Меню
Поиск



рефераты скачатьСергей Павлович Королев

В декабре 1934 года в военном издательстве вышла книга С. П. Королева

«Ракетный полет в стратосфере». Описывая в книге различные типы летательных

аппаратов, автор убедительно доказывал важность баллистических, то есть

бескрылых ракет, а также говорил о необходимости создания в первую очередь

совершенно нового реактивного двигателя, на высоте и, возможно, когда-

нибудь даже в межпланетном пространстве».

Лето и осень 1935 г. наполнены для Сергея Павловича неотложными

делами. Его назначили начальником сектора крылатых ракет. В феврале 1936 г.

в РНИИ создается новый крупный отдел реактивных летательных аппаратов.

Начальником его, а по сути и главным конструктором назначается Сергей

Павлович, получивший таким образом возможность вести работу по целому

семейству автоматически управляемых и пилотируемых ракетных летательных

аппаратов (РЛА). Именно они, по его убеждениям смогли бы составить первый в

истории комплекс управляемого ракетного оружия. Развитию и становлению

оборонного комплекса Королев уделяет львиную долю своего внимания.

Тяжкие испытания.

Но всему задуманному так и не суждено было свершиться. Осенью 1937 г.

волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну, докатилась и до

Ракетного института. После того, как «военные заговорщики» К. Н.

Тухачевский и другие были расстреляны, началась чистка ближнего и дальнего

их окружения… 28 июня 1937 г. бюро октябрьского райкома, куда входила

парторганизация института, в своем постановлении среди неблагонадежных в

классовом и политическом отношении назвала и Королева, «тесно связанного с

врагом народа Эйдеманом».

Королева понизили в должности, не уменьшив объема работы. Стали

приостанавливать проводимые Сергеем Павловичем работы… 27 июня 1938 г.

Королева арестовали. За ним пришли ночью. На следствии Королева обвинили в

том, что он якобы член троцкистской антисоветской контрреволюционной группы

и занимался вредительством в области военной техники, что все ранее

арестованные дали против него такие показания. 27 сентября 1938 г.

«правосудие» сказало свое слово: десять лет заключения в исправительно-

трудовых лагерях. Место ссылки – Колыма. Сергею Павловичу исполнился всего

тридцать один год.

Началась каторга – вместе с остальными заключенными Королев трудился с

утра до ночи, добывая золотоносный песок. Но больше всего угнетали Сергея

Павловича, жгли душу сознание судебной несправедливости, предвзятость и

надуманность обвинения и этот ярлык – «враг народа». Королев писал письма в

Москву с просьбой пересмотреть его дело. За облегчение его участи боролись

депутаты Верховного Совета СССР, знаменитые летчики В. С. Гризодубова и М.

М. Громов. А. Н. Туполев, сам находившийся за решеткой в стенах

Центрального конструкторского бюро, созданного НКВД, настаивал на том,

чтобы к нему перевели нескольких инженеров и конструкторов, в том числе и

Королева. Но решающее значение в этом деле сыграло назначение наркомом

внутренних дел Л. П. Берии, который – чтобы снять народную напряженность –

приступил к частичному пересмотру дел. В их числе оказалось и дело

Королева.13 июня 1939 года он был возвращен в Москву. Но еще год пребывания

в Бутырской тюрьме оказался напрасным – Королев снова был признан виновным

и осужден на «восемь лет в исправительных трудовых лагерях».

Казалось, этого удара Королев не вынесет, но несгибаемая воля и вера

в собственную правоту взяли верх. После долгих размышлений Королев решает

обратиться лично к И. В. Сталину. В этом письме Сергей Павлович ставил

акцент не на личном положении, а на интересах страны, ее обороны, на

которую он не покладая рук, не щадя себя работал. Видимо, голос Королева

был все-таки услышан. 13 сентября 1940 г. его перевели в Особое техническое

бюро НКВД в группу А. Н. Туполева.

Там тридцатитрехлетний Королев уже не урывками, как во время диплома,

а в повседневной работе проходил туполевскую высшую школу авиастроения.

Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям «сокамерников», неистово,

органически влившись в общее дело. Вместе с другими учеными он работал над

созданием пикирующего бомбардировщика – 103. Все специалисты работали не на

страх, а на совесть, понимая, что дело их необходимо стране, и свято веря,

что скоро разберутся в их делах и убедятся в их невиновности.

В июле 1941 года туполевское КБ вместе с заводом было эвакуировано за

Урал – в Омск. Вскоре Королев был назначен заместителем начальника

сборочного цеха, где шла работа по строительству бомбардировщика ТУ-2.

Досконально разобравшись в делах, он составил четкий план работы каждого

подразделения, фактически каждого из ста пятидесяти работающих.

К середине декабря 1941 года начались летные испытания ТУ-2, а в

августе 1942года государственная комиссия приняла ТУ-2 к войсковым

испытаниям, а затем и к серийному производству. Этот самолет признан

намного лучшим немецких и итальянских бомбардировщиков.

В пригороде Омска параллельно с Туполевым работал научный коллектив

В.М.Мясищева. Они завершали разработки дальнего высотного бомбардировщика

ДВМ-102. Конструктор искал опытного человека в технологический отдел и

пригласил Сергея Павловича. Чем глубже вникал Королев в суть технологии

производства, тем чаще возвращался к мысли об использовании в авиации

могучих сил, таящихся в реактивном движении, и тем энергичнее трудился над

проектом ракетного самолета.

Но работа над 102-м вскоре прервалась. Мясищева перевели в Казань на

авиазавод № 22. От него Королев узнал, что в Казани на

авиамоторостроительном заводе № 16 есть «шарашка» где работают над

реактивным двигателем. Он стал хлопотать о смене места заключения, чтобы

быть поближе к реактивной технике, и добился своего – в ноябре 1942 года

состоялся перевод Королева в Казань в КБ Глушкова.

В КБ его приняли прекрасно, хотя и оставался он по-прежнему

заключенным. Но жизнь постепенно налаживалась. Королев вплотную занялся

ракетным делом, разработкой авиационного реактивного ускорителя.

Проект Королева специалисты оценили по достоинству. 1 января 1943 года

его назначили руководителем отдельной группы, которой поручалось

конструирование авиационной ракетной установки. Но, отрывая время у сна и

отдыха, одновременно с АРУ Королев продолжал совершенствовать проект

реактивного самолета-перехватчика, начатый еще в Омске. Еще в декабре 1942

года С. П. Королев представил руководству моторостроительного завода 58

листов расчетов, эскизов, компоновок самолета-перехватчика и приложил

объяснительную записку. В ней предельно лаконично определил назначение и

применение проектируемого самолета «как средства борьбы с немецкой авиацией

в воздухе при обороне наземных объектов – городов, укреплений и т.д., а

также для внезапной и быстрой атаки наземных целей противника – танков,

батарей, зенитных точек, переправ».

Через несколько дней руководство завода, несмотря на очень заманчивые

характеристики предлагаемого самолета, все-таки потребовало от Королева не

отвлекаться от поставленной первоочередной задачи и сосредоточить усилия на

доработке проекта ракетной установки-ускорителя ПЕ-2. Королев со своей

группой выполнил приказ в беспрецедентно короткий срок – за четыре месяца.

В окончательном проекте АРУ отмечалось: «РУ-1 является совершенно новым

техническим аппаратом, впервые осуществленным на самолете с целью испытания

и отработки реактивного двигателя в летных условиях». Королев, хотя это и

не входило в его обязанности, опробовал двигатель лично, непосредственно в

полете на различных высотах и скоростях.

Ракетные установки, разработанные Королевым, составляли основу

аналогичных экспериментальных АРУ, которые использовались затем на

самолетах Лавочкина, Яковлева, Сухого.

Возвращение

В августе 1944 года произошло долгожданное и вместе с тем неожиданное

событие – С. П. Королева и остальных участников работ АРУ освободили из

заключения. Но шла война, и освобожденные не могли пока разъехаться по

домам. Королев остался: он не мог бросить испытания, не доведя их до конца.

Теперь вольнонаемный Сергей Павлович жил в собственной комнате, которую ему

выделило руководство завода.

Королев начал атаковать Наркомат авиационной промышленности: 14

октября 1944 года и 30 июля 1945 года он посылает письма, в которых

настойчего предлагает строить твердотопливные баллистические ракеты

дальнего действия на твердом топливе. С этой целью Сергей Павлович считает

необходимым создать специальное конструкторское бюро с экспериментальной и

опытной базой. Основной работой предполагаемого коллектива СКБ в 1945-1946

гг. может стать предлагаемая им твердотопливная ракета, способная доставить

боеголовку на расстояние 70 километров. Предложения Сергея Павловича не

остались без внимания, и он получил проектное задание именно такое, на

которое рассчитывал.

Война длилась еще длинных четыре месяца. 8 мая 1945 года был подписан

Акт о безоговорочной капитуляции Германских вооруженных сил.

Еще три месяца оставался Королев в казанском КБ, заканчивая дела,

подводя итоги более чем двухлетней работы, после того, как покинул Омск и

А. Н. Туполева. Тома документов. В одних – все о ракетных ускорителях, в

других – наброски, эскизы, проекты, чертежи реактивных самолетов различных

типов, деловые записки в высокие инстанции с предложениями о необходимости

развертывания ракетостроения. Скрасила жизнь Королева последних казанских

дней волнующая неожиданность: Указом Президиума Верховного Совета СССР

Сергей Павлович, как и миллионы тружеников тыла был удостоен

Государственной награды – медали «за доблестный труд в Великой

Отечественной Войне 1941–1945 гг.». а через несколько дней пришел

долгожданный вызов в Москву.

12 августа 1945 года Сергей Павлович вошел в свой дом. Дочка,

вбежавшая в дом, увидев сидящего рядом с мамой мужчину, улыбающихся бабушку

и дедушку, сначала растерялась, но быстро сообразив, что перед ней ее отец,

которого она знала лишь по старой фотографии да по рассказам матери,

бросилась к нему и крепко обняла.

— Папа, почему ты так долго был в командировке?

—Так случилось, Наташа, - это все, что мог ответить ее отец.

Жена Сергея Павловича Кеана тоже много изменилась за последние семь

лет. Стала строже, молчаливее, почти седая, а ведь ей всего тридцать семь…

Все эти годы она трудилась в больнице имени Боткина, лечила раненых,

защитила кандидатскую диссертацию. Ее ценили, как прекрасного хирурга

травматолога. После возвращения в Москву Королева привлекли к работе над

созданием военной ракетной техники, подобной трофейной немецкой ракете

«фау». В сентябре 1945 г. Сергей Павлович в составе Межведомственной

комиссии прибыл в Берлин. Перед командировкой ему присвоили звание

подполковника, и он впервые за много лет одел военную форму. Предстояло

полностью разобраться в конструкции и производстве «фау», попытаться

собрать хотя бы несколько немецких ракет. В этих условиях было принято

единственно верное решение – каждый из специалистов, в зависимости от

направления его деятельности, отвечал за один из компонентов ракеты.

Немецкая ракета «фау» имела единственное техническое преимущество по

сравнению с подобными разработками советских ученых, чьи ракетные агрегаты

развивали тягу в полторы тонны. «Фау» же поднял в небо и унес за двести

километров от старта двигатель тягой в 25 тонн. (Немецкие ученые и

инженеры, начиная с 20х годов, проявляли постоянный повышенный интерес к

трудам К. Э. Циолковского и его последователей, к ракетным организациям,

приступившим к реализации его идей.)

С. П. Королев как специалист, лучше других знавший все проблемы

ракетостроения в комплексе, стал неофициальным лидером группы. Большую

помощь работе оказал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков,

бывший тогда главнокомандующим группы советских войск в Германии.

Международная обстановка между тем все осложнялась. Стали создаваться

военно-политические блоки, направленные против СССР. Над миром нависли

грозные тучи «холодной войны». Создавалась взрывоопасная обстановка, и было

необходимо экстренно повысить обороноспособность страны. 13 мая 1946 года

Совмин СССР принял постановление о создании отечественной

ракетостроительной промышленности. В подмосковных Подлипках был организован

научно-технический центр по разработке ракет на жидком топливе. В

дополнение к новому НИИ невдалеке от Подлипок, в Болшеве, появился НИИ-4

военного ведомства. Его задачей стала разработка проблем применения

ракетной техники в Советской Армии. Одновременно в астраханской степи, у

поселка Капустин Яр, возводился испытательный ракетный полигон.

Сергей Павлович Королев был назначен начальником отдела и Главным

конструктором баллистических ракет дальнего действия главного научно-

технического института (НИИ-88).

Работы по изучению трофейных ракет продолжались. По результатам

исследования советские специалисты подготовили многотомный труд «Сборник

материалов по изучению трофейной ракетной техники». Вывод ученых был

однозначным: несмотря на большие практические достижения «немецкий путь

развития ракетной техники не содержал каких-либо откровений…» Надо учесть

их опыт, но продолжать идти своим путем, начало которому положено еще в 30х

годах коллективами ГДЛ, ГИРД и Реактивного научно-исследовательского

института (РНИИ).

В феврале 1947 года Королев вернулся в Москву. С женой Ксаной

произошел разрыв, она не согласилась с необходимостью ехать в Подлипки,

потерять работу, друзей.

Сергей Павлович приступил к работе в Подлипках. Он руководит сборкой и

доводкой ракет, доставленных из Германии спецпоездом, ведет строительство

первой отечественной ракеты дальнего действия Р-1. Чем больше вникал Сергей

Павлович в работу, тем больше возникало проблем. Создание ракеты – это

непрерывные взаимные увязки между разработчиками отдельных систем,

постоянная борьба за каждый килограмм веса конструкции. Это и извечный

компромисс между старыми, отработанными и, следовательно, надежными

принципами и устройствами и еще недостаточно проверенными, с

непредсказуемой надежностью, но более перспективными и многообещающими

решениями.

Идей рождалось немало. Ему, Главному конструктору, следовало каждую

оценить, многократно обдумать, прежде, чем дать ей ход. Многое опровергала

практика, но кое-что становилось нужным. Научные решения порой казались

настолько смелыми, что отдавали фантастикой, их-то и брал на вооружение

Королев; но осуществлять удавалось далеко не всегда.

18 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.