разговоре со мной, разъясняли бы суть дела: "Ведь о СОИ у всех такое же,
приблизительно, представление, как у меня. И если убедительных ответов не
найти, на Вас всех собак навешают". А.Д., потеряв интерес к исчерпанной
теме, механически взял со стола какой-то английский журнал и стал его
проглядывать - была у него такая способность, разговаривая - что-то
пробегать глазами. "Конечно, может это Вас не интересует", - возвысил я
голос, имея в виду, что не интересуют новые "навешанные собаки" - сколько
их уже на него навешали. "Нет, нет, - поспешно бросая журнальчик, испугался
Сахаров, что обижает собеседника своей невнимательностью, - очень
интересует. Но видишь ли, я свою точку зрения изложил совершенно точно.
Всем всего не разъяснишь..." - дальнейшей аргументации я не помню.
"Ну хорошо, а как по Вашему - почему Горбачев с Рейганом не смогли
договориться в Рейкъявике?" "Могу тебе сказать свое личное мнение по этому
поводу, основанное только на интуиции и больше ни на чем, - произнес А.Д. с
характерным сосредоточиванием выговаривая подготовительную фразу, когда не
то продумывалось что-то еще раз, не то слова поточнее подбирались, -
потому, что оба они не имели полномочий на что-либо соглашаться. Потому,
что они могли только посмотреть, как будет реагировать другая сторона на то
или иное предложение, так сказать - разведка..."
История на этом не кончается. Через полмесяца сидела у нас за столом
большая компания друзей, и я, под свежим еще впечатлением, всю историю
пересказал (и если сейчас в технических деталях где и проврался, то тогда
был точнее). Один из присутствующих - физик, доктор наук, хороший
специалист, сам ракетными делами никогда не занимавшийся, но с соседними
тематиками профессионально знакомый (и не хвастун - что для дальнейшего
важно) - он и говорит: "Ну и правильно, все, что Сахаров говорит - я все
это знаю: и не наступательное оружие, и подходов к решению еще не видно, и
про болванки металлические - все известно. А то, о чем наши шумят - это
чистой воды пропаганда. Безусловно, Сахаров прав".
Ладно. Проходит месяц, и вдруг я собственными ушами слышу, что наши
руководители отказываются от принципа пакета и начинают договариваться с
американцами о сокращении ракет какой-то дальности. Совершенно потрясенный
звоню Сахаровым, а Елена Георгиевна, довольным тоном: "Да, отказываются. А
что - я всегда говорила, что у меня очень умный муж, а вы все не верите..."
Так, что умный - это известно, это Бог с ним; в этом вопросе умных вон
сколько - достаточно быть хорошим специалистом в соседней области, ну,
уровня доктора наук хотя бы - и будешь все это правильно понимать. Но
почему же на всю эту рать умных нашелся только один, который вот что знал -
то и говорил вслух, не сообразуясь ни с политикой момента, ни с тем
невыгодным впечатлением, которое он на всех произведет?
Мне кажется, что Сахаров нередко говорил вещи, витавшие в воздухе,
высказывал мысли, общие для многих; что в первом еще своем "Меморандуме",
что - в "Памятной записке" Брежневу, что - протестуя против войны в
Афганистане. Да и с СОИ, и с "Декретом о власти" на Первом Съезде - то же
самое.
Ну, положим, не боялся. Но не боялся - это то, что позволяло говорить. А
что - заставляло? Чувство ответственности?
Что есть ответственность? Человек обнаруживает нечто, осознает его важность
для всех и начинает это важное утверждать в жизни всеми доступными ему
средствами. Нужна, во-первых, добросовестность - чтобы на каждом шагу быть
уверенным в правильности своих суждений. А во-вторых - необходима особая
слитность между словом и делом, готовность "валютой поступков", тратой
своих сил и времени, подкрепить высказанные утверждения.
Такой валюты у Сахарова было сколько угодно. А слова о традициях
"добросовестного отношения к труду", в которых он был воспитан, встречаются
уже в первых абзацах любой его автобиографии [1,2].
Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии
А.Д. Сахаров
|Автор этого незавершенного проекта - академик А. |
|Д. Сахаров, член Конституционной комиссии, |
|образованной первым Съездом народных депутатов |
|СССР. |
|Сахаров - один из физиков, ответственных за |
|создание водородных бомб, - известен также своей |
|активной политической деятельностью. |
1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно - Европейско-
Азиатский Союз. Советский Союз) - добровольное объединение суверенных
республик Европы и Азии.
2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти
- счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная,
благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на
Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального
положения.
3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и
культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов.
4. Союз в лице его органов власти и граждан стремится к сохранению мира во
всем мире, к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внут- ренних
условий существования человечества и жизни на Земле в целом, к гармонизации
экономического, социального и .политического развития во всем мире.
Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми
региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными,
групповыми и личными целями.
В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к
встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и
капиталистической систем как к единственному кардинальному решению
глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением конвергенции в
перспективе должно быть создание Мирового правительства.
5. Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязан- ностью
граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и
гражданских прав личности. Осуществление .прав личности не должно
противоречить правам других людей, интересам общества в целом. Граждане и
учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза и республик
и принципами Всеобщей декларации прав человека ООН.
Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе
Пакты о правах человека ООН и Конституции Союза, имеют на территории Союза
прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик.
6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека -
свободу убеждений,
свободу слова и информационного обмена,
свободу религии,
свободу ассоциаций, митингов и демонстраций,
свободу эмиграции и возвращения в свою страну,
свободу поездок за рубеж,
свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах
страны,
неприкосновенность жилища,
свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской
необходимостью психиатрической госпитализации.
Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные
с убеждениями, если в них нет призывов к насилию, иного ущемления прав
других людей или государственной измены.
7. В основе политической, культурной и идеологической жизни общества лежат
принципы плюрализма и терпимости.
8. Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На
территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.
9. Принцип презумпции невиновности является основополагающим при судебном
рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может быть лишен
какого-либо звания и членства в какой-либо организации или публично обвинен
в совершении преступления до вступления в законную силу приговора суда.
10. На территории Союза запрещена какая-либо дискриминация в вопросах
работы, оплаты труда и трудоустройства, поступления в учебные заведения и
получения образования по признакам национальности, религиозных и
политических убеждений, наличия в прошлом судимости, при условии ее снятия,
а также (при отсутствии прямых противопоказаний) по признакам пола, воз-
раста и состояния здоровья.
11. На территории Союза запрещена дискриминация в вопросах предостав- ления
жилья, медицинской помощи и в других социальных вопросах по при- знакам
пола, национальности, религиозных и политических убеждений, воз- раста и
состояния здоровья, наличия в прошлом судимости.
12. Никто не должен жить в нищете. Пенсии по старости для лиц, достигших
пенсионного возраста, пенсии для инвалидов войны, труда и детства не могут
быть ниже прожиточного уровня. Пособия и другие виды социальной помощи
должны гарантировать уровень жизни всех членов общества не ниже
прожиточного минимума.
Медицинское обслуживание граждан и система образования строятся на основе
принципов социальной справедливости, доступности минимально-достаточиого
медицинского обслуживания (бесплатного и платного), отдыха и образования
для каждого вне зависимости от имущественного положения, места проживания и
работы.
Вместе с тем должны существовать платные системы медицинского обслуживания
и конкурсные системы образования, обеспечивающие более высокий общий
уровень на основе конкуренции.
13. Союз не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессианства.
Вооруженные Силы строятся в соответствии с принципом оборонительной
достаточности.
14. Союз подтверждает принципиальный отказ от применения первым ядерного
оружия. Ядерное оружие любого типа и назначения может быть применено лишь с
санкции Главнокомандующего Вооруженными Силами страны при наличии
достоверных данных об умышленном применении ядерного оружия противником и
при исчерпании новых способов разрешения конфликта.
Главнокомандующий имеет право отменить ядерную атаку, предпринятую по
ошибке, в частности уничтожить находящиеся в полете запущенные по ошибке
межконтинентальные ракеты.
Ядерное оружие является лишь средством предотвращения ядерного нападения
противника. Долгосрочной целью политики Союза является полная ликвидация и
запрещение ядерного оружия и других ввдов оружия массового уничтожения при
условии равновесия в обычных вооружениях.
15. В Союзе не допускаются действия каких-либо тайных служб охраны
общественного и государственного порядка. Тайная деятельность за пределами
страны ограничивается задачами разведки и контрразведки. Тайная
политическая, подрывная, дезинформационная деятельность, поддержка
террористической деятельности и участие в ней, участие в контрабанде, в
торговле наркотиками и в других незаконных действиях запрещаются.
16. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики
является право на самоопределение.
17. Вступление республики в Союз Советских Республик Европы и Азии
осуществляется на основе Союзного договора в соответствии с волей населения
республики по решению высшего законодательного органа республики.
Дополнительные условия вхождения в Союз данной республики оформляются
Специальным протоколом в соответствии с волей населения республики. Никаких
других национально-территориальных единиц, кроме республик, Конституция
Союза не предусматривает, но республика может быть разделена на отдельные
административно-экономические районы.
Решение о вхождении республики в Союз принимается на Учредительном Съезде
Союза или на Съезде народных депутатов Союза.
18. Республика имеет право выхода из Союза. Решение о выходе респуб- лики
из Союза должно быть принято высшим законодательным органом республики в
соответствии с референдумом на территории республики не ранее чем через год
после вступления республики в Союз.
Республика может быть исключена из Союза. Исключение республики из Союза
осуществляется решением Съезда народных депутатов Союза большинством не
менее 2/3 голосов в соответствии с волей населения Союза, не ранее чем
через три года после вступления республики в Союз.
19. Входящие в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве
Основного закона, действующего на территории республики, наряду с
Конституциями республик. Республики передают Центральному правительству
осуществление основных задач внешней политики и обороны страны. На всей
территории Союза действует единая денежная система. Республики передают в
ведение Центрального правительства транспорт и связь союзного значения.
Кроме перечисленных, общих для всех республик условий вхождения в Союз,
отдельные республики могут передавать Центральному правительству другие
функции, а также полностью или частично объединять органы управления с
другими республиками. Эти дополнительные условия членства в Союзе данной
республики должны быть зафиксированы в протоколе к Союзному договору и
основываться на референдуме иа территории республики.
20. Оборона страны от внешнего нападения возлагается на Вооруженные Силы,
которые формируются на основе Союзного закона. В соответствии со
Специальным протоколом республика может иметь республиканские Вооруженные
Силы или отдельные рода войск, которые формируются из населения .
республики и дислоцируются на территории республик. Республиканские
Вооруженные Силы и подразделения входят в Союзные Вооруженные Силы и
подчиняются единому командованию. Все снабжение Вооруженных Сил
вооружением. обмундированием и продовольствием осуществляется
централизованно на средства союзного бюджета.
21. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с
союзной денежной системой.
В этом случае республиканские денежные знаки обязательны к приему
повсеместно на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны во
всех учреждениях союзного подчинения и допускаются во всех остальных
учреждениях.
Только Центральный банк Союза имеет право выпуска и аннулирования союзных и
республиканских денежных знаков.
22. Республика, если противное не оговорено в Специальном протоколе,
обладает полной экономической самостоятельностью. Все решения, относя-
щиеся к хозяйственной деятельности и строительству, за исключением
деятельности и строительства, имеющих отношение к функциям, переданным
Центральному правительству, принимаются соответствующими органами
республики.
Никакое строительство союзного значения не 'может быть предпринято без
решения .республиканских органов управления.
Все налоги и другие денежные поступления от предприятий и населения на
территории республики поступают в бюджет республики. Из этого бюджета для
поддержания функций, переданных Центральному правительству, в союзный
бюджет вносится сумма, определяемая бюджетным Комитетом Союза на условиях,
указанных в Специальном протоколе. Остальная часть поступлений в бюджет
находится в полном распоряжении правительства республики.
Республика обладает правом прямых международных экономических контактов,
включая прямые торговые отношения и организацию совместных предприятий с
зарубежными партнерами.
23. Республика имеет собственную, независимую от Центрального правительства
систему правоохранительных органов (милиция. Министерство внутренних дел,
пенитенциарная система, прокуратура, судебная система). Однако судебные
решения и приговоры по уголовным и гражданским делам, принятые в
республике, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховном Суде
Союза.
Приговоры по уголовным делам могут быть отменены в порядке помилования
Президентом Союза или Президиумом Съезда народных депутатов Союза. На
территории республики действуют союзные законы, при условии утверждения их
верховным законодательным органом республики, и республиканские законы.
24. На территории республики государственным является язык национальности,
указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны
две или более национальности, то в республике действуют два или более
государственных языка.
Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений
является русский язык. Русский язык является равноправным с государственным
языком республики во всех учреждениях и на предприятиях союзного
подчинения. Язык межнационального общения не определяется конституционно.
В республике Россия русский язык является одновременно республиканским
государственным языком и языком межреспубликанских отношений.
25. Первоначально структурными составными частями Союза Советских Республик
Европы и Азии являются Союзные и Автономные республики, Национальные
автономные области и Национальные округа бывшего Союза Советских
Социалистических Республик.
Бывшая РСФСР образует Республику Россия и ряд других республик. Россия
разделена на четыре экономических района - Европейская Россия, Урал,
Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную
экономическую самостоятельность, а также самостоятельность в раде других
функций в соответствии со Специальным протоколом.
26. Границы между республиками являются незыблемыми первые 10 лет после
Учредительного Съезда. В дальнейшем изменение границ между республиками.
объединение республик, разделение республик на меньшие части осуществляется
в соответствии с волей населения республик и принципом самоопределения
наций в ходе мирных переговоров с участием Центрального правительства.
27. Центральное правительство Союза располагается в столице (главном
городе) Союза. Столица какой-либо республики, в том числе столица России не
может быть одновременно столицей Союза.
28. Центральное правительство Союза включает:
1) Съезд народных депутатов Союза;
2) Совет Министров Союза:
3) Верховный Суд Союза.
Глава Центрального правительства Союза - Президент Союза Советских
Республик Европы и Азии. Центральное правительство обладает всей полнотой
высшей власти в стране, не разделяя ее с руководящими органами какой-либо
партии.
29. Съезд народных депутатов Союза имеет две палаты.
1-я Палата, или Палата Республик (1000 (750?) депутатов), избирается по
территориальному принципу по одному депутату от избирательного
территориального округа с приблизительно равным числом избирателей,
2-я Палата, или Палата Национальностей, избирается по национальному
признаку. Избиратели каждой национальности, имеющей свой язык, избирают
определенное число депутатов, а именно по одному депутату от 600 тысяч (500
тысяч?) избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата
данной национальности.
Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком
на пять лет. Обе палаты заседают совместно, но по ряду вопросов,
определенных регламентом Съезда, голосуют отдельно. В этом случае для
принятия закона или постановления требуется решение обеих палат,
30. Съезд народных депутатов Союза Советских Республик Европы и Азии
обладает высшей законодательной властью в стране. Законы Союза, не
затрагивающие положений Конституции, принимаются простым большинством
голосов от списочного состава каждой из палат и имеют приоритет по
отношению ко всем законодательным актам союзного значения, кроме
Конституции.
Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии и законы Союза,
затрагивающие положения Конституции, а также прочие изменения текстов
статей Конституции принимаются при наличии квалифицированного большин- ства
не менее 2/3 голосов от списочного состава в каждой из палат Съезда.
Принятые таким образам решения имеют приоритет по отношению ко всем
законодательным актам союзного значения.
31. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему, используя доклад
Комитета Съезда по бюджету.
Съезд утверждает высших должностных лиц Союза. Съезд назначает Комиссии для
выполнения одноразовых поручений, в частности, для подготовки
законопроектов и рассмотрения конфликтных ситуаций.
Съезд назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов
развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над
работой органов исполнительной власти.
Съезд контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда
возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и
республиканских денежных знаков.
32. Съезд избирает из своего состава Президиум. Члены Президиума Съезда
председательствуют на Съезде, осуществляют организационные функ- ции по
обеспечению работы Съезда, его Комиссий и Комитетов.
Президиум Съезда обладает правом помилования. Члены Президиума не имеют
других функций и не занимают никаких руководящих постов в Правительстве
Союза и республик и в партиях.
33. Совет Министров Союза включает Министерство иностранных дел,
Министерство обороны. Министерство оборонной промышленности, Министерство
финансов, Министерство транспорта союзного значения. Министерство связи
союзного значения, а также другие министерства для исполнения функций,
переданных Центральному правительству отдельными республиками в
соответствии со Специальными протоколами к Союзному договору. Совет
Министров .включает также Комитеты при Совете Министров Союза. Кандидатуры
всех министров, кроме министра иностранных дел и министра обороны,
предлагает Председатель Совета Министров и утверждает Съезд. В том же
порядке назначаются Председатели Комитетов при Совете Министров.
34. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты:
1) палата по уголовным делам;
2) палата по гражданским делам;
3) палата арбитража;
4) Конституционный суд.
Председателей каждой из палат избирает на альтернативной основе Съезд
народных депутатов Союза.
35. Президент Союза Советских Республик Европы и Азии избирается сроком на
пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. До
выборов каждый кандидат в президенты называет своего заместителя, который
баллотируется одновременно с ним. Президент не может совмещать свой пост с
руководящей должностью в какой-либо партии.
Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии с
референдумом на территории Союза, решение о котором должен принять Съезд
народных депутатов Союза большинством не менее 2/3 голосов от списочного
состава. Голосование 'по вопросу о проведении референдума производится по
требованию не менее 60 депутатов.
В случае смерти Президента, отстранения от должности или невозможности им
исполнения обязанностей по болезни и другим причинам его полномочия
переходят к Заместителю.
36. Президент представляет Союз в международных переговорах и церемониях.
Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза. Президент
предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров
Союза и министров иностранных дел и обороны. Президент обладает правом
законодательной инициативы в отношении союзных законов и правом вето в
отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее
чем 2/3 от списочного состава депутатов.
37. Экономическая структура Союза основана на плюралистическом сочетании
государственной (республиканской и союзной), кооперативной акционерной и
частной (личной) собственности на орудия и средства производства, на все
виды промышленной и сельскохозяйственной техники, на производственные
помещения, дороги и средства транспорта, на средства связи и
информационного обмена, включая средства масс-медиа, и собственность на
предметы потребления, включая жилье, а также интеллектуальную
собственность, включая авторское и изобретательское право,
38. Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью республи- ки и
проживающих на ее территории наций. Земля может быть непосредственно без
посредников передана во владение на неограниченный срок частным лицам,
государственным, кооперативным и акционерным организациям с выплатой
земельного налога в бюджет республики.
Для частных лиц гарантируется право наследования владения землей детьми и
близкими родственниками. Находящаяся во владении земля может быть
возвращена республике лишь по желанию владельца или при нарушении им правил
землепользования и при необходимости использования земли государством по
решению законодательного органа республики с выплатой компенсации.
39. Количество принадлежащей одному лицу частной собственности,
изготовленной, приобретенной или унаследованной без нарушения закона, ничем
не ограничивается. Гарантируется неограниченное право наследования
являющихся частной собственностью домов и квартир с неограниченным правом
поселения в них наследников, а также всех орудий и средств производства,
предметов потребления, денежных знаков и акций. Право наследования
интеллектуальной собственности определяется законами республики.
40. Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению своими
физическими и интеллектуальными трудовыми способностями.
41. Частные лица, кооперативные, акционерные и государственные пред-
приятия имеют право неограниченного найма работников в соответствии с
трудовым законодательством.
42. Использование водных ресурсов, а также других возобновляемых ресурсов
государственными, кооперативными, арендными и частными предприятиями и
частными лицами облагается налогом в бюджет республики. Использование
невозобновляемых ресурсов облагается выплатой в бюджет республики.
43. Предприятия с любой формой собственности находятся в равных
экономических, социальных и правовых условиях, пользуются равной и полной
самостоятельностью в распределении и использовании своих доходов за вычетом
налогов, а также в планировании производства, номенклатуры и сбыта
продукции, в снабжении сырьем, заготовками, полуфабрикатами и
комплектующими изделиями, в кадровых вопросах, в тарифных ставках,
облагаются едиными налогами, .которые не должны превышать в сумме 35
процентов фактической прибыли, в равной мере несут материальную
ответственность за экологические и социальные последствия своей
деятельности.
44. Система управления, снабжения и сбыта продукции в промышленности и
сельском хозяйстве, за исключением предприятий и учреждений союзного
подчинения, строится в интересах непосредственных производителей на основе
их органов управления, снабжения и сбыта продукции.
45. Основой экономического регулирования в Союзе являются принципы рынка и
конкуренции. Государственное регулирование экономики осуществляется через
экономическую деятельность государственных предприятий и посредством
законодательной поддержки принципов рынка, плюралистической конкуренции и
социальной справедливости.
Литература
Андрей Сахаров. Воспоминания. Нью-Йорк, изд-во им. Чехова, 1990. Андрей
Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. М., Терра, Книжное
обозрение, 1990.
В.А.Цукерман, З.М.Азарх. Люди и взрывы.- Звезда, 1990, ¦9-11.
Л.В.Альтшулер. Как мы делали бомбу. Интервью О.П.Морозу.-
Литературная газета, 6июня 1990.
Б. Л. Альтшулер. Научный метод А.Д.Сахарова. Вопросы истории
естествознания и техники. М., Наука, 1993, ¦3.
Конституционные идеи Андрея Сахарова. М., Новелла, 1990 г.
Елена Боннэр. Постскриптум. Книга о горьковской ссылке. Paris, Ed.
de la Presse Libre, 1988. М., изд-во СП "Интербук", 1990.
Андрей Сахаров. Горький, Москва далее везде. Нью-Йоpк, изд-во им.
Чехова, 1990.
Страницы: 1, 2, 3
|