Распутиниада: большая политическая игра . Реферат.
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
\"Распутиниада\":
большая политическая игра .
Реферат по истории отечества
студента 2-го курса заочной ф/о
группы № 143 Шевцова А . В .
Москва 2002
План :
* Введение .
* Компрометация власти - условие её краха .
* Тобольский Заратустра .
* Творимая легенда .
* Оппозиция атакует власть .
* Созревание заговора .
* Убийство .
* \"Теперь всё дозволено\" .
* После Распутина .
* * *
История России наполнена множеством разнообразных действующих лиц ,
проявивших себя в делах государственного управления , в военных баталиях ,
на ниве общественного
служения , в областях культурного созидания . Выдающийся русский мыслитель
П . Я . Ча-
адаев как-то заметил , что история - ключ к пониманию народов .
Прикоснуться к прошло-
му - значит познать судьбу своего народа и страны в неумолимом ,
необозримом и нераз-
рывном потоке времён . В великой летописи минувшего было всякое : успехи и
триумфы
чередовались с поражениями и кризисами , величие человеческих замыслов и
поступков
соседствовало с низостью и корыстью , роскошь и изысканность переплетались
с невежес-
твом и отсталостью . Всё это вместе взятое создавало противоречивую и
красочную карти-
ну . Много в старой России было тёмного и загадочного , что привлекало
пристальный ин-
терес и современников , и потомков .
Одной из мистических тайн русской истории был Григорий Распутин , мрачный
образ которого навсегда запечатлелся в финальных сценах монархии , ушедшей
в небытие после
отречения от престола последнего императора 2 марта 1917 года . Распутина
клеймили при
жизни , высмеивали после смерти , но этот человек-демон , человек-символ
до конца не раз-
гадан до сих пор . Его нельзя понять в отрыве от эпохи , от тех условий ,
в которых , по
мнению многих , это \"исчадие ада\" проявило себя . Писательница и поэтесса
З. Гиппиус спра-
ведливо писала , что Распутин как личность зауряден . Лишь как тип он
глубоко интересен.
Феноме Распутина сделели фатальным время и место . Его породила эпоха
кризисов и ка-
нунов , и он навсегда остался её отпечатком .
О \"последнем временщике последнего царя\" писали много и часто.Загадочный ,
фееричес-
кий взлёт к самым вершинам власти огромной империи простого ,
необразованного и не-
воспитанного мужика будоражил воображение , давал пищу самой богатой
фантазии у мно-
гих людей , стремившихся разгадать и объяснить причины крушения
императорской России.
Это интересовало не только тех , кто происхождением и судьбой был связан
со страной и
чья жизнь была затронута , а часто и перевёрнута революционными
потрясениями . Распутин-
ская тема интересовала и иностранцев : и потому , что здесь виделась
возможность постичь
\"загадочность русской души\" , и потому , что события 1917 г. и последующих
лет в той или
иной степени отразались на жизни всего мирового сообщества . \" До сих пор
можно услы-
шать , что Григорий Распутин был чуть ли не \"подлинным царём\" России и,
если бы его не убили в декабре 1916 г., наша история выглядела бы сегодня
совершенно иначе . Однако это миф , вернее , отголоски мифа , созданного
противниками последних Романовых Распутин лично не только не играл
сколько-нибудь самостоятельной политической роли , но нет данных ,
свидетельствующих о том , что он пытался играть её . Вместе с тем теперь в
литературе заметна и другая крайность , исходящая от новоявленных
монархистов . Распутин изображается неким \"человеком и народа\" ,
бесконечно преданным царской чете и чуть ли не невинной жертвой
политического безумия , охватившего Россию Но это тоже миф , как и миф о
\"Распутине-царе\". Распутин был просто использован силами , боровшимися за
влияние и власть , - крайне правыми и либеральной оппозицией . Они-то и
превратили его в политическую фигуру , сыгравшую в судьбе российской
монархии поистине роковую роль \". Иоффе Генрих Зиновьевич , доктор
исторических наук ( Канада ).
Одним из таких сочинений является книга Рене Фюлоп-Миллера \"Святой демон
Распутин\"
вышедшая в 1927 г. в Лейпциге . Автор сам ничего не исследовал . Основу
книги состави-
ли сведения из многочисленных публикаций на распутинскую тему , широким
потоком
хлынувших на книжный рынок России и других стран после февраля 1917 г.
Фюлоп-Мил-
лер хорошо знаком с этими , рассчитанными большей частью на
невзыскательный вкус ско-
роспелыми поделками , на основе которых в увлекательном стиле он создаёт
своё произве-
дение , полное ярких описаний сенсационных историй .Это талантливая
литературная вариа-
ция на историческую тему , читаемая с большим интересом .Чтобы понять
степень прибли-
жённости авторской событийно-смысловой канвы к действительным реалиям того
давнего
времени , необходимо остановиться на некоторых важных коллизиях и фактах ,
без знания
которых исторически адекватно воспринимать данный текст невозможно .
Любые простые ответы в \"распутиниаде\" о многом говорят , но ничего , по
существу , не
объясняют . Эта тема не стала ещё объектом специального изучения , а
бытующие оценки и суждения , многие из которых читатель встретит в данной
книге , не подтверждены на-
дёжными документальными свидетельствами .Здесь чаще , чем где бы то ни
было , факты
заменены расхожими представлениями , формировавшимися в обществе ,
находившемся в истерически-апокалипсическом состоянии .Трудно найти в
отечественной истории период ,
когда так часто и с такой неумолимой категоричностью случайная и часто
откровенно тенденциозная информация становилась аргументом и бесспорным
доказательством в жес-
токой политической игре , приобретавшей характер беспощадной общественной
борьбы .
Трудно не согласиться с лейб-медиком Е.С.Боткиным , заметившим однажды ,
что если бы действительного Распутина не было , то его непременно выдумали
из кого-нибудь.При-
чём , так сказать , \"крёстными отцами\" пресловутого \"Гришки-чародея\" были
не только и
не столько радикальные и либеральные деятели , смотревшие на происходившие
события со стороны и воспринимавшие всё через призму своих политических
интересов и амбиций.
Раздуванию антираспутинской истерии в стране в особенности способствовали
те , кто до-
вольно близко стоял к трону , те , кто искренне стремился сохранить
монархический режим,
но под воздействием всеобщей напряжённости потерял способность спокойно
оценивать про-
исходящее .Коллапс власти они не связывали с кризисом системы .
Вместе с тем несомненно , что в последние годы монархи роль этого человека
была до-
статочно необычна : он являлся интимным другом царской семьи , с которым
венценосцы
общались часто , с большой радостью , в узком кругу .Такие встречи
доставляли и Николаю
II , и императрице Александре Фёдоровне душевный покой , то состояние ,
которых иными
путями и другими общениями они получить не могли . Любая авторитарная
система неиз-
бежно порождает временщиков . И вся история России полна примерами , когда
различными
путями на более или менее продолжительный срок на государственном
горизонте появля-
лись неожиданные персонажи , становясь часто действительными историческими
деятелями.
В самом факте появления Распутина у кормила власти не было ничего
уникального . Одна-
ко сама фигура этого лица была столь необычна , что затмила всех прочих .
Понять удивительный феномен Распутина невозможно , если рассматривать его
(что в большинстве случаев и делается ) вне контекста распространённых
народных представлений
о праведной жизни . Последнего императора отличала мифологизированность
сознания .
Распутинское вмешательство , часто мнимое , служило в своё время темой
оживлённых пересудов (много места этому сюжету уделено в книге
Фюлоп-Миллера). Ему приписывали
военные неудачи , им объясняли бессилие административной власти в стране .
Однако вдей-
ствительности , в отличие от распространённых суждений , влияние Распутина
никогда не
было беспредельным и в силу этого не могло стать фатальным .По его пьяной
прихоти ни-
когда не сменяли министров , и по распутинской рекомендации в одночасье не
назначались
случайные лица на высшие посты .Таких возможностей у \"царёва друга\" даже в
самые звёзд-
ные моменты его карьеры не было .Все назначения шли от царя , который ,
выслушивая мне-
ния многих о претендентах на должности , окончательные решения принимал
сам . Причём
очень многие из этих решений откровенно не нравились и даже пугали
императрицу и её
ментора . Александру Фёдоровну действительно можно , да и то с оговорками
, назвать рупо-
ром Распутина , но Николая II считать его орудием просто нельзя . В то же
время очевид-
но , что скандальный старец несомненно поспособствовал карьере ряда лиц ,
но число таких
случаев в общей массе административно-служебных перемещений было очень
невелико .
Считая Распутина другом и заступником своей семьи , последние венценосцы
были убеж-
дены , что общение с ним - их сугубо внутреннее дело . Но у царей частной
жизни быть не
может . Многое так или иначе просачивалось в публику , и отсутствие
объективной инфор-
мации способствовало рождению слухов - этих типичных атрибутов
недемократических сис-
тем . В критические моменты существования таких политических структур
сплетни иногда
приобретают просто сокрушительную силу .Особенно наглядно это проявилось
как раз в
России . Здесь монархия рухнула ,окутанная плотной пеленой самых
немыслимых домыслов
и предположений , многие из которых стали неотъемлимой частью всей
\"распутиниады\" .
Книга Фюлоп-Миллера содержит подробное жизнеописание \"Гришки Окаянного\" от
ран-
них лет и до самого конца , до той декабрьской ночи 1916 г., когда в
роскошном палаццо
князей Юсуповых в Петрограде этот человек был убит группой заговорщиков
.Следует осо-
бо подчеркнуть , что многие описываемые эпизоды жизни Распутина и
общественно-полити-
ческие события не являются буквальным отражением биографии этой личности и
реальных
исторических коллизий . В судьбе пресловутого старца очень мало надёжных
временных и
документальных ориентиров , и вплоть до появления в Петербурге она вообще
носит просто
легендарный характер . Выяснением её занялись уже в ХХ в., когда слава
загадочного пред-
сказателя и утешитиля достигла столичных гостиных и когда стали поступать
сведения о
благосклонном отношении к нему \"высочайших особ\".
На родину Распутина выезжали корреспонденты ряда столичных газет ,
публиковавших
затем сенсационные материалы . В ведущих изданиях помещались и беседы с
самим \"геро-
ем дня\". Заключённая в этих статьях и интервью информация хорошо известна
автору кни-
ги \"Святой демон Распутин\". На её основе Фюлоп-Миллер и создаёт
литературную реконст-
рукцию жизни крестьянского парня Григория из села Покровского Тюменского
уезда Тоболь-
ской губернии и излагает удивительную историю его духовного перерождения ,
происшед-
шего уже в зрелом возрасте . Не имея возможности подробно остановиться на
этих расска-
зах , заметим лишь , что здесь много таких утверждений , которые теперь
уже невозможно
ни документально подтвердить , ни обоснованно оспорить . Однако неясности
несомненно преобладают . До сих пор ,например, неизвестна даже точная дата
рождения .
При обращении к \"распутиниаде\" необходимо учитывать одно важное
обстоятельство .
Очень многие страницы биографии Распутина , особенно касающиеся первых
десятилетий его жизни , были изложены им самим . Им же публично , часто в
моменты застолья в кругу
почитателей , оглашались и удивительные собственные \"деяния\". Как человеку
необычайно тщеславному , ему несомненно льстил очевидный ажиотаж вокруг
его персоны , наблюдав-
шийся в годы его петербургского \"подвижничества\" . Он прекрасно понимал ,
что большинст-
во \"этих господ\" окружают его почётом и вниманием только потому , что он
\"царёв друг\".
Этой ролью Распутин просто упивался и не стеснялся часто подчёркивать
различным лю-
дям свою близость к монархам , живописуя своё влияние на них . Однако
удивительным яв-
ляется не сама по себе эта беспардонная болтливость , лишний раз
подчёркивающая лишь
пренебрежение \"старца\" к общепринятым нормам поведения . Поражает в
особенночти та лёгкость , с которой этим утверждениям , переходившим из
уст в уста и обраставшим всё более красочными подробностями , верили в
обществе , хотя было трудно не различить , что
эти повествования иногда носили характер бесцеремонных россказней . Как
это ни странно,
но многие подданные российской короны , обвиняя постоянно царя и особенно
царицу в не-
допустимой вере \"пьяному и развратному мужику\" , сами в известном смысле
стали жерт-
вами его , принимая слово за дело .
Главным стержнем всей \"распутиниады\" несомненно была мистическая связь
между си-
бирским проповедником и царской семьёй . В силу этого необходимо
внимательно и вдум-
чиво оценивать приводимые Фюлоп-Миллером утверждения и интерпретации
событий .Ут-
верждение о постоянных общениях между Распутиным и венценосцами в первые
годы их знакомства ничем не подтверждается , в частности , теми же
дневниковыми записями царя ,
которые в ряде случаев Фюлоп-Миллер цитирует . Вообще встречи членов
царской семьи с
Распутиным всегда происходили под покровом тайны , и на них могли
присутствовать , да и то иногда , лишь несколько особо доверенных лиц , из
которых никто никаких описаний
не оставил . Поэтому все подробности таких вечерних бдений , их характер и
атмосферу , которые красочно описывает Фюлоп-Миллер , можно считать не
более чем авторской фан-
тазией .
В значительной своей части этот сюжет некритически заимствован
Фюлоп-Миллером из скандальной книжки бывшего распутинского дружка ,
ставшего его заклятым врагом , быв-
шего иеромонаха и \"пламенного реакционера\" Илиодора ( в миру Сергей
Труфанов), под на-
званием \"Святой чёрт\", вышедшей в 1917 г. вскоре после падения монархии .
Сочинение Или-
одора - Труфанова , этого , по словам Витте , \"политического негодяя\" ,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|