Меню
Поиск



рефераты скачатьН.С. Хрущев как политический деятель

были убеждены, что принимаемая Программа открывает этап крупных стру-

ктурных преобразований и сдвигов - иначе зачем было принимать и ут-

верждать новую Программу. И даже уход Хрущева не остановил дела. В

сентябре 1965 года состоялся-таки Пленум ЦК КПСС о хозяйственной ре-

форме. Отрицательное отношение к ней Брежнева свело, однако, на нет

усилия предыдущей эпохи.

Наибольшие нападки на Хрущева вызвало обещание, содержавшееся в

Программе КПСС 1961 года, через 20 лет - в 80-е годы - построить в

нашей стране высшую фазу коммунизма. Это обещание трактовали как ти-

пичное проявление прожектерства, свойственного Хрущеву. Но это не

совсем так. Хрущев исходил из типичного обществоведческого знания

того времени представления, что коммунизм - это производство основ-

ных предметов потребления на уровне медицински обоснованных норм, то

есть производственное изобилие.

Была ли возможность за 20 лет достичь этого уровня, что по сель-

хозпродуктам требовало увеличения среднедушевого производства в 2-3

раза, по основным непродовольственным товарам не только увеличения

производства, но и серьезного изменения структуры производства этих

товаров, их качества? В принципе, такая возможность была. Пусть не

во всем, не полностью, но была.

Однако для этого экономика должна была развиваться по совершенно

другому, оптимальному варианту. Реальное же развитие оказалось весьма

далеким от оптимальности.

П Р О Т И В Б Ю Р О К Р А Т И З М А

И С В Е Р Х Ц Е Н Т Р А Л И З А Ц И И

На июльском (1955г.) Пленуме ЦК говорилось о том, что в министерст-

вах, ведомствах и на предприятиях много лишних, параллельно дейст-

вующих звеньев. Штаты административного управленческого персонала

все еще велики, и вследствии этого аппарат управления не гибок, в

значительной мере оторван от производства, отвлекает большое коли-

чество работников от участия в создании материальных ценностей.

Хрущев выступил инициатором коренной реорганизации органов уп-

равления промышленностью и строительством. В феврале 1957 года

Пленум ЦК принял решение о ликвидации отраслевых министерств и со-

здании вместо них территориальных органов управления промышленно-

стью - Соваетов народного хозяйства. При этом говорилось о том,

что ведомственностьв руководстве промышленностью и строительством

приводит к ослаблению и нарушению нормальных территориальных связей

между предприятиямиразных отраслей промышленности, расположенных в

одном экономическом районе, нередко не дает возможности оперативно

решать хозяйственные вопросы, целесообразно использовать имеющиеся

ресурсы и т.д.

Реформа 1957 года послужила основой для дальнейших многочислен-

ных реорганизаций государственного и партийного аппарата. На местах

в пределах областей были созданы совнархозы, которые вскоре были ук-

рупнены в совнархозы крупных экономических административных районов.

Был создан Высший Совет народного хозяйства, который взял на себя

координацию работы прмышленности и строительства в общегосударст-

венном масштабе.

Однако жизнь показала, что правильные замечания о недостатках

отраслевой структуры управления промышленностью ни в коей мере не

избавляли (в рамках существовавшей тогда политической системы) от

необходимости централизованно руководить отраслями промышленности.

Реформа 1957 года привела к отраслевой разобщенности промышленности,

нанесло удар по единой технической политике. Попытки многочисленных

реорганизаций государственного аппарата никак не могли ликвидировать

эти недостатки.

Вместе с тем уже в начале 60-х годов в печати стали появляться

статьи о необходимости использовать рычаги управления, внедрять пол-

ный хозрасчет. Экономическая реформа 1965 г., провозглашенная уже

после того, как Хрущев был снят со своего поста, начала готовиться

при нем.

Будучи убежден во всесилии организационных мер, Хрущев на мар-

товском (1962г.) Пленуме ЦК предложил коренным образом перестроить

управление сельским хозяйством, приблизить его к колхозам и совхо-

зам, сделать конкретным и оперативным. Были созданы территориальные

колхозно-совхозные производственные управления. На Пленуме особо

подчеркивалась необходимость повысить ответственность партийных ор-

ганов за состояние сельскохозяйственного производства, активно спо-

собствовать более широкому использованию возможностей каждого конк-

ретного хозяйства.

Летом 1962 года Хрущев выдвигает идею о разделении партийных

организаций и партийных органов по производственному принципу и на-

правляет в Президиум ЦК соответствующую "Записку" с требованием

разослать ее в ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы.

На ноябрьском (1962г.) Пленуме Центрального Комитета он обосновыва-

ет свою идею построения партийных органов по производственному прин-

ципу тем, что это даст возможность обеспечить более конкретное и

планомерное руководство промышленностью, строительством и сельским

хозяйством, сосредоточить главное внимание на производственных во-

просах. Постановлением пленума ликвидировались сельские райкомы,

взамен их создавались парткомы производственных колхозно-совхозных

управлений и зональные (кустовые) промышленно-производственные пар-

тийные комитеты, в краях и областях - сельские и промышленные

крайкомы, обкомы.

Еще до Пленума проект разделения парторганизаций, партийных и

советских органов по производственному принципу вызвал на местах

большое недоумение. В ЦК КПСС поступало немало (правда, довольно

робких возражений и замечаний. Как позже заявлял первый секретарь

ЦК Компартии Украины П.Е.Шелест, "еще во время обсуждений предло-

жений, изложенных в "Записке" т.Хрущева о перестройке партийных и

советских органов, многие члены ЦК, работники республиканских и

местных партийных органов выражали сомнение в целесообразности на-

мечаемой реорганизации. Указывалось, в частности, на трудности,

которые неминуемо возникнут, если разъединить единый хозяйственно-

-политический организм любой области, в которой промышленность,

сельское хозяйство и сферы их обслуживания тесно связаны." Однако

возражения, сомнения и замечания не были приняты во внимание. На

Пленуме же предложения Н.С.Хрущева получили полную поддержку ора-

торов.

На практике реорганизация партийных, советских и общественных

органов не только не способствовала развитию демократии, а, напро-

тив, сузила сферу ее действия. Аппарат областных органов значитель-

но разросся, а в районах - сократился. Произошло еще большее отчу-

ждение местных Советов от их функций как органов власти.

Жизнь вскоре показала сложность и громоздкость новой серуктуры.

Опыт работы промышленных и сельских крайкомов, обкомов партии сви-

детельствовал о несостоятельности попыток разграничить сферы дея-

тельности между ними. Вопросы строительства, транспорта, связи,

медицинского и культурного обслуживания, охраны общественного по-

рядка и многие иные неизбежно требовали внимания и тех и других

руководящих партийных органов, целенаправленных и единых усилий

всех парторганизаций.

В укрупненных районах первичные партийные организации порой

находились за 200 и более километров от парткома производственного

управления и, естественно, связь их была чисто номинальной. Бывало

итак, что коммунист избирался депутатом сельского Совета одного

района и входил в состав партийного комитета в другом районе. Воз-

никла административная неразбериха из-за полной неопределенности

разделения функций тех или иных учреждений. Доходило до абсурда,

когда службы здравоохранения, быта (к примеру, больницы, хлебопе-

карни) районного центра, считающегося промышленной зоной (промыш-

ленный облисполком), не обслуживали население окрестных колхозов

и совхозов, поскольку это уже "другая епархия" - сельское произ-

водственное управление (сельский облисполком).

На основании установок ноябрьского (1962г.) Пленума ЦК КПСС

была проведена новая реорганизация органов управления народным хо-

зяйством. Ее целью было улучшить территориальную систему управле-

ния. Однако кардинального решения проблемы не достигалось, посколь-

ку новая система не была увязана с объективными экономическими про-

цессами.

Практически новая система привела к ликвидации единых партийных

организаций, внесла необычайную сумятицу в деятельность партийного

и государственного аппарата. Не случайно одной из первых мер, при-

нятых после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, было

восстановление единых партийных организаций.

С О Ц И А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы И К У Л Ь Т У Р А

Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е -60-е годы, нель-

зя не обратить внимание на то, какая большая социальная программа

была реализована в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева

впервые началось сооружение панельных и блочных жилых домов по ти-

повым проектам на домостроительных комбинатах. Справедливо критику-

емые ныне пятиэтажные панельные дома, так называемые "хрущевки", в

свое время позволили переселить людей из бараков, подвальных поме-

щений и коммунальных квартир. Название "Черемушки" стало знаменовать

новый этап жилищного строительства.

Именно Хрущеву принадлежала инициатива перехода на 7-ми часовой ра-

бочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в

угольной и горнорудной промышленности на подземных работах, - на

6-ти часовой рабочий день. Была введена пятидневная рабочая неделя

с двумя выходными днями; сделаны решительные шаги в области упоря-

дочения пенсионного обеспечения. Значительно были увеличены размеры

минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие пенсии. Было улуч-

шено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, кото-

рые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным

трудом. В период деятельности Хрущева страна установила широкие

международные связи, открылись границы и для выезда советских лю-

дей за рубеж. В течение ряда лет наблюдалось улучшение дел в сель-

ском хозяйстве, отсюда в торговой сети был приличный выбор продук-

тов питания и товаров народного потребления.

Жизненный уровень населения начал постепенно расти. Однако наме-

ченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный

удар по надеждам реформаторов нанесли трагические события в Венгрии

в 1956 году. Но не последнюю роль сыграла и самоуверенность Никиты

Сергеевича, его беспечность в вопросах теории и политической стра-

тегии. "Хрущевизм" как концепция обновления социализма не состоялся.

Если воспользоваться образом, который так любил главный оппонент

Первого секретаря Мао Цзэдун, Хрущев ходил на двух ногах: одна сме-

ло шагала в новую эпоху, а другая безвылезно застряла в тине про-

шлого.

Вместе с тем в обстановке постоянного восхваления Хрущев нередко

переоценивал свои возможности, вмешивался в решение вопросов, требу-

ющих профессиональной компетентности. Так, например, по инициативе

Хрущева были пущены на металлолом крупные военные корабли. Когда во

время визита в США ему показали большой авианосец, Хрущев заметил:

"Военные корабли хороши лишь для того, чтобы совершать на них поезд-

ки с государственными визитами. А с точки зрения военной... теперь

они лишь хорошие мишени для ракет." Мы в этом году "пустили на слом

свои почти законченные крейсера."

Негативные последствия имело вмешательство Хрущева в деятельность

художественной интеллигенции. Очень часто он давал категорические

оценки произведениям писателей, художников, кинематографистов, и эти

оценки приводили к трагедиям, изломанным человеческим судьбам. Фильм

М.Хуциева "Застава Ильича", по мнению Хрущева, утверждал "неприемле-

мые", чуждые для советских людей идеи и нормы общественной жизни.

Замечательный поэт Б.Пастернак был исключен при Хрущеве из союза пи-

сателей.

Сыграли свою роль в отношениях Хрущева с интеллигенцией и тороп-

ливость, стремление вмешаться в любой вопрос и быстро его решить.

Тут он нередко оказывался игрушкой небескорыстных советчиков, а то и

скрытых противников, готовивших его падение. Так, посещение Хрущевым

художественной выставки в Манеже было спровоцировано специально под-

готовленной справкой. В ней мало говорилось о проблемах искусства,

зато цитировались подлинные или придуманные высказывания литераторов,

художников о Хрущеве, где его называли "Иваном-дураком на троне",

"кукурузником", "болтуном". Заведенный до предела, Хрущев и отправил-

ся в Манеж, чтобы устроить разнос художникам. Незаслуженно были об-

руганы (подчас в прямом смысле этого слова некоторые талантливые ма-

стера, часть из которых после этого на годы лишились возможности

жить и работать в нормальных условиях. Уже потом, будучи отставлен,

Хрущев горько раскаивался в содеянном, но повернуть время вспять не

дано никому. Таким же приемом тайные противники Хрущева втравили его

в историю с Б.Пастернаком, добились через него отстранения с поста

президента АН СССР А.Несмеянова в угоду Лысенко, рассорили с многими

представителями литературы, искусства, науки. Последующий опыт пока-

зал полную несостоятельность подобного рода оценок.

К А К Б Ы Л С М Е Щ Е Н Н.С. Х Р У Щ Е В

С начала 60-х годов темпы роста экономики страны стали заметно

падать. В промышленности в 1960 году прирост валовой продукции со-

ставил 9,6 процента, что и было принято за исходную постоянную.

Но удержать эти темпы не удалось, в 1964 году они снизились до 7,3

процента, а в легкой и пищевой прмышленности - до 3,9. Падала фон-

доотдача, увеличивался разрыв между темпами прироста основных про-

изводственных фондов и национального дохода, уменьшилась доля на-

ционального дохода и валовой продукции промышленности, полученная

за счет повышения производительности труда, затормозился научно-

-технический прогресс.

Большие трудности переживало сельское хозяйство.

После 1958 года оно впало в застой. Если в 1955-1959 годах валовая

сельскохозяйственная продукция ежегодно возрастала в среднем на 7,6

процента, то в 1960-1964 годах -лишь на 1,9 процента,что намного

отставало от программных расчетов (7,2%). Падала урожайность основ-

ных сельскохозяйственных культур, уменьшилось производство хлебного

зерна. Большой урон экономике многих колхозов и совхозов нанес куку-

рузный бум. Снизилась продуктивность животноводства. Массовый забой

скота на мясозаготовки привел к резкому сокращению его поголоиья.

В итоге произошло замедление темпов роста национального дохода

и фонда потребления, что вызвало осложнения в сбалансировании дохо-

дов населения с товарными ресурсами. Стали расти цены на товары,

возникли продовольственные трудности.

Тревожное положение в народном хозяйстве требовало глубокого

объективного анализа, выработки действенных оздоровительных мер,

прежде всего экономического характера. Следовало ожидать, что имен-

но этим и займутся руководящие органы партии и правительства.

С 1962 по февраль 1964 года четыре из шести пленумов ЦК КПСС

были посвящены народнохозяйственным проблемам. Однако ни на одном

из них вопросы экономики - в научной, аналитической постановке -

так и не рассматривался. Их серьезному, деловому анализу отнюдь не

способствовали ни сама форма, ни стиль работы пленумов. Они прохо-

дили либо в зале Большого Кремлевского дворца, либо в Кремлевском

Дворце съездов с участием тысяч человек. За время многодневных за-

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.