Меню
Поиск



рефераты скачатьСергей Павлович Королев

образа баллистической ракеты А-4, собранного и отлаженного под руководством

С. П. Королева. Испытания были признаны успешными.

В том же году в МВТУ состоялся набор студентов на новый

специализированный факультет. С.П. Королев прочитал там курс лекций по

«Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».

Но Главный конструктор сам оставался «вечным студентом» – он учился на

философском факультете вечернего Университета марксизма-ленинизма, посещал

в столичных институтах по выбору лекции ученых.

«Холодная война»

29 августа 1949 года в Казахстане в присутствии Верховного

командования Советской Армии, руководителей партии и правительства была

испытана атомная бомба. Советский Союз показал, что он создал атомное

оружие и любому агрессору может дать достойный отпор. Но страну со всех

сторон со всех сторон окружали военные базы англо-американского военного

блока. Проблемы доставки нового вида оружия к цели ракетами стала

первостепенной. Вчерашние планы ОКБ воплощались в реальные дела. Ракета Р-2

поступила на вооружение Советской Армии в 1951 году, в середине 1953 года

состоялся первый пуск ракеты Р-5, позднее началась доработка ее под атомную

боеголовку. Особое место в те годы заняла, стартовавшая в апреле 1953 года

оперативно-тактическая ракета под индексом «11».

Значительных успехов далось достичь при создании геофизических ракет

на основе боевых машин, получивших позднее название академических. На них с

помощью всевозможных приборов велись научные исследования. По просьбе

ученых в верхние слои атмосферы на разные высоты от 100 до 500 км

поднимались возвращаемые на землю контейнеры с подопытными биологическими

объектами, в том числе собаками. Шел новый активный процесс изучения

стратосферы, прерванный войной, зондирование глубин ионосферы. Наука

вплотную приступила к изучению условий осуществления пилотируемых полетов.

Все, что делалось в этом направлении, проходило при активной практической и

организаторской поддержке Королева.

В 1954 году начальник ОКБ С. П. Королев подписал пятнадцать томов

эскизного проекта первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) и к

нему атлас чертежей.

Оборона и наука

Ракеты надежно встали на защиту Родины. Знаменитый королевский девиз:

«Ракета – это оборона и наука!», с которым Королев пришел в ракетную

технику, постепенно осуществлялся. Рождалась межконтинентальная ракета: шла

наземная отработка ее систем, двигателей. С ней он связывал свои давние

научные мечты. Королеву уже виделись спутники, запуски животных, полет

человека на орбите вокруг Земли, Старт ракет к Луне, Венере, Марсу.

Предложение Королева о запуске искусственного спутника Земли нашло

поддержку в Академии наук СССР. М. И. Тихонравов перевелся в ОКБ Королева и

начал комплектовать свой отдел по разработке искусственных спутников Земли.

С. П. Королев использует каждую возможность, чтобы подключить к идеям о

космосе широкую научную общественность. Он встречается с астрономами,

физиками, медиками, социологами и юристами. Постепенно идея о прорыве в

космос сплачивает многих сторонников ее осуществления.

В апреле 1956 года по инициативе Королева Академия наук СССР созвала

Всесоюзную конференцию по исследованию верхних слоев атмосферы. На ней

доклад «Исследование верхних слоев атмосферы с помощью ракет дальнего

действия» делает Сергей Павлович. На этой конференции он с трибуны заявил,

что задача об осуществлении пилотируемого полета человека в ракете реально

осуществима.

Межведомственный совет под председательством академика М. В. Келдыша

в итоге тщательной проработки плана исследований околоземного пространства

пришел к заключению не ограничиваться одним вариантом. Рекомендовано было

создать несколько летательных аппаратов, отличающихся друг от друга

составом аппаратуры, весом.

В ОКБ приступили к созданию нескольких вариантов спутника-лаборатории

массой до 1300 кг. На одном из вариантов такого спутника в специальном

контейнере предполагалось послать в околоземное путешествие первое живое

существо – собаку.

Шли споры о форме первого спутника Земли.

— Шар и только шар! – настаивал Королев. – Шар, его форма, условия

обтекания с точки зрения аэродинамики досконально изучены, известны все

плюсы и минусы. Но дело не в этом. Поймите – первый! Когда человечество

увидит искусственный спутник, он должен вызвать у всех добрые чувства. Что

может быть выразительнее шара? Он близок к форме естественных небесных тел

Солнечной Системы. Люди воспримут спутник как символ космической эры. На

борту его считаю нужным установить передатчики, чтобы их позывные могли

принимать радиолюбители всех стран. Орбиты полета надо рассчитать так,

чтобы каждый с Земли мог с помощью простейших оптических приборов видеть

полет советского спутника.

Запуск первого спутника Земли состоялся 3 октября 2957 года в 22 часа

по московскому времени. Это была мировая сенсация.

А в конце 1957 года уже начался завершающий этап подготовки к запуску

второго искусственного спутника Земли. Он весил в шесть раз больше первого,

на его борту разместилась кабина для собаки по кличке Лайка. От успеха

второго запуска зависело – быть в ближайшее время пилотируемому полету в

космос или нет.

Утром 3 ноября 1957 года состоялся старт второго спутника. Наблюдения

за Лайкой продолжались 7 суток. Из этого полета Лайка на Землю не

вернулась, но ученые получили весьма ценные данные о воздействии

невесомости на живой организм.

В ОКБ Королева под его личным руководством в то время на базе носителя

«Спутник» создавалась трехступенчатая ракета – носитель «Восток», которая

могла бы развивать вторую космическую скорость – 11 километров в секунду,

необходимую для достижения Луны, или же для выноса на орбиту Земли полезные

массы свыше четырех с половиной тонн.

15 февраля 1958 года Королеву был представлен проект летательного

аппарата, состоящего из двух отсеков: приборно-агрегатного и кабины для

пилота. Но проблемы возникали одна за другой. Главной из них стала

разработка способа возвращения корабля из космоса на Землю.

Дискуссии, споры, взаимоисключающие суждения, идеи, фантастические

проекты, непонимание – все это Королев нес на своих плечах, сводил воедино,

отбирал оптимальный вариант. Вряд ли пришлось бы это по силам кому-нибудь

еще. Только всестороннее знание предмета, напористость и убежденность

Сергея Павловича, его несгибаемая воля могли выдержать все это и добиться

желаемых результатов в столь короткие сроки.

Второй этап работы по кораблю – конкретная разработка его «начинки»,

проектирование систем жизнеобеспечения, кресла пилота, приборной доски,

систем управления полетом, средств радиосвязи, телеметрии и много другого.

Все это должно строго соответствовать своему назначению и укладываться в

строго определенную массу и размер. Инженеры помнили строгое указание

Королева – «не изобретать колес». Старались брать готовые агрегаты и

приборы, выпускаемые радиоэлектронной промышленностью, создавали многие

новые системы и все это пытались объединять на корабле так, чтобы

разнообразная механика стала «живым» комплексом, работающим надежно.

С. П. Королев настолько тонко чувствовал взаимосвязь между

многочисленными проблемами создания корабля, что подчиняя все его элементы

единому техническому замыслу, не подавлял творческой индивидуальности

участников разработки, стремился добиться самостоятельности и инициативы

каждого.

В ОКБ Королева знали: американцы тоже ведут интенсивные работы по

созданию пилотируемого космического аппарата – корабля «Меркурий».

Американцы обладали пока меньшими ракетными возможностями для космических

полетов, но могли вложить больше средств в их осуществление. Между

конструкторами двух стран шло необъявленное соревнование.

В конце 1959 года сошло несколько готовых экземпляров спусковых

аппаратов для наземных испытаний. Спускаемый отсек представлял собой шар

серебристого цвета, диаметром 2.4 метра.

«Шарик» был похож на подводный батискаф, и вес его составил около двух

с половиной тонн при объеме больше пяти кубических метров. При этом на долю

кабины космонавта приходилось не многим более полутора кубических метров.

Все остальное пространство заполнялось приборами и системами,

создававшие нормальные условия для полета человека и его возвращения на

Землю.

В начале 1960 года проводились самолетные испытания спускаемого

аппарата, одновременно проводилась отработка приборного отсека космического

корабля.

Вместе с тем шла работа по лунной программе. 2 января 1959 года была

запущена первая автоматическая станция «Луна-1».

Но где-то произошла ошибка, и первый «лунник» не достиг Луны, а

промчался в непосредственной близости от нее и вышел на околосолнечную

орбиту, став первой искусственной планетой нашей Солнечной Системы. Хотя

конечная цель не была достигнута, аппаратура станции представила во время

полета уникальные данные о радиационном поясе Земли и о космическом

пространстве. Новый эксперимент наших ученых получил мировое признание и

вошел в историю космонавтики как начало межпланетных сообщений.

Старт «Луны-2» состоялся 12 сентября 1959 года в 0 часов 2 минуты 24

секунды. Второй «лунник» доставил на поверхность Луны вымпел с гербом

Советского Союза.

7 октября в 6 часов 30 минут московского времени «Луна-3» с расстояния

60-70 тысяч метров от Луны начала фотографирование лунной поверхности,

продолжавшееся 40 минут. Впервые земляне увидели снимки обратной стороны

Луны! Полет «Луны-3» позволил начать работу по созданию лунного глобуса.

Мечта Сергея Павловича о полете человека к Луне и планетам постепенно

превращалась в реальность.

Человек в космосе!!!

К началу 1960 года специальная комиссия по отбору кандидатов в первый

отряд космонавтов сформировала его: Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел

Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов,

Борис Волынов, Евгений Хрунов, Виктор Горбатко, Георгий Шонин и другие

летчики-истребители высокого класса. Был создан центр подготовки

космонавтов в Щелковском районе Московской области; журналисты окрестили

его «Звездным городком».

14 марта 1960 года начались тренировочные занятия. Впервые в истории

предстояло подготовить людей к полету в неведомое, наблюдать за их

состоянием во время небывалого рейса, вернуть на Землю и сделать выводы о

возможности дальнейших полетов человека в космос. Особенно интересовала

специалистов невесомость. Состояние, близкое к невесомости удалось создать

на самолете ТУ-104 на высоте 8000 метров.

Космонавты первыми проверяли на себе специально сконструированные

центрифуги для выяснения возможностей человека при стартовых перегрузках и

особенно при возвращении на Землю. Опыт показал, что человека следует

располагать в кресле в лежачем положении под определенным углом.

Выяснилось, что тренированный человек может выдержать кратковременное

увеличение своего веса в 26 раз. В первых числах мая 1960 года был запущен

один из прототипов «Востока» – корабль КП. Он вышел на орбиту без

теплозащиты и без космонавтов. На 65-м витке 19 мая было решено возвратить

корабль на Землю. Но тормозная установка не сработала, а выполнила роль

ускорителя, и корабль ушел на другую орбиту. Старт второго,

усовершенствованного корабля-спутника состоялся спустя три месяца. На его

борту находились собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, насекомые, растения,

зерна злаков, некоторые микробы. Полет и возвращение прошли строго по

программе.

Наступил апрель 1961 г.

На космодроме Байконур шли в напряженном темпе предстартовые работы.

Люди не замечали границ дня и ночи, порой часами не уходили с объекта,

отдохнув час-другой на раскладушках, продолжали работу. Готовился полет

человека в космос.

Госкомиссии предстояло решить, кто из космонавтов полетит первым. В

характеристике Гагарина было написано: «Настроение обычно немного

приподнятое, вероятно потому, что у него с юмором, смехом все в порядке.

Вместе с тем трезв и рассудителен, наделен беспредельным самообладанием.

Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма

гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен

до пунктуальности. Скромен. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей

широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции.

Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Не стесняется

отстаивать точку зрения, которую считает правильной».

8 апреля 1961 года Государственная комиссия по организации первого

полета человека в космос утвердила дату полета – 12 апреля – и кандидатуру

первого космонавта – Юрий Александрович Гагарин. Запасным пилотом назначен

Герман Степанович Титов.

Утром 11 апреля космический комплекс был вывезен на стартовую

площадку. Королев смотрел на ракету словно в первый раз. Высота

трехступенчатого носителя была 38 метров, общий полетный вес с кораблем 287

тонн. На старте и первом этапе синхронно работают две первые ступени,

состоящие из пяти блоков, снабженных собственными двигателями. Выработав

свой топливный ресурс, четыре боковых блока, составляющих первую ступень

ракеты, отбрасываются и падают на землю. Оставшийся центральный блок -

вторая ступень - продолжает работу с силами земного притяжения, поднимая

ракету все выше и выше. Но только после включения последней - третьей

ступени - скорость достигает нужной величины. Корабль выходит на орбиту,

становясь спутником Земли.

12 апреля 1961 года Сергей Павлович внешне казался невозмутимым,

может только чуть больше обычного сосредоточенным: брови вытянулись в

линию, почти сошлись на переносице, образовав глубокую складку, губы плотно

сжаты, в глазах настороженность. Внутренне Королев напряжен до предела.

На стартовой площадке космодрома Байконур стояла готовая к

старту ракета. На фоне огромного диска Солнца, подсвеченная яркими лучами

она казалась произведением искусства, а не творением инженерной мысли.

Невдалеке собрались члены государственной комиссии - ученые, конструкторы,

испытатели, ракетчики. Из подъехавшего автобуса вышел Юрий Гагарин. Он

доложил председателю государственной комиссии о готовности к полету и,

попрощавшись со всеми, подошел к подножью ракеты. Последний шаг по Земле,

последний - дополетный. Его первые шаги по Земле после полета ознаменуют

начало Новой Эры.

Прощальная речь космонавта, аплодисменты, пожелания счастливого пути.

Гагарин поднимается в кабину корабля.

Наступили самые ответственные минуты для тех, кто создавал ракету и

корабль, готовил их к старту. Нервы у всех были взвинчены до предела.

Негромкий монотонный звук хронометра, отчитывающего секунды, раздавался в

голове, как молот по наковальне. Неторопливо, одна за другой, отдавались

команды. Сергей Павлович дублировал их на борт «Востока» Юрию Гагарину, и,

казалось, что именно он отдает их.

- Подъем! - почти закричал в микрофон Королев.

Ракета сначала медленно, словно нехотя, а затем все быстрее

устремляется ввысь. Факел пламени бьет в бетон стартовой площадки.

- Поехали! - донесся в бункер счастливый голос космонавта.

Это неожиданное и такое подходящее к моменту, удалое «поехали» в одно

мгновенье сняло нервное напряжение.

Все заулыбались, облегченно вздохнули, словно сбросили с плеч тяжелый

груз.

Человек в космосе!

Полет продолжался 108 минут и не обошелся без неприятности. Когда

включилась тормозная двигательная установка, «Восток» вышел на спусковую

траекторию, отстыковка спускаемого аппарата от корабля произошла с

задержкой почти на 10 мнут.

В 10 часов 55 минут состоялось приземление недалеко от Саратова. Все

нормально. Космонавт невредим, чувствует себя хорошо.

В эти апрельские дни весь мир произносил по-русски ставшие сразу

знаменитыми слова: «Гагарин», «Восток», «Космос». Мировая слава обрушилась

на Гагарина, он за несколько часов стал любимцем всей планеты. А Сергей

Павлович Королев, шаг за шагом 30 лет упорно шедший к своей победе, так и

остался до конца своих дней никому не известным главным конструктором.

Его имя было засекречено. Свои научные работы и статьи в прессе Сергей

Павлович подписывал псевдонимом «профессор К. Сергеев».

Последние годы жизни.

Годы заключения, годы напряженного труда на пределе человеческих

возможностей подорвали здоровье Сергея Павловича, на которое он никогда не

жаловался. Он не любил лечиться. После полета Гагарина жить ему оставалось

чуть меньше пяти лет. Вот основные замыслы и свершения этих последних лет:

1962 – С. П. Королев руководил: летными испытаниями первой

стратегической ракеты на твердом топливе, совместным полетом двух кораблей

«Восток», пилотируемых Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем, стартом

межпланетной станции «Марс-1»; подготовил «Заметки по тяжелому

межпланетному кораблю и тяжелой орбитальной станции»; получил согласие

правительства на доработку тяжелой ракеты Н-1 с доведением ее полезного

груза до 75-100 тонн.

1963 – Руководил космическим полетом кораблей «Восток», пилотируемых

Валерием Быковским и первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой;

закончил научно-техническую справку «О возможности использования корабля

«Восток» для экспериментальных исследований по перспективным программам

космонавтики; внес предложение в правительство о создании лунного

пилотируемого корабля и посадочного модуля для суперракеты Н-1

многоцелевого назначения.

1964 – Осуществлял руководство полетом спутников системы «Электрон», а

также трехместного корабля «Восток» с космонавтами – летчиком Владимиром

Комаровым, конструктором Константином Фиоктисовым и врачом Борисом

Егоровым; вел отработку ракеты-носителя «Союз» с третьей ступенью

повышенной мощности; продолжал работы по модификации Н-1.

1965 – Руководил: созданием лунного корабля и разгонного блока для

осуществления облета Луны с помощью тяжелого носителя УР-500 конструкции В.

Н. Челомея, полетом корабля «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем

Леоновым на борту и выходом человека в открытый космос; возглавил создание

многоцелевого корабля «Союз» провел эксперимент «Зонд» с фотографированием

обратной стороны Луны и испытанием спутника связи «Молния».

1966 – С. П. Королев отправил в Академию Наук СССР отчет о научной

деятельности за 1965 год; под псевдонимом «Профессор К. Сергеев»

опубликовал 1 января в «Правде» статью «Шаги в будущее»; созвал как

руководитель ОКБ м его Главный конструктор совещание своих заместителей для

обсуждения задач на ближайшее будущее.

16 января 1966 года С. П. Королев скончался во время операции. Легенду

о безымянном конструкторе развеяли суровые и скорбные строки

правительственного некролога. Земляне узнали, что под именем таинственного

Главного «скрывался» Сергей Павлович Королев.

Люди Земли никогда не забудут его слова:

«…То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было

лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, завтра –

свершением.

Нет преград человеческой мысли!»

Список использованной литературы:

1. Советские ученые. Очерки и воспоминания. Изд-во Агентства печати и

Новости, 1982.

2. А. П. Романов. Королев. Молодая гвардия. ЖЗЛ. 1996.

3. Ю. В. Бирюков. Материалы к биографической хронике С. П. Королева.

М., 1983г.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.