Петр I как полководец и дипломат
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
              КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
                                   Петр I 
                          как полководец и дипломат 
                                                        Научный руководитель 
                                                      ______________________ 
                                                      ______________________ 
                               Таганрог, 2001 
                                 СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ 
ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА 
СОБЫТИЯ 1682 ГОДА 
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ 
НИЗВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ 
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. КУМПАНСТВА 
“ВЕЛИКОЕ (чрезвычайное) ПОСОЛЬСТВО” 1697 - 1698 ГОДОВ 
ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И СТРЕЛЕЦКИЙ РОЗЫСК 
НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1701 - 1706 годов. ПОЛТАВА 
ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПРУТСКИЙ ПОХОД. ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА 
  Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах. 
   Ништадский мирный договор 
ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА 
  Борьба внутри господствующего класса 
  Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание 
  Народное движение 1707 - 1708 годов 
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР 
  I. Реформа органов власти и управления 
  II. Военная реформа 
  III. Устройство сословий 
    1. Служивое сословие 
    2. Городское сословие (посадские и городские люди) 
     3. Крестьянство 
  IV. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 
  V. ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ 
  VI. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА 
    Искусство 
    Изменения в быту 
ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 
ЛИТЕРАТУРА 
                                  ВВЕДЕНИЕ 
      Изменения  во  всех  отраслях  и  сферах   социально-экономической   и 
политической жизни страны, которые постепенно накапливались  и  назревали  в 
XVII веке, переросли в первой четверти XVIII  века  в  качественный  скачок. 
Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне  и 
форме  развития  производительных  сил,  политическом  строе,  структуре   и 
функциях органов власти, управления и суда, в организации  армии,  классовой 
и сословной структуре населения, в культуре страны и быту  народа  произошли 
огромные изменения. Коренным  образом  изменилось  место  и  роль  России  в 
международных отношениях того времени. 
      Все эти изменения  происходили  на  основе  феодально-крепостнического 
строя, который постепенно становился  главным  тормозом  для  прогрессивного 
развития страны, вступал в стадию своего  разложения.  В  стране  всё  более 
отчётливо    проявлялись    симптомы    зарождения    и    развития    новых 
капиталистических отношений. 
      В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное 
противоречие,   свойственное   периоду   позднего    феодализма.    Интересы 
самодержавно-крепостнического  государства  и  класса  феодалов   в   целом, 
общенациональные интересы страны требовали  развития  производительных  сил, 
активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации  технико- 
экономической отсталости страны. Но для решения этих задач  было  необходимо 
сокращение   сферы   деятельности   крепостничества,    образование    рынка 
вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав  и  привилегий 
дворянства.   Происходило   же   прямо   противоположное:    распространение 
крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса  феодалов,  закрепление, 
расширение и законодательное  оформление  его  прав  и  привилегий.  Поэтому 
развитие промышленности, товарных  отношений,  укрепление  мощи  государства 
сопровождалось  резким  ростом  крепостнической  эксплуатации,   помещичьего 
произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического  аппарата 
самодержавия.  Это  обостряло  основное  противоречие  между  господствующим 
классом и различными  категориями  крепостного  крестьянства,  составлявшего 
более  90%  населения  страны.  Замедленность   формирования   буржуазии   и 
превращения  её  в  класс,  противостоящий   классу   феодалов-крепостников, 
приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми  в  сферу 
крепостнических отношений. 
      Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время 
определили крайнюю противоречивость деятельности Петра  I  и  осуществленных 
им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное  значение,  шли 
навстречу  общенациональным   интересам   и   потребностям,   способствовали 
значительному ускорению исторического развития страны  и  были  нацелены  на 
ликвидацию её отсталости. 
      С другой  стороны  -  осуществлялись  крепостниками,  крепостническими 
методами  и  были  направлены   на   укрепление   их   господства.   Поэтому 
прогрессивные преобразования петровского времени с  самого  начала  несли  в 
себе консервативные  черты,  которые  в  ходе  дальнейшего  развития  страны 
выступали всё  сильнее  и,  вместо  того,  чтобы  ликвидировать  отсталость, 
консервировали её. В  результате  петровских  преобразований  Россия  быстро 
догоняла  те  европейские  страны,  где  сохранялось  господство  феодально- 
крепостнических отношений, но  она  не  могла  ликвидировать  отсталость  от 
стран, вставших на капиталистический путь развития. 
      Эта  сложность  и  противоречивость  со  всей  силой  проявилась  и  в 
преобразовательной деятельности  Петра  I,  которая  отличалась  неукротимой 
энергией,  невиданным  размахом,  смелостью  в  ломке  отживших  учреждений, 
законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая  значение  развития 
торговли   и   промышленности,   Петр   I   осуществил   ряд    мероприятий, 
соответствовавших  интересам  купечества.  Но  он  же  укреплял   крепостные 
порядки, обосновывал  режим  самодержавного  деспотизма.  Действия  Петра  I 
отличались   не   только   решительностью,   но   и   крайней    жестокостью 
“нетерпеливого самовластного помещика”. 
      Петр Алексеевич Романов (Петр I,  Петр  Великий)  -  первый  император 
всероссийский, родился 30 мая 1672  года,  от  второго  брака  царя  Алексея 
Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной,  воспитанницей  боярина  А.С. 
Матвеева. Петр был четырнадцатым ребёнком  царя  Алексея  и  первым  от  его 
второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д.  Милославского  Марья  Ильинична, 
умерла, оставив ему двух сыновей Федора и  Ивана,  и  много  дочерей.  Таким 
образом при царе Алексее в  царском  семействе  два  враждебных  друг  другу 
круга родных: старшие дети царя  с  Милославскими  и  Наталья  Кирилловна  с 
сыном и родней. Дело  в  том,  что  царевичи  Федор  и  Иван  не  отличались 
физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший  царевич 
Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был  самым  младшим  из 
братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись  Нарышкины, 
но этого очень боялись Милославские, и только  страх  перед  царём  Алексеем 
сдерживал проявления семейной вражды. 
      Со смертью царя  Алексея  Михайловича  глухая  борьба  Милославских  и 
Нарышкиных переходит в открытое  столкновение.  Начались  ссоры  и  интриги. 
Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север  в 
Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно. 
                         ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА 
      Обучение Петра шло довольно  медленно.  По  старорусскому  обычаю  его 
начали учить с пяти лет.  Учителем  Петра  стал  дьяк  Никита  Моисеев,  сын 
Зотов, человек учёный, но любящий выпить.  Впоследствии  Петр  назначил  его 
князем-папой шутовской коллегии пьянства. 
      Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. 
Так же начинали своё учение и царь Алексей, и  его  старшие  сыновья.  Зотов 
касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про  царя 
Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре  Невском.  Впоследствии  Петр 
не терял интереса к истории,  придавал  ей  важное  значение  для  народного 
образования. 
      До смерти своего отца, царя  Алексея,  Петр  жил  баловнем  в  царской 
семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Федор  был 
крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его.  Он  держал  Петра 
при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении. 
      Учился  ли  Петр  у  Зотова  ещё  чему-нибудь,  остаётся  неизвестным; 
сохранилось предание о том, что Зотов  показывал  царевичу  много  “потешных 
листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых  в 
Москву  из-за  границы.  За  обучением  у  Зотова  должна   была   следовать 
схоластическая наука, с которой знакомились старшие  братья  и  даже  сестры 
Петра  под  руководством  киевских   монахов.   Петру   предстояло   изучить 
грамматику,  пиитику,  риторику,  диалектику  и   философию,   латинскую   и 
греческую грамоту  и,  вероятно,  польский  язык.  Но  перед  началом  этого 
обучения царь Федор умер и  началась  смута  1682  года.  Из-за  этого  Петр 
остался без систематического образования.  До  конца  жизни  он  игнорировал 
грамматику и орфографию. 
                              СОБЫТИЯ 1682 ГОДА 
      Царь Федор Алексеевич умирает, не  оставив  наследников  престола.  По 
общему мнению наследовать престол должен был его  брат  Иван.  Но  15-летний 
Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не  мог  принять  власти. 
Зная это, любимцы царя Федора (Языков, Лихачев и  др.)  устроили  дело  так, 
что сразу после смерти Федора патриарх Иоаким и  бояре  провозгласили  царём 
младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были  нарушены  и  его 
родные не могли примириться с  происшедшим.  Самыми  умными  и  решительными 
среди  них  были  царевна  Софья  Алексеевна  и   боярин   Иван   Михайлович 
Милославский.  Против  своих  врагов  (Языкова  и  Нарышкиных)  они  подняли 
стрелецкое войско. 
      Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали 
список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15  мая 
1682 года они, вооружившись, пришли  в  Кремль.  Царица  Наталья  Кирилловна 
вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и  показала  их 
стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец  и  на 
глазах  членов  царской  семьи  зверски  убили  боярина  Матвеева  и  многих 
родственников  царицы  Натальи.  Петр,  бывший   очевидцем   кровавых   сцен 
стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую  сохранил  при  этом: 
стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы  подхватывали 
на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо  врезались 
в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная нервность,  и  его 
ненависть к стрельцам. Через год  11-летний  Петр  по  развитости  показался 
иноземному послу 16-летним юношей. 
      Через неделю после начала бунта (23  мая)  победители  потребовали  от 
правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29- 
го), по новому требованию стрельцов,  за  молодостью  царей  правление  было 
вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена  от  всякого  участия  в 
государственных делах. 
                            ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ 
      За всё время регентства Софьи, Наталья Кирилловна приезжала  в  Москву 
лишь на несколько зимних месяцев, проводя  остальное  время  в  подмосковном 
селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная  часть 
знатных  фамилий,  не   решавшихся   связать   свою   судьбу   с   временным 
правительством  Софьи.   Предоставленный   самому   себе,   Петр   разучился 
переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то  ни 
было  желания.  Царица  Наталья,  женщина  “ума  малого”,  по  выражению  её 
родственника  князя  Куракина,  заботилась,  по-видимому,  исключительно   о 
физической  стороне  воспитания  своего  сына.  Мы  видим  Петра  окруженным 
“молодыми ребятами  народу  простого”  и  “молодыми  людьми  первых  домов”; 
первые в конце концов взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены.  Весьма 
вероятно, что и простые и  знатные  приятели  детских  игр  Петра  одинаково 
заслуживали кличку “озорников”, данную им Софьей. 
      Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате  без  дела;  он 
рвется из печального опального дома на  улицу,  собирает  около  себя  толпу 
молодёжи из придворных служителей:  забавляется,  играет  с  ними;  как  все 
живые дети  любит  играть  в  войну,  в  солдаты.  На  берегу  Яузы  у  села 
Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около  неё 
собрал целую дюжину “потешных”  воинов.  Сначала  это  был  сплошной  сброд: 
“Преображенские конюхи”, как выражалась  Софья.  Потом  этой  компании  Петр 
придал  форму   двух   солдатских   полков   (Преображенского   -   в   селе 
Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском),  и  понемногу 
из “потешных”  полков  у  Петра  образовались  настоящие  полки,  положившие 
впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила  широкие  размеры 
и серьёзное значение. Петр понял  важность  военного  дела  и  стал  учиться 
инженерному и артиллерийскому искусству. 
      “Для  математики,   фортификации,   токарного   мастерства   и   огней 
артифициальных” появляется при  Петре  учитель-иностранец  Франц  Тиммерман. 
Сохранившиеся  тетради  Петра  свидетельствуют  о  его  настойчивых  усилиях 
усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и  артиллерийской 
премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так  и 
остались для Петра тайной. Зато  токарное  искусство  и  пиротехника  всегда 
были любимыми занятиями Петра. Широко известна  страсть  Петра  к  лодкам  и 
кораблям.  После  того,  как  Петр  нашёл  в  селе   Измайлове   заброшенный 
мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать  на  нём,  он 
весь ушёл в это дело и начал строить суда на  большом  Переяславском  озере. 
Многим это казалось пустой забавой.  Осуждали  в  Петре  и  его  близость  к 
немцам. Петр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там  он  мог  найти 
объяснения многим непонятным для русских людей вещам,  например  астролябии. 
Петр особенно сблизился с шотландцем  Гордоном,  генералом  русской  службы, 
учёным; и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень  способным  и 
весёлым. Под влиянием Лефорта Петр  привык  к  шумным  пирам  и  разгулу.  К 
сожалению, ни князь Борис Алексеевич  Голицын,  воспитатель  Петра,  ни  его 
воспитатель Никита Зотов не  могли  удержать  молодого  царя  от  кутежей  и 
шумных пирушек. 
      Вследствие  неблагоприятных   условий   детства   Петр   остался   без 
правильного  образования  и   вместо   богословско-схоластических   познаний 
приобрёл   военно-технические.   Молодой    государь    представлял    собой 
необыкновенный для московского общества  культурный  тип.  У  него  не  было 
любви  к  старым  обычаям  и  порядкам  придворной  московской  жизни,  зато 
образовывались близкие отношения с “немцами”. Петр  не  любил  правительство 
Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых  считал  опорой  и  друзьями 
Софьи. 
      Участие Петра в государственных  делах,  во  время  регентства  Софьи, 
ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Петр  весь  ушёл  в 
свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |