Меню
Поиск



рефераты скачатьМикеланджело

Микеланджело

Немногие избранные из великих творческих личностей могут быть поставлены в

один ряд с Микеланджело. Его деятельность - в своем роде уникальное явление

в истории пластических искусств. Индивидуальная одаренность высшего порядка

в соединении с благоприятствующими условиями эпохи привела Микеланджело к

ху-

дожественным свершениям столь маштабным и многосторонним, что аналогии

им трудно найти во всей истории пластических искусств.

Время, в котором Микеланджело жил и творил, было одной из вершиной духов-

ной в эволюции человечества. Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении

отдельно взятой исторической эпохи не дала миру такого числа выдающихся мас-

теров, как ренессансная Италия. В течение трех столетий и многих поколений

зодчих, ваятелей и живописцев складывался колоссальный художественный

потенциал

Возрождения - времени, до предела насыщенного духом интенсивного

творческого

созидания.

В оценке отдельных этапов, на которые подразделяется история ренессансной

художественной культуры, было бы неправомерным утверждать безоговорочный

перевес какого-либо одного из них над другим. Столь же несправедливым выгля-

дело бы суждение, будто каждое нoвое поколение мастеров той эпохи обязатель-

но должно было превосходить своих предшественников. Идет ли речь о периоде

аннего Ренессанса, связанном с именем Джотто, или же об искусстве аннего

Возрождепия, которое в первой половине Х века представляли Брунеллески,

Донателло, в середине и во второй половине столетия - Альберти, Пьеро целла

Франческа, Мантенья, Боттичелли и Джованни Беллини, или же, наконец, о

позднем

Возрождении - о времени Палладио, Веронезе и Тинторетто, мы должны будем

отметить, что на всех последовательных ступенях эволюции ренессансного

искусства были созданы художественные ценности громадного значения.

И однако же на фоне всего этого ослепительного творческого изобилия резко

выделяется художественный вклад, внесенный в искусство Возрождения поколе-

нием мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело и к которому, помимо

него, принадлежали Браманте, Леонардо, Рафаэль, Джорджоне и Тициан. Этим

художникам выпала особая судьба. Ибо, помимо неповторимых качеств каждого

из ренессансных этапов в отдельности, очень много значит общая динамика по-

ступательного развития всей эпохи в целом. В этой динамике есть свой смысл

и свой исторический пафос. Линия этого развития - отнюдь не ровная горизон-

таль; в своем движении во времени она наряду с разного рода отдельными коле-

баниями фиксирует более существенные закономерности роста и нисхождения.

Хронологический период протяженностью в несколько десятилетий - примерно

между 1490 и 1530 годами - получил вследствие этого наименование

Высокого Возрождения.

Но художественная деятельность Микеланджело не ограничивается пределами

Высокого Ренессанса. В рамках этого периода прошла лишь первая половина

его творческого пути. В отличие от подавляющего большинства других мастеров

данного этапа, деятельность которых исчерпывалась именно этим промежутком

времени, Микеланджело, прожив очень долгую жизнь, сохранил всю полноту твор-

ческой активности и в следующей, финальной фазе эпохи - в период Позднего

Возрождения. Творчество Микеланджело, следовательно, обнимает собой два

крупнейших этапа, каждый из которых отмечен своим собственным кругом идей

и образов, своими особыми средствами художественного языка.

Эта констатация будет, однако, недостаточной, если не отметить еще одного

важного момента, а именно, что на всем протяжении обоих этапов

ренессансного

искусства Микеланджело находился в авангарде художественного процесса,

определяя своим творчеством магистральную линию эпохи. В чем же причина

этого обстоятельства, столь заметно выделившего Микеланджело среди других

великих мастеров ХУ1 столетия? Здесь сыграли свою роль два взаимосвязанных

фактора: прежде всего - специфические особенности его художественного

мировосприятия и творческого метода, а затем - всесторонняя одаренность,

позволившая Микеланджело с такой необычайной энергией проявить себя во всех

видах пластических искусств.

Вначале о первом из этих факторов. Как известно, искусство Возрождения

знаменовало собой открытие реального человека и окружающего его реального

мира. Для итальянского Возрождения в этой формуле всегда был характерен

перевес человеческого образа как его окружением - своего рода антропоцент-

ризм творческого мировосприятия. У Микеланджело эта тенденция достигает

особой, можно сказать, предельной формы заострения: для него вообще не

сущест-

вует мира вне человека - человеческий образ объемлет и исчерпывает собою

все.

Что касается показа реальной среды пребывания человека, то она мастера не

интересует или почти не интересует. В человеке и только в нем, в его

облике,

внутреннем мире, в его чувствах и поступках он обнаруживает неисчерпаемые

возможности для раскрытия всего сущего.

Ренессансный идеал человека - сильного, уверенного в себе, в котором телес-

ная красота соединялась с энергией страстей и мощью разума,-- был воплощен

в

различных своих сторонах многими предшественниками и современниками Микел-

анджело. Но сам Микеланджело в большей степени, чем другие мастера, выделил

в ренессансном человеческом характере его сердцевину: героическое начало,

понимаемое в первую очередь как способность человека к активному действию,

к преодолению всех преград, стоящих на его пути. Человек в созданиях Микел-

анджело запечатлен в решающие минуты жизни, в моменты, когда определяется

его судьба и когда личная доблесть возвышает его деяние на уровень подвига.

Поэтому персонажи Микеланджело предстают перед нами в высшем напряже-

нии сил - в моменты утверждения своей победы, либо же в своей героической

гибели. Поэтому же они так впечатляюще трагичны, когда неразрешимый кон-

фликт поселяется в них самих, в их душевном мире, проявляясь в сознании

несовместимости должного и возможного, идеала и реальности, когда терпит

крушение их прежняя уверенность в себе и нарастает чувство бессилия перед

неискоренимым злом жизни. Именно такой подход в претворении ренессансного

человеческого идеала был причиной того, что в отличие, например, от

Леонардо и Рафаэля, искусство которых оставалось замкнутым в сфере

гармонических представлений Высокого Возрождения, Микеланджело так

органично вошел в круг жизненных и художественных проблем Позднего

Ренессанса, заняв и в это трагическое время центральное положение в

искусстве Средней Италии.

Присущие образному восприятию Микеланджело черты героической приподнятости

в сочетании с активной действенностью его персонажей нашли свой адекватный

отклик в формах его творческого мышления, в особенностях художественного

языка и прежде всего в утверждении повышенной пластической энергии как

неотъемлемого признака его созданий. Качество это нельзя расценивать только

как особенность Микеланджело-скульптора (хотя именно в его скульптуре оно

выявляется с наибольшей очевидностью) - оно имело для Микеланджело более

общий смысл как решающий принцип образного воплощения во всех остальных

видах искусства. Именно здесь таятся благоприятствующие моменты для

развития

другой главной особенности дарования Микеланджело - его универсальности.

Статуя и фреска, рисунок и архитектурное сооружение - в любом из микелан-

джеловских созданий мы обнаружим черты, глубоко их объединяющие,- вели-

чие замысла, героическую напряженность чувства, творящую пластику художе-

ственного языка.

Как мы знаем, сама по себе разносторонняя одаренность - не исключение,

а скорее типичная сторона ренессансных мастеров, многие из которых успешно

испытывали свои силы в разных областях художественной деятельности. Однако

лишь один Микеланджело сумел внести поистине эпохальный вклад во все

разделы

пластических искусств. Будь то скульптура, живопись, графика, архитектура --

трудно сказать, в какой из этих областей его вклад оказался наиболее

весомым.

Во всяком случае, без колебаний можно утверждать, что в каждом из названных

разделов произведения Микеланджело могут быть по праву расценены как

свершения решающего порядка.

В этом смысле исключительно продуктивная деятельность Микеланджело в

разных художественных видах - вовсе не результат стечения внешних

обстоятельств, а неотъемлемое следствие его метода. Ибо драматическое

напряжение образа в сочетании с пластическим началом, выраженным в

предельно активной форме, несло в себе такую способность к плодотворной

трансформации, что, перестав быть достоянием одной лишь скульптуры,

оказалось исходным пунктом и в живописных, и в архитектурных произведениях

мастера, и явилось для Микеланджело главным формообразующим моментом во

всей системе пространственных искусств. Этим же объясняется та

необыкновенно органичная, изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в

микеланджеловских художественных ансамблях - в Сикстинской капелле, в

Капелле Медичи - спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры

и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была

достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Так поразительное

единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается

редким многообразием конечных художественных результатов.

Разумеется, достижения такого размаха и такой содержательной силы должны

были найти себе соответствие в самой личности художника. По известным

словам

Энгельса, Италия "с того великого времени, когда там взошла заря

современного

мира... взрастила величественные характеры недосягаемо-классического совер-

шенства, от Данте до Гарибальди". Микеланджело вправе быть поставленным

в этот великий ряд. Речь в данном случае идет не о буквальном понимании

слов-

классическое совершенство. Микеланджело был не свободен от человеческих сла-

бостей и душевных противоречий, но сила его личности и поистине

титанический

масштаб его деяний оказались залогом непреоборимого величия его духа в

самых

тяжких испытаниях времени. Более чем у любого другого итальянского мастера

ХУ1 столетия биография Микеланджело - это духовный путь человека, который

был участником или свидетелем главных событий эпохи, нашедших глубокий

отклик в его сознании и в его искусстве.

Микеланджело вступил на дорогу художника очень рано - в возрасте тринад-

цати лет. После годичного пребывания в мастерской выдающегося

флорентийского

живописца Доменико Гирландайо он перешел в созданную по инициативе Лоренцо

Медичи школу мастера Бертольдо в Садах Медичи при флорентийском монастыре

Сан Марко. Здесь открылось главное призвание Микеланджело - скульптура.

Уже самые ранние работы в этом виде искусства обнаруживают истинный масштаб

его дарования. В созданных шестнадцатилетним юношей небольших рельефных

композициях "Мадонна у лестницы" и "Битва кентавров" по существу нет ничего

ученического. Мало сказать, что они демонстрируют смелое и уверенное мастер-

ство- они явно опережают свое время.

Первая из названных работ , исполненная еще в традиционной для ита-

льянских скульпторов ХУ века технике плоского, тонко нюансированного релье-

фа, дает, однако, пример совершению не традиционного образа: микеланджелов-

ская мадонна и млядене, Христос наделены непривычной для искусства

кватричен-

то мощью и внутренним драматизмом.

Еще поразительнее "Битва кентавров". Этот рельеф производит впе-

чатление поистине взрывчатой силы. В клубке тел, сплетенных в смертельной

схватке, мы находим первое у Микеланджело, но уже удивительно широкое по

концепции воплощение главной темы его творчества - темы борьбы, понятой

в качестве одного из извечных проявлений бытия. Недаром перед драматической

энергией общего пластического целого отступает на второй план точное

следование литературному первоисточнику. Исследователи до сих пор спорят о

том, какой именно эпизод античной мифологии воспроизведен юным мастером, и

сама эта сюжетная неясность подтверждает, что целью, которую он ставил

перед собой, было не точное следование определенному повествованию, а

создание образа более широкого плана. Подобно тому, как многие фигуры в

рельефе - их драматический смысл и скульптурная трактовка - словно во

внезапном откровении предвещают мотивы будущих произведений Микеланджело,

так и пластический язык рельефа своей свободой и энергией, порождающей

ассоциацию с бурно переливающейся лавой, обнаруживает сходство с

микеланджеловской скульптурной манерой гораздо более поздних лет.

Но, опередив свое время в "Битве кентавров", Микеланджело вырвался слиш-

ком далеко вперед. 3а этим смелым прорывом в будущее неминуемо должны были

прийти годы более медленного и последовательного творческого становления,

углубленного интереса к великому наследию античного и ренессансного искусст-

ва, накопления опыта в русле различных, подчас очень противоречивых

традиций.

Микеланджело пробует свои силы в разных творческих задачах, например в до-

полнениях к уже существующему скульптурному ансамблю Бенедетто да Майя-

но - надгробию св. Доминика в церкви Сан Доменико в Болонье, для которого

он

создал небольшие фигуры св. Прокла и ангела с подсвечником.

Совершенно необычным для наших представлений о Микеланджело оказалось

известное по источникам, но лишь недавно опознанное деревянное полихромное

распятие для ризницы во флорентийской церкви Сан Спирито вилл.

Здесь молодой мастер следовал распространенному в Италии ХУ века типу

распятия, восходящему ко временам готики и потому выпадающему из круга

наиболее передовых исканий скульптуры конца кватроченто. Наряду с занятиями

скульптурой Микеланджело не прекратил изучения живописи, преимущественно

монументальной, свидетельством чего служат его рисунки с фресок Джотто.

Попутно в графике Микеланджело возникают самостоятельные мотивы .

Важной ступенью в творческом формировании Микеланджело явилось его

пребывание в Риме с 1496 по 1501 год. Выход за пределы флорентийской художе-

ственной среды и более тесный контакт с античной традицией содействовали

рас-

ширению кругозора молодого мастера, укрупнению масштаба его художественного

мышления. Правда, самая ранняя его римская работа - статуя Вакха

- пример еще не слишком глубокого претворения античных импульсов. 3ато

главное произведение этих лет - "Пьета" ("Оплакивание Христа") в рим-

ском соборе св. Петра должна быть оценена как первая капитальная

работа подлинного Микеланджело.

Мотив этой скульптурной группы имел за собой давние традиции еще в готиче-

ском искусстве. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с

участием

юной Марии, идеально прекрасного лика которой не способно омрачить

постигшее

ее горе, либо с пожилой богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим

отчаянием. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных

установок. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от

условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого

типа. Ее чувство - живое человеческое переживание, воплощенное с такой глу-

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.