Петр I как полководец и дипломат
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Петр I
как полководец и дипломат
Научный руководитель
______________________
______________________
Таганрог, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА
СОБЫТИЯ 1682 ГОДА
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
НИЗВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. КУМПАНСТВА
“ВЕЛИКОЕ (чрезвычайное) ПОСОЛЬСТВО” 1697 - 1698 ГОДОВ
ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И СТРЕЛЕЦКИЙ РОЗЫСК
НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1701 - 1706 годов. ПОЛТАВА
ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПРУТСКИЙ ПОХОД. ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА
Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах.
Ништадский мирный договор
ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Борьба внутри господствующего класса
Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание
Народное движение 1707 - 1708 годов
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР
I. Реформа органов власти и управления
II. Военная реформа
III. Устройство сословий
1. Служивое сословие
2. Городское сословие (посадские и городские люди)
3. Крестьянство
IV. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
V. ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ
VI. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
Искусство
Изменения в быту
ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и
политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в
XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок.
Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и
форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и
функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой
и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли
огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в
международных отношениях того времени.
Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического
строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного
развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более
отчётливо проявлялись симптомы зарождения и развития новых
капиталистических отношений.
В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное
противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы
самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,
общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил,
активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-
экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо
сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка
вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий
дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение
крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление,
расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому
развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства
сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего
произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата
самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим
классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего
более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и
превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,
приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу
крепостнических отношений.
Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время
определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществленных
им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли
навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали
значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на
ликвидацию её отсталости.
С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими
методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому
прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в
себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны
выступали всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость,
консервировали её. В результате петровских преобразований Россия быстро
догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-
крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от
стран, вставших на капиталистический путь развития.
Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в
преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неукротимой
энергией, невиданным размахом, смелостью в ломке отживших учреждений,
законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая значение развития
торговли и промышленности, Петр I осуществил ряд мероприятий,
соответствовавших интересам купечества. Но он же укреплял крепостные
порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I
отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью
“нетерпеливого самовластного помещика”.
Петр Алексеевич Романов (Петр I, Петр Великий) - первый император
всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея
Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С.
Матвеева. Петр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его
второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,
умерла, оставив ему двух сыновей Федора и Ивана, и много дочерей. Таким
образом при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу
круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с
сыном и родней. Дело в том, что царевичи Федор и Иван не отличались
физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич
Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из
братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины,
но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем
сдерживал проявления семейной вражды.
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и
Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги.
Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в
Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.
ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его
начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын
Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его
князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол.
Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов
касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя
Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Петр
не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного
образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской
семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Федор был
крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра
при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Учился ли Петр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным;
сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных
листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в
Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать
схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сестры
Петра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить
грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и
греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого
обучения царь Федор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр
остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал
грамматику и орфографию.
СОБЫТИЯ 1682 ГОДА
Царь Федор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По
общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний
Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти.
Зная это, любимцы царя Федора (Языков, Лихачев и др.) устроили дело так,
что сразу после смерти Федора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём
младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его
родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными
среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович
Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли
стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали
список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая
1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна
вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их
стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на
глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих
родственников царицы Натальи. Петр, бывший очевидцем кровавых сцен
стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом:
стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали
на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались
в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его
ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Петр по развитости показался
иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от
правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-
го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было
вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в
государственных делах.
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
За всё время регентства Софьи, Наталья Кирилловна приезжала в Москву
лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном
селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть
знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным
правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Петр разучился
переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни
было желания. Царица Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её
родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о
физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окруженным
“молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьми первых домов”;
первые в конце концов взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены. Весьма
вероятно, что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково
заслуживали кличку “озорников”, данную им Софьей.
Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он
рвется из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу
молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними; как все
живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села
Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё
собрал целую дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд:
“Преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Петр
придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе
Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском), и понемногу
из “потешных” полков у Петра образовались настоящие полки, положившие
впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры
и серьёзное значение. Петр понял важность военного дела и стал учиться
инженерному и артиллерийскому искусству.
“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней
артифициальных” появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман.
Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях
усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской
премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и
остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда
были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и
кораблям. После того, как Петр нашёл в селе Измайлове заброшенный
мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать на нём, он
весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере.
Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к
немцам. Петр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти
объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии.
Петр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы,
учёным; и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и
весёлым. Под влиянием Лефорта Петр привык к шумным пирам и разгулу. К
сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра, ни его
воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и
шумных пирушек.
Вследствие неблагоприятных условий детства Петр остался без
правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний
приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой
необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было
любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато
образовывались близкие отношения с “немцами”. Петр не любил правительство
Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями
Софьи.
Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи,
ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Петр весь ушёл в
свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|