занимался вопросами службы движения железных дорог. Почти одновременно
Витте поступил на службу в управление казенной Одесской железной дороги.
Освоив работу практически всех участков аппарата, начиная с кассирской
должности, он вскоре стал начальником конторы движения.
Однако после многообещающего начала карьера С. Ю. Витте чуть было не
оборвалась. В конце 1875 г. недалеко от Одессы произошло крушение поезда,
повлекшее за собой множество человеческих жертв. И лишь то, что Витте сумел
отличиться в перевозке войск к театру военных действий, чем обратил на себя
внимание великого князя Николая Николаевича, помогло избежать тюрьмы,
замененной двухнедельной гауптвахтой.
Деятельность Витте началась вполне успешно, что объяснялось как его
связями, так и собственными незаурядными способностями. За сравнительно
короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 году был
уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, ставшей к тому
времени собственностью частного Общества Юго-Западных железных дорог. Там
Витте получил место начальника эксплуатационного отдела (1878, Петербург).
С 1880 - начальник эксплуатации, а 1886 - управляющий Юго-Западной железной
дороги (Киев). Уже на этих постах ярко проявляется реформаторский настрой
Витте [6]. Он ввел в практику выдачу ссуд под хлебные грузы, проводил
тарифную политику на принципах конкуренции: для каждого груза
устанавливался максимальный тариф, резко снижавшийся в случае отправления
груза по Юго-Западныой железной дороге; внедрил технические
усовершенствования, повысившие скорость движения поездов.
Высокообразованный специалист, Витте широко использовал в работе научные и
статистические данные. Его активность не была незамеченной, и в 1889
Александр III привлекает его в Министерство финансов в качестве директора
Департамента ж.-д. дел, а в 1892 он уже министр финансов и начинает
активную реформаторскую деятельность в экономической политике России.
Либеральная ориентация С. Ю. Витте, которой он придерживался с молодых
лет, объясняет большой интерес, проявленный им к учению немецкого
экономиста первой половины ХIХ в. Фридриха Листа, разработавшего, в
противовес “космополитической политической экономии”, теорию “национальной
экономии”. Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и его
государственного регулирования составили основу программы российского
министра финансов. Будучи сторонником жесткой протекционистской политики,
Ф. Лист считал, и этот взгляд целиком разделял С. Ю. Витте, что важнейшей
задачей государства является поощрение развития отечественной
промышленности, при слабом развитии которой общий экономический прогресс
страны невозможен. Согласно этим представлениям, индустрии надлежало играть
роль локомотива всего народного хозяйства. Концепция базировалась на
представлениях, что “бедным странам” в целях экономической модернизации
необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного
покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного
обращения. Эти меры должны были создать условия для развития внутреннего
рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных
источников.
Принимая учение Ф. Листа, С. Ю. Витте не считал необходимым
распространять таможенную защиту на сельское хозяйство. “Из всех видов
покровительства, - писал он, - таможенная защита земледелия оправдывается
наименее. Меры к подъему сельского хозяйства должны быть иные: создание
обширного внутреннего рынка путем развития местной промышленности,
уменьшения накладных расходов, посредством развития техники и торговли
сельскохозяйственными продуктами и подъемом сельскохозяйственных знаний для
лучшего использования почвенных богатств и уменьшения расходов
производства” [10]. Эти взгляды сановник будет пропагандировать многие
годы, но так и не сможет сформулировать конкретно принципы и механизмы,
позволившие бы в такой сельскохозяйственной стране, как Россия, достичь
столь важной цели.
Деятельность Витте началась вполне успешно, что объяснялось как его
связями, так и собственными незаурядными способностями. За сравнительно
короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 году был
уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, ставшей к тому
времени собственностью частного общества. Вскоре Одесская дорога вошла в
состав Общества Юго-западных железных дорог, и в 1886 году Витте становится
управляющим этими дорогами. Служба в частных железнодорожных обществах
оказала на Витте чрезвычайно сильное влияние: дала опыт управления, научила
деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов. Удачная
карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте
получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.
Менее успешным в эти годы было его пребывание на государственной
службе. Еще в 1874 году Витте был причислен к департаменту общих дел
министерства путей сообщения. Однако вскоре после окончания русско-турецкой
войны из-за конфликта с министерством он получил отставку, будучи еще в
сравнительно низком чине титулярного советника. Переехав по делам службы в
Петербург, Витте подготовил проект "Общего устава российских железных
дорог", публикацией которого в 1895 году завершилась деятельность комиссии,
занимавшейся изучением состояния железнодорожного дела в России.
Духовный мир Витте складывался под влиянием его дяди, Р.А. Фадеева,
выступавшего против либеральных реформ 1860-х гг. После покушения
народовольцев на Александра II возмущенный Витте предложил бороться с
террористами их же методами, то есть убивать их так же подло и
изменнически, как убивают они сами. Его идея нашла отклик на самом верху,
из числа аристократической молодежи была составлена "Святая дружина". Витте
принес присягу благонамеренному тайному обществу, получил шифры, пароли,
один раз съездил по поручению дружины за границу, но террориста из него не
вышло, и впоследствии он со смущением вспоминал об этом эпизоде своей
жизни. Он был человеком практического ума, и влияние идей Фадеева не
помешало ему во второй половине 1880-х гг. сблизиться с контролировавшей
идеологию группой Каткова, Победоносцева, Толстого.
После переезда в Киев Витте становится инициатором научной разработки
проблемы железнодорожных тарифов и крупнейшим специалистом в этой области.
В 1883 году им была опубликована книга «Принципы железнодорожных тарифов но
перевозке грузов», принесшая автору широкую известность и авторитет
российского «тарифмейстера». Внедрение его рекомендаций в эксплуатацию
руководимых им дорог позволило значительно повысить их прибыльность.
Авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела
привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского,
назначевшего Витте директором департамента железных дорог, минуя все
ступени иерархии, сразу в чин действительного статского советника и с
доплатой к жалованью из средств Кабинета. С этого момента началась его
головокружительная карьера. Менее чем через год он был введен
представителем от министерства финансов в совет министерства путей
сообщения, а 15 февраля 1892 года он уже назначается управляющим МПС.
Совершенно неожиданно над блестящей карьерой министра нависла туча.
Сергей Юльевич решил жениться. По любви. Второй раз.
В юности, до женитьбы, Витте, по его собственным словам, "знал всех
более или менее выдающихся актрис, которые жили в Одессе". Но в зрелые годы
он влюблялся всерьез и надолго, причем, как ни странно, в замужних женщин,
и самым бесцеремонным образом уводил их из семьи. Так было и в первый, и во
второй раз. Первой женой Витте была Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко)
— дочь черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была
счастлива в браке. Витте познакомился с ней еще в Одессе и, полюбив,
добился развода. Но супруга часто болела, много времени проводила на
курортах и в 1890 году умерла. Новая любовь застигла Витте в театре. Как-то
раз в театральной ложе он заметил даму с выразительными серо-зелеными
глазами. Витте нашел способ с ней познакомиться. Матильда Ивановна
Лисаневич оказалась женщиной замужней, к тому же матерью маленькой дочки.
Брак чиновника ранга Витте с разведенной женщиной был скандалом. А то,
что мадам Лисаневич (в девичестве Нурок) была крещеной еврейкой, могло
поставить крест на всей административной деятельности Витте. Витте заплатил
г-ну Лисаневичу двадцать тысяч рублей отступного. Брак благословил сам
Александр III: "По мне, женитесь хоть на козе. Лишь бы дело шло. Пусть
Победоносцев поможет с разводом". Матильду Ивановну развели в три дня, но
она не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.
Надо заметить, что отношения и самого Витте с высшим светом
складывались далеко не просто. Великосветский Петербург косо смотрел на
«провинциального выскочку». Его коробили резкость Витте,
неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение.
Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его
быстрое продвижение вызывало неприкрытую зависть и недоброжелательство со
стороны чиновников.
Витте удивительно легко воспринял все те методы достижения целей,
которые широко практиковались в высшей бюрократической и придворной среде:
лесть, умение вести закулисные интриги, используя в борьбе с противником
далеко не джентльменские приемы, прессу, подкуп, слухи, сплетни и т. д.
Так, играя на неприязни И. А. Вышнеградского к тогдашнему министру путей
сообщения А. Я. Гюбеннету, он с помощью своего покровителя добился отставки
министра и занял его место, предварительно скомпрометировав перед царем А.
А. Вендриха, считавшегося кандидатом на этот пост. Затем, использовав
болезнь Вышнеградского и нараставшее недовольство им Александра III, Витте
становится во главе финансового ведомства, сохраняя свое влияние и в
министерстве путей сообщения.
Витте хорошо знал человеческие слабости и беззастенчиво подкупал нужных
ему людей. В качестве министра финансов он располагал широчайшими
возможностями для раздачи денежных субсидий, предоставления привилегий,
концессий, назначения на доходные места. Он одним из первых понял силу
печатного слова и пользовался газетами для проведения собственных планов.
Заказные статьи практиковались и до него, но Витте придал этому делу
соответствующий размах. Через прессу велись кампанию по дискредитации
противников Витте и продвижении его собственные планы. Сам Витте не был
чужд публицистике, хотя степень его личного участия в изданных под его
именем трудов, всегда вызывала споры.
У Александра III, который сам был груб и резок, новый министр вызывал
симпатию. Ему нравились в нем ясность ума, твердость, умение излагать свои
идеи четко и убедительно. Симпатия была взаимной. Витте до конца своих дней
с уважением и признательностью вспоминал об Александре III как о настоящем
монархе, хотя и не без недостатков и слабостей, но в целом отвечавшем его
представлению о носителе верховной власти.
У Витте была способность привлекать талантливых помощников. Он гордился
тем, что из числа его сотрудников вышли такие видные в будущем деятели, как
Э. Л. Плесе, И. П. Шипов, В. Н. Коковцов, А. И. Вышнеградский, А. И.
Путилов, П. Л. Барки. Он дал работу в своем ведомстве Д. И. Менделееву,
одним из первых разглядев в нем гениального ученого. Витте хотел видеть в
своих подчиненных не простых исполнителей, а заинтересованных участников.
4. Реформаторская деятельность Витте
Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте
показал себя реальным политиком, заявив о своей готовности в течение двух
пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. На этого в
высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической
жизни страны. В 1897 он говорил: "В России теперь происходит то же, что
случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому
строю... Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон".
На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне
определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать
в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные
позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.
Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения
иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной
винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты
промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным
капиталам в ней отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил
за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное
дело. Российское правительство старалось брать кредиты не у международных
финансовых организаций, а размещало свои обязательства на внутреннем рынке
иностранных государств. "Русские бумаги" специально выпускались невысоким
номиналом, делавших их доступными для мелких буржуа, служащих, даже
прислуги.
Витте использовал протекционизм, однако защита не означала закрытие
рынка. Ограничивая ввоз иностранных товаров в Россию высокими таможенными
пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и
премиями. Витте не побоялся начать настоящую таможенную войну с Германией,
добившись равноправных торговых отношений с этой страной. Варьируя ставки
налогов, министерство финансов создавало наиболее благоприятные условия то
в одной, то в другой отрасли, направляя поток капиталов в нужное русло.
Для успешного экономического соревнования с Западом в наступающем XX
веке, для более энергичного промышленного и аграрного развития нужна была
финансовая стабилизация. Жесткие налоговые, таможенные и конверсионные меры
позволили к концу 80-х гг. добиться бездефицитного бюджета и стабильного
роста золотого запаса. С.Ю. Витте видел, что на протяжении 80-х гг. курс
кредитного рубля подвергался значительным колебаниям, а потому усиленно
продолжал накопление золотовалютных резервов.
В те времена спекуляция на рубле имела огромные масштабы. Ее специфика
состояла в том, что объектом ее была прежде всего рублевая наличность.
Рубли чемоданами тайком и явно вывозили за границу. И Витте решается на
смелый и дерзкий шаг. В самом начале 1895г. министерство финансов России
закупает на Берлинской фондовой бирже на огромные по тем временам суммы
предлагавшиеся на срок российские рубли (по курсу 219 марок за 100 рублей).
Тут же правительство запрещает вывоз бумажных денег за границу, указав
Страницы: 1, 2, 3, 4
|