Мустафа Кемаль (Ататюрк)
ПЛАН
Введение.
1.
Социально-политическая обстановка в Турции после Первой мировой войны.
2. Основные ступени военно-политической карьеры Мустафы Кемаля
(Ататюрка).
2.1. Участие в политических обществах.
2.2. Военная карьера.
2.3. Руководство национально-освободительным движением.
3. Ататюрк – президент Турции.
3.1. Диктатура правления.
3.2. Анкара – новая столица Турции.
3.3. Идеология шовинизма.
4. Реформы Ататюрка.
4.1. Светский характер государства
4.2. Европейские стандарты общественной жизни.
15 Консолидация общества на идеях национализма.
16 Поддержка частной инициативы.
Мое мнение об Ататюрке и его реформах.
Заключение.
Литература.
АТАТЮРК
Работа ученика 311 группы Мариупольского технического лмицея
Анищенко Сергея Александровича
ВВЕДЕНИЕ
«Ататюрк» в переводе с турецкого означает «отец народа», и это в данном
случае не преувеличение. Человека, носившего эту фамилию, по заслугам
именуют отцом современной Турции.
Один из современных архитектурных памятников Анкары - мавзолей
Ататюрка, сложенный из желтоватого известняка. Мавзолей стоит на холме в
центре города. Обширный и "сурово простой", он производит впечатление
величественного сооружения.
Ататюрк (Мустафа Кемаль) в Турции повсюду. Его портреты висят в
государственных учреждениях и кофейнях маленьких городов. Его статуи стоят
на городских площадях и скверах. Его изречения встретишь на стадионах, в
парках, в концертных залах, на бульварах, вдоль дорог и в лесах. Люди
слушают восхваления ему по радио и телевидению. Регулярно демонстрируется
уцелевшая кинохроника его времен. Речи Мустафы Кемаля цитируют политические
деятели, военные, профессора, профсоюзные и студенческие лидеры.
|[pic] | Вряд ли в современной Турции |
| |можно найти что-либо подобное культу |
| |Ататюрка. Это официальный культ. Ататюрк |
| |один, и никого с ним нельзя соединять. |
| |Его биография читается как жития святых. |
| |Спустя более полувека после смерти |
| |президента его почитатели с затаенным |
| |дыханием говорят о проницательном взгляде|
| |его голубых глаз, о его неутомимой |
| |энергии, железной решимости и |
| |непреклонной воле. |
1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ТУРЦИИ
ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
С чего начинались реформы в Турции, справедливо связываемые с именем
великого Кемаля Ататюрка? Турция пережила Первую мировую войну, оккупацию
части территории, освободительную войну против захватчиков, падение
младотурков и окончательное освобождение от султанского режима, распад
империи. Османская империя представляла собой государство разоренное войной
и внутренними противоречиями. В результате войны Турция потеряло почти всю
Восточную Анатолию, Месопотамию, Сирию, Палестину. В армию было призвано
почти три миллиона мужчин, что привело к резкому падению
сельскохозяйственного производства. Страна находилось на грани краха.
Одержавшие победу союзники обрушились на Османскую империю как
изголодавшиеся хищники. Казалось, что Османской империи, которая долго
слыла «Большой державой Европы» война нанесла смертельный удар. Похоже
было, что каждая из европейских стран желала урвать себе ее кусочек Условия
перемирия были очень суровыми, а союзники заключили тайное соглашение о
разделе территории Османской империи. Великобритания к тому же не стала
терять времени даром и развернула свой военный флот в гавани Стамбула. В
начале первой мировой войны Уинстон Черчилль спрашивал: «Что случится в
этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у
которой нет и гроша в кармане?»
В эти годы начинает формироваться и понимание необходимости создания
новой Турции. Выразителем этих интересов стал Мустафа Кемаль.
ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ
МУСТАФЫ КЕМАЛЯ (АТАТЮРКА)
Мустафа Кемаль родился в Салониках в Греции, на территории Македонии.
В то время эта территория контролировалась Османской империей. Отец его был
среднего ранга таможенным чиновником, мать - крестьянкой. После трудного
детства, проведенного из-за ранней смерти отца в нищете, мальчик поступил в
государственную военную школу, затем в высшее военное училище и в 1889
году, наконец, в Османскую военную академию в Стамбуле. Там, помимо
воинских дисциплин, Кемаль самостоятельно изучая произведения Руссо,
Вольтера, Гоббса, других философов и мыслителей.
2.1. Участие в политических обществах
В возрасте 20 лет Мустафа Кемаль был направлен в Высшее военное
училище Генерального штаба. Во время обучения Кемаль и его товарищи
основали тайное общество «Ватан». «Ватан» - турецкое слово арабского
происхождения, которое можно перевести как «родина», «место рождения» или
«место жительства». Общество характеризовалось революционной
направленностью.
Кемаль, не сумев добиться взаимопонимания с другими членами общества,
покинул «Ватан» и примкнул к Комитету союза и прогресса, который
сотрудничал с движением младотурок (турецкое буржуазное революционное
движение, ставившее задачей замену султанского самодержавия конституционным
строем). Кемаль был лично знаком со многими ключевыми фигурами в
младотурецком движении, но не участвовал в перевороте 1908 года.
2.2. Военная карьера
Когда разразилась Первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев,
был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. Однако,
вопреки личным взглядам, он искусно руководил вверенными ему войсками на
каждом из фронтов, где ему приходилось воевать. Так, у Галлиполи с начала
апреля 1915 года он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив
прозвище "Спаситель Стамбула". Это была одна из редких побед турок в
Первой мировой войне. Именно там он заявил своим подчиненным: "Я не
приказываю вам атаковать, я вам приказываю умирать!" Важно, что этот приказ
не только давался, но и исполнялся.
В 1916 году Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление
русских войск на юге Кавказа. В 1918 году, в конце войны, он командовал 7-й
армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами и прекрасно сознавая,
что война Турцией проиграна.
2.3. Руководство национально-освободительным движением
На исходе Первой мировой войны возникла реальная опасность
исчезновения Турции как государства. Однако турецкий народ смог возродить
из пепла свою державу, отвернувшись от султана и сделав своим лидером
Мустафу Кемаля. Кемалисты превратили военное поражение в победу,
восстановив независимость деморализованной, расчлененной, разоренной
страны.
Союзники рассчитывали сохранить султанат, и многие в Турции верили,
что султанат выживет в условиях иностранного регентства. Кемаль же хотел
создать независимое государство и покончить с имперскими пережитками.
Посланный в 1919 году в Анатолию для подавления вспыхнувших там
беспорядков, он, вместо этого, организовал оппозицию и начал движение,
направленное против многочисленных «иностранных интересов». Он сформировал
в Анатолии Временное правительство, президентом которого и был избран, и
организовал единое сопротивление вторгшимся иностранцам. Султан объявил
«священную войну» против националистов, особенно настаивая на казни Кемаля.
Когда султан подписал Севрский договор 1920 года и отдал Османскую
империю на дележ союзникам в обмен на сохранение своей власти над тем, что
останется, почти весь народ перешел на сторону Кемаля. После того, как
армия Кемаля двинулась к Стамбулу, союзники обратились за помощью к Греции.
После 18 месяцев тяжелых боев греки были разбиты в августе 1922 года.
Мустафа Кемаль и его соратники хорошо понимали истинное место страны в
мире и ее подлинный вес. Поэтому на вершине военного триумфа Мустафа Кемаль
отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его
мнению, было турецкой национальной территорией.
3. АТАТЮРК – ПРЕЗИДЕНТ ТУРЦИИ
3.1. Диктатура правления
1 ноября 1922 года Великое национальное собрание распустило султанат
Мехмеда VI, а 29 октября 1923 года Мустафа Кемаль был избран президентом
новой Турецкой Республики. Провозглашенный президентом, Кемаль на деле без
колебаний стал настоящим диктатором, объявив вне закона все соперничавшие
политические партии и вплоть до своей смерти инсценировал свое
переизбрание. Свою абсолютную власть Кемаль употребил на реформы, надеясь
превратить страну в цивилизованное государство.
Новое турецкое государство приняло в 1923 году новую форму правления с
президентом, парламентом, конституцией. Однопартийная система диктатуры
Кемаля продержалась более 20 лет, и лишь после смерти Ататюрка была
заменена многопартийной.
3.2. Анкара – новая столица Турции
Мустафа Кемаль поменял столицу государства. Ею стала Анкара. Еще во
время борь-
бы за независимость Кемаль выбрал этот город для своей штаб-квартиры, так
как он был связан железной дорогой со Стамбулом и в то же время лежал вне
досягаемости врагов. В Анкаре состоялась первая сессия национального
собрания, и Кемаль провозгласил ее столицей. Он не доверял Стамбулу, где
все напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со
старым режимом.
В 1923 году Анкара представляла собой небольшой торговый центр с
населением около 30 тысяч душ. Ее позиции как центра страны укрепились
впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных
направлениях.
Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издевкой: «Даже самые
шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где
полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное
освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или
лошадь привязаны к решетке маленького домика, который служит. Министерством
иностранных дел, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, где
современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы -
анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не
большем, чем помещение для игры в крикет».
Тогда Анкара не могла предложить подходящего жилья для дипломатических
представителей, их превосходительства предпочитали снимать спальные вагоны
на станции, сокращая пребывание в столице, чтобы поскорее уехать в Стамбул.
Тем не менее, Кемаль уже тогда, как и многие другие диктаторы (Петр 1,
Хо Ши Мин, Назарбаев, Ниязов и др.), в силу своего чрезмерного честолюбия
желал увековечить свое имя.
3.3. Идеология шовинизма
Когда Мустафа Кемаль произнес, знаменитые слова: «Какое счастье быть
турком!»- они упали на благодатную почву турецкого национал-шовинизма и
прозвучали как вызов остальному миру. Это изречение Ататюрка ныне в Турции
повторяют бесконечное число раз на все лады, по поводу и без него.
Во времена Ататюрка была выдвинута «солнечная языковая теория», в
которой утверждалось, что все языки мира произошли от турецкого
(тюркского). Шумеров, хеттов, этрусков, даже ирландцев и басков объявили
турками. Одна из «исторических» книг времен Ататюрка сообщала следующее: «В
Центральной Азии было когда-то море. Оно высохло и стало пустыней, вынудив
турок начать кочевничество... Восточная группа турок основала китайскую
цивилизацию...»
Другая группа турок якобы завоевала Индию. Третья группа откочевала на
юг - в Сирию, Палестину, Египет, и вдоль североафриканского побережья в
Испанию. Турки, которые поселились в районе Эгейского моря и
Средиземноморья, согласно той же теории, основали знаменитую Критскую
цивилизацию. Древнегреческая цивилизация пошла от хеттов, которые, конечно
же были турками. Турки проникли также глубоко в Европу и, перебравшись
через море, заселили британские острова. «Эти мигранты превосходили народы
Европы в искусствах и знаниях, спасли европейцев от пещерной жизни и
поставили их на путь умственного развития».
Вот такую сногсшибательную историю мира в 50-е годы изучали в турецких
школах. Ее политический смысл состоял в оборонительном национализме, но и
шовинистический подтекст был виден невооруженным глазом. Ататюрк широко
использовал национал-шовинизм как средство усиления своего влияния на массы
и укрепления своей власти.
4. РЕФОРМЫ АТАТЮРКА
В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден,
что бессмысленно просто модернизировать фасад. Чтобы Турция могла устоять в
послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения
всей структуры общества и культуры. Можно спорить, насколько удалась
кемалистам эта задача, но она была поставлена и проводилась при Ататюрке с
решимостью и энергией.
Слово «цивилизация» бесконечно повторяется в его речах и звучит как
заклинание: «Мы будем следовать по пути цивилизации и придем к ней... Те,
которые задержатся, будут потоплены ревущим потоком цивилизации...
Цивилизация - такой сильный огонь, что тот, кто его игнорирует, будет
сожжен и разрушен... Мы будем цивилизованными, и будем гордиться этим...».
Не вызывает сомнений, что у кемалистов «цивилизация» означала безусловное и
бескомпромиссное внедрение буржуазного общественного строя, образа жизни и
культуры Западной Европы.
4.1. Светский характер государства
Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому
вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто
выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны
в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была
подготовлена и распространением передовых для Турции философских и
социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов
и запретов. Офицеры - младотурки считали делом чести пить коньяк и
закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей
мусульманства.
Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у
них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли
огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они
оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся
кемалистам.
Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-
уль-ислама - первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл
отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды.
Новый порядок был закреплен республиканской конституцией.
Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата.
Страницы: 1, 2
|