Меню
Поиск



рефераты скачатьА. Д. Сахаров борец за свободу

разговоре со мной, разъясняли бы суть дела: "Ведь о СОИ у всех такое же,

приблизительно, представление, как у меня. И если убедительных ответов не

найти, на Вас всех собак навешают". А.Д., потеряв интерес к исчерпанной

теме, механически взял со стола какой-то английский журнал и стал его

проглядывать - была у него такая способность, разговаривая - что-то

пробегать глазами. "Конечно, может это Вас не интересует", - возвысил я

голос, имея в виду, что не интересуют новые "навешанные собаки" - сколько

их уже на него навешали. "Нет, нет, - поспешно бросая журнальчик, испугался

Сахаров, что обижает собеседника своей невнимательностью, - очень

интересует. Но видишь ли, я свою точку зрения изложил совершенно точно.

Всем всего не разъяснишь..." - дальнейшей аргументации я не помню.

"Ну хорошо, а как по Вашему - почему Горбачев с Рейганом не смогли

договориться в Рейкъявике?" "Могу тебе сказать свое личное мнение по этому

поводу, основанное только на интуиции и больше ни на чем, - произнес А.Д. с

характерным сосредоточиванием выговаривая подготовительную фразу, когда не

то продумывалось что-то еще раз, не то слова поточнее подбирались, -

потому, что оба они не имели полномочий на что-либо соглашаться. Потому,

что они могли только посмотреть, как будет реагировать другая сторона на то

или иное предложение, так сказать - разведка..."

История на этом не кончается. Через полмесяца сидела у нас за столом

большая компания друзей, и я, под свежим еще впечатлением, всю историю

пересказал (и если сейчас в технических деталях где и проврался, то тогда

был точнее). Один из присутствующих - физик, доктор наук, хороший

специалист, сам ракетными делами никогда не занимавшийся, но с соседними

тематиками профессионально знакомый (и не хвастун - что для дальнейшего

важно) - он и говорит: "Ну и правильно, все, что Сахаров говорит - я все

это знаю: и не наступательное оружие, и подходов к решению еще не видно, и

про болванки металлические - все известно. А то, о чем наши шумят - это

чистой воды пропаганда. Безусловно, Сахаров прав".

Ладно. Проходит месяц, и вдруг я собственными ушами слышу, что наши

руководители отказываются от принципа пакета и начинают договариваться с

американцами о сокращении ракет какой-то дальности. Совершенно потрясенный

звоню Сахаровым, а Елена Георгиевна, довольным тоном: "Да, отказываются. А

что - я всегда говорила, что у меня очень умный муж, а вы все не верите..."

Так, что умный - это известно, это Бог с ним; в этом вопросе умных вон

сколько - достаточно быть хорошим специалистом в соседней области, ну,

уровня доктора наук хотя бы - и будешь все это правильно понимать. Но

почему же на всю эту рать умных нашелся только один, который вот что знал -

то и говорил вслух, не сообразуясь ни с политикой момента, ни с тем

невыгодным впечатлением, которое он на всех произведет?

Мне кажется, что Сахаров нередко говорил вещи, витавшие в воздухе,

высказывал мысли, общие для многих; что в первом еще своем "Меморандуме",

что - в "Памятной записке" Брежневу, что - протестуя против войны в

Афганистане. Да и с СОИ, и с "Декретом о власти" на Первом Съезде - то же

самое.

Ну, положим, не боялся. Но не боялся - это то, что позволяло говорить. А

что - заставляло? Чувство ответственности?

Что есть ответственность? Человек обнаруживает нечто, осознает его важность

для всех и начинает это важное утверждать в жизни всеми доступными ему

средствами. Нужна, во-первых, добросовестность - чтобы на каждом шагу быть

уверенным в правильности своих суждений. А во-вторых - необходима особая

слитность между словом и делом, готовность "валютой поступков", тратой

своих сил и времени, подкрепить высказанные утверждения.

Такой валюты у Сахарова было сколько угодно. А слова о традициях

"добросовестного отношения к труду", в которых он был воспитан, встречаются

уже в первых абзацах любой его автобиографии [1,2].

Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии

А.Д. Сахаров

|Автор этого незавершенного проекта - академик А. |

|Д. Сахаров, член Конституционной комиссии, |

|образованной первым Съездом народных депутатов |

|СССР. |

|Сахаров - один из физиков, ответственных за |

|создание водородных бомб, - известен также своей |

|активной политической деятельностью. |

1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно - Европейско-

Азиатский Союз. Советский Союз) - добровольное объединение суверенных

республик Европы и Азии.

2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти

- счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная,

благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на

Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального

положения.

3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и

культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов.

4. Союз в лице его органов власти и граждан стремится к сохранению мира во

всем мире, к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внут- ренних

условий существования человечества и жизни на Земле в целом, к гармонизации

экономического, социального и .политического развития во всем мире.

Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми

региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными,

групповыми и личными целями.

В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к

встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и

капиталистической систем как к единственному кардинальному решению

глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением конвергенции в

перспективе должно быть создание Мирового правительства.

5. Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязан- ностью

граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и

гражданских прав личности. Осуществление .прав личности не должно

противоречить правам других людей, интересам общества в целом. Граждане и

учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза и республик

и принципами Всеобщей декларации прав человека ООН.

Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе

Пакты о правах человека ООН и Конституции Союза, имеют на территории Союза

прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик.

6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека -

свободу убеждений,

свободу слова и информационного обмена,

свободу религии,

свободу ассоциаций, митингов и демонстраций,

свободу эмиграции и возвращения в свою страну,

свободу поездок за рубеж,

свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах

страны,

неприкосновенность жилища,

свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской

необходимостью психиатрической госпитализации.

Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные

с убеждениями, если в них нет призывов к насилию, иного ущемления прав

других людей или государственной измены.

7. В основе политической, культурной и идеологической жизни общества лежат

принципы плюрализма и терпимости.

8. Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На

территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.

9. Принцип презумпции невиновности является основополагающим при судебном

рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может быть лишен

какого-либо звания и членства в какой-либо организации или публично обвинен

в совершении преступления до вступления в законную силу приговора суда.

10. На территории Союза запрещена какая-либо дискриминация в вопросах

работы, оплаты труда и трудоустройства, поступления в учебные заведения и

получения образования по признакам национальности, религиозных и

политических убеждений, наличия в прошлом судимости, при условии ее снятия,

а также (при отсутствии прямых противопоказаний) по признакам пола, воз-

раста и состояния здоровья.

11. На территории Союза запрещена дискриминация в вопросах предостав- ления

жилья, медицинской помощи и в других социальных вопросах по при- знакам

пола, национальности, религиозных и политических убеждений, воз- раста и

состояния здоровья, наличия в прошлом судимости.

12. Никто не должен жить в нищете. Пенсии по старости для лиц, достигших

пенсионного возраста, пенсии для инвалидов войны, труда и детства не могут

быть ниже прожиточного уровня. Пособия и другие виды социальной помощи

должны гарантировать уровень жизни всех членов общества не ниже

прожиточного минимума.

Медицинское обслуживание граждан и система образования строятся на основе

принципов социальной справедливости, доступности минимально-достаточиого

медицинского обслуживания (бесплатного и платного), отдыха и образования

для каждого вне зависимости от имущественного положения, места проживания и

работы.

Вместе с тем должны существовать платные системы медицинского обслуживания

и конкурсные системы образования, обеспечивающие более высокий общий

уровень на основе конкуренции.

13. Союз не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессианства.

Вооруженные Силы строятся в соответствии с принципом оборонительной

достаточности.

14. Союз подтверждает принципиальный отказ от применения первым ядерного

оружия. Ядерное оружие любого типа и назначения может быть применено лишь с

санкции Главнокомандующего Вооруженными Силами страны при наличии

достоверных данных об умышленном применении ядерного оружия противником и

при исчерпании новых способов разрешения конфликта.

Главнокомандующий имеет право отменить ядерную атаку, предпринятую по

ошибке, в частности уничтожить находящиеся в полете запущенные по ошибке

межконтинентальные ракеты.

Ядерное оружие является лишь средством предотвращения ядерного нападения

противника. Долгосрочной целью политики Союза является полная ликвидация и

запрещение ядерного оружия и других ввдов оружия массового уничтожения при

условии равновесия в обычных вооружениях.

15. В Союзе не допускаются действия каких-либо тайных служб охраны

общественного и государственного порядка. Тайная деятельность за пределами

страны ограничивается задачами разведки и контрразведки. Тайная

политическая, подрывная, дезинформационная деятельность, поддержка

террористической деятельности и участие в ней, участие в контрабанде, в

торговле наркотиками и в других незаконных действиях запрещаются.

16. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики

является право на самоопределение.

17. Вступление республики в Союз Советских Республик Европы и Азии

осуществляется на основе Союзного договора в соответствии с волей населения

республики по решению высшего законодательного органа республики.

Дополнительные условия вхождения в Союз данной республики оформляются

Специальным протоколом в соответствии с волей населения республики. Никаких

других национально-территориальных единиц, кроме республик, Конституция

Союза не предусматривает, но республика может быть разделена на отдельные

административно-экономические районы.

Решение о вхождении республики в Союз принимается на Учредительном Съезде

Союза или на Съезде народных депутатов Союза.

18. Республика имеет право выхода из Союза. Решение о выходе респуб- лики

из Союза должно быть принято высшим законодательным органом республики в

соответствии с референдумом на территории республики не ранее чем через год

после вступления республики в Союз.

Республика может быть исключена из Союза. Исключение республики из Союза

осуществляется решением Съезда народных депутатов Союза большинством не

менее 2/3 голосов в соответствии с волей населения Союза, не ранее чем

через три года после вступления республики в Союз.

19. Входящие в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве

Основного закона, действующего на территории республики, наряду с

Конституциями республик. Республики передают Центральному правительству

осуществление основных задач внешней политики и обороны страны. На всей

территории Союза действует единая денежная система. Республики передают в

ведение Центрального правительства транспорт и связь союзного значения.

Кроме перечисленных, общих для всех республик условий вхождения в Союз,

отдельные республики могут передавать Центральному правительству другие

функции, а также полностью или частично объединять органы управления с

другими республиками. Эти дополнительные условия членства в Союзе данной

республики должны быть зафиксированы в протоколе к Союзному договору и

основываться на референдуме иа территории республики.

20. Оборона страны от внешнего нападения возлагается на Вооруженные Силы,

которые формируются на основе Союзного закона. В соответствии со

Специальным протоколом республика может иметь республиканские Вооруженные

Силы или отдельные рода войск, которые формируются из населения .

республики и дислоцируются на территории республик. Республиканские

Вооруженные Силы и подразделения входят в Союзные Вооруженные Силы и

подчиняются единому командованию. Все снабжение Вооруженных Сил

вооружением. обмундированием и продовольствием осуществляется

централизованно на средства союзного бюджета.

21. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с

союзной денежной системой.

В этом случае республиканские денежные знаки обязательны к приему

повсеместно на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны во

всех учреждениях союзного подчинения и допускаются во всех остальных

учреждениях.

Только Центральный банк Союза имеет право выпуска и аннулирования союзных и

республиканских денежных знаков.

22. Республика, если противное не оговорено в Специальном протоколе,

обладает полной экономической самостоятельностью. Все решения, относя-

щиеся к хозяйственной деятельности и строительству, за исключением

деятельности и строительства, имеющих отношение к функциям, переданным

Центральному правительству, принимаются соответствующими органами

республики.

Никакое строительство союзного значения не 'может быть предпринято без

решения .республиканских органов управления.

Все налоги и другие денежные поступления от предприятий и населения на

территории республики поступают в бюджет республики. Из этого бюджета для

поддержания функций, переданных Центральному правительству, в союзный

бюджет вносится сумма, определяемая бюджетным Комитетом Союза на условиях,

указанных в Специальном протоколе. Остальная часть поступлений в бюджет

находится в полном распоряжении правительства республики.

Республика обладает правом прямых международных экономических контактов,

включая прямые торговые отношения и организацию совместных предприятий с

зарубежными партнерами.

23. Республика имеет собственную, независимую от Центрального правительства

систему правоохранительных органов (милиция. Министерство внутренних дел,

пенитенциарная система, прокуратура, судебная система). Однако судебные

решения и приговоры по уголовным и гражданским делам, принятые в

республике, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховном Суде

Союза.

Приговоры по уголовным делам могут быть отменены в порядке помилования

Президентом Союза или Президиумом Съезда народных депутатов Союза. На

территории республики действуют союзные законы, при условии утверждения их

верховным законодательным органом республики, и республиканские законы.

24. На территории республики государственным является язык национальности,

указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны

две или более национальности, то в республике действуют два или более

государственных языка.

Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений

является русский язык. Русский язык является равноправным с государственным

языком республики во всех учреждениях и на предприятиях союзного

подчинения. Язык межнационального общения не определяется конституционно.

В республике Россия русский язык является одновременно республиканским

государственным языком и языком межреспубликанских отношений.

25. Первоначально структурными составными частями Союза Советских Республик

Европы и Азии являются Союзные и Автономные республики, Национальные

автономные области и Национальные округа бывшего Союза Советских

Социалистических Республик.

Бывшая РСФСР образует Республику Россия и ряд других республик. Россия

разделена на четыре экономических района - Европейская Россия, Урал,

Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную

экономическую самостоятельность, а также самостоятельность в раде других

функций в соответствии со Специальным протоколом.

26. Границы между республиками являются незыблемыми первые 10 лет после

Учредительного Съезда. В дальнейшем изменение границ между республиками.

объединение республик, разделение республик на меньшие части осуществляется

в соответствии с волей населения республик и принципом самоопределения

наций в ходе мирных переговоров с участием Центрального правительства.

27. Центральное правительство Союза располагается в столице (главном

городе) Союза. Столица какой-либо республики, в том числе столица России не

может быть одновременно столицей Союза.

28. Центральное правительство Союза включает:

1) Съезд народных депутатов Союза;

2) Совет Министров Союза:

3) Верховный Суд Союза.

Глава Центрального правительства Союза - Президент Союза Советских

Республик Европы и Азии. Центральное правительство обладает всей полнотой

высшей власти в стране, не разделяя ее с руководящими органами какой-либо

партии.

29. Съезд народных депутатов Союза имеет две палаты.

1-я Палата, или Палата Республик (1000 (750?) депутатов), избирается по

территориальному принципу по одному депутату от избирательного

территориального округа с приблизительно равным числом избирателей,

2-я Палата, или Палата Национальностей, избирается по национальному

признаку. Избиратели каждой национальности, имеющей свой язык, избирают

определенное число депутатов, а именно по одному депутату от 600 тысяч (500

тысяч?) избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата

данной национальности.

Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком

на пять лет. Обе палаты заседают совместно, но по ряду вопросов,

определенных регламентом Съезда, голосуют отдельно. В этом случае для

принятия закона или постановления требуется решение обеих палат,

30. Съезд народных депутатов Союза Советских Республик Европы и Азии

обладает высшей законодательной властью в стране. Законы Союза, не

затрагивающие положений Конституции, принимаются простым большинством

голосов от списочного состава каждой из палат и имеют приоритет по

отношению ко всем законодательным актам союзного значения, кроме

Конституции.

Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии и законы Союза,

затрагивающие положения Конституции, а также прочие изменения текстов

статей Конституции принимаются при наличии квалифицированного большин- ства

не менее 2/3 голосов от списочного состава в каждой из палат Съезда.

Принятые таким образам решения имеют приоритет по отношению ко всем

законодательным актам союзного значения.

31. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему, используя доклад

Комитета Съезда по бюджету.

Съезд утверждает высших должностных лиц Союза. Съезд назначает Комиссии для

выполнения одноразовых поручений, в частности, для подготовки

законопроектов и рассмотрения конфликтных ситуаций.

Съезд назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов

развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над

работой органов исполнительной власти.

Съезд контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда

возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и

республиканских денежных знаков.

32. Съезд избирает из своего состава Президиум. Члены Президиума Съезда

председательствуют на Съезде, осуществляют организационные функ- ции по

обеспечению работы Съезда, его Комиссий и Комитетов.

Президиум Съезда обладает правом помилования. Члены Президиума не имеют

других функций и не занимают никаких руководящих постов в Правительстве

Союза и республик и в партиях.

33. Совет Министров Союза включает Министерство иностранных дел,

Министерство обороны. Министерство оборонной промышленности, Министерство

финансов, Министерство транспорта союзного значения. Министерство связи

союзного значения, а также другие министерства для исполнения функций,

переданных Центральному правительству отдельными республиками в

соответствии со Специальными протоколами к Союзному договору. Совет

Министров .включает также Комитеты при Совете Министров Союза. Кандидатуры

всех министров, кроме министра иностранных дел и министра обороны,

предлагает Председатель Совета Министров и утверждает Съезд. В том же

порядке назначаются Председатели Комитетов при Совете Министров.

34. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты:

1) палата по уголовным делам;

2) палата по гражданским делам;

3) палата арбитража;

4) Конституционный суд.

Председателей каждой из палат избирает на альтернативной основе Съезд

народных депутатов Союза.

35. Президент Союза Советских Республик Европы и Азии избирается сроком на

пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. До

выборов каждый кандидат в президенты называет своего заместителя, который

баллотируется одновременно с ним. Президент не может совмещать свой пост с

руководящей должностью в какой-либо партии.

Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии с

референдумом на территории Союза, решение о котором должен принять Съезд

народных депутатов Союза большинством не менее 2/3 голосов от списочного

состава. Голосование 'по вопросу о проведении референдума производится по

требованию не менее 60 депутатов.

В случае смерти Президента, отстранения от должности или невозможности им

исполнения обязанностей по болезни и другим причинам его полномочия

переходят к Заместителю.

36. Президент представляет Союз в международных переговорах и церемониях.

Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза. Президент

предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров

Союза и министров иностранных дел и обороны. Президент обладает правом

законодательной инициативы в отношении союзных законов и правом вето в

отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее

чем 2/3 от списочного состава депутатов.

37. Экономическая структура Союза основана на плюралистическом сочетании

государственной (республиканской и союзной), кооперативной акционерной и

частной (личной) собственности на орудия и средства производства, на все

виды промышленной и сельскохозяйственной техники, на производственные

помещения, дороги и средства транспорта, на средства связи и

информационного обмена, включая средства масс-медиа, и собственность на

предметы потребления, включая жилье, а также интеллектуальную

собственность, включая авторское и изобретательское право,

38. Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью республи- ки и

проживающих на ее территории наций. Земля может быть непосредственно без

посредников передана во владение на неограниченный срок частным лицам,

государственным, кооперативным и акционерным организациям с выплатой

земельного налога в бюджет республики.

Для частных лиц гарантируется право наследования владения землей детьми и

близкими родственниками. Находящаяся во владении земля может быть

возвращена республике лишь по желанию владельца или при нарушении им правил

землепользования и при необходимости использования земли государством по

решению законодательного органа республики с выплатой компенсации.

39. Количество принадлежащей одному лицу частной собственности,

изготовленной, приобретенной или унаследованной без нарушения закона, ничем

не ограничивается. Гарантируется неограниченное право наследования

являющихся частной собственностью домов и квартир с неограниченным правом

поселения в них наследников, а также всех орудий и средств производства,

предметов потребления, денежных знаков и акций. Право наследования

интеллектуальной собственности определяется законами республики.

40. Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению своими

физическими и интеллектуальными трудовыми способностями.

41. Частные лица, кооперативные, акционерные и государственные пред-

приятия имеют право неограниченного найма работников в соответствии с

трудовым законодательством.

42. Использование водных ресурсов, а также других возобновляемых ресурсов

государственными, кооперативными, арендными и частными предприятиями и

частными лицами облагается налогом в бюджет республики. Использование

невозобновляемых ресурсов облагается выплатой в бюджет республики.

43. Предприятия с любой формой собственности находятся в равных

экономических, социальных и правовых условиях, пользуются равной и полной

самостоятельностью в распределении и использовании своих доходов за вычетом

налогов, а также в планировании производства, номенклатуры и сбыта

продукции, в снабжении сырьем, заготовками, полуфабрикатами и

комплектующими изделиями, в кадровых вопросах, в тарифных ставках,

облагаются едиными налогами, .которые не должны превышать в сумме 35

процентов фактической прибыли, в равной мере несут материальную

ответственность за экологические и социальные последствия своей

деятельности.

44. Система управления, снабжения и сбыта продукции в промышленности и

сельском хозяйстве, за исключением предприятий и учреждений союзного

подчинения, строится в интересах непосредственных производителей на основе

их органов управления, снабжения и сбыта продукции.

45. Основой экономического регулирования в Союзе являются принципы рынка и

конкуренции. Государственное регулирование экономики осуществляется через

экономическую деятельность государственных предприятий и посредством

законодательной поддержки принципов рынка, плюралистической конкуренции и

социальной справедливости.

Литература

Андрей Сахаров. Воспоминания. Нью-Йорк, изд-во им. Чехова, 1990. Андрей

Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. М., Терра, Книжное

обозрение, 1990.

В.А.Цукерман, З.М.Азарх. Люди и взрывы.- Звезда, 1990, ¦9-11.

Л.В.Альтшулер. Как мы делали бомбу. Интервью О.П.Морозу.-

Литературная газета, 6июня 1990.

Б. Л. Альтшулер. Научный метод А.Д.Сахарова. Вопросы истории

естествознания и техники. М., Наука, 1993, ¦3.

Конституционные идеи Андрея Сахарова. М., Новелла, 1990 г.

Елена Боннэр. Постскриптум. Книга о горьковской ссылке. Paris, Ed.

de la Presse Libre, 1988. М., изд-во СП "Интербук", 1990.

Андрей Сахаров. Горький, Москва далее везде. Нью-Йоpк, изд-во им.

Чехова, 1990.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.