучание деревенского оркестра, лихо играющего
всевозможные оберки, мазуры, деревенские полонезы и сам принимал участие в
исполнении народных песен и плясок. Шопен сам признавался: “Я долго учился
чувствовать польскую народную музыку”. По мнению польского биографа Гезика,
собственные впечатления Шопена дали ему больше, чем все учителя. С годами
народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его
существом.
Высшая школа музыки. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую
школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор
Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто
талантлив, но гениален. Среди его заметок сохранилась краткая
характеристика, данная им юному музыканту: На исходе первого года занятий в
1827 году “Изумительные способности. В 1829 - год окончания консерватории
Музыкальный гений”. К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом
Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют
два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти
концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями
пианистов всех стран. Тогда же была сочинена одна из лучших песен Шопена
Желание (Если б я солнышком на небе сиял).
Шопен питал глубокое уважение и благодарность к своему учителю и
признавал, что именно Эльснер помог ему найти свой путь. Как-то в беседе с
одним венским журналистом он сказал: “...у Живного и Эльснера даже
величайший осел выучился бы”.
С окончанием консерватории Шопен вступает в новую полосу артистической
и творческой деятельности. О нем начинают уже судить не только как о
выдающемся пианисте и импровизаторе, но и как об авторе интересных и
оригинальных произведений
В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Побуждаемый
новыми венскими друзьями, Шопен решает объявить свой концерт. 11 августа в
императорском оперном театре состоялась музыкальная “академия”, на которой
он выступил с Вариациями op. 2, импровизациями на тему из оперы
французского композитора Буальдье “Белая дама” и на польскую тему “Хмель”.
Об этом концерте Шопен сообщает родным в Варшаву: “Когда я появился на
сцене, меня встретили аплодисментами, и после исполнения каждой вариации
были такие аплодисменты, что я не слышал tutti оркестра. После окончания
так аплодировали, что мне пришлось выйти второй раз и поклониться”. На долю
импровизаций выпал еще больший успех. “...Хмель, - пишет Шопен, -
...наэлектризовал непривычную к таким мотивам публику. Мои партерные шпионы
уверяют, что на скамейках прямо подпрыгивали”.
Второй концерт, который Шопен дал через неделю, прошел с еще большим
успехом. В благожелательной рецензии после второго концерта говорилось:
“Это молодой человек, который идет своим путем и достигает успехов на этом
пути, несмотря на то, что его приемы и манера игры, так же как и приемы
письма, значительно отличаются от общепринятых форм концертантов. Отличие
это заключается в том, что стремление создавать музыку заметно преобладает
у него над стремлением нравиться...”.
На обратом пути из Вены Шопен побывал в Праге и Дрездене. Окрыленный
артистическими победами, освеженный впечатлениями интересного путешествия,
Шопен в начале сентября вернулся в Варшаву.
Посещение различных музыкальных собраний, встречи с друзьями, поездки
за пределы Варшавы проходили на фоне упорного творческого труда. Примерно
за од, который отделяет первое посещение Вены от второго и окончательного
отъезда, появляется немало новых сочинений: кроме фортепианных миниатюр
завершена работа над концертом f-moll, начат и закончен концерт e-moll.
Признание выдающегося дарования Шопена не только на родине, но и за ее
пределами укрепляло в нем самом, в кругу его родных и близких мысль о
необходимости длительного пребывания за границей для дальнейшего
совершенствования. Намечается поездка опять в Вену, оттуда в Италию, затем
в Париж. В марте 1830 года, перед отъездом, Шопен дал в Варшаве два
публичных концерта. В отзывах единодушно отмечался национальный колорит
шопеновской музыки, а в одной из рецензий была высказана пророческая мысль,
что подобно тому, как немцы Моцартом, так когда-нибудь поляки будут
гордиться Шопеном. Как бы суммируя мнение передовой общественности,
Мауриций Мохнацкий поместил в газете “Курьер польский” статью, в которой
писал: “Земля, которая призвала к жизни этого артиста своими песнями,
воздействовала на его музыкальный облик, что сказывается иногда в его
творчестве: многие звуки кажутся живым отражением нашей родимой гармонии.
Для того, чтобы изысканность игры и гениальность творца слить воедино
с чарующей простотой наших народных песен, столь искусно воспринятой
Шопеном, нужно было обладать особым чутьем, постичь музыку наших полей и
лесов, вслушиваться в песни польского крестьянина”.
Ничто внешнее, казалось бы, не задерживало Шопена в Варшаве, тем не
менее из месяца в месяц он откладывал день отъезда. Он чувствовал и
понимал, что надвигалось нечто серьезное и тревожащее. В накаленной
политической атмосфере Польши назревали важные события: оживилась
деятельность польских патриотов, готовивших восстание против царизма,
одновременно усилились репрессии полицейских властей. В этой опасной
обстановке Шопену трудно было оставить родину, родных, близких. Угнетенный
мрачными предчувствиями, ему казалось что он навсегда покидает родину, он
делится ими со своим другом Титусом Войцеховским: “...нет у меня сил
назначить день [отъезда]; мне представляется, что я уезжаю, чтобы навсегда
забыть о доме; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как,
должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил. Как ужасно мне
будет видеть у смертного ложа вместо родных равнодушного врача или слугу”.
Все же день отъезда приближался. 11 октября состоялся прощальный
концерт, на котором Шопен исполнил Фантазию на польские темы и новый
концерт e-moll. И только спустя три недели, 2 ноября Шопен решился покинуть
Варшаву. Накануне, на вечере, устроенном друзьями, Шопену преподнесли
серебряный кубок с польской землей; его он должен был хранить в знак
верности своей родине.
Наконец, конце ноября 1830 года вместе со своим другом Титусом
Войцеховским Шопен вторично приехал в Вену. Друзья подарили ему на прощание
кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель
Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими
учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое
произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная
поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он
расстался с родиной навсегда.
Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои
концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать
самостоятельного концерта, а издатели соглашались напечатать его
произведения только бесплатно.
Неожиданно с родины пришла тревожная весть. 29.11.1830 в Варшаве
началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими
патриотами. Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться в
Польшу. Он знал, что среди восставших находятся его друзья, может быть, и
отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном
восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные, друзья
настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся,
что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободен
и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и 20 июля
со своим приятелем поляком Кумельским он выехал из Вены, направляясь через
Страницы: 1, 2, 3
|