Меню
Поиск



рефераты скачатьПетр I как полководец и дипломат

Петр I как полководец и дипломат

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Петр I

как полководец и дипломат

Научный руководитель

______________________

______________________

Таганрог, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА

СОБЫТИЯ 1682 ГОДА

ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

НИЗВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ

АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. КУМПАНСТВА

“ВЕЛИКОЕ (чрезвычайное) ПОСОЛЬСТВО” 1697 - 1698 ГОДОВ

ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И СТРЕЛЕЦКИЙ РОЗЫСК

НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1701 - 1706 годов. ПОЛТАВА

ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПРУТСКИЙ ПОХОД. ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА

Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах.

Ништадский мирный договор

ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

Борьба внутри господствующего класса

Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание

Народное движение 1707 - 1708 годов

РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР

I. Реформа органов власти и управления

II. Военная реформа

III. Устройство сословий

1. Служивое сословие

2. Городское сословие (посадские и городские люди)

3. Крестьянство

IV. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

V. ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ

VI. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Искусство

Изменения в быту

ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и

политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в

XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок.

Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и

форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и

функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой

и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли

огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в

международных отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического

строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного

развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более

отчётливо проявлялись симптомы зарождения и развития новых

капиталистических отношений.

В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное

противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы

самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,

общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил,

активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-

экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо

сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка

вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий

дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение

крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление,

расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому

развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства

сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего

произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата

самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим

классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего

более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и

превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,

приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу

крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время

определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществленных

им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли

навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали

значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на

ликвидацию её отсталости.

С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими

методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому

прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в

себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны

выступали всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость,

консервировали её. В результате петровских преобразований Россия быстро

догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-

крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от

стран, вставших на капиталистический путь развития.

Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в

преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неукротимой

энергией, невиданным размахом, смелостью в ломке отживших учреждений,

законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая значение развития

торговли и промышленности, Петр I осуществил ряд мероприятий,

соответствовавших интересам купечества. Но он же укреплял крепостные

порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I

отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью

“нетерпеливого самовластного помещика”.

Петр Алексеевич Романов (Петр I, Петр Великий) - первый император

всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея

Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С.

Матвеева. Петр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его

второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,

умерла, оставив ему двух сыновей Федора и Ивана, и много дочерей. Таким

образом при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу

круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с

сыном и родней. Дело в том, что царевичи Федор и Иван не отличались

физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич

Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из

братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины,

но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем

сдерживал проявления семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и

Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги.

Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в

Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.

ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его

начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын

Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его

князем-папой шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол.

Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов

касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя

Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Петр

не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного

образования.

До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской

семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Федор был

крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра

при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

Учился ли Петр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным;

сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных

листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в

Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать

схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сестры

Петра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить

грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и

греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого

обучения царь Федор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр

остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал

грамматику и орфографию.

СОБЫТИЯ 1682 ГОДА

Царь Федор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По

общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний

Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти.

Зная это, любимцы царя Федора (Языков, Лихачев и др.) устроили дело так,

что сразу после смерти Федора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём

младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его

родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными

среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович

Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли

стрелецкое войско.

Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали

список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая

1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна

вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их

стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на

глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих

родственников царицы Натальи. Петр, бывший очевидцем кровавых сцен

стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом:

стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали

на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались

в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его

ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Петр по развитости показался

иноземному послу 16-летним юношей.

Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от

правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-

го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было

вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в

государственных делах.

ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

За всё время регентства Софьи, Наталья Кирилловна приезжала в Москву

лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном

селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть

знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным

правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Петр разучился

переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни

было желания. Царица Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её

родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о

физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окруженным

“молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьми первых домов”;

первые в конце концов взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены. Весьма

вероятно, что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково

заслуживали кличку “озорников”, данную им Софьей.

Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он

рвется из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу

молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними; как все

живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села

Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё

собрал целую дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд:

“Преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Петр

придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе

Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском), и понемногу

из “потешных” полков у Петра образовались настоящие полки, положившие

впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры

и серьёзное значение. Петр понял важность военного дела и стал учиться

инженерному и артиллерийскому искусству.

“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней

артифициальных” появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман.

Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях

усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской

премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и

остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда

были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и

кораблям. После того, как Петр нашёл в селе Измайлове заброшенный

мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать на нём, он

весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере.

Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к

немцам. Петр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти

объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии.

Петр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы,

учёным; и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и

весёлым. Под влиянием Лефорта Петр привык к шумным пирам и разгулу. К

сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра, ни его

воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и

шумных пирушек.

Вследствие неблагоприятных условий детства Петр остался без

правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний

приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой

необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было

любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато

образовывались близкие отношения с “немцами”. Петр не любил правительство

Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями

Софьи.

Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи,

ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Петр весь ушёл в

свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.