Меню
Поиск



рефераты скачатьСергей Юльевич Витте

российским банкам, что вывоз кредитных билетов из России будет

рассматриваться как участие в спекуляции против национальной валюты.

Банки выполнили это требование. Встревоженные европейские биржевики

поняли, что раздобыть рубль к сроку стало невозможно, и что они явно

промахнулись с продажей. Многие из них вынуждены были обратиться к

министерству финансов России с просьбой разрешить им приобретение

потребного количества рублей. Витте "милостиво" разрешил, но "заломил"

новую цену - 234 марки за 100 рублей. Покупатели вынуждены были

согласиться. Русская казна существенно пополнилась в результате этой

операции. Серьезных попыток сыграть на понижение рубля уже можно было не

опасаться.

С. Ю. Витте пришлось решать и еще одну проблему перед началом денежной

реформы: на чем основать денежное обращение - на одном ли металле (золоте

или серебре) или на двух металлах совместно. Россия в то время все более

решительно ориентируется на дружбу и сотрудничество c Францией. Крупнейшие

французские финансовые авторитеты усиленно советовали ввести в России

денежное обращение, основанное на серебре. Но Витте не спешил выполнять эти

рекомендации. Он прекрасно понимал, что за этими советами стоит трезвый

денежный расчет: Франция имела в обращении наибольшее количество серебра из

всех великих финансовых держав тогдашнего мира. И согласие России на

обращение, основанное на серебре, прочно "привязывало" Россию к Франции.

С.Ю. Витте убеждал, что бумажные деньги нужно выпускать не для

удовлетворения текущих потребностей обращения, а исключительно для

потребностей Государственного банка как главного кредитного учреждения.

Бумажные деньги должны рассматриваться как обязательства Госбанка, а потому

должны иметь обеспечение. Определялись и главные ориентиры, которые

поставил Витте: добиться, чтобы Госбанк был в состоянии обеспечить

непрерывный обмен на золото не менее 1/2 суммы бумажных денег, находящихся

в обращении, причем наличность непокрытых "бумажек" не должна быть более

500 млн. руб.

И наконец Витте сделал то, что не удавалось его предшественникам, -

ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до

первой мировой войны и приток иностранных капиталов. Царский указ "О

чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года.

Рубль был фактически на треть девальвирован. Новые деньги менялись на

"старые" с разницей 1 к 1,5. Был введен свободный размен золота на

кредитные билеты.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и

стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста

промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в

большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в

индустрию страны. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала

в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось

почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей

опять стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России

удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы:

свободный обмен бумажных денег на золото.

Важно и то, что Витте точно просчитал момент для начала денежной

реформы, провел большую подготовительную работу. "Я совершил денежную

реформу так, что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не

было... И не единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей", -

писал он в своих воспоминаниях.

По инициативе Витте была введена государственной монополии на торговлю

крепкими спиртными напитками. «Мысль о питейной монополии так необычайна и

так нова, что вообще внушала всем седовласым членам государственного

совета некоторый страх», - говорил он. В России водка с давних времен и до

сих пор остается важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой

производилась только в казенных винных лавках. Министр финансов утверждал,

что приоритетными для него были вовсе не фискальные цели, а стремление

ликвидировать злоупотребления частной торговли спиртным. Витте отмечал во

всеподданнейшем докладе: "Прекращение продажи вина за счет урожая, под

заклад или в промен платья, посуды и других вещей возбуждает в крестьянах

неподдельное чувство радости, и, осеняя себя крестным знамением, они

выражали благодарность батюшке-царю, избавившему народ от пагубного влияния

дореформенного кабака, разорявшего население". Действительность была

безмерно далека от нарисованной министром благостной картины. При Витте

винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно

при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

Любимым детищем Витте было железнодорожное строительство было – за свое

пребывание на посту министра он увеличил протяженность железных дорог почти

в два раза. От Витте, как представителя частного капитала, ждали

продолжения политики развития акционерных обществ. Однако он, вопреки, а

быть может, благодаря многолетнему опыту частной службы, считал казенные

дороги более эффективными. Если к моменту появления Витте в Петербурге

частным акционерным обществам принадлежало более 70 % российских железных

дорог, то к концу его министерства соотношение изменилось в прямо

противоположную сторону и уже почти 70 % дорог были казенными.

Витте считал, что только государство может сконцентрировать огромные

ресурсы для воплощения самых дерзких замыслов. Ярким примером была

Транссибирская магистраль, построенная в кратчайшие для того времени сроки.

Она должна была открыть ворота на Азиатский Восток, и Россия, стоя на

страже у этих ворот, могла воспользоваться всеми преимуществами посредника.

Магистраль, построенная в конце XIX в., и в канун наступления века XXI

остается главным связующим звеном между Европейской Россией, Сибирью, и

Дальним Востоком. Однако расчеты Витте на то, что через российскую

территорию удастся направить транзитный грузопоток, шедший через Суэцкий

канал, не оправдались из-за внешнеполитических осложнений.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один

из царских министров финансов, широко использовал исключительную

экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями

государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения

министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться.

Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший

развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов,

нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и

Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и

обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С

началом же военных действий ни о какой последовательной экономической

программе не могло уже быть речи. Ускоренная индустриализация России не

могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и

существовавших экономических отношений в деревне. Развитие промышленности

во всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельском

хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он не

был болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной.

Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это.

Все эти факторы, вместе взятые, действительно привели сельское

хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и

Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил

сельского населения". На платежеспособности крестьян держались и развитие

промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки

на политику индустриализации. Объединенными усилиями противники Витте при

очевидном сочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от

рычагов управления дальневосточной политикой, находившихся до того в его

почти исключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причины

увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года

нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он

получил, был неизмеримо менее влиятелен.

5. Политические взгляды

Еще более противоречивыми, сложными, во многом эклектичными

представляются политические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно

консервативным и даже реакционным общественно-политическим устоям. Как уже

отмечалось, с детских лет он был воспитан в духе строгого монархизма.

Действительно, идея монархизма, своеобразно проэволюционировав под влиянием

внешних обстоятельств, продолжала главенствовать в его общеполитических

представлениях о формах государственного устройства.

Анализируя причины активизации массовых социальных движений в мире,

Витте главную из них видел в естественном стремлении человека к

справедливости, в борьбе с неравенством. Процессы эти неотвратимы, но

общественные перевороты, являющиеся их следствием, могут проявляться и в

формах "закономерных", если правительства в своей законодательной

деятельности считаются с ними, и в формах эксцессов, если этим тенденциям

не придать нужного направления и выхода. Но верно оценив сущность и

направление современного исторического процесса, Витте делал из этого

весьма своеобразный вывод. По его мнению, перед Европой в целом и перед

Россией в частности стоял выбор - самодержавие или социализм. Только эти

две государственные формы могут удовлетворить массы. И по его убеждению,

наилучшей из них в этом плане является самодержавие, но "самодержавие,

сознающее свое бытие в охране интересов масс, сознающее, что оно зиждется

на интересах общего или социализма, существующего ныне лишь в теории".

Буржуазный парламентарный строй он считал нежизнеспособным, видел в нем

лишь переходную стадию развития к более совершенному общественному строю -

монархическому или социалистическому.

В конце XIX - начале XX века особое место во внутренней политике

правительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острых

споров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегося

политического кризиса. Витте выступил решительным противником проектов по

децентрализации управления и расширению местного самоуправления. Он

предлагал реорганизовать местное хозяйственное управление, усилив

бюрократический аппарат и допустив лишь некоторое представительство местной

общественности. В специальной записке, предназначенной для

внутреправительственного использования, но впоследствии опубликованной, он

писал, что его предложения сводятся в основном к реформированию местной

правительственной администрации. Наряду с этим он утверждал, что в

настоящее время Россия не представляет еще окончательно сложившегося

государства и целостность се может поддерживаться только сильной

самодержавной властью. Такой взгляд на самодержавие вполне соответствовал

честолюбивому характеру могущественного министра, влиятельное положение

которого в период расцвета его карьеры во многом основывалось на личном

расположении к нему Александра III. Положение всесильного визиря при

неограниченном деспоте вполне его устраивало и, видимо, подпитывало его

политические пристрастия. Ситуация начала меняться с восшествием на престол

Николая II. Последнему не могли импонировать манеры министра финансов, его

настойчивость, некоторое менторство и наставительность тона в разговорах,

частое упоминание о воле его отца при решении тех или иных вопросов.

Охлаждение к Витте и даже враждебность к нему императорской четы в какой-то

мере, видимо, было усугублено его поведением во время серьезной болезни

Николая II осенью 1900 года, когда в придворной среде даже возник вопрос о

его преемнике. Тогда Витте высказался за брата царя - Михаила, чем кровно

обидел императрицу, в пользу которой были расположены некоторые сановники.

К тому же рост его влияния серьезно обеспокоил царское окружение, которое

стремилось повлиять на мнение Николая II о Витте.

6. Отставка с поста министра финансов. Дипломатическая деятельность

Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов

внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел,

русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах

репутацией "красного", "социалиста", "опасного масона" привело в августе

1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Одной из основных

причин стало то, что он не хотел воевать с Японией, но идея маленькой

победоносной войны грела душу министра внутренних дел В.К.Плеве. Николай II

оказался на стороне партии войны - и Витте был смещен.

Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимость

иметь под рукой компетентного советника но сложнейшим проблемам, Николай II

обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное

единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен

председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но

фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими

текущими делами.

Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному

предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции.

Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно

расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял

и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за

возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды

Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте

министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы

занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то,

что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил

новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних

дел князя Святополка-Мирского.

Пытаясь обратить на себя внимание, Витте принимает самое активное

участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения

к участию в законодательстве, пытается добиться расширения компетенции

Комитета министров. Он использует даже события "Кровавого воскресенья",

чтобы доказать царю, что без него тому не обойтись, что если бы Комитет

министров под его председательством был наделен реальной властью, то такой

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.