разговоре со мной, разъясняли бы суть дела: "Ведь о СОИ  у  всех  такое  же, 
приблизительно, представление, как у меня. И если  убедительных  ответов  не 
найти, на Вас всех собак навешают".  А.Д.,  потеряв  интерес  к  исчерпанной 
теме, механически взял со  стола  какой-то  английский  журнал  и  стал  его 
проглядывать  -  была  у  него  такая  способность,  разговаривая  -  что-то 
пробегать глазами. "Конечно, может это Вас  не  интересует",  -  возвысил  я 
голос, имея в виду, что не интересуют новые "навешанные  собаки"  -  сколько 
их уже на него навешали. "Нет, нет, - поспешно бросая журнальчик,  испугался 
Сахаров,  что  обижает  собеседника   своей   невнимательностью,   -   очень 
интересует. Но видишь ли, я свою  точку  зрения  изложил  совершенно  точно. 
Всем всего не разъяснишь..." - дальнейшей аргументации я не помню. 
"Ну хорошо, а  как  по  Вашему  -  почему  Горбачев  с  Рейганом  не  смогли 
договориться в Рейкъявике?" "Могу тебе сказать свое личное мнение  по  этому 
поводу, основанное только на интуиции и больше ни на чем, - произнес А.Д.  с 
характерным сосредоточиванием выговаривая подготовительную фразу,  когда  не 
то продумывалось что-то  еще  раз,  не  то  слова  поточнее  подбирались,  - 
потому, что оба они не имели полномочий  на  что-либо  соглашаться.  Потому, 
что они могли только посмотреть, как будет реагировать другая сторона на  то 
или иное предложение, так сказать - разведка..." 
История на этом не  кончается.  Через  полмесяца  сидела  у  нас  за  столом 
большая компания друзей, и я,  под  свежим  еще  впечатлением,  всю  историю 
пересказал (и если сейчас в технических деталях где и  проврался,  то  тогда 
был  точнее).  Один  из  присутствующих  -  физик,  доктор   наук,   хороший 
специалист, сам ракетными делами никогда не  занимавшийся,  но  с  соседними 
тематиками профессионально знакомый (и не  хвастун  -  что  для  дальнейшего 
важно) - он и говорит: "Ну и правильно, все, что Сахаров  говорит  -  я  все 
это знаю: и не наступательное оружие, и подходов к решению еще не  видно,  и 
про болванки металлические - все известно. А то, о  чем  наши  шумят  -  это 
чистой воды пропаганда. Безусловно, Сахаров прав". 
Ладно. Проходит  месяц,  и  вдруг  я  собственными  ушами  слышу,  что  наши 
руководители отказываются от принципа пакета  и  начинают  договариваться  с 
американцами о сокращении ракет какой-то дальности.  Совершенно  потрясенный 
звоню Сахаровым, а Елена Георгиевна, довольным тоном: "Да,  отказываются.  А 
что - я всегда говорила, что у меня очень умный муж, а вы все не  верите..." 
Так, что умный - это известно, это Бог с  ним;  в  этом  вопросе  умных  вон 
сколько - достаточно быть  хорошим  специалистом  в  соседней  области,  ну, 
уровня доктора наук хотя бы -  и  будешь  все  это  правильно  понимать.  Но 
почему же на всю эту рать умных нашелся только один, который вот что знал  - 
то и говорил вслух,  не  сообразуясь  ни  с  политикой  момента,  ни  с  тем 
невыгодным впечатлением, которое он на всех произведет? 
Мне  кажется,  что  Сахаров  нередко  говорил  вещи,  витавшие  в   воздухе, 
высказывал мысли, общие для многих; что в первом  еще  своем  "Меморандуме", 
что - в  "Памятной  записке"  Брежневу,  что  -  протестуя  против  войны  в 
Афганистане. Да и с СОИ, и с "Декретом о власти" на Первом Съезде  -  то  же 
самое. 
Ну, положим, не боялся. Но не боялся - это то,  что  позволяло  говорить.  А 
что - заставляло? Чувство ответственности? 
Что есть ответственность? Человек обнаруживает нечто, осознает его  важность 
для всех и начинает это важное  утверждать  в  жизни  всеми  доступными  ему 
средствами. Нужна, во-первых, добросовестность - чтобы на каждом  шагу  быть 
уверенным в правильности своих суждений. А  во-вторых  -  необходима  особая 
слитность между словом  и  делом,  готовность  "валютой  поступков",  тратой 
своих сил и времени, подкрепить высказанные утверждения. 
Такой  валюты  у  Сахарова  было  сколько  угодно.  А  слова   о   традициях 
"добросовестного отношения к труду", в которых он был воспитан,  встречаются 
уже в первых абзацах любой его автобиографии [1,2]. 
         Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии 
                                А.Д. Сахаров 
|Автор этого незавершенного проекта - академик А.  | 
|Д. Сахаров, член Конституционной комиссии,        | 
|образованной первым Съездом народных депутатов    | 
|СССР.                                             | 
|Сахаров - один из физиков, ответственных за       | 
|создание водородных бомб, - известен также своей  | 
|активной политической деятельностью.              | 
1.  Союз  Советских  Республик  Европы  и  Азии  (сокращенно  -  Европейско- 
Азиатский  Союз.  Советский  Союз)  -  добровольное  объединение  суверенных 
республик Европы и Азии. 
2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов  власти 
-  счастливая,  полная  смысла  жизнь,  свобода  материальная  и   духовная, 
благосостояние, мир и безопасность для граждан страны,  для  всех  людей  на 
Земле независимо от их расы, национальности, пола,  возраста  и  социального 
положения. 
3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии  на  нравственные  и 
культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и  народов. 
4. Союз в лице его органов власти и граждан стремится к сохранению  мира  во 
всем мире, к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внут-  ренних 
условий существования человечества и жизни на Земле в целом, к  гармонизации 
экономического, социального и .политического развития во всем мире. 
Глобальные  цели  выживания  человечества  имеют  приоритет   перед   любыми 
региональными,  государственными,  национальными,  классовыми,   партийными, 
групповыми и личными целями. 
В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится  к 
встречному плюралистическому  сближению  (конвергенции)  социалистической  и 
капиталистической  систем  как   к   единственному   кардинальному   решению 
глобальных и внутренних  проблем.  Политическим  выражением  конвергенции  в 
перспективе должно быть создание Мирового правительства. 
5. Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязан-  ностью 
граждан и  государства  является  обеспечение  социальных,  экономических  и 
гражданских  прав  личности.  Осуществление   .прав   личности   не   должно 
противоречить правам других людей, интересам общества в  целом.  Граждане  и 
учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза  и  республик 
и принципами Всеобщей декларации прав человека ООН. 
Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом,  в  том  числе 
Пакты о правах человека ООН и Конституции Союза, имеют на  территории  Союза 
прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик. 
6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека - 
свободу убеждений, 
свободу слова и информационного обмена, 
свободу религии, 
свободу ассоциаций, митингов и демонстраций, 
свободу эмиграции и возвращения в свою страну, 
свободу поездок за рубеж, 
свободу передвижения, выбора места проживания, работы  и  учебы  в  пределах 
страны, 
неприкосновенность жилища, 
свободу   от   произвольного   ареста   и   не   обоснованной    медицинской 
необходимостью психиатрической госпитализации. 
Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за  действия,  связанные 
с убеждениями, если в них нет  призывов  к  насилию,  иного  ущемления  прав 
других людей или государственной измены. 
7. В основе политической, культурной и идеологической жизни  общества  лежат 
принципы плюрализма и терпимости. 
8.  Никто  не  может  быть  подвергнут  пыткам  и  жестокому  обращению.  На 
территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь. 
9. Принцип презумпции невиновности является  основополагающим  при  судебном 
рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может  быть  лишен 
какого-либо звания и членства в какой-либо организации или публично  обвинен 
в совершении преступления до вступления в законную силу приговора суда. 
10. На  территории  Союза  запрещена  какая-либо  дискриминация  в  вопросах 
работы, оплаты труда и трудоустройства, поступления в  учебные  заведения  и 
получения   образования   по   признакам   национальности,   религиозных   и 
политических убеждений, наличия в прошлом судимости, при условии ее  снятия, 
а также (при отсутствии прямых противопоказаний)  по  признакам  пола,  воз- 
раста и состояния здоровья. 
11. На территории Союза запрещена дискриминация в вопросах предостав-  ления 
жилья, медицинской помощи и в других  социальных  вопросах  по  при-  знакам 
пола, национальности, религиозных и политических  убеждений,  воз-  раста  и 
состояния здоровья, наличия в прошлом судимости. 
12. Никто не должен жить в нищете. Пенсии по  старости  для  лиц,  достигших 
пенсионного возраста, пенсии для инвалидов войны, труда и детства  не  могут 
быть ниже прожиточного уровня.  Пособия  и  другие  виды  социальной  помощи 
должны  гарантировать  уровень  жизни   всех   членов   общества   не   ниже 
прожиточного минимума. 
Медицинское обслуживание граждан и система образования  строятся  на  основе 
принципов  социальной  справедливости,  доступности  минимально-достаточиого 
медицинского обслуживания (бесплатного и  платного),  отдыха  и  образования 
для каждого вне зависимости от имущественного положения, места проживания  и 
работы. 
Вместе с тем должны существовать платные системы  медицинского  обслуживания 
и  конкурсные  системы  образования,  обеспечивающие  более  высокий   общий 
уровень на основе конкуренции. 
13.  Союз  не  имеет  никаких  целей  экспансии,  агрессии  и   мессианства. 
Вооруженные  Силы  строятся  в  соответствии  с   принципом   оборонительной 
достаточности. 
14. Союз подтверждает принципиальный отказ  от  применения  первым  ядерного 
оружия. Ядерное оружие любого типа и назначения может быть применено лишь  с 
санкции  Главнокомандующего   Вооруженными   Силами   страны   при   наличии 
достоверных данных об умышленном применении ядерного  оружия  противником  и 
при исчерпании новых способов разрешения конфликта. 
Главнокомандующий  имеет  право  отменить  ядерную  атаку,  предпринятую  по 
ошибке, в частности уничтожить находящиеся в  полете  запущенные  по  ошибке 
межконтинентальные ракеты. 
Ядерное оружие является лишь  средством  предотвращения  ядерного  нападения 
противника. Долгосрочной целью политики Союза является полная  ликвидация  и 
запрещение ядерного оружия и других ввдов оружия массового  уничтожения  при 
условии равновесия в обычных вооружениях. 
15.  В  Союзе  не  допускаются  действия  каких-либо  тайных  служб   охраны 
общественного и государственного порядка. Тайная деятельность  за  пределами 
страны   ограничивается   задачами   разведки   и   контрразведки.    Тайная 
политическая,   подрывная,   дезинформационная    деятельность,    поддержка 
террористической деятельности и участие в  ней,  участие  в  контрабанде,  в 
торговле наркотиками и в других незаконных действиях запрещаются. 
16.  Основополагающим  и  приоритетным  правом  каждой  нации  и  республики 
является право на самоопределение. 
17.  Вступление  республики  в  Союз  Советских  Республик  Европы  и   Азии 
осуществляется на основе Союзного договора в соответствии с волей  населения 
республики  по   решению   высшего   законодательного   органа   республики. 
Дополнительные  условия  вхождения  в  Союз  данной  республики  оформляются 
Специальным протоколом в соответствии с волей населения республики.  Никаких 
других  национально-территориальных  единиц,  кроме  республик,  Конституция 
Союза не предусматривает, но республика может быть  разделена  на  отдельные 
административно-экономические районы. 
Решение о вхождении республики в Союз принимается  на  Учредительном  Съезде 
Союза или на Съезде народных депутатов Союза. 
18. Республика имеет право выхода из Союза. Решение о  выходе  респуб-  лики 
из Союза должно быть принято высшим  законодательным  органом  республики  в 
соответствии с референдумом на территории республики не ранее чем через  год 
после вступления республики в Союз. 
Республика может быть исключена из Союза.  Исключение  республики  из  Союза 
осуществляется решением Съезда  народных  депутатов  Союза  большинством  не 
менее 2/3 голосов в соответствии с  волей  населения  Союза,  не  ранее  чем 
через три года после вступления республики в Союз. 
19. Входящие в  Союз  республики  принимают  Конституцию  Союза  в  качестве 
Основного  закона,  действующего  на   территории   республики,   наряду   с 
Конституциями  республик.  Республики  передают  Центральному  правительству 
осуществление основных задач внешней политики  и  обороны  страны.  На  всей 
территории Союза действует единая денежная система.  Республики  передают  в 
ведение Центрального правительства транспорт и связь союзного значения. 
Кроме перечисленных, общих для всех  республик  условий  вхождения  в  Союз, 
отдельные республики  могут  передавать  Центральному  правительству  другие 
функции, а также полностью  или  частично  объединять  органы  управления  с 
другими республиками. Эти дополнительные условия  членства  в  Союзе  данной 
республики должны быть зафиксированы  в  протоколе  к  Союзному  договору  и 
основываться на референдуме иа территории республики. 
20. Оборона страны от внешнего нападения возлагается  на  Вооруженные  Силы, 
которые  формируются  на  основе  Союзного   закона.   В   соответствии   со 
Специальным протоколом республика может  иметь  республиканские  Вооруженные 
Силы  или  отдельные  рода  войск,  которые  формируются  из   населения   . 
республики  и  дислоцируются  на   территории   республик.   Республиканские 
Вооруженные Силы  и  подразделения  входят  в  Союзные  Вооруженные  Силы  и 
подчиняются   единому   командованию.   Все   снабжение   Вооруженных    Сил 
вооружением.    обмундированием     и     продовольствием     осуществляется 
централизованно на средства союзного бюджета. 
21.  Республика  может  иметь  республиканскую  денежную  систему  наряду  с 
союзной денежной системой. 
В  этом  случае  республиканские  денежные  знаки   обязательны   к   приему 
повсеместно на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны  во 
всех  учреждениях  союзного  подчинения  и  допускаются  во  всех  остальных 
учреждениях. 
Только Центральный банк Союза имеет право выпуска и аннулирования союзных  и 
республиканских денежных знаков. 
22.  Республика,  если  противное  не  оговорено  в  Специальном  протоколе, 
обладает  полной  экономической  самостоятельностью.  Все  решения,  относя- 
щиеся  к  хозяйственной  деятельности  и   строительству,   за   исключением 
деятельности и  строительства,  имеющих  отношение  к  функциям,  переданным 
Центральному   правительству,    принимаются    соответствующими    органами 
республики. 
Никакое строительство союзного  значения  не  'может  быть  предпринято  без 
решения .республиканских органов управления. 
Все налоги и другие денежные  поступления  от  предприятий  и  населения  на 
территории республики поступают в бюджет республики. Из  этого  бюджета  для 
поддержания  функций,  переданных  Центральному  правительству,  в   союзный 
бюджет вносится сумма, определяемая бюджетным Комитетом Союза  на  условиях, 
указанных в Специальном протоколе.  Остальная  часть  поступлений  в  бюджет 
находится в полном распоряжении правительства республики. 
Республика обладает правом  прямых  международных  экономических  контактов, 
включая прямые торговые отношения и  организацию  совместных  предприятий  с 
зарубежными партнерами. 
23. Республика имеет собственную, независимую от Центрального  правительства 
систему правоохранительных органов (милиция.  Министерство  внутренних  дел, 
пенитенциарная система,  прокуратура,  судебная  система).  Однако  судебные 
решения  и  приговоры  по  уголовным  и  гражданским   делам,   принятые   в 
республике, могут быть обжалованы в кассационном порядке  в  Верховном  Суде 
Союза. 
Приговоры по уголовным делам  могут  быть  отменены  в  порядке  помилования 
Президентом Союза  или  Президиумом  Съезда  народных  депутатов  Союза.  На 
территории республики действуют союзные законы, при условии  утверждения  их 
верховным законодательным органом республики, и республиканские законы. 
24. На территории республики государственным является  язык  национальности, 
указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики  указаны 
две или более национальности,  то  в  республике  действуют  два  или  более 
государственных языка. 
Во всех республиках Союза официальным  языкам  межреспубликанских  отношений 
является русский язык. Русский язык является равноправным с  государственным 
языком  республики  во  всех  учреждениях   и   на   предприятиях   союзного 
подчинения. Язык межнационального общения не определяется конституционно. 
В республике  Россия  русский  язык  является  одновременно  республиканским 
государственным языком и языком межреспубликанских отношений. 
25. Первоначально структурными составными частями Союза Советских  Республик 
Европы  и  Азии  являются  Союзные  и  Автономные  республики,  Национальные 
автономные  области  и   Национальные   округа   бывшего   Союза   Советских 
Социалистических Республик. 
Бывшая РСФСР образует Республику  Россия  и  ряд  других  республик.  Россия 
разделена  на  четыре  экономических  района  -  Европейская  Россия,  Урал, 
Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район  имеет  полную 
экономическую самостоятельность, а также  самостоятельность  в  раде  других 
функций в соответствии со Специальным протоколом. 
26. Границы между республиками являются  незыблемыми  первые  10  лет  после 
Учредительного Съезда. В дальнейшем  изменение  границ  между  республиками. 
объединение республик, разделение республик на меньшие части  осуществляется 
в соответствии с  волей  населения  республик  и  принципом  самоопределения 
наций в ходе мирных переговоров с участием Центрального правительства. 
27.  Центральное  правительство  Союза  располагается  в  столице   (главном 
городе) Союза. Столица какой-либо республики, в том числе столица России  не 
может быть одновременно столицей Союза. 
28. Центральное правительство Союза включает: 
1) Съезд народных депутатов Союза; 
2) Совет Министров Союза: 
3) Верховный Суд Союза. 
Глава  Центрального  правительства  Союза  -   Президент   Союза   Советских 
Республик Европы и Азии. Центральное правительство  обладает  всей  полнотой 
высшей власти в стране, не разделяя ее с  руководящими  органами  какой-либо 
партии. 
29. Съезд народных депутатов Союза имеет две палаты. 
1-я Палата, или Палата Республик  (1000  (750?)  депутатов),  избирается  по 
территориальному   принципу   по   одному   депутату    от    избирательного 
территориального округа с приблизительно равным числом избирателей, 
2-я  Палата,  или  Палата  Национальностей,  избирается   по   национальному 
признаку. Избиратели каждой  национальности,  имеющей  свой  язык,  избирают 
определенное число депутатов, а именно по одному депутату от 600 тысяч  (500 
тысяч?) избирателей данной национальности и дополнительно еще  два  депутата 
данной национальности. 
Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной  основе  -  сроком 
на  пять  лет.  Обе  палаты  заседают  совместно,  но  по   ряду   вопросов, 
определенных регламентом  Съезда,  голосуют  отдельно.  В  этом  случае  для 
принятия закона или постановления требуется решение обеих палат, 
30. Съезд  народных  депутатов  Союза  Советских  Республик  Европы  и  Азии 
обладает  высшей  законодательной  властью  в  стране.  Законы   Союза,   не 
затрагивающие  положений  Конституции,  принимаются   простым   большинством 
голосов  от  списочного  состава  каждой  из  палат  и  имеют  приоритет  по 
отношению  ко  всем   законодательным   актам   союзного   значения,   кроме 
Конституции. 
Конституция  Союза  Советских  Республик  Европы  и  Азии  и  законы  Союза, 
затрагивающие  положения  Конституции,  а  также  прочие  изменения  текстов 
статей Конституции принимаются при наличии квалифицированного большин-  ства 
не менее 2/3 голосов от списочного состава в каждой из палат Съезда. 
Принятые  таким  образам  решения  имеют  приоритет  по  отношению  ко  всем 
законодательным актам союзного значения. 
31. Съезд обсуждает  бюджет  Союза  и  поправки  к  нему,  используя  доклад 
Комитета Съезда по бюджету. 
Съезд утверждает высших должностных лиц Союза. Съезд назначает Комиссии  для 
выполнения   одноразовых   поручений,   в    частности,    для    подготовки 
законопроектов и рассмотрения конфликтных ситуаций. 
Съезд назначает постоянные  Комитеты  для  разработки  перспективных  планов 
развития страны,  для  разработки  бюджета,  для  постоянного  контроля  над 
работой органов исполнительной власти. 
Съезд контролирует  работу  Центрального  банка.  Только  с  санкции  Съезда 
возможны  несбалансированные  эмиссии  и  изъятие  из  обращения  союзных  и 
республиканских денежных знаков. 
32. Съезд избирает из своего  состава  Президиум.  Члены  Президиума  Съезда 
председательствуют на Съезде,  осуществляют  организационные  функ-  ции  по 
обеспечению работы Съезда, его Комиссий и Комитетов. 
Президиум Съезда обладает правом  помилования.  Члены  Президиума  не  имеют 
других функций и не занимают  никаких  руководящих  постов  в  Правительстве 
Союза и республик и в партиях. 
33.  Совет  Министров   Союза   включает   Министерство   иностранных   дел, 
Министерство обороны. Министерство  оборонной  промышленности,  Министерство 
финансов, Министерство  транспорта  союзного  значения.  Министерство  связи 
союзного значения, а  также  другие  министерства  для  исполнения  функций, 
переданных   Центральному   правительству    отдельными    республиками    в 
соответствии  со  Специальными  протоколами  к  Союзному   договору.   Совет 
Министров .включает также Комитеты при Совете Министров  Союза.  Кандидатуры 
всех  министров,  кроме  министра  иностранных  дел  и   министра   обороны, 
предлагает Председатель Совета  Министров  и  утверждает  Съезд.  В  том  же 
порядке назначаются Председатели Комитетов при Совете Министров. 
34. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты: 
1) палата по уголовным делам; 
2) палата по гражданским делам; 
3) палата арбитража; 
4) Конституционный суд. 
Председателей каждой  из  палат  избирает  на  альтернативной  основе  Съезд 
народных депутатов Союза. 
35. Президент Союза Советских Республик Европы и Азии избирается  сроком  на 
пять лет в  ходе  прямых  всеобщих  выборов  на  альтернативной  основе.  До 
выборов каждый кандидат в президенты называет  своего  заместителя,  который 
баллотируется одновременно с ним. Президент не может совмещать свой  пост  с 
руководящей должностью в какой-либо партии. 
Президент  может  быть  отстранен  от  своей  должности  в  соответствии   с 
референдумом на территории Союза, решение о  котором  должен  принять  Съезд 
народных депутатов Союза большинством не менее  2/3  голосов  от  списочного 
состава. Голосование 'по вопросу о проведении  референдума  производится  по 
требованию не менее 60 депутатов. 
В случае смерти Президента, отстранения от должности  или  невозможности  им 
исполнения  обязанностей  по  болезни  и  другим  причинам  его   полномочия 
переходят к Заместителю. 
36. Президент представляет Союз в международных  переговорах  и  церемониях. 
Президент является Главнокомандующим Вооруженными  Силами  Союза.  Президент 
предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя  Совета  Министров 
Союза и министров иностранных  дел  и  обороны.  Президент  обладает  правом 
законодательной инициативы в отношении  союзных  законов  и  правом  вето  в 
отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых  менее 
чем 2/3 от списочного состава депутатов. 
37. Экономическая структура Союза  основана  на  плюралистическом  сочетании 
государственной (республиканской и  союзной),  кооперативной  акционерной  и 
частной (личной) собственности на орудия и  средства  производства,  на  все 
виды  промышленной  и  сельскохозяйственной  техники,  на   производственные 
помещения,   дороги   и   средства   транспорта,   на   средства   связи   и 
информационного обмена, включая  средства  масс-медиа,  и  собственность  на 
предметы   потребления,   включая   жилье,    а    также    интеллектуальную 
собственность, включая авторское и изобретательское право, 
38. Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью республи- ки  и 
проживающих на ее территории наций. Земля  может  быть  непосредственно  без 
посредников передана во  владение  на  неограниченный  срок  частным  лицам, 
государственным,  кооперативным  и  акционерным  организациям   с   выплатой 
земельного налога в бюджет республики. 
Для частных лиц гарантируется право наследования владения  землей  детьми  и 
близкими  родственниками.  Находящаяся  во   владении   земля   может   быть 
возвращена республике лишь по желанию владельца или при нарушении им  правил 
землепользования и при необходимости  использования  земли  государством  по 
решению законодательного органа республики с выплатой компенсации. 
39.   Количество   принадлежащей   одному   лицу   частной    собственности, 
изготовленной, приобретенной или унаследованной без нарушения закона,  ничем 
не   ограничивается.   Гарантируется   неограниченное   право   наследования 
являющихся частной собственностью домов и квартир  с  неограниченным  правом 
поселения в них наследников, а также всех  орудий  и  средств  производства, 
предметов  потребления,  денежных  знаков  и   акций.   Право   наследования 
интеллектуальной собственности определяется законами республики. 
40.  Каждый  имеет  право  распоряжаться   по   своему   усмотрению   своими 
физическими и интеллектуальными трудовыми способностями. 
41.  Частные  лица,  кооперативные,  акционерные  и  государственные   пред- 
приятия имеют  право  неограниченного  найма  работников  в  соответствии  с 
трудовым законодательством. 
42. Использование водных ресурсов, а также  других  возобновляемых  ресурсов 
государственными,  кооперативными,  арендными  и  частными  предприятиями  и 
частными  лицами  облагается  налогом  в  бюджет  республики.  Использование 
невозобновляемых ресурсов облагается выплатой в бюджет республики. 
43.  Предприятия  с  любой   формой   собственности   находятся   в   равных 
экономических, социальных и правовых условиях, пользуются  равной  и  полной 
самостоятельностью в распределении и использовании своих доходов за  вычетом 
налогов,  а  также  в  планировании  производства,  номенклатуры   и   сбыта 
продукции,   в   снабжении   сырьем,    заготовками,    полуфабрикатами    и 
комплектующими  изделиями,  в  кадровых  вопросах,   в   тарифных   ставках, 
облагаются едиными  налогами,  .которые  не  должны  превышать  в  сумме  35 
процентов  фактической   прибыли,   в   равной   мере   несут   материальную 
ответственность   за   экологические   и   социальные   последствия    своей 
деятельности. 
44. Система управления, снабжения  и  сбыта  продукции  в  промышленности  и 
сельском  хозяйстве,  за  исключением  предприятий  и  учреждений   союзного 
подчинения, строится в интересах непосредственных производителей  на  основе 
их органов управления, снабжения и сбыта продукции. 
45. Основой экономического регулирования в Союзе являются принципы  рынка  и 
конкуренции. Государственное регулирование  экономики  осуществляется  через 
экономическую  деятельность  государственных   предприятий   и   посредством 
законодательной поддержки принципов рынка,  плюралистической  конкуренции  и 
социальной справедливости. 
                                 Литература 
Андрей Сахаров. Воспоминания. Нью-Йорк, изд-во  им.  Чехова,  1990.   Андрей 
Дмитриевич.    Воспоминания    о    Сахарове.     М.,     Терра,     Книжное 
обозрение, 1990. 
В.А.Цукерман,   З.М.Азарх.   Люди   и   взрывы.-   Звезда,   1990,    ¦9-11. 
Л.В.Альтшулер.    Как    мы    делали    бомбу.    Интервью     О.П.Морозу.- 
Литературная газета, 6июня 1990. 
Б.   Л.   Альтшулер.   Научный   метод   А.Д.Сахарова.    Вопросы    истории 
естествознания и техники. М., Наука, 1993, ¦3. 
Конституционные идеи Андрея Сахарова. М., Новелла, 1990 г. 
Елена  Боннэр.  Постскриптум.  Книга  о  горьковской  ссылке.   Paris,   Ed. 
   de la Presse Libre, 1988. М., изд-во СП "Интербук", 1990. 
Андрей Сахаров. Горький, Москва далее везде. Нью-Йоpк, изд-во им. 
            Чехова, 1990. 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |